Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема отчуждения в конфликтологии



 

Отчуждение – это превращение результатов человеческой деятельности, а также человеческих свойств и способностей в нечто чуждое ему и господствующее над ним. Феномен отчуждения сопровождал всю человеческую историю, разные его формы анализировались Т.Гоббсом, Ж.-Ж.Руссо, представителями немецкой классической философии. Л.Фейербах, например, считал, что в представлениях о Боге человек воплотил свою сущность; она оказалась отчужденной и ему противостоящей. Религиозное отчуждение, считал он, должно быть ликвидировано на основе любви человека к человеку, принятии «религии любви». Но в наиболее резкой форме отчуждение проявилось в социально-экономической сфере в условиях капиталистического производства и было проанализировано К.Марксом.

У Маркса проблема отчуждения была связана с анализом частной собственности и товарного производства. В процессе труда, где человек должен был бы раскрывать свои сущностные силы, удовлетворять свою потребность в творчестве, наемный рабочий не чувствует себя человеком, а выступает как подневольное животное, как живая машина. Сам процесс труда и результаты его оказываются отчужденными от работника (находятся в распоряжении владельца средств производства) и противопоставленными ему в качестве капитала. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность. Преодолеть это отчуждение, по Марксу, можно только на путях упразднения частной собственности, замены ее общественной собственностью на средства производства, и через утверждение принципов социальной справедливости.

сейчас появилось ряд новых факторов, вызвавших новые формы отчуждения. Научно-техническая революция принесла не только материальные блага, но и негативные последствия, которые могут выйти из-под контроля человека: угрозу атомной войны, экологический кризис, стрессы. Компьютеры втягивают человека в мир, чуждый образцам высокой культуры. Средства массовой информации навязывают человеку ложные потребности, стандартизируют мышление, обезличивают индивидов. Человек утрачивает навыки общения с другими людьми. Абсолютная праздность и развлечение становятся для него главной потребностью. Духовное начало в человеке умирает. Такой антигуманный характер существования ведет к деградации человека, отчуждению его от собственной сущности.

Отчуждение в современном обществе порождается и экономическими причинами. Низкий уровень жизни ограничивает доступ людей к образованию, приобщение к культуре, лишает человека возможности путешествовать, а, значит, отчуждает человека от полноты человеческих проявлений жизни, делает его, по выражению Г.Маркузе, «одномерным человеком».

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах страха, одиночества, апатии, равнодушия, бессилия, утраты смысла жизни, а также связанных с ними наркомании, алкоголизме, самоубийствах.

Многие современные авторы преодоление отчуждения и одномерности человека видят на пути всестороннего развития его способностей. Это возможно за счет создания таких реальных условий, при которых каждый человек мог бы в процессе своего образования выходить на передний край человеческой культуры и свободно выбирать поле своей деятельности. Общество должно поднимать, а не подавлять людей, всесторонне и особенно в нравственно-духовном отношении развивать человека. В преодолении факторов отчуждения большую роль играет и сам человек, его воля, стремление к творчеству. И деятельность общества, и деятельность человека должны быть устремлены на созидание человечности.

С одной стороны, человек стремится к независимости, а с другой - хочет избежать этой независимости, так как она приведет к отчуждению. Научно-техническая революция и технический прогресс, урбанизация способствуют и отчуждению людей друг от друга. Конкуренция, борьба за власть, престиж и статус противопоставляют человека человеку и обществу в целом. Эти отношения проникают в семью, разрушая ее изнутри.

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности в нашей стране стал заметен, в связи с развитием рыночных отношений. Стремление к богатству и власти любой ценой нередко заставляет людей поступаться своими принципами. Человек перестает принимать во внимание других людей, старается заглушить голос собственной совести и в результате теряет себя, отчуждается от своей сущности. Внутренний конфликт нередко возникает между стремлением иметь, как можно больше и возможностью, при этом, уважать себя за свои человеческие качества.

Относительно самой возможности преодоления отчуждения сложилось два основных подхода: Фихте, Гегель, марксизм и персонализм отвечали на этот вопрос положительно. Противоположную точку зрения высказывали представители теоретического психоанализа и экзистенциализма. Они полагали, что отчуждением, рассогласованием человеческой сущности и человеческого существования пронизано все бытие человека.

В отношении вопроса полной ликвидации отчуждения, как негативной формы включенности человека в мир, так же существуют различные подходы. Если объективизм и иррациональная философия отвечали на этот вопрос отрицательно, то марксистская; традиция видела будущее общества без отчуждения. Проблема отчуждения органически вписывалась в общесоциологическую концепцию Маркса. Он полагал, что отчуждение присуще всем классовым формациям, основанным на частной собственности. Отношения между владельцами средств производства и угнетенными классами носили отчужденный характер. В максимальной степени отчуждение характерно для капиталистической формации, где производитель (рабочий) отчужден не только от средств труда (собственности), но и от произведенного продукта; а также от собственника средств производства и от своей сущности.

Преодоление отчуждения К. Маркс связывал с социальной (пролетарской) революцией, которая, согласно его представлениям, призвана коренным образом изменить общественные отношения, субстрат, на основе которого возникают эти отношения и вернуть человеку его природное начало человеческую сущность). Таким? образом, именно у Маркса мы встречаем такую социальную модель, где отчуждение и конфликт являются важнейшими, взаимозависимыми элементами общесоциологической модели.

Общей причиной отчуждения и конфликта можно считать несовпадение сущности человека с его существованием. По поводу сущности человека, в философии высказываются различные точки зрения. Одна из самых распространенных состоит в том, что именно деятельность является сущностью человека.

 

Основные стадии конфликта

Выделяют четыре основные стадии конфликта.

- возникновение конфликтной ситуации. На этой стадии зарождается противоречие, которое может еще не осознаваться участниками и свидетелями. Если конфликт имеет намеренно характер, то противоречие, что было в скрытой форме, обостряется по инициативе одной из сторон.

- осознание конфликта. Конфликтующие стороны начинают понимать, находящихся в конфликтных, соперников отношениях с соответствующим эмоциональной окраской. Формируется оценка ситуации как конфликтной – определяются: причина, повод, состав участников, перебираются варианты действий и определяется оптимальный из них, принимается решение в действие. Решение может быть двух видов: Всячески предупреждать развитие конфликта, искать компромисс, избегать конфликта или, наоборот, активизировать конфликт, придать ему более острой форме и добиться победы.

- внешнее проявление конфликта, его апогей. Происходит открытое столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых действует согласно своим намерениям и принятых решений. Вместе делаются попытки блокировать действия соперника. Стороны могут согласиться на компромисс, и тогда столкновение примет форму переговоров (непосредственно или через третье лицо), причем наиболее эффективный результат таких переговоров - взаимные уступки.

- решения, завершение конфликта. На этой стадии конфликта участники оценивают последствия своих действий, сопоставляют достигнутый результат с ранее намеченной целью. В зависимости от выводов конфликт прекращается (затухает) или же развивается дальше; в последнем случае он заново проходит через вторую, третью и четвертую стадии, но уже на новом уровне.

Конечно, выделение указанных стадий весьма условное, если учитывать разнообразие ситуаций, в которых возникает конфликт, и форм его течения. В одних случаях они отчетливо проявляются, в других - сочетаются, сливаются друг с другом, что в частности характерно для мимолетных конфликтов. Иногда не осознается или же плохо дифференцируется причина конфликта, решение о варианте оптимального поведения для разрешения конфликта может приниматься спонтанно.

Выход одной из сторон конфликта на последнем этапе его развития с установкой на временное прекращение противоборства характеризуется наигранной равнодушием, признанием поражения, внешними проявлениями согласия, за которыми маскируется истинное отношение к сопернику. По случаю такой конфликт вспыхивает с новой силой.

Правильная диагностика вышеупомянутых стадий протекания конфликта и факторов, его обостряют или смягчают, позволяет заинтересованной стороне решить вопрос о выборе наиболее целесообразного способа решения конфликта, профилактики возможных деструктивных последствий, чем значительно уменьшает негативные последствия противоборства.


Поделиться:



Популярное:

  1. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  2. Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
  3. Билет. Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»
  4. Введение в предмет конфликтологии, предпосылки возникновения конфликтологии (Гераклит, Д. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо).
  5. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
  6. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.
  7. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта
  8. Вопрос. Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.
  9. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Историческое изменение парадигмальных оснований науки.
  10. Глава 2. История отечественной конфликтологии 26
  11. Глава 4.3. Проблема глоттогенеза
  12. Глава вторая. Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь