Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биологические гипотезы происхождения языка



Теория звукоподражания . Теория звукоподражанияидет от одного из распростра­ненных и влиятельных направлений древнегреческой филосо­фии - стоицизма. Она получила поддержку и развитие в XIX веке. Суть этой теории заключается в том, что слова возникли из стремления человека к подражанию звукам окружавшего его мира – шуму ветра, крику птиц, реву зверей и т.д. Любой язык имеет некоторое количество звукоподражательных слов типа русских ку-ку, кря-кря, гав-гав, хрю-хрю, мяу-мяу, кап-кап, дзинь-дзинь, бац, апчхи и производных от них: куковать, крякать, гавкать, хрюкать, мяукать, капать и т.п. Зву­коподражания только приблизительно передают звуки окружаю­щего мира. При этом в разных языках подражание звуками одно­му и тому же предмету, явлению или живому существу происхо­дит по-разному. Так, в русском языке крик петуха передается как ку-ка-ре-ку, во французском как кирико-ко, в армянском - кук-ли- ку, в английском - кок-э-дудль-ду и т.д. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, однако таких слов в языках относительно немного. Наиболее упот­ребительные слова не обнаруживают сходства с подражанием ка­ким-либо звукам окружающего мира: ср. рус. земля, небо, солнце, мать, отец, рука, ходить, писать и т.д.; Правда, еще стоики по­лагали, что для предметов и явлений, которые не звучат, имеет значение то, как они воздействуют на чувства - мягко, жестко, грубо и т.п. Согласие ощущения вещи с ощущением звука по мнению стоиков, является как бы колыбелью слов. Вместе с тем, для подражания сочетаниями звуков звукам окружающей приро­ды нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее дли­тельное предшествующее развитие.

В XVIII в. звукоподражательную теорию поддержал знаме­нитый немецкий ученый В. Лейбниц (1646-1716). Он считал, что образование слов - результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. По Лейбницу, есть звуки сильные и шумные, мягкие и тихие, вызывающие соответствующие представления. Представление как бы формирует для себя звуковую оболочку слова. Так, звук r в немецком языке вызывает сильное движение и шум, поэтому употребляется в словах, вызывающих соответствующие ассоциации (нем. Riss «разрыв»); звук l может выражать и нечто мягкое (leben – жить, lieben – любить, liegen – лежать), и нечто совсем другое, так как слова lion – лев, lynx – рысь, loup – волк отнюдь не означают чего-то нежного. Здесь обнаруживается связь с иным качеством, а именно скоростью (Lauf), которая заставляет людей бояться и принуждает бежать. Современные же слова в результате случайных искажений отошли от их первоначального звучания и оригинального значения. Придания звукам символического характера проходит через всю историю лингвистики, начиная с ее самых ранних этапов.

То же самое, но кратко:

Гипотеза звукоподражания Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например " кукушка" – " ку-ку". Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например " тук-тук". Ещё Ч.Дарвин в книге " Происхождение видов" указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, " папа" и " чашка", молодой орангутанг не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам не свойственно Междометная теория происхождения языка. Эта теорияберет свое начало от эпикурейцев - противников стоиков, и в более сложных вариантах она находит отзвуки в науке о языке и доныне. Ее суть состоит в том, что слово возник­ло как выражение душевных состояний человека. Эпикур (341-270 до н.э.) и эпикурейцы считали, что человеческая речь в своем возникновении прошла некоторый предварительный, физиологи­ческий этап - этап эмоциональных выкриков, которые связывались с впечатлениями, получаемыми от окружающих вещей, и становились их обозначениями. Первобытные люди инстинктивные выкрики превратили в естественные звуки - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и всё иные слова. Первоначально междометия выступали как обозначения всплесков эмоций и воли человека: типа рус. ах, ох, ой, ух, брр, гм, тьфу, у-у-у и др. Затем появились образования от них типа рус. ахать, охать, ойкать, ухать и т.д. Позднее слова стали развиваться из междо­метных звуков по законам словообразования. Причем связь между звучанием слова и эмоциональным состоянием человека стала лишь косвенной. Слова стали выражать не только всплески эмоциональными состоянием воли человека, но и другие впечатления, которые вызывались в душе человека окружающим миром. Так звучание слов, связываясь с впечатлениями от вещей, заменяло непосредственное созерцание предметов и явлений. Впечатления древних лю­дей, считает Эпикур, зависели от вещей и местности, в которой проживало племя. Прежде, чем племена установи­ли обозначения вещей, у них развились особые способы выдыха­ния воздуха, обусловленные особенностями впечатлений, испытываемых различными племенами. Это привело в последствии, по мнению Эпикура, к появлению различных языков.В ХШ веке междометная теория происхождения языка получает свое дальнейшее развитие у И.Гердера, В истории языкознания она получила название теории рефлексий.Первую стадию возникновения языка И.Гердер рассматривает в традиционном для междометной теории ключе: язык - это естественные крики души, проявление инстинктов. Такие выкрики вызывают у других существ с родственной душой сочувствующие ощущения. Поэтому язык первых людей - это язык ощущений. Настоящий человеческий язык еще очень далеко отстоит от него. Благодаря разуму человек может наблюдать самого себя, анализировать свой внутренний мир. Способность человека к рефлексии поро­дила сначала внутренний, а затем внешний человеческий язык. Рефлексия создает отличительные признаки образа предме­та и формирует отчетливые понятия о нем - " слово души". " Сло­вом души" становится наиболее яркий для нее и повторяемый признак предмета. Например, для белого, кроткого ягненка таким признаком будет " блеять". При повторных встречах с ягненком душа воскликнет: " А, это ты, блеющий! " Звук блеяния соединил­ся с признаком ягненка и в результате рефлексии сделался назва­нием овцы. Звук признак предмета и его идея, по Гердеру, могут соединяться в душе сами по себе, естественно, даже если человек не будет пытаться произносить имя.В XIX веке теория междометий получает свое дальнейшее развитие под названием ономатопоэтической(от греч. onomatopoiia - производство названий) теории в работах Г. Штейнталя, А.А. Потебни, Я. Гримма и др. Штейнталь считал, что становление языка происходило стихийно, вместе с развитием человека и его сознания. Первоначально слова возникали во время игры, развлечения или отдыха первобытных людей. В одной из этих ситуаций кто-то произносил набор звуков, который использовался ранее как сигнал для совместных действий, например, при охоте на диких животных. Этот набор звуков остальные участники в момент игры повторяют, закрепляя его таким образом в коллективном в сознании уже как обозначение определенного предмета, явления или действия. Здесь Штейнталь подчеркивает три момента: 1) язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации, когда сигнал употребляется; 2) язык возникает как повтор привычных звуков; 3) язык возни­кает при потребности у человека в эмоциональной экспрессии, напоминающей экспрессию художественную. То же самое, но кратко -Гипотеза аффекта. Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами.

Социальные теории происхождения языка

Теория общественного договора. В ХVIII в. появилась теория общественного договора, которая опиралась на античность (например, мнения Диодора Сицилийского (90-21 гг, до н.э.)), и во многом отвечала рационализму ХVШ столетия. Особенно большое внимание уделили ей французские просветители П. Мопертюи (1698-1759), Э. Кондильяк, (1715-1780), Ж.-Ж. Русо (1712-1778), шотландский философ А. Смит (1723-1790) и др. Некоторые основополагающие идеи теории общественного договора сформулировал в ХVII в. один из предшественников просветителей, английский философ Т. Гоббс ( 1588-1679). Он считал, что речь была изобретена людьми подобно тому, как лю­да изобрели книгопечатание. Первобытным людям " пришло в голову" давать названия вещам. С помощью названий люди получили возможность удерживать в памяти свои мысли и сооб­щать их друг другу для взаимной пользы и приятного общения.
ХVШ век явился эпохой первой промышленной революции, когда делалась масса изобретений и открытий, а в философии, доминировала вера во всемогущество человеческого разума. Просветители ХVШ в. выдвинули принцип сознательной организованности простых людей, объясняющий, по их мнению, происхождение общества и его разумное социальное устройство. Этот принцип оформился в виде теории общественного договора, в которой язык возникает в результате коллективного соглашения. Французский математик, физик и философ П. Мопертюи разработал концепцию придумывания языка людьми, отмечая в ней три этапа становления речи. На первом этапе человек выра­жал свои простые и необходимые нужды с помощью нескольких жестов и криков, которых было достаточно для общения. По мере увеличения потребностей к природным жестам и крикам стали присоединяться условные крики и жесты, формируя собственно язык. Второй этап занял достаточно длительный промежуток времени. На третьем этапе формирования языка способы выражения стали независимыми от жестов и тона выкриков. Люди за­метили, что при общении можно обойтись без движений тела, за­менив их " ударениями языка и губ". Ощутив преимущества ново­го способа, люди сохранили его, и так возникло слово. У Ж.-Ж. Руссо те ория общественного договора связана с делением жизни человечества на два периода - природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств, эмоций, страстей. Истоки языка ле­жат прежде всего в эмоционально-эстетических переживаниях и их выражении голосом. Нравственные страсти - любовь, нена­висть, сострадание, гнев — вызывали первые непроизвольные зву­ки, " природные вопли». По мере сближения людей между собой они стали искать другие знаки для общения, более удобные и многочисленные, чем " вопли". Такими знаками стали жесты и звукоподражания. Жестами обозначались предметы, видимые глазом и простые для изображения, подражательными звуками - предметы, " поражающие" слух. Эмоциональные выкрики, полагает Руссо, происходят от природы человека, звукоподражания - от природы вещей. Но го­лосовые артикуляции - это чистая условность, они не могут воз­никнуть без общего согласия. Замена жестов на артикулирован­ные звуки требовала не только коллективного согласия перво­бытных людей, но и слов, что бы ввести в употребление новые слова и договориться об их значении. Понять механизм такой за­мены, признается Руссо, очень трудно. Как нетрудно заметить, концепция общественного договора объединяет разные этимологические теории происхождения язы­к - звукоподражательную и междометную. Возможность объединения в одной теории заключается в том, что теория общественного договора источником языкового единства людей устанавливает единство человеческой психики, разума и мышления. Поэтому не так важно, каковы были первые слова языка какого-либо народа, а важно то, что любой народ, благодаря единству человеческой психики и мышления, может достигать единого по­нимания ситуаций и знаков, передающих мысли людей по поводу этих ситуаций.

Теория трудовых выкриков и трудовая теория . В XIX в. в трудах вульгарных материалистов - французско­го философа Л. Нуаре ( 1829-1889) и немецкого ученого К. Бюхера, (1847-1930) была выдвинута теория происхождения языка из трудовых выкриков. Ее основная суть сводилась к то­му, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Л.Нуаре подчеркивал, что мышление и действие были первоначально неразрывны. Выкрики и возгласы при совместной деятельности облегчали и организовывали действия первобытных людей. Трудовая деятельность первых людей осуществлялась с помощью естественных предметов. Затем люди научились изго­товлять орудия труда, которые способствовали его ритмизации. Процесс трудовой деятельности стал сопровождаться более или менее ритмическими возгласами. Эти возгласы постепенно пре­вратились в символы трудовых процессов. Таким образом, первоначальный язык был набором глагольных корней. Теория трудовых выкриков является, по сути, вариантом междометной теории. В более сложном виде в последней трети XIX в. Ф. Энгельсом (1820-1895) была сформулирована трудовая тео­рия происхождения языка. Концепция социальной теории происхождения языка была из­ложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы » в главе « Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и развива­ется только в человеческом обществе и усваивается каждым от­дельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории - неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и раз­витием форм и способов общения.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь