Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛЕКЦИЯ 18. Запись акустических, электрических и бас-гитар



Источник звука

Как всегда, лучшую запись можно получить в том случае, когда хорош сам источник звука и акустическое пространство, в котором происходит запись (если используются микрофоны).

В отличие от акустической гитары, при записи электро- и бас-гитар звучание инструмента определяет сочетание самой гитары и усилителя, а также используемой гитаристом обработки.

Так как наилучший звук усилителя получается при достаточной громкости, не рекомендуем помещать его в аппаратной.

Предусилитель и D-box

Самый простой способ записи электрических инструментов — подключить их непосредственно в пульт, так называемая «запись в линию». Этот способ, применять рекомендуется только в особых случаях. Намного лучший вариант — запись через предусилитель или устройство прямого подключения (Direct Inject box). Советуем использовать только активные D-box.

Микрофон

Есть некоторые стандартные позиции микрофонов относительно источников звука, однако гитары позволяют вам намного больше возможностей экспериментировать с их расположением. Так, хотя акустическую гитару чаще всего записывают, располагая микрофон перед ней, ничто не мешает вам попробовать установить микрофон сверху за гитаристом, ведь это именно тот звук, который слышит исполнитель.

Не следует размещать микрофон слишком близко к источнику звука. Микрофон, размещенный на расстоянии, принимает более естественный звук. Для акустических инструментов попробуйте для начала расположить микрофон на таком расстоянии от инструмента, которое равно длине самого инструмента. Если вы записываете несколько инструментов, каждый своим микрофоном, старайтесь соблюдать правило «3: 1». Оно гласит, что расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше, чем расстояние от микрофона до источника звука. Именно проникновение звука в другие микрофоны является основной проблемой при записи в помещении с малыми размерами.

Акустическая гитара

Для этого инструмента характерен широкий диапазон производимых им частот. Поэтому лучше использовать конденсаторный микрофон. Чаще всего микрофон направляют на середину между местом соединения грифа с корпусом и резонирующим отверстием. Направление непосредственно на отверстие в корпусе приводит к излишне гулкому звучанию.

При записи двумя микрофонами попробуйте установить второй со стороны правой руки исполнителя, на линии продолжения гитарного грифа. Расстояние от него до гитары должно быть таким же, как и у первого микрофона.

Электрогитара

Хотя наилучший звук можно получить при записи с усилителя (комбо-усилителя), в условиях небольшой студии такой способ иногда вызывает больше проблем, чем решает. Это проникновение между микрофонами, или недостаточное качество самих гитарных усилителей.

Поэтому достаточно часто используются имитаторы усилителей и комбо, так называемые спикосимуляторы, которые не только позволяют вам подключить гитару непосредственно к линейному входу (как и D-box), но и пытаются имитировать звучание, возникающее при употреблении связки комбо — микрофон. Популярные модели подобных устройств (Tech 21 SansAmp PSA 1 и DigiTech GSP 2001).

Одно из самых больших воздействий на звук при записи с комбо-усилителя оказывает расположение микрофона. Только экспериментирование позволит вам выбрать оптимальное место, но для начала установите микрофон в 20—30 см от комбо, слегка под углом и направьте его на один из динамиков. Часто используются микрофоны моделей Shure SM 57 или Electro-Voice RE 20. Для передачи акустики помещения можно метрах в двух от источника звука установить конденсаторный микрофон, например, AKG C 414. Нередко этот микрофон направляют в сторону от комбо.

Бас-гитара

В процессе студийной записи бас-гитара получает обычно меньше всего внимания. А ведь именно она составляет как ритмическую (вместе с барабанами), так и гармоническую основу записываемого произведения.

Если ваша цель — мощный роковый звук, то надо писать с комбо, причем лучше использовать специализированный микрофон (обычно это те же модели, что применяются при записи бас-барабана), например, AKG D 112. Нередко используются Electro-Voice RE 20 и Sennheiser MD 421. Для начала можно направить микрофон в середину между центром и краем одного из динамиков. Для эффекта акустики помещения можно установить конденсаторный микрофон в нескольких метрах от усилителя.

При отсутствии возможности записать с комбо используйте устройства прямого подключения или предварительные усилители. Для получения мощного звука хорошо применять ламповую технику, например, предусилитель или компрессор. Существуют также ламповые устройства прямого подключения.

Компрессирование часто используется для получения более ровного звука баса. Однако некоторые специалисты предпочитают некомпрессированный сигнал. Все зависит от исполнителя и инструмента, если громкость прыгает на разных струнах и нотах, то звук можно подровнять компрессором. В случае ровного исполнения достаточно лимитировать пики сигнала для предотвращения перегрузки.

 

ЛЕКЦИЯ 19. Техника сведения фонограммы

Удачное сведение (по другому — микширование) музыкального материала — 70% успеха финальной фонограммы. Обратите внимание на прозрачность и четкость звучания музыкальных партий.

Первоначальный материал

Для сольных партий (гитара, ритм-гитара, бас, саксофон и прочее) желательно, чтобы звук уже на записи имел нужную частотную характеристику, проще говоря, был отстроен эквалайзером. Запись фонограммы прямо с синтезатора не предполагает первоначальную отстройку эквалайзером. Это можно сделать и потом, ведь основной музыкальный трек будет всего один. Сольные треки гораздо легче поддаются обработке, эквализации, ограничению и всему прочему. А все огрехи будут незаметны.

О звуковых картах и акустике

Акустическая система, в которую вы производите сведение, помимо громкости должна иметь только два регулятора — НЧ и ВЧ. Акустические мониторы должны быть предназначены именно для сведения фонограмм, а не для прослушивания МР3 музыки. Они должны удовлетворять как минимум следующим требованиям: низкие от 80 Гц и ниже, высокие от 14.5 кГц и выше. Причем на басы следует всегда обращать более пристальное внимание, ведь именно с ними случается наибольшее количество огрехов. Чаще всего, когда акустика не воспроизводит достаточное количество басов, возникает желание добавить их, отсюда — несбалансированное их содержание в финальной фонограмме.

Влияние уровня звуковой карты на процесс сведения очевидно. Необходимо сделать собственный выбор из соотношения цена/качество.

О наушниках

Наушники очень важны. Если они будут сильно искажать звук (а как правило разброс параметров обычных, да и не только обычных наушников, весьма велик) — то в результате фонограмма не будет звучать в обычных акустических системах. Лучше сводить в не очень хорошие колонки, чем в якобы хорошо звучащие наушники. Происходит это потому, что ухо человека — весьма тонкий аппарат, и если грузить его направленным звуковым давлением (как в случае с наушниками), оно может дать обманчивые впечатления, поскольку при переизбытке или недостатке тех или иных частот ухо просто «подстроится».

О частотах

Перед сведением все треки надо отстроить по частотам. Поговорим о диапазонах. Диапазон частот до 200—250 Гц — нормальные басы, с ними надо обращаться осторожно и не перебарщивать, поскольку ими легко вызвать перегрузку. Диапазон частот в районе 300 Гц звучит «глухо» и возникает желание добавить высоких частот. Диапазон частот примерно от 1 кГц до 3, 5 кГц — средние частоты. От 4 до 10 кГц располагается то, что можно назвать «высокими частотами», по крайней мере, они уже так воспринимаются. Диапазон от 7 до 8 кГц — весьма критическая полоса частот. Как правило, в ней находится пик «восприимчивости» акустических систем, и обычно в этом диапазоне работают «деэссеры» (de-esser) — приборы для устранения перегрузок буквы «с» на треках вокала. Выше 10 кГц располагается нечто, что «добавляет воздух» в фонограмму. Подавляющее большинство людей не слышат частоты выше 13—14 кГц.

Сведение треков

Треки готовы, очищены, и отстроены по частотам. Самые главные партии — это ударные, бас и ритм-секция. Их правильный баланс решает практически все. Впрочем, то же самое касается подавляющего большинства стилей. Басы и ударные должны звучать четко и не мешать друг другу, а ритм-секция — подчеркивать хорошо сведенные ударные и басы.

Сводить треки нужно поочередно, после каждого нового трека слушать композицию еще раз и корректировать уже выстроенные треки.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь