Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕКЦИЯ 9. Сравнительные характеристики носителей звука



Пластинки (винил, vinyl)

Пластинка — пионер в области «звуконосительства». В раннем возрасте она собственно и не была пластинкой — это был восковой валик. Пластинка сделана из винила, на которой механическим путем нарезана спиральная канавка, профиль которой соответствует звуковым колебаниям. По этой канавке во время воспроизведения бежит игла, колеблясь в соответствии с профилем, «снимая» звук, который из механических колебаний преобразуется в электрические и далее поступает на усилитель с колонками. Не каждая пластинка нарезается заново. Сначала изготавливается металлический образец, с которого уже штампуют диск. Пластинку легко поцарапать, они деформируются от повышенной температуры и от других механических воздействий.

Не следует забывать, что винил — аналоговый носитель, без каких-либо аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований. И, по словам профессиональных DJ, звучание их более насыщенно.

Магнитные ленты ( magnetic tapes )

История магнитных лент богата. Учитывая все их недостатки, они все же продолжают оставаться самыми удобными и дешевыми носителями звука с возможностью записи. Принцип записи достаточно прост: используется ферромагнитная лента, обладающая свойством намагничиваться и размагничиваться при воздействии магнитных полей. Для записи достаточно протянуть ленту вдоль записывающей головки с определенной скоростью — она намагнитится в соответствии со звуковым напряжением, подаваемым на головку. При воспроизведении — наоборот: лента протягивается с той же скоростью мимо воспроизводящей головки, которая преобразует переменное магнитное поле в электрические колебания и далее, как обычно, — усилитель с колонками.

Недостатки: недолговечность, ленты подвержены саморазмагничиванию со временем, причем оно не столь велико — примерно двадцать лет в зависимости от качества ленты. Ленту можно размагнитить и совершенно случайно, поместив ее в магнитное поле достаточно большой величины. Если лента рвется — это фатально, и склеить ее так, чтобы это было совершенно незаметно на слух, уже не удастся. Ленты растягиваются, что искажает звук. Самая большая проблема — настройка головки в магнитофонах, т.к. обычно полностью настроить ее не удается, да и где гарантия, что прослушиваемый вами материал не был записан на магнитофоне с плохо настроенной головкой. То же самое со скоростью движения ленты — никакими надежными способами контролировать эту скорость не удается, все зависит от настройки электродвигателя магнитофона. Следующая болезнь магнитофонов: детонация, связанная с неточностями настройки лентопротяжного механизма, стоимость которого велика. Детонация сильно сказывается на качестве звука. Магнитные ленты обладают большим уровнем собственных шумов, снизить который позволяют лишь системы шумопонижения типа Dolby, и то не всегда. Единственное уже упоминавшееся достоинство лент — возможность многократной (хотя не слишком) перезаписи и низкая стоимость носителей.

К цифровым DAT-кассетам, где тоже используют магнитную ленту, вышеупомянутые технические требования значительно снижены, т.к. они являются носителями цифровой информации и не так критичны к собственным шумам и детонации.

То же относится и к магнитным дискам (3, 5-дюймовым компьютерным дискетам — Floppy Disk).

Компакт-диски (CD, Compact Disc)

Cчитается, что компакт-диск — один из самых удачных примеров кооперации нескольких компаний-гигантов (Sony и Philips). Этот стандарт достаточно удачен во всех своих технических решениях, поэтому компакт-диски существуют уже более 30 лет и совершенно не собираются сдавать свои позиции. CD — первый носитель звука, обладающий «идеальным» качеством для человеческого уха со средними характеристиками. Компакт-диски в идеале вечны. Информация, записываемая на них, — цифровая, поэтому на качество звучания влияет только проигрыватель. Принцип записи/воспроизведения весьма сложен, но все недостатки предыдущих носителей, как звуковые, так и пользовательские, ликвидированы. Хотя ранее и не предусматривалась возможность записи на CD в бытовых условиях, теперь это стало возможным с помощью компьютеров.

Мини-диски (MiniDisc)

Запись на мини-диски тоже цифровая, но с использованием сжатия данных. Сжатие там сродни технологии mp3, поэтому нельзя назвать эту технику «студийной». MD механически надежнее CD из-за конструкции носителя: он защищен дополнительным внешним корпусом. Поэтому их чаще используют в качестве концертных носителей.

Сейчас SONY представляет новые типы носителей MiniDisc — 1Gb, на которые можно вести запись как в формате ATRAC (SONY), так и в привычных mp3, и даже просто PCM. Кроме этого, данные носители можно использовать для простого переноса файлов.

 

ЛЕКЦИЯ 10 Стереофоническая звукозапись

Стереофоническая звукозапись — вид звукозаписи, при котором фонограмма содержит информацию о пространственном расположении источников звука во время записи. Под стереофонической звукозаписью понимают и соответствующий процесс записи звука, и записанную таким способом информацию. При воспроизведении стереозаписи слушатель воспринимает звук более естественно — как бы исходящим от многих отдельных источников, расположенных так же, как и во время записи; у слушателя создается впечатление «объемности» и «прозрачности» звучания. Такой эффект достигается благодаря раздельной (по нескольким каналам) записи электрических сигналов, получаемых от разных микрофонов, и их раздельному (по соответствующему числу каналов) воспроизведению громкоговорителями. Расположение громкоговорителей должно быть подобно расположению микрофонов (должны совпадать «правая» и «левая» стороны), в отдельных каналах воспроизведения необходимы равенство коэффициентов усиления и определенное соотношение фаз сигналов (проверка правильности воспроизведения осуществляется с помощью специальных записей, например, содержащихся на испытательной грампластинке). Эффектное впечатление создается при прослушивании 2-канальной стереозаписи через специальный головной телефон с раздельным подключением его правого и левого капсюлей к соответствующим каналам. Качество стереофонической звукопередачи тем выше, чем больше используется каналов записи и воспроизведения; число каналов, однако, ограничивают, чтобы избежать чрезмерной сложности и высокой стоимости аппаратуры. Больше всего каналов (пять) применяют при записи звука в панорамном кино и широкоформатном кино, в стереофонической аппаратуре бытового назначения (в магнитофонах, электрофонах) их обычно два, но и при этом качество звучания намного выше, чем при одноканальной, монофонической, звукопередаче. С начала 70-х гг. ХХ в. в бытовой аппаратуре применяют также 4-канальную — квадрафоническую звукозапись. При воспроизведении такой записи два громкоговорителя размещают перед слушателем и два — позади него. При любом способе стереофонической звукозаписи. к ней предъявляют требование совместимости с монофонической звукозаписью, что означает возможность воспроизведения записи на монофоническом воспроизводящем устройстве, без стереоэффекта.

 

ЛЕКЦИЯ 11. Мультитрек

Мультитрек — формат записи, который позволяет записывать множество источников сигнала (инструменты, вокал, отдельные эффекты) на какой-либо носитель, а затем проигрывать в совершенной синхронизации. Этот вид записи часто используется современными исполнителями популярной музыки на концертных выступлениях.

При желании можно использовать заранее записанную в фонограмме партию инструмента, или заменить ее «живым» исполнением прямо на сцене.

Звуковой материал чаще всего записывается на жесткий диск (ноутбук с многоканальной аудиокартой), что позволяет оперативно включать или отключать (мутировать) необходимый трек с записью партии инструмента (вокалиста, эффекта и т.д.)

 

ЛЕКЦИЯ 12. Аналого-цифровой (АЦП)
и цифро-аналоговый (ЦАП) преобразователи


Поделиться:



Популярное:

  1. Грудной резонатор — нижняя опора звука.
  2. Информационная емкость носителей информации
  3. Классы условий труда в зависимости от уровней шума, локальной и общей вибрации, инфра- и ультразвука на рабочем месте
  4. ЛЕКЦИЯ 4. Носители звука и устройства его воспроизведения
  5. На уровне сиддхи стираются все грани, поэтому источник звука и приемник растворяются друг в друге. Можно сказать, что они достигают совершенной гармонии, воспринимаемой как тишина.
  6. Обследование возможности произнесения звука в предложении
  7. Переключении тумблера «ВУК» не слышно звука включения
  8. Перкуссия легких. Физическое обоснование метода. Способы перкуссии. Виды перкуторного звука.
  9. Предельно допустимые уровни воздушного ультразвука на рабочих местах
  10. Распределение звука по трем регистрам
  11. Связь чувствительности микрофона с динамическими характеристиками источника звука.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь