Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УПАДОК ДРАМАТУРГИИ ДУБРОВНИКА
Все более аристократизирующаяся дубровницкая драматургия замыкается в круг сюжетов античных, историко-романтиче-ских; при этом обращается главное внимание на внешнюю занимательность сюжета, на сценические эффекты. Снижение идейного и художественного уровня драмы особенно заметно у одного из самых плодовитых драматургов Дубровника — двоюродного брата Гундулича — Юния Пальмотича (1606—1657). Пальмотич происходил из властельского рода и получил прекрасное классическое образование под руководством сначала своего дяди, Франьо Гундулича, потом иезуитов. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни республики, занимая видные государственные должности. Хорошо знакомый с античной и итальянской литературой, Пальмотич заимствовал свои сюжеты у Софокла, Вергилия, Овидия, Тассо. Блестящий импровизатор, он часто даже не писал драму, а только, обдумав –сюжет, собирал исполнителей и сразу диктовал им стихами их роли. Это отчасти объясняет и его редкую плодовитость и утрату многих его драм. Драмы Пальмотича, в которых очень заметна морально-дидактическая тенденция, можно разделить на три группы: 1) драмы на античные сюжеты, 2) драмы на сюжеты из итальянского эпоса и 3) историко-романтические драмы, сюжеты которых заимствованы из местных хроник и народных легенд. Одна из ранних его драм — «Аталанта» — написана на античный сюжет. Она как бы завершает развитие дубровниукой пасторали. Вслед за ней появляется серия пьес, относящихся к первой и второй группам. В них видна большая эрудиция Пальмотича, но они не вносят ничего нового в драматургию Дубровника. В этих пьесах автор слепо следует по пути, проложенному итальянскими драматургами. Пальмотич был создателем жанра историко-романтической дубровницкой драмы, для которой характерно отсутствие достоверности изображения. Обычно в таких драмах историчны не события, а только лица. Очень часто местный дубровницкий колорит лишь внешне связан с сюжетом. Наиболее оригинальной пьесой этого жанра была трехактная драма Пальмотича «Павлимир» (1623). Сюжет ее — основание Дубровника — взят из летописи попа Дуклянина и из легенды о святом Илларионе. Словенский король Радослав, которого старший сын лишил престола, живет изгнанником в Риме. Там родились его сын Петрислав и внук Павлимир. Словенские баны предлагают Пав-лимиру вступить на дедовский престол. Павлимир со своей дружиной переправляется через море и высаживается на берег вблизи развалин греческого города Эпидавра. Здесь он женится на дочери пустынника и племяннице святого Иллариона, который, по народной легенде, освободил окрестных жителей от кровожадного змея. Преодолев различные препятствия, какие чинят ему вилы, колдуны и колдуньи, Павлимир основывает подле развалин Эпидавра новый город, свободный и славный Дубровник, за что местные жители выбирают его своим королем. Драма заканчивается поэтическим апофеозом Дубровника. «Павлимир» — лучшая и наиболее значительная историко-романтическая драма Пальмотича. Только по персонажам исторична его драма «Данина» (1644). Ее содержание заимствовано из «Неистового Роланда» Ариосто, но действие перенесено на славянскую почву, причем Ариодант итальянской поэмы превратился в дубровницкого вла-стеля Матвея, а Джиневра — в Даницу, дочь короля Боснии Остои. –Драма «Цаптислава» (1642) развивает сюжет, взятый из летописи, и прославляет героизм славянских юнаков, но она еще менее исторична, чем «Даница». Очень большое место уделено в «Цаптиславе» фантастическому элементу. Продолжением этой драмы является «Бисерница», в которой фантастический элемент становится уже основным. Пьесы Пальмотича составляли основу репертуара властель-ских или близких к ним любительских театральных содружеств, которые играли для зрителей, принадлежавших преимущественно к верхушке дубровницкого общества. Датировка драм Пальмотича показывает, что, начав с наиболее исторически правдивой и оригинальной драмы, он постепенно сходит с этого пути, все сильнее поддаваясь итальянским влияниям. В художественном отношении драматургия Пальмотича стоит значительно ниже пьес Гундулича. Драмы Пальмотича, хотя они и написаны хорошим поэтическим языком, лишены действенности и занимательности. Неизменный счастливый конец в его пьесах заставляет относить их к популярному в XVII веке жанру трагикомедии, а обилие фантастики, сверхъестественного элемента, наличие лирических, несколько приподнятых монологов, вероятно, предназначавшихся для пения, сближало его произведения с зарождавшейся оперой. Во второй половине XVII века и в XVIII веке обнаруживается уже полная деградация оригинальной дубровницкой драмы. Все большее место в ней начинают занимать переводы и переделки иностранных пьес (из итальянских авторов — Маффеи, из французских — Корнель и Мольер). Среди дуб-ровницких драматургов XVIII века мы не находим ни одной яркой творческой индивидуальности. Даже наиболее крупные из них идут по следам своих предшественников, порой лишь подчеркивая и углубляя недостатки их драматургии. Внук автора «Дубравки» — Иван Гундулич-младший завершает развитие жанра пасторали, написав пастораль «Радмил» (1700), явившуюся переработкой «Любмира» Златарича. Но то, что было новым и свежим в XVI веке, становится на рубеже XVIII века анахронизмом, мертвой традицией. В XVIII веке популярной становится манера Пальмотича, которую особенно культивировал его последователь поэт Антон Гледжевич (1659—1728). Интрига в пьесах Гледжевича крайне осложнена и запутана многочисленными побочными линиями, усилен фантастический элемент. Характеры не разработаны и обусловлены лишь развитием интриги, неизменно приводящей действие к благополучному концу. В области поэтической формы тоже сказывается общий упадок литературы — холодное, без- –душное стихотворство Гледжевича подменяет подлинную поэзию его предшественников. В замкнутый, изолированный от других стран Дубровник поздно и очень слабо проникают идеи Просвещения. Если на ученых Дубровника — историков, математиков, философов — оказали некоторое влияние французские энциклопедисты, то дубровниукая драматургия осталась совершенно незатронутой идеями Просвещения и окончательно пришла в упадок. Зто, естественно, повлекло за собой и постепенный распад актерских содружеств. В XVIII веке на смену им все чаще появляются в Дубровнике труппы заезжих итальянских актеров, по преимуществу посредственных. Начавшийся с конца XVI века экономический упадок Дубровника, усиливающаяся с каждым годом политическая реакционность стоящего у власти дворянства, все возрастающее влияние иезуитов привели к тому, что в XVIII веке дубровниц-кая культура остается в стороне от тех новых веяний, какие начинают проявляться в других славянских странах. Но ренессансная культура Дубровника не исчезла. Во второй половине XIX века она привлекает пристальное внимание ученых и писателей Сербии и Хорватии. В теперешней Югославии Дубровник стал одним из важных центров культурной жизни страны. ПРИЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Общие пособия Тиандер К. Ф., Очерк истории театра в Западной Европе и в России. Серия «Вопросы теории и психологии творчества», вып. III, Харьков, 1911. Очерки по истории европейского театра под редакцией А. А. Гвоздева и А. А. С м и р н о в а. Античность. Средние века. Возрождение, Пб., 1923. Коган П. С, Очерки по истории западноевропейского театра, М., 1934. Мокульский С. С, История западноевропейского театра, ч. 1-Античный театр. Средневековый театр. Театр эпохи Возрождения, М., 1936. Дживелегов А. К. и Бояджиев Г Н., История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года, М.—Л., 1941. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Составление и редакция С. С. Мокульского, т. 1, М., 1937. Издание второе, исправленное и дополненное, М., 1953. G a e h d е Chr., Das Theater vom Altertum bis zur Gegenwart («Aus Natur und Geisteswelt»), 3-te Auflage, В., 1921. Creizenach W., Geschichte des neueren Dramas, 4 B-de, 2-te Auflage, Halle, 1918—1923. M a n t z i il s К.. A History of theatrical art, 6 vv., trad, by Louise von Cossel, L., 1909—1921. N i с о 11 A., The Development of the theatre. A study of theatrical art from the beginnings to the present day, 3 é d., L., 1948. Bapst G., Essai sur l'histoire du thé â tre, P., 1893. Dubech L., Histoire gé né rale illustré e du thé â tre, 5 vv., P., 1933. Boehn (von) M., Das Biihnenkostum in Altertum, Mittelalter und Neuzeit, В., 1921. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы