Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФРАНЦУЗСКИЙ ТЕАТР ПОСЛЕ СМЕРТИ МОЛЬЕРА



17 февраля 1673 года, на четвертом представлении «Мнимого больного», Мольер, игравший роль Аргана в тяжелом, болез­ненном состоянии, во время финальной балетной сцены почув­ствовал себя очень плохо и не смог произнести последнюю репли­ку. Его перенесли на квартиру, находившуюся в двух шагах от театра, и там он через час скончался, задохнувшись от хлынув­шей у него горлом крови. У смертного одра великого вольно­думца не было ни врачей, ни попов.

Смерть Мольера явилась невознаградимой утратой для его труппы. С большим трудом Лагранжу, возглавившему труппу после смерти Мольера, удалось убедить короля не сливать ее с труппой Бургундского отеля. Но положение труппы оставалось угрожающим. Весной 1673 года Бургундский отель переманил к себе четырех видных актеров труппы Мольера, в том числе са­мого молодого и талантливого — Мишеля Барона, вскоре став­шего величайшим актером Франции. Одновременно с этим Люл-ли, получивший королевский патент на открытие оперного теат­ра, не постеснялся выгнать из помещения Пале-Рояля труппу своего учителя. Актерам пришлось подыскивать новое помеще­ние. Оно было найдено Лагранжем на улице Генего, после чего бывшая труппа Мольера приняла наименование труппы отеля Генего. В том же 1673 году к ней была присоединена труппа театра Маре, прекратившего самостоятельнее существование. Те­перь в Париже снова остались две труппы, как было накануне появления в нем Мольера.

Соперничество Бургундского отеля и отеля Генего продол­жалось после смерти Мольера, как и при его жизни, хотя в осно­ве этого соперничества лежало теперь уже не различие творческих установок, а чисто финансовая конкуренция. Обе труппы не брезгали никакими средствами, чтобы испортить дела своему конкуренту. Так, Лагранж ставил в своем театре то феерические спектакли («Цирцея» Тома Корнеля и Визе, 1675), то пьесы, бьющие на сенсацию («Гадалка» Тома Корнеля и Визе, 1680); подчас он предоставлял подмостки своего театра для постановки трагедий бездарных соперников Расина (Леклерка и Кора, Пра-дона). За те семь лет, которые труппа просуществовала без Мольера как самостоятельный художественный организм, Ла­гранжу не удалось поставить ни одной пьесы, которая была бы достойна имени ее создателя.

Переход Барона, верного ученика Мольера, в Бургундский отель уничтожил в этом театре преобладание расиновской мане­ры, сторонницей которой была Шанмеле. Между Бароном и

Представление «Мещанина во дворянстве» в Версале. 1670 г.

Шанмеле происходили беспрестанные столкновения, которые при­вели к тому, что она приняла в 1679 году предложение Лагран-жа перейти в отель Генего. Уйдя из Бургундского отеля, Шан­меле принесла с собой в бывшую труппу Мольера расиновский репертуар. Все это приводило к тому, что постепенно стиралось различие творческих установок мольеровской и расиновской школы исполнения.

Конкуренция театров обнаружила их погоню за сборами, со­четавшуюся с полной художественной беспринципностью. Дело дошло до того, что сами актеры Бургундского отеля стали хло­потать о слиянии обоих театров. Это слияние состоялось 25 авгу­ста 1680 года. Из обоих театров были отобраны двадцать семь лучших актеров, которые и стали пайщиками нового театра, по­лучившего наименование театра Французской Комедии (Comé die franç aise). Остальным актерам обеих трупп было запрещено играть в Париже и предложено отправиться в провинцию.

По своей внутренней структуре театр Французской Комедии сохранял форму актерской артели, делившей доходы на опреде­ленное количество частей, соответственно количеству паев. Всего

–в театре было двадцать три пая, а количество актеров менялось; менее опытные и менее талантливые актеры имели полпая. Сна­чала было двадцать семь актеров, затем по мере надобности чис­ло членов труппы увеличивалось за счет дробления паев.

Театр Французской Комедии являлся королевским, прави­тельственным театром. Он получал субсидию, а актеры, прослу­жившие в нем определенное количество лет, имели пенсию, как вышедшие в отставку чиновники. Труппа театра была подчи­нена придворным сановникам, которые объединяли в своих руках административный надзор за жизнью театра и цензурный контроль за его репертуаром.

Система бюрократического руководства театром плохо ужива­лась с самоуправлением труппы, которое должно было осущест­вляться общим собранием актеров — пайщиков труппы. Они еже­недельно собирались для решения всех вопросов внутренней жиз­ни театра. Однако самоуправление труппы было мнимым, потому что актеры обязаны были согласовывать все мало-мальски суще­ственные вопросы с придворными сановниками. В театре не было высокоавторитетного лица, которое осуществляло бы в нем функ­ции художественного руководителя. Поэтому внутри театра про­должали существовать противоречия между мольеровской и ра-синовской школой, между различными устремлениями каждого из театров, влившихся в театр Французской Комедии.

Таким образом, в Париже в конце XVII века была восста­новлена театральная монополия, против которой актеры так энергично боролись в начале XVII века. Монополия повлекла за собой передачу театра в ведение двора, а это значительно сузи­ло идейный диапазон репертуара театра. Таковы были отрица­тельные последствия восстановления театральной монополии, косвенно связанные с тем реакционным поворотом, который про­изошел в политике монархии Людовика XIV в 80-х годах XVII века. Однако новая монополия отличалась от старой тем, что опекала не любительское Братство страстей, а высококва­лифицированный актерский коллектив. Монополия покончила с распылением артистических сил и беспринципной конкуренцией между отдельными театрами, она обеспечила труппе театра Фран­цузской Комедии возможность роста и улучшения профессио­нального мастерства.


НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Обучающий симуляционный курс (ОСК.О.00) послевузовского профессионального
  2. IX. Определите грамматическое время и залог всех глаголов в последнем абзаце.
  3. S: Выберите верную последовательность.
  4. А. Операция ПХО выполнена через 6 часов после ранения
  5. АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПОСЛЕУБОРОЧНОЙ ОБРАБОТКИ ЗЕРНА
  6. Алекс подошла ко мне, обняла, а после поцеловала.
  7. Анализ структуры процессов в соответствии с ISO 9000 - стандартом на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания
  8. АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ШЕКСПИРА, ДО ЗАКРЫТИЯ ТЕАТРОВ
  9. АНГЛИЙСКАЯ ДРАМА И ТЕАТР ПЕРИОДА РЕСТАВРАЦИИ
  10. Англичане вступали в бой после 14 дней беспрерывных маршей. Они имели 9 тыс. человек, из них 1 тыс. рыцарей. Преимущество англичан заключалось в большом численном превосходстве лучников.
  11. АЦП последовательного приближения (с поразрядным уравновешиванием)
  12. Базовая последовательность случайных чисел (назначение, способы


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь