Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гносеологическая сторона основного вопроса философии



               
     
 
 
   
 


ü Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
ü Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

       
 
 
   
Рационализм


ü Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт.
ü Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всём, а сомнение – мысль – деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) выделяется в качестве особого направления. Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно никогда не будет познан разумом
                   
   
Гностицизм, представителями которого являются, как правило, материалисты
 
   
 
   
Основные положения
 
   


ü мир познаваем ü возможности познания неограниченны

Агностицизм, к числу видных теоретиков которого принадлежал Иммануил Кант (1724-1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует – Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 38 «Философия Иммануила Канта»). Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, всё равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи – «вещи в себе»
           
   
 
 
Основные положения
 
   


ü мир непознаваем;
ü возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

Философия как методология

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия высту­пает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. — путь познания)- это система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения дей­ствительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, ко­нечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Однако необходимо отметить, что различные философские школы и направления, в соот­ветствии со своей спецификой и пониманием предмета фило­софии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем — это теоретическое мышление, выраженное в философских катего­риях, принципах и законах.

Основные методы философии:

- материа­лизм и идеализм. Здесь они выступа­ют как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания.

- диалектика и метафизика.

Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором — как идеалистическая диалектика. Классическим представи­телем идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) являются К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.

Метафизика – противоположный диалектике способ мышления и познания . Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изо­лированному рассмотрению тех или иных моментов или фраг­ментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей.

- сенсуализм (от лат. — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берут­ся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в по­знании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).

- рационализм (от лат. — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).

- иррационализм — философский метод, который отрицает или по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Ницше).

Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматрива­ется критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, струк­тура научных революций и другие.

Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает и как особая теория, имеющая свои категории, законы и принципы исследования.

Общее понятие и содержание методов философии

                   
 
 
     
 
 
   
Основные методы философии
 
Методы философии, являющиеся одновременно и философскими направлениями
 
   
 


ü Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, изменения, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
ü Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознаётся их единство).
ü Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
ü Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но не внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).
ü Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела целью не получение истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как приём ораторского искусства.
ü Герменевтика–метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространён в западной философии.

ü Материалистический метод, при котором действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а знание – её модус – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
ü Идеалистический метод, суть которого – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи как производной от идеи, её воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространён в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
ü Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
ü Рационализм – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Всё можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.)


Функции философии

1. Мировоззренческая функция. Она связана с абстрактно-теоретическим понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

2. Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

3. Прогностическая функция философии заключается в формулировке в ее рамках гипотез об общих тенденциях раз­вития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем боль­ше философия опирается на науку.

4. Функция философии как школы теоретического мышле­ния и мудрости. Особенно это касается изучения истории фи­лософии.

5. Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельст­вует о важности критического подхода и наличия определен­ной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии.

6. Ак­сиологическая функция (от греч.— ценный) тесно связана с критической. Любая фило­софская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социаль­ных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Осо­бенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

7.Социальная функция философии является довольно много­плановой по своему содержанию и охватывает различные ас­пекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способст­вовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изме­нения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социаль­ный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Имен­но философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

8. Гуманитарная функция тесно связана с социальной и заключается в том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство прояв­ится специфика и сущность философского знания.

 

Функции философии

       
 
 
   


ü Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
ü Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 «Предмет и методы философии»).
ü Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
ü Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
ü Критическая функция, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширения границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
ü Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периуды истории (начало Средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала XX вв. и др.).
ü Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
ü Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
ü Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Тема II. Бытие.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь