Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема насилия в религиозных учениях



Рассмотрение эволюции научных воззрений на конфликт показало, что отношение к миру и войне, согласию и насилию в истории человечества было неоднозначным. Противоречивость оценок насилия свойственна и для религиозных учений.

Христианство. Вопрос об отношении христианства к проблеме насилия сложен, а в некоторых аспектах неразрешим, по­скольку в различных христианских культах позиции по данному вопросу оказывались противоположными. Если христианство в целом можно рассматривать как некое отражение мироумонастроения, которое характеризовало прежде всего европейского человека на протяжении многих веков, то ставить проблему та­ким образом правомерно. Можно говорить об отношении к на­силию в рамках так называемой восточной традиции [67].

Противоречивое отношение к насилию содержится в священных книгах христиан — Ветхом и Новом заветах. В книге «Исход» Ветхого завета имеется однозначное утверждение о том, что Бог — муж брани. Встречаем мы и призыв к верующим прославлять Всевышнего силой. В свою очередь воззвание к Богу во время сражения приносило победу (См.: Библия, гл. V, п. 18—22).

Контент-анализ текста Библии, проведенный совместно с А.А. Калаевым, показал, что из 12407 понятий и категорий, входящих в Библию (Ветхий Завет и Новый Завет), 1909 в той или иной мере отражают проблему насилия (15, 39%) и 1884 высказывания отражают положительную направленность категорий «мир», «согласие» и т.п. (15, 18%). Наиболее часто употребляются категория «наказание» и производные от нее (25, 9% от числа понятий группы «насилие»). Довольно часто встречаются слова «убить», «убивать» (20, 8%), в которых отража­ется стремление действующих лиц к насилию, уничтожению других. Часто используются призывы к возмездию (18%), ненависть и злоба к другим (13, 3%); насилие, война, воевать (12%); бить, избить, отнять, присвоить (8, 1%).

Среди категорий группы «мир» и «согласие» наиболее часто употребляются термины и фразы: «спасение» (23% высказыва­ний), «протянуть руку ближнему», «поддержка», «оказать по­мощь» (26%); призывы к любви (20%). Сравнительно реже появ­ляются такие понятия, как «прощение» (13%), «содействие» и «мир» (по 7, 6%).

Полученные данные подтверждают противоречивость отношения Библии к проблеме «насилие —согласие».

Позднее появляется негативное отношение христианства к войнам. Об этом можно судить по запрещению Соломону строительства святого храма, «потому что пролил много крови на зем­ле». Весьма символичен факт поручения его строительства чело­веку, руки которого не были обагрены кровью. Впоследствии была высказана уверенность в том, что народы перекуют мечи на орала, установят мир и гармонию.

Превращение христианской церкви из гонимой властями секты в государственную религию в Римской империи и некото­рых других государствах породило противоречие христианских догматов. Оно проявлялось затем во всей последующей истории христианства. Став официальной идеологией, церковь не могла не поддерживать ведение войн, а порой и сама была их органи­затором. Апогеем трансформации пацифизма раннего христиан­ства в защиту насилия явились крестовые походы XI—XIV вв., в ходе которых захватнические цели прикрывались религиозными лозунгами борьбы против «неверных», освобождения «гроба гос­подня» и «святой земли» (Палестины).

По поводу деяний христианской церкви католический теолог Фома Аквинский писал:

Что касается церкви, она исполнена милосердия и стремится обратить заблуждающихся; оттого она не тотчас осуждает, но после первого и второго увещева­ния, как учит апостол. Если же еретик и после этого продолжает упорствовать, церковь, не надеясь на его обращение, заботится о спасении других., устраняет его из церкви посредством отлучения, а затем предает его светскому судье, чтобы он устранил его из мира по­средством смерти... £ сли бы и все грешники были истреблены подобным, образом., это не было бы противно волениям. Божьим....

Далеко не все христиане разделяли официальные позиции церкви. Этот период в истории христианства отмечен вспле­ском ересей, особенно в католичестве (братство францискан­цев, анабаптисты, квакеры и др.), которые предприняли небез­успешные попытки вернуться к идеалам раннехристианского пацифизма.

В новейшее время к идеям отрицательного отношения к насилию обращается официальная католическая церковь, а в самое последнее время — также и православная. Это свидетельствует о трансформации христианской церкви, старающейся поспеть за изменяющейся жизнью. Если раньше можно было четко просле­дить различия между государственной религией и еретическими движениями, то сегодня создается мировоззренческий консенсус различных христианских течений, находящих точки соприкос­новения по острым проблемам.

Ислам. Подобно христианству отношение ислама к конфликтам и насилию противоречиво. Суть исламской концепции ми­рового устройства заключается в многовариантности, которая обусловлена всемогущей волей Аллаха. «А если пожелал твой Господь, — отмечается в Коране, — то Он сделал бы людей на­родом единым. А они не перестают разноголосить». В Священ­ной Книге мусульман предписывается не выбирать верующим в Аллаха друзей из иудеев и христиан, стараться быть первым в добрых делах. Правоверным необходимо помнить об учении Ал­лаха как единственной надежной опоре жизни, не допускать принуждения к религии и вести борьбу за расширение геостра­тегического пространства ислама. Это связано с тем, что для му­сульман «зло» воплощено в иноверии, мир для них делится на «дар аль-ислам» — обитель ислама и «дар аль-харб» — обитель войны, мир неверных.

Не исключает ислам военного насилия и между единоверца­ми. При этом каждый исповедующий ислам должен быть ис­полнен стремления примирить враждующие стороны. Если же это не удается, то необходимо сражаться на стороне справедли­вости и быть беспристрастным. На практике это приводит к жестоким столкновениям внутри исламского мира. Они особен­но часты между двумя ветвями ислама — суннитами и шиитами.

Нынешнее поколение стало очевидцем многолетней войны между Ираном и Ираком, оккупации Ираком Кувейта, столкнове­ний внутри Ливана, гражданских войн в Афганистане и других странах. В целом же официальный ислам связывает ненасилие с идеалом социальной гармонии и мирной жизни.

Буддизм и индуизм. Наиболее последовательными в оценке си­ловых и ненасильственных средств в мировоззрении и политике являются буддизм и индуизм. Основывающиеся на всеобщей любви людей, они не приемлют насилие, особенно — войну. В отличие от христианства и ислама, где Бог-творец рассматривается как перво­причина всего сущего, буддисты и индуисты исходят из Вселенской жертвы как первопричины бытия. Перенеся тяготы Вселенской катастрофы и социальных потрясений, люди осознали никчемность борьбы друг с другом, отказались от человеческих пороков и добровольно встали на путь благодеяния и служения Богу. Поэтому в отличие от христианства, где Богу противопоставляется Сатана — абсолютное воплощение зла, в буддизме нет резкого противопоставления добра и зла.

По этой причине во многих восточных религиях нет цельной концепции по проблемам войны и мира. Лишь появление оружия массового уничтожения побудило приверженцев буддизма высказать более определенно свое отрицательное отношение к войне. По их убеждению, преодолеть это зло можно, строя свою жизнь на любви к ближнему, «ибо никогда в этом мире нена­висть не прекращается ненавистью, но с отсутствием ненависти прекращается она» [67]. В этом заключается нравственный под­ход к предотвращению социальных конфликтов.

Кармический подход к недопущению конфликтов более характерен для индуизма. Он заключается в необходимости формирования положительной кармы общества, страны, которая состоит из индивидуальных карм.

1.3. Отражение конфликтов в искусстве и средствах массовой информации

Конфликт как явление, играющее ключевую роль в жизни человека и общества, во все времена находил свое место в художественно-образных формах отражения действительности. Литература, живопись, скульптура, музыка, танец, кино, театр, дру­гие виды искусства всегда художественно отражали конфликты, влияли на формирование отношения к ним у зрителей, читате­лей, слушателей. С момента появления наскальной живописи и устно передаваемых легенд искусство служило мощным факто­ром духовно-практического освоения людьми конфликтов, влияло на их определение своего поведения.

Исследование факторов, влияющих на выбор человеком конфликтных или неконфликтных способов поведения в про­блемных ситуациях социального взаимодействия выступает важ­нейшей задачей конфликтологии.

Очевидно, что использование искусства и СМИ в интересах профилактики конфликтов и их конструктивного разрешения — одно из весьма перспективных направлений повышения конфликтологической культуры российского общества. Включение данной проблематики в сферу интересов конфликтологии на­много повышает практические возможности науки по изучению и регулированию прежде всего социальных конфликтов.

Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Можно привести множество примеров, подтверждающих эту мысль. Любая область искусства оказывает влия­ние на понимание людьми сущности и роли конфликтов в их жизни, а также на формирование стереотипов поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с окружающими. При­ведем в качестве иллюстрации три поэтических образа, создан­ных гением прошлого века и двумя известными поэтами ны­нешнего столетия. Эти образы раскрывают восприятие россий­скими поэтами ситуации, сложившейся в прошлом, а также в начале и конце века, в котором им и нам было суждено жить.

Свободы сеятель пустынный, Пacumecь, мирные народы!

Я вышел рано, до звезды; Ваc не разбудит чести клич.

Рукою чистой и безвинной К чему стадам дары свободы?

В порабощенные бразды Их должно резать или стричь.

Бросал живительное семя - Наследство их из рода в роды

Нo потерял я только время, Ярмо с гремушками, да бич Благие мысли и труды...

А С.Пушкин, 1823 г.

Век мой, зверь мой, кто сумеет Я. устал от двадцатого века,

Заглянуть в твои зрачки От его окровавленных рек

Ы своею кровью склеит Ы не надо мне прав человека,

Двух столетий позвонки Я давно уже не человек!

О Мандельштам, 1922 г. B.Н. Соколов, 1989 г.

В последние десятилетия резко возросла роль средств массовой информации как фактора, определяющего поведение людей, в том числе их конфликтность. Содержание, форма и динамика сообщений, передаваемых СМИ, оказывают заметное влияние на психические состояния людей, их отношение к окружающим. Данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования, показывают, что в результате просмотра инфор­мационных телевизионных передач («Новости», «Вести», «Сегодня» и др.) российские зрители испытывают и положи­тельные, и отрицательные эмоции (табл. 1.1).

Наиболее часто при просмотре информационных телевизи­онных передач телезрители испытывают чувства тревоги, безза­щитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувст­ва не могут не оказывать влияния на их поведение, в том числе и в конфликтных ситуациях.

Таблица 1.1.


Поделиться:



Популярное:

  1. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  2. Административно-правовое положение религиозных объединений
  3. Библейский «грех» как эскалация насилия
  4. Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
  5. Билет. Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»
  6. В Учении Живая Этика даётся семеричный состав человека, о котором говорится также во всех древних эзотерических Учениях.
  7. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
  8. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.
  9. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта
  10. Вопрос. Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.
  11. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Историческое изменение парадигмальных оснований науки.
  12. Геополитические представления в учениях Древнего Востока (Китай, Индия)


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 798; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь