Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕКЦИЯ 16. Запись сигналов от различных источников



Запись вокала, помещение

Чаще всего вокалисты при записи располагаются в отдельном, хорошо акустически заглушенном помещении, а объем создается искусственным образом при помощи обработки звука ревербератором. Однако если у вас нет заглушенного помещения, вполне можно использовать естественную реверберацию.

Выбор микрофона

Каждый исполнитель, каждая песня требуют индивидуального подхода. Но есть несколько критериев, от которых надо отталкиваться при выборе микрофона. Так, динамические микрофоны характеризуются меньшим количеством высоких частот, но обладают большей стойкостью к перегрузкам. Для вокалистов с очень мощным голосом этот тип микрофонов может быть единственным приемлемым вариантом. Однако чаще для записи вокала используются все-таки конденсаторные микрофоны, причем микрофоны с большой мембраной. Конденсаторные микрофоны с малой мембраной дают менее окрашенный звук, который хорош при записи подпевок.

Некоторые модели микрофонов, часто использующиеся для записи голоса: конденсаторные с большой мембраной — Neumann U 87, AKG C 414, Neumann TLM 193, Audio-Technica AT 4050; динамические — Shure SM 58, Sennheiser MD 421, Electro-Voice RE 20.

Процесс записи

Одна из основных проблем при записи вокала — взрывные согласные и шипящие звуки.

Микрофон лучше поместить чуть выше линии рта, примерно на линии носа (если микрофон установлен сверху вниз), или чуть ниже линии рта (если микрофон установлен обычно), и не направлять его прямо в рот исполнителя. Можно применить и экран, он позволяет удержать наиболее активных вокалистов. Иногда помогает ветрозащита. Впрочем, для достижения эффекта интимности можно петь близко к микрофону, но тогда вокалист должен уметь это делать.

От проникновения вибрационных шумов помогают подвеска микрофона (наиболее известный тип подвески — «паук», когда микрофон находится на растяжках) и стойка со специальными вибропоглощающими элементами в конструкции.

Аккомпанемент

Для получения хорошей записи очень важным является комфортный звук аккомпанемента. Например, громкость сопровождения может повлиять на точность пения, поскольку чем звук тише, тем он субъективно кажется ниже. Однако комфортность аккомпанемента включает не только приемлемую громкость, но и, возможно, специальный баланс инструментов. Если вокальная партия требует ритмичности, сделайте несколько громче барабаны. Для более точной фразировки можно усилить инструменты, определяющие гармонию песни, например, бас, клавишные или гитару. Партии дополнительных, украшающих инструментов можно сделать тише или убрать совсем.

Многим вокалистам, особенно не имеющим большого опыта студийной записи, тяжело петь в наушниках. Вернее им тяжело слышать себя в наушниках, так как они привыкли контролировать свое пение в открытом акустическом пространстве. Поэтому наушники лучше использовать открытые. Можно подать звук только в один наушник и при этом снять другой. В конечном итоге можно отказаться от наушников и слушать в мониторах, если включить их не громко

Оборудование

Есть два основных подхода к процессу записи. Первый — звук до записи не должен проходить дополнительной обработки. Кроме, возможно, динамической, например, компрессирования или лимитирования. Второй — вы можете спокойно обрабатывать звук всеми необходимыми средствами, включая эквализацию и реверберацию. Мы не рекомендуем применять второй способ тем, кто не обладает достаточным практическим опытом подобной записи

Одним из способов решения проблемы шипящих звуков является применение «деэссера» или компрессора вместе с эквалайзером.

Часто используется прием под названием «double track» (двойная дорожка). Это означает, что одна и та же вокальная партия не только прописывается на нескольких дорожках, но и воспроизводится при сведении с нескольких дорожек. Таким образом, звук получается более плотным (что особенно ценно для высоких теноров), а за счет неизбежных небольших расхождений в ритмике и высоте тона происходит естественное «хорусирование».

Последующая обработка

Если у вас есть несколько свободных дорожек можно применить метод монтажного редактирования. Запишите несколько полных (от начала до конца) вокальных партий, выберите лучший дубль, найдите неудачные места и перепишите вместо них удачные места с других дублей

Для решения проблем строя можно попытаться обработать уже записанную партию. Если у вас есть процессор, способный производить смещение высоты тона (pitch shifter), пропустите вокальную дорожку через него. При этом необработанная дорожка должна остаться. Установите смещение высоты тона на требуемую величину и переключайтесь на обработанный сигнал.

 

ЛЕКЦИЯ 17. Запись барабанов

Прежде всего, необходимо добиться максимально хорошего звука от барабанов в акустическом варианте. Меняя расположение микрофонов относительно барабана, можно радикально изменить звучание установки.

Если вы хотите получить больше низких частот, поместите микрофон на расстоянии от двух до пяти сантиметров от ударного пластика. Приближение микрофона к пластику поднимает низкие частоты. Наиболее выраженную атаку вы получите, направив микрофон на место удара палки по пластику. Для смещения баланса к основному тону направьте микрофон немного в сторону от этого места. Чтобы подчеркнуть акустику помещения отодвиньте микрофон подальше от инструмента.

Для получения более «шумного» звука хай-хета (или индивидуально снимаемой тарелки) направляйте микрофон ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, направьте микрофон на ее купол.

Для подчеркивания атаки в бас-барабанах, поместите микрофон внутри барабана, направив микрофон на то место пластика, в которое бьет колотушка. Для ослабления атаки направьте подальше от колотушки. Если вы хотите добавить резонанс самого барабана, отодвиньте микрофон от ударного пластика.

Существуют три основных способа записи ударной установки: двухмикрофонный, трехмикрофонный и мультимикрофонный.

Двухмикрофонный способ, производится двумя микрофонами, которые обычно располагают над установкой «overhead». Такой способ практикуется в случае, когда надо получить максимально естественное звучание установки.

При трехмикрофонном способе к двум верхним микрофонам добавляют еще один, обычно для бас-барабана, но в некоторых случаях для малого барабана.

Способ, в котором для записи установки применяется более трех микрофонов, называется мультимикрофонным.

Рассмотрим специфику записи основных ударных инструментов.

Бас-барабан

Для записи бас-барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны с большой мембраной: AKG D 112, D 12 E и Sennheiser MD 421. Также рекомендуются Electro-Voice RE 20, Shure SM 7, Beyer TG-X 50 и Audio-Technica ATM 25. Иногда для записи бас-барабана используют два микрофона. Причем рекомендуется применять микрофоны, звучащие по-разному. Например, обладающий агрессивным звучанием динамический микрофон Sennheiser 421 (его для подчеркивания атаки направляют на место удара) и звучащий тепло конденсаторный (обычно Neumann U 47) на расстоянии 2—3 метра от передней части (противоположной ударному пластику) барабана для получения в звучании «воздуха». Микшируя сигналы этих микрофонов, можно найти нужный баланс между атакой и резонансом барабана.

Малый барабан

При записи малого барабана рекомендуется использовать динамические микрофоны вокального типа. Подобными качествами обладают микрофоны Shure Beta 57 и Beta 58, представители серий вокальных микрофонов N/Dym фирмы Electro-Voice и D фирмы Audix. Микрофоны серий Они обладают сходными характеристиками и звучанием, и поэтому годится любой из них. Кроме того, для записи малого барабана хороши лучшие вокальные динамические микрофоны производства компаний Beyer, AKG и Sennheiser. Очень часто в качестве такого микрофона выступает Shure SM 57. Микрофон устанавливается над малым барабаном, в четырех-пяти сантиметрах от пластика, под углом к нему.

Для получения более яркого звука, его снимают конденсаторным микрофоном с малой мембраной или устанавливают такой микрофон в качестве дополнительного под малым барабаном. Основным тогда является установленный сверху динамический. Всякий раз, когда вы снимаете звук барабана двумя микрофонами, пробуйте включать микрофоны в противофазе, это может улучшить звучание.

Томы

При записи томов рекомендуется использовать средние и большие динамические микрофоны, хотя часто используются и Sennheiser 421, 409 и, конечно, Shure SM 57. Много поклонников имеют также Electro-Voice N/D 308 и N/D 408 из-за присущего этим микрофонам хорошего звучания, небольших размеров и удобной конструкции. Некоторые инженеры любят использовать дорогие большие конденсаторные микрофоны (особенной популярностью пользуется Neumann U 87). Другие же идут иным путем, применяя маленькие конденсаторные микрофоны, типа AKG C 408, Shure SM 98 и Audio-Technica ATM 35. Эти микрофоны имеет хорошие характеристики и звучание.

Расстояние микрофона от пластика варьируется. Направив микрофон между двумя соседними томами, вы можете довольно прилично записать оба, при этом сократив необходимое количество микрофонов.

Иногда микрофоны устанавливают внутрь барабанов. Фирма May выпускает комплект крепежей, с помощью которых можно, не просверлив ни одного дополнительного отверстия (используются уже имеющиеся отверстия), установить внутрь бас-барабана, малого барабана и каждого тома свой микрофон.

Хай-хет

Применяются конденсаторные микрофоны с малой мембраной. Их очень хорошие динамические характеристики и прекрасная передача самых высоких частот дает искрящийся звук, что в звучании хай-хета едва ли не самое главное. Рекомендуются к использованию следующие микрофоны: Neumann KM 84 и KM 184, AKG 451, 452 и 460, также как Shure SM 81, Audio-Technica 4031 и 4051. Для начала установите микрофон в 10—20 см над верхней тарелкой, под углом к ней. Послушайте, как во время игры микрофон передает нюансы звучания (как он снимает игру по краю, ближе к средней части, звук открытого хай-хета, закрытого и т.д.).

Верхние микрофоны (overhead)

Имеет значение то, для чего используются верхние микрофоны: для записи всей установки или только для тарелок. Если для тарелок, то используете конденсаторные микрофоны с малой мембраной, типа тех, которые рекомендуются для хай-хета. Для того, чтобы снять звук всей ударной установки, большинство инженеров используют конденсаторные микрофоны с большой мембраной.

Для этой цели, конечно, хорош классический ламповый микрофон AKG C 12. Neumann U 87 приблизительно также популярен, как и AKG C 414. Также можно использовать новый микрофон AKG C 414 TL II, который создавался для того, чтобы звучать подобно C 12, но по цене укладываться в малую часть стоимости C 12. Audio-Technica AT 4030, AT 4050 и Neumann TLM 193 тоже подходят, как, впрочем, и почти любой студийный конденсаторный микрофон с большой мембраной. Микрофоны рекомендуется размещать над установкой под углом друг к другу от 75 до 135 градусов. Существуют два классических положения верхних микрофонов при стереозаписи. Положение X, при котором оси микрофонов пересекаются (левый микрофон смотрит на правую тарелку, а правый на левую) и положение Y (левый микрофон смотрит на левую тарелку, а правый на правую). При этом микрофоны располагаются рядом друг с другом. Подобное размещение дает хорошую позицию в панораме и помогает избежать противофазы.

Микрофоны общего плана

Если вы записываете ударные в хорошо звучащем помещении, никогда не повредит установка пары микрофонов общего плана, чтобы с их помощью снимать акустику помещения и добавлять ее к звуку собственно установки. Для этой цели предпочитают большие конденсаторные микрофоны (также как для верхних микрофонов).

Динамическая обработка

Используя приборы динамической обработки (гейт, компрессор, экспандер, лимитер) можно очень серьезно влиять на звучание ударных. Если инструменты не «разделить», то приличного результата добиться не удастся. В большинстве же случаев проникновение вреда не приносит. Ударная установка — единый инструмент.

Применение компрессора позволяет сделать звучание барабана более плотным. Крайне желательно использование лимитера, который не даст уровню подняться выше заданного. С распространением нестойкой к перегрузкам цифровой звукозаписывающей техники без лимитера обойтись очень сложно.

Если не удалось получить приличного звучания установки, тогда барабаны помимо микрофонов часто снабжают акустическими триггерами, включенными в MIDI конвертер, который в свою очередь подключается к звуковому модулю или семплеру. В результате удар по барабану преобразуется в MIDI сигнал, запускающий нужный вам звук, что превращает живую установку в комбинированную акустически-электронную. Таким образом, можно в любых пропорциях смешивать звук живых барабанов с электронным, а при наличии семплера, и вообще практически с любым звуком. Возможности подобных систем очень широки и, как правило, используются как в студиях, так и на концертах.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь