Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ



А.С. ИВАНОВСКИЙ

 

ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Курс лекций
для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады»
направления специализации 1-17 10 01-03 «Компьютерная музыка

 

 

Минск

Современные знания

 

УДК

 

Рецензенты:

Янкович С.И., доцент кафедры инструментовки, аранжировки и

чтения партитур БГАМ

Шункевич С.Ю., звукорежиссер высшей категории художественного и

документального кино Республиканского унитарного

предприятия «Национальная киностудия «Беларусьфильм»

 

Ивановский А.С.

И Звукозаписывающее оборудование [Электронный ресурс]: курс лекций для студентов специальности 1-17 03 01 «Искусство эстрады» специализации: 1-17 10 01-03 «Компьютерная музыка» / А.С. Ивановский. — Минск: Современные знания, 2009. — 60 с.

 

ISBN 978-985-6885-37-5

 

Рассмотрены вопросы теории и практического применения многочисленных устройств, записи звука, используемых в процессе музыкального исполнения, музыки, телевидения, кино, театра и веб-дизайна. Систематизированы и изучены виды электронных устройств, применяющихся в этих областях, описаны принципы их работы.

Для студентов вузов, изучающих дисциплины: «Специнструмент (компьютер)», «Прикладные музыкальные программы», «Основы эстрадной звукорежиссуры».

 

 

УДК

 

 

ISBN 978-985-6885-37-5 © Ивановский А.С., 2009

© ЧУО «Институт современных

знаний имени А.М. Широкова», 2009

© Оформление. ЗАО «Современные

знания», 2009

 

Содержание

Введение. 4

ЛЕКЦИЯ 1. Определение и исторические сведения о звукозаписи. 4

ЛЕКЦИЯ 2. Механическая запись звука. 8

ЛЕКЦИЯ 3. История магнитной звукозаписи. 10

ЛЕКЦИЯ 4. Носители звука и устройства его воспроизведения. 14

ЛЕКЦИЯ 5. Граммофонная пластинка. 19

ЛЕКЦИЯ 6. Магнитная лента. 20

ЛЕКЦИЯ 7. Компакт-диск. 21

ЛЕКЦИЯ 8. Мини-диск. 22

ЛЕКЦИЯ 9. Сравнительные характеристики носителей звука. 24

ЛЕКЦИЯ 10 Стереофоническая звукозапись. 26

ЛЕКЦИЯ 11. Мультитрек. 28

ЛЕКЦИЯ 12. Аналого-цифровой (АЦП) и цифро-аналоговый (ЦАП) преобразователи. 28

ЛЕКЦИЯ 13. Жесткий диск. 31

ЛЕКЦИЯ 14. Магнитофон. 31

ЛЕКЦИЯ 15. Микрофоны. Классификация и основные параметры.. 33

ЛЕКЦИЯ 16. Запись сигналов от различных источников. 40

ЛЕКЦИЯ 17. Запись барабанов. 43

ЛЕКЦИЯ 18. Запись акустических, электрических и бас-гитар. 48

ЛЕКЦИЯ 19. Техника сведения фонограммы.. 51

ЛЕКЦИЯ 20. Мастеринг фонограммы.. 53

ЛЕКЦИЯ 21. Технология изготовления компакт-дисков (CD) 55

Литература. 59

 

 

Введение

Широкое использование звукозаписывающего оборудования обусловлено применением звуковой информации в самых разнообразных сферах человеческой деятельности: шоу-бизнес, радио, телевидение, театр, кино, обучение, мультимедиа и др. Соответственно, расширяются требования к оборудованию и качеству записанного звука.

Звукозапись позволяет придать необходимые качества звуковому материалу и адаптировать его к различным условиям и задачам.

Использование методов цифровой записи звука упростило задачу и привело к созданию совершенно новых их видов и форматов звукозаписи.

ЛЕКЦИЯ 1. Определение и исторические сведения
о звукозаписи

Звукозапись — процесс записи звуковой информации с целью ее сохранения и последующего воспроизведения; записью называют также записанную звуковую информацию. Звукозапись основана на изменении физического состояния или формы различных участков носителя записи — магнитной ленты, граммофонной пластинки, кинопленки и др. Аудиозапись представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором — сначала преобразуются микрофоном в электрические колебания, мощность которых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрические колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т.е. непосредственно производящий запись. Электроакустический способ обеспечивает лучшее качество записи, большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустический способ.

Для воспроизведения звукозаписи применяют электроакустический способ, при котором сначала от фонограммы получают электрические колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три основные системы записи: механическую, фотографическую и магнитную. При механической записи звука игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма которой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передает их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханическому преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрические сигналы.

Рис. 1.1. Первый фонограф Эдисона

 

Механическая аудиозапись впервые практически осуществлена в 1877 г. американским изобретателем Т.А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обернутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механическая звукозапись на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях. При фотографической записи в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся кинопленку. В результате звук оказывается «сфотографированным». После химического проявления на пленке образуется затемненная дорожка записи, прозрачность или ширина которой изменяется по длине пленки в соответствии с закономерностью записанного колебания. Для воспроизведения записи фотографическую фонограмму, которая двигается с той же скоростью, с какой двигалась пленка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фотоэлемент, фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрические колебания.

Фотографическим устройством является фотографофон, изготовленный в 1901 г. немецким инженером Э. Румером. Фотографическую запись применяют главным образом в звуковом кино. При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отдельные участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создается магнитной головкой, через обмотку которой проходят усиленные электрические токи микрофона. При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрические сигналы.

Первый аппарат для магнитной звукозаписи на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 датским инженером В. Паульсеном. С 40—50-х гг. ХХ в. получила распространение магнитная звукозапись на магнитную ленту посредством магнитофонов, которые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства. Звукозапись развивалась по пути совершенствования систем записи и перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении которой слушатель получает информацию о пространственном расположении отдельных источников звука: звук приобретает «объемность», и восприятие его становится более естественным.

Внедрение с начала 40-х гг. магнитной аудиозаписи в процесс подготовки радиопередач явилось революцией в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир события общественной жизни. Звукозапись способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, музыкального вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального искусства, исполнительского мастерства, народного творчества.

В зависимости от содержания различают звукозаписи:

– документальные записи событий, выступлений, интервью и др.;

– документально-художественные, обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера;

– художественные записи произведений художественной литературы, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (например, радиоспектакли).

Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, который помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

Принято также различать звукозапись способу и месту записи (студийные, внестудийные, трансляционные). По продолжительности хранения и длительности использования в вещании (фондовые, в том числе уникальные, и разовые). По целевому назначению (учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные). Фондовые записи предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это исторические выступления государственных и общественных деятелей, записи выдающихся произведений литературы, музыки, театра в исполнении известных мастеров искусств, фольклорные записи и др. Фондовые записи отличаются высоким уровнем техническим уровнем, производятся по возможности в специальных студиях, причем делается несколько вариантов, из которых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. Разовые записи производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования ее без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая запись обычно размагничивается. Около 75% всех радиопередач предварительно записывалось, что позволяет включать их в программы вещания с учетом разницы поясного времени в различных временных зонах и в других странах.

До сих пор ни одна другая технология, кроме цифровой, не обеспечивала столь высокого качества записи с приемлемыми затратами. Цифровые магнитофоны DAT хороши всем, кроме высокой стоимости аппаратуры, пленки и малого срока службы носителя. Мини-диску свойственны некоторые потери при передаче звуковой информации, и он может проигрываться лишь на соответствующей аппаратуре, которая у нас пока еще не так уж широко распространена. Иное дело — диск CD-R. С цифровой точки зрения, копия на нем является практически полным двойником оригинала и может воспроизводиться едва ли не на любом CD-проигрывателе (за исключением только совсем старых моделей), он достаточно долговечен (производители заявляют о 70-летнем сроке «жизни на полке»). И, что особенно важно, он обладает полной совместимостью со стандартом Аudio CD.

ЛЕКЦИЯ 6. Магнитная лента

Магнитная лента — носитель магнитной записи, представляющий собой тонкую гибкую ленту, состоящую из основы и магнитного рабочего слоя. Рабочие свойства магнитной ленты характеризуются ее чувствительностью при записи и искажениями сигнала в процессе записи и воспроизведения. Наиболее широко применяется многослойная лента с рабочим слоем из игольчатых частиц магнитно-твердых порошков, ориентированных обычно в направлении намагничивания при записи. В 1973 г. фирмой «Филипс» (Нидерланды) разработан высококачественный порошок с очень мелкими игольчатыми частицами железа. В качестве основы используются поливинилхлоридная пленка. Рабочий слой наносится на основу в виде магнитного лака, состоящего из магнитного порошка, связующего вещества, растворителя, пластификатора и различных добавок, улучшающих качество. После нанесения магнитного лака и его затвердевания лента сматывается в рулоны, а затем разрезается на полосы нужной ширины. Для улучшения качества поверхности рабочего слоя полируют. Магнитную ленту желательно хранить в помещении с кондиционированным воздухом без были при температуре 20±5 °С и относительной влажности 60±5%. Для работы в особо тяжелых климатических условиях применяют металлические или биметаллические ленты. Ширина и толщина их зависят от назначения. В звукозаписи используется магнитная лента шириной 3, 81 и 6, 25 мм и толщиной 9, 12, 18, 27, 37 и 55 мкм (кассетные и катушечные бытовые магнитофоны, студийные магнитофоны). Видеозапись осуществляется на ленту шириной 50, 8 и 25, 4 мм и толщиной 37 мкм (студийные видеомагнитофоны), 6, 25 и 12, 7 мм при толщине 37 мкм (бытовые видеомагнитофоны).

Тип образца магнитной ленты обозначается комбинацией из пяти элементов. Первый элемент — буква, обозначает назначение (например, А — звукозапись; Т — видеозапись и так далее). Второй элемент — цифра (от 0 до 9), указывает на материал основы. Третий элемент — цифра (от 0 до 9), обозначает толщину ленты, (например, 2 — 18 мкм; 3 — 27 мкм и т.д.). Четвертый элемент — цифра (от 01 до 99), обозначает технологическую разработку; пятый элемент — ширина в мм. Иногда ставят шестой, дополнительный буквенный индекс: П — для перфорированных лент; Р — магнитные ленты. к студийным магнитофонам; Б — для магнитной ленты к бытовым магнитофонам. Например, А-4402-6 обозначает ленту для звукозаписи на лавсановой основе, толщиной 37 мкм, шириной 6, 25 мм (технологическая разработка — 02). Разрабатываются металлизированные магнитные ленты. с тонким рабочим слоем из сплавов Со–Ni, Со–Р, Со–N–Р и Со–W, нанесенным электроосаждением, химическим восстановлением или напылением в вакууме

 

ЛЕКЦИЯ 7. Компакт-диск

В 1982 г. фирмами Sony и Philips была применена оптическая запись с помощью полупроводникового лазера, и появились компакт-диски. Звук на них записывался в цифровой форме, и систему отличало высокое качество звучания. Распространению компакт-дисков способствовали долговечность, малые габариты и удобство эксплуатации. Компакт-диск изготавливается из прозрачного полимера. На рабочей поверхности с отражающим слоем расположены канавки, в канавке записываются цифровые коды в виде углублений (питов). Тип цифровой информации, которую записывают на CD, не ограничен. Объем стандартного CD — 740 мегабайт. Существует и перезаписываемый (CD-RW) диск такого же объема. Технология изготовления CD рассмотрена в лекции 21.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Мини-диск

В настоящее время для оптической записи широко применяются перезаписываемые носители. В качестве перезаписываемых носителей распространение получили носители из материалов на основе недокиси теллура, ванадия, а для стирания применяют луч лазера различной интенсивности.

В 1992 г. фирма Sony разработала новый носитель записи звука –мини-диск (MD). На мини-диске можно записать 74 минуты стереозвука. Мини-диски очень удобны для записи и работы со звуком. Это и мгновенный доступ к любой композиции, и возможность реорганизации, изменения порядка записей на диске, их разделение или слияние. Название песни/диска индицируется бегущей строкой. Носитель мини-диска выдерживает миллион циклов перезаписи и при этом качество звучания не ухудшается. Отсюда — очевидное преимущество мини-дисков перед кассетами. Но широкого использования они не получили из-за малой распространенности и условной дороговизны лицензий их держателя — Sony.

Мини-диск (MD) — это магнитооптический диск диаметром 64 мм. Запись на такой диск, как и на компакт-кассету, занимает столько же времени, сколько звучит записанная музыка. Алгоритм сжатия информации на мини-дисках ATRAC превосходит по качеству алгоритм MP3 со средним битрейтом и лишь немногим уступает audio CD. Формат допускает быстрый поиск, произвольное воспроизведение и редактирование записанных треков. Благодаря наличию жесткого конверта, MD хорошо защищен от механических повреждений.

Мини-диск напоминает обычную 3, 5-дюймовую дискету, немного уменьшенную в диаметре, только информационная емкость его почти в 100 раз больше — 140 мегабайт.

По существу, мини-диск представляет собой обычный магнитооптический носитель информации, такой же, как и компьютерные магнитооптические диски. Называются эти носители так потому, что запись на них производится как на дискету, магнитным способом, а чтение — оптическим. Запись осуществляется на тонкий металлический слой специального состава, обладающий одним очень важным свойством — практически полным отсутствием перемагнетизации под воздействием внешнего магнитного поля. В связи с этим резко возрастает надежность хранения информации. Гарантия сохранности данных на таких дисках составляет порядка 30 лет.

Как происходит запись на мини-диск? Каждый ферромагнитный материал, нагретый до определенной температуры, называемой «точкой Кюри», перестает быть ферромагнитным. Если в этот момент создать вокруг него мощное магнитное поле, а затем охладить материал ниже точки Кюри, то намагниченность ферромагнитного материала останется и после отключения внешнего магнитного поля. Именно этот принцип используется при записи на магнитный диск. Элементы поверхности, находящиеся под мощным магнитным полем, последовательно разогреваются лазерным лучом. Разогревание происходит короткими импульсами, разогретое место моментально охлаждается и сохраняет в себе внешнее магнитное поле, которое имеет полярность в зависимости от записываемого значения (ноль или единица).

Чтение информации происходит при помощи того же лазера, который используется для записи. Единственное отличие — снижение мощности лазерного луча при чтении. Это делается для того, чтобы не повредить записанные данные.

Чтение основано на принципе, заключающемся в том, что при падении поляризованного света на намагниченную поверхность изменяется направление поляризации.

Благодаря применению эффективных алгоритмов экономного кодирования на мини-диск объемом 140 мегабайт удалось вместить 74 минуты высококачественного звука — столько же, сколько содержит 650-мегабайтный компакт-диск.

Первоначально мини-диск разрабатывался для применения исключительно в музыкальной сфере — на студиях звукозаписи, в профессиональном музыкальном оборудовании, в домашних аудиосистемах и портативных плеерах.

 

Пластинки (винил, vinyl)

Пластинка — пионер в области «звуконосительства». В раннем возрасте она собственно и не была пластинкой — это был восковой валик. Пластинка сделана из винила, на которой механическим путем нарезана спиральная канавка, профиль которой соответствует звуковым колебаниям. По этой канавке во время воспроизведения бежит игла, колеблясь в соответствии с профилем, «снимая» звук, который из механических колебаний преобразуется в электрические и далее поступает на усилитель с колонками. Не каждая пластинка нарезается заново. Сначала изготавливается металлический образец, с которого уже штампуют диск. Пластинку легко поцарапать, они деформируются от повышенной температуры и от других механических воздействий.

Не следует забывать, что винил — аналоговый носитель, без каких-либо аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований. И, по словам профессиональных DJ, звучание их более насыщенно.

ЛЕКЦИЯ 11. Мультитрек

Мультитрек — формат записи, который позволяет записывать множество источников сигнала (инструменты, вокал, отдельные эффекты) на какой-либо носитель, а затем проигрывать в совершенной синхронизации. Этот вид записи часто используется современными исполнителями популярной музыки на концертных выступлениях.

При желании можно использовать заранее записанную в фонограмме партию инструмента, или заменить ее «живым» исполнением прямо на сцене.

Звуковой материал чаще всего записывается на жесткий диск (ноутбук с многоканальной аудиокартой), что позволяет оперативно включать или отключать (мутировать) необходимый трек с записью партии инструмента (вокалиста, эффекта и т.д.)

 

ЛЕКЦИЯ 12. Аналого-цифровой (АЦП)
и цифро-аналоговый (ЦАП) преобразователи

ЛЕКЦИЯ 13. Жесткий диск

Технологии жестких дисков не стоят на месте, плотность записи информации на них стремительно растет. Однако при использовании современных технологий записи на магнитный диск через 5—7 лет биты данных на диске уменьшатся в размерах настолько, что могут потерять температурную стабильность. Можно использовать более стабильные магнитные носители, но существующие магнитные головки не могут записывать данные на такие носители. Специальные технологии решают эту проблему другим способом. Она предполагает точечный нагрев магнитного носителя в месте записи бита информации с помощью лазерного луча. При нагревании магнитный носитель становится более восприимчив к записи, а последующее мгновенное охлаждение стабилизирует записанные биты данных. Таким образом, тепловая обработка должна обеспечить существенное увеличение плотности записи.

Предполагается, что с помощью новых технологий удастся резко увеличить производительность, вместимость и надежность накопителей на жестких магнитных дисках. Плотность записи информации на жесткий диск будет увеличена в 100 и более раз.

 

ЛЕКЦИЯ 14. Магнитофон

Магнитофон (от магнит и греч. phone — звук), аппарат для магнитной записи и воспроизведения звука. По назначению и качественным показателям различают магнитофоны профессиональные — для синхронной (с изображением) звукозаписи на перфорированной магнитной ленте, используемые в звуковом кино, и студийные для звукозаписи на неперфорированной магнитной ленте шириной 6, 25 мм, применяемые в радиовещании, в кино и студиях грамзаписи, телецентрах и др., когда требуется высококачественная звукозапись; так называемые полупрофессиональные (чаще всего на ленте шириной 6, 25 мм) — для записи диспетчерских переговоров на транспорте, сигналов звуковых частот в научных исследованиях ит.п.; бытовые — для любительской звукозаписи и для проигрывания покупных фонограмм. Кроме того, существуют диктофоны, репортерские магнитофоны — легкие переносные аппараты с автономным электропитанием, учебные, в которых предусмотрена параллельная запись на двух дорожках и подключение к устройствам внешнего контроля в процессе обучения иностранным языкам и т.д., магнитофонные приставки, а также сочетания магнитофона с другими аппаратами (магнитола, магниторадиола).

В состав магнитофона входят лентопротяжный механизм для продвижения ленты, усилители электрических сигналов, магнитные головки для записи, воспроизведения и стирания записи, генератор высокочастотных колебаний, указатель (индикатор) уровня записи и устройство электропитания. Получаемый от генератора ток высокой частоты (40—200 кГц) подается в обмотки головки записи (для подмагничивания ленты) и головки стирания записи. От величины подмагничивания зависят основные качественные показатели магнитофона. Сила тока подмагничивания выбирается оптимальной для каждого типа магнитной ленты. В целях упрощения и удешевления магнитофонов (особенно бытовых) применяют универсальный (для поочередной записи и воспроизведения) усилитель и универсальную магнитную головку. Обычно в магнитофоне лента наматывается или на сердечник (в профессиональных), или на катушки (в полупрофессиональных и бытовых). В кассетном магнитофоне лента (изредка магнитная проволока) расположена в закрытой кассете, которая легко устанавливается и снимается. Применение таких кассет защищает ленту от пыли и прикосновения рук, а также упрощает эксплуатацию. В стереофонических магнитофонах структурная схема усложняется: для каждого канала требуются отдельные усилители, головки, громкоговорители. Бытовые стереофонические магнитофоны имеют 2 канала; профессиональные — до 16. Определены рабочие скорости ленты: 38, 1; 19, 05; 9, 53; 4, 76 см/сек. В некоторых магнитофонах предусмотрена работа на двух или трех скоростях по выбору. Качественные показатели аппарата зависят от его назначения, класса и рабочей скорости. Как правило, чем больше скорость движения ленты, тем качественные показатели магнитофона.

 

ЛЕКЦИЯ 15. Микрофоны.
Классификация и основные параметры

Микрофон — это устройство для преобразования акустических колебаний воздушной среды в электрические сигналы.

В настоящее время существуют различные типы микрофонов, которые находят широкое применение в системах радиовещания, телевидения, телефонии, озвучения, звукоусиления, записи и усиления звука. Микрофон является первым и одним из наиболее важных звеньев любого электроакустического тракта. Поэтому его свойства оказывают огромное влияние на качество работы этого тракта.

По способу преобразования колебаний микрофоны подразделяют на:

электродинамические (ленточные и катушечные)

электростатические (конденсаторные и электретные)

электромагнитные, угольные и др.

По диапазону воспринимаемых частот:

узкополосные (речевые)

широкополосные (музыкальные)

По направленности:

ненаправленные (круговые)

двунаправленные (восьмеричные или косинусоидальные)

однонаправленные (кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные),

остронаправленные

По помехозащищенности:

шумозащищенные

обычного исполнения

По электроакустическим параметрам микрофоны разделяют на четыре группы сложности: нулевая (высшая), первая, вторая и третья. Микрофоны нулевой, первой и второй групп сложности предназначены для звукопередачи, звукозаписи и звукоусиления музыки и речи, микрофоны третьей группы сложности — только для речи. Кроме того, по некоторым параметрам микрофоны подразделяются на устройства высшей и первой категории качества.

Основные параметры микрофонов: номинальный диапазон частот, модуль полного электрического сопротивления, чувствительность, типовая частотная характеристика чувствительности, характеристика направленности.

Номинальный диапазон частот — тот диапазон частот, в котором микрофон воспринимает акустические колебания и в котором нормируются его параметры. Для профессиональных студийных целей обычно стремятся использовать микрофоны нулевой группы сложности высшей категории качества, для которых нормируется диапазон частот 20—20000 Гц. Микрофоны первой группы сложности должны иметь номинальный диапазон частот не менее 31, 5—18000 Гц, второй группы 50—15000 Гц, третьей группы 63—12500 Гц.

Модуль полного электрического сопротивления (называемого также выходным или внутренним) нормируется на частоте 1 кГц. Сопротивление может быть комплексным или активным. Если оно комплексное и, следовательно, зависимое от частоты, то приводят или модуль на частоте 1 кГц, или среднее значение по диапазону частот. Для микрофонов нулевой и первой групп сложности нормируется значение модуля полного электрического сопротивления 50 Ом и менее, 100 и 200 Ом, а для микрофонов второй и третьей групп сложности также еще и 2 кОм.

Чувствительность микрофона — это отношение напряжения U на выходе микрофона к воздействующему на него звуковому давлению р, выраженное в милливольтах на паскаль (мВ/Па): E=U/p.

Характеристика направленности R(q) — зависимость чувствительности микрофона в свободном поле на определенной частоте f от угла q между рабочей осью микрофона и направлением на источник звука.

Диаграмма направленности — это графическое изображение характеристики направленности, которое чаще всего приводят в полярных координатах.

Оптические микрофоны

В обычных микрофонах, что конденсаторных, что динамических, колебания воздушной среды преобразуются в электрические. В новом микрофоне наличествует еще одно звено — световой луч. В микрофоне есть два световода: один — издающий, другой — принимающий, а вместо стандартной мембраны используется зеркальная мембрана, отражающая луч на принимающий световод. Когда эта мембрана находится в состоянии покоя, луч попадает точно на принимающий светодиод. Но стоит мембране прийти в движение от воздействия на нее звука, как угол отражения, естественно, меняется, соответственно, меняется и количество света, попадающего на принимающий светодиод. Все это фиксируется фотодетектором, который уже преобразует световой поток в электрические колебания.

Цифровые микрофоны

В цифровом микрофоне, без какого бы то ни было усиления, аналоговый сигнал превращается в цифровой. Это осуществляется с помощью уникального конвертера. На выходе цифрового преобразователя вырабатывается 28-битный сигнал с динамическим диапазоном более 140 дБ. Основное преимущество прямого преобразования — значительное увеличение динамического диапазона, которое заметно на всем дальнейшем пути прохождения сигнала. Регулировка чувствительности осуществляется в цифровом виде, в результате можно отказаться от таких традиционных периферийных устройств, как предусилитель и аналого-цифровой преобразователь.

 

Запись вокала, помещение

Чаще всего вокалисты при записи располагаются в отдельном, хорошо акустически заглушенном помещении, а объем создается искусственным образом при помощи обработки звука ревербератором. Однако если у вас нет заглушенного помещения, вполне можно использовать естественную реверберацию.

Выбор микрофона

Каждый исполнитель, каждая песня требуют индивидуального подхода. Но есть несколько критериев, от которых надо отталкиваться при выборе микрофона. Так, динамические микрофоны характеризуются меньшим количеством высоких частот, но обладают большей стойкостью к перегрузкам. Для вокалистов с очень мощным голосом этот тип микрофонов может быть единственным приемлемым вариантом. Однако чаще для записи вокала используются все-таки конденсаторные микрофоны, причем микрофоны с большой мембраной. Конденсаторные микрофоны с малой мембраной дают менее окрашенный звук, который хорош при записи подпевок.

Некоторые модели микрофонов, часто использующиеся для записи голоса: конденсаторные с большой мембраной — Neumann U 87, AKG C 414, Neumann TLM 193, Audio-Technica AT 4050; динамические — Shure SM 58, Sennheiser MD 421, Electro-Voice RE 20.

Процесс записи

Одна из основных проблем при записи вокала — взрывные согласные и шипящие звуки.

Микрофон лучше поместить чуть выше линии рта, примерно на линии носа (если микрофон установлен сверху вниз), или чуть ниже линии рта (если микрофон установлен обычно), и не направлять его прямо в рот исполнителя. Можно применить и экран, он позволяет удержать наиболее активных вокалистов. Иногда помогает ветрозащита. Впрочем, для достижения эффекта интимности можно петь близко к микрофону, но тогда вокалист должен уметь это делать.

От проникновения вибрационных шумов помогают подвеска микрофона (наиболее известный тип подвески — «паук», когда микрофон находится на растяжках) и стойка со специальными вибропоглощающими элементами в конструкции.

Аккомпанемент

Для получения хорошей записи очень важным является комфортный звук аккомпанемента. Например, громкость сопровождения может повлиять на точность пения, поскольку чем звук тише, тем он субъективно кажется ниже. Однако комфортность аккомпанемента включает не только приемлемую громкость, но и, возможно, специальный баланс инструментов. Если вокальная партия требует ритмичности, сделайте несколько громче барабаны. Для более точной фразировки можно усилить инструменты, определяющие гармонию песни, например, бас, клавишные или гитару. Партии дополнительных, украшающих инструментов можно сделать тише или убрать совсем.

Многим вокалистам, особенно не имеющим большого опыта студийной записи, тяжело петь в наушниках. Вернее им тяжело слышать себя в наушниках, так как они привыкли контролировать свое пение в открытом акустическом пространстве. Поэтому наушники лучше использовать открытые. Можно подать звук только в один наушник и при этом снять другой. В конечном итоге можно отказаться от наушников и слушать в мониторах, если включить их не громко

Оборудование

Есть два основных подхода к процессу записи. Первый — звук до записи не должен проходить дополнительной обработки. Кроме, возможно, динамической, например, компрессирования или лимитирования. Второй — вы можете спокойно обрабатывать звук всеми необходимыми средствами, включая эквализацию и реверберацию. Мы не рекомендуем применять второй способ тем, кто не обладает достаточным практическим опытом подобной записи

Одним из способов решения проблемы шипящих звуков является применение «деэссера» или компрессора вместе с эквалайзером.

Часто используется прием под названием «double track» (двойная дорожка). Это означает, что одна и та же вокальная партия не только прописывается на нескольких дорожках, но и воспроизводится при сведении с нескольких дорожек. Таким образом, звук получается более плотным (что особенно ценно для высоких теноров), а за счет неизбежных небольших расхождений в ритмике и высоте тона происходит естественное «хорусирование».

Последующая обработка

Если у вас есть несколько свободных дорожек можно применить метод монтажного редактирования. Запишите несколько полных (от начала до конца) вокальных партий, выберите лучший дубль, найдите неудачные места и перепишите вместо них удачные места с других дублей

Для решения проблем строя можно попытаться обработать уже записанную партию. Если у вас есть процессор, способный производить смещение высоты тона (pitch shifter), пропустите вокальную дорожку через него. При этом необработанная дорожка должна остаться. Установите смещение высоты тона на требуемую величину и переключайтесь на обработанный сигнал.

 

ЛЕКЦИЯ 17. Запись барабанов

Прежде всего, необходимо добиться максимально хорошего звука от барабанов в акустическом варианте. Меняя расположение микрофонов относительно барабана, можно радикально изменить звучание установки.

Если вы хотите получить больше низких частот, поместите микрофон на расстоянии от двух до пяти сантиметров от ударного пластика. Приближение микрофона к пластику поднимает низкие частоты. Наиболее выраженную атаку вы получите, направив микрофон на место удара палки по пластику. Для смещения баланса к основному тону направьте микрофон немного в сторону от этого места. Чтобы подчеркнуть акустику помещения отодвиньте микрофон подальше от инструмента.

Для получения более «шумного» звука хай-хета (или индивидуально снимаемой тарелки) направляйте микрофон ближе к краю тарелки, а для получения более яркого, ясного звука, направьте микрофон на ее купол.

Для подчеркивания атаки в бас-барабанах, поместите микрофон внутри барабана, направив микрофон на то место пластика, в которое бьет колотушка. Для ослабления атаки направьте подальше от колотушки. Если вы хотите добавить резонанс самого барабана, отодвиньте микрофон от ударного пластика.

Существуют три основных способа записи ударной установки: двухмикрофонный, трехмикрофонный и мультимикрофонный.

Двухмикрофонный способ, производится двумя микрофонами, которые обычно располагают над установкой «overhead». Такой способ практикуется в случае, когда надо получить максимально естественное звучание установки.

При трехмикрофонном способе к двум верхним микрофонам добавляют еще один, обычно для бас-барабана, но в некоторых случаях для малого барабана.

Способ, в котором для записи установки применяется более трех микрофонов, называется мультимикрофонным.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1837; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь