Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Движение и развитие. Концепции развития.



Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Уже на начальных этапах развития человеческого познания мыслители глубокой ревности обратили внимание на изменчивость бытия. На различных этапах развития науки и философии существовали теории, абсолютизирующие одни формы движения и игно­рирующие другие. Согласно теории круговорота, все изменения сводятся к прохождению одних и тех же стадий, завершаясь возвратом к исходной точке. В наиболее яркой форме, предполагающей абсолютное повторение пройденных стадий, идея круговорота выражена пифагорейцами: через каждые 760 000 лет в мире все возвращается в свое первоначальное состояние и вновь повторяет уже пройденные ступени.

Французские материалисты XVIII в. разработали понятие об атрибутивности движения. Многие из них считали, что движение есть внутреннее, неотъемлемое, необходимое свойство материи, способ ее бытия. Мысль о неразрывной связи, единстве движения и материи проводил и Гегель.

Движение существует в разных формах. Но многие естествоиспытатели и философы — Галилей, Ньютон, Лаплас, Гоббс, французские материалисты XVIII в. — сводили все формы движения материи к механическому движению, перенося его законы на другие формы движения, игнорируя специфику последних. Такая позиция характерна для механистического материализма, который опирался на развитие механики.

С возникновением опытной науки Нового времени начинают формироваться представления о развитии как особом типе дви­жения, характеризующемся необратимостью, направленностью изменений, ведущих к возникновению нового качественного со­стояния материальных и идеальных систем. Идея развития становится предметом изучения естествознания и философии, возникают различные, порой противоположные взгляды на развитие, в которых по-разному объясняются его причины и закономерности.

На протяжении длительного развития философии и науки складывались и формировались два взгляда, два направления в понимании сущности движения и развития. Одно направление рассматривало мир в состоянии покоя, в статике, другое — в динамике. Возникли и сформировались две концепции развития — метафизика и диалектика.

 

                   
 
 
         
 

 


ü возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы);
ü всеобъемлюще (движется всё: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идёт постоянная работа живых организмов – работают сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы; движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки, осуществляется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество; Земля, другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг солнца (звёзд); звёздные системы движутся в галактиках, галактики – во Вселенной);
ü постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения).
ü
Качественное - изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств
Количественное – перенос материи и энергии в пространстве
механическое движение;

ü физическое движение;
ü химическое движение;
ü биологическое движение;
ü
ü Динамическое движение - изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм. ü Популяционное движение - кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, перехода от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путём ничем не обусловленного «взрыва»).
социальное движение.


 

 

1.Метафизика. Термин «метафизика» (греч. «после физики») возник в I в. до н.э. для обозначения той части учения Аристотеля, в которой исследовались общие, умозрительно постигаемые начала бытия и познания.

Как метод исследования природы метафизика сложилась в науке Нового времени. Он состоял в разложении природы на составные части и изучении каждой из них в отдельности, вне их изменения и развития. Такой подход к исследованию природы имел историческое оправдание: прежде чем рассматривать вещи в их взаимосвязях и изменении, нужно познать сами эти вещи, знать, что они собой представляют. Благодаря метафизике естествознание Нового времени достигло значительных успехов, вместе с тем метафизика стала рассматриваться как общая философская концепция и универсальный метод познания. В результате сформировалась статическая картина мира, в которой бытие и его многообразные формы пребывают в устойчивом, неизменном состоянии. Развитие знаний о мире, открытия в области естествознания показали ограниченность метафизического взгляда на мир.

       
 
 
   


ü по вопросу связей старого и нового: если диалектика признаёт наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
ü по вопросу о причине движения: согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
ü по вопросу взаимосвязи количества и качества: сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
ü по вопросу направленности движения, развития: если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития;
ü в системе мышления: если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если не то, значит, это», то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
ü в отношении к окружающей действительности: диалектика видит мир во всём её многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное – белое»;
ü в отношении к познанию: согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учётом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
ü в отношении к окружающему миру: диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей.

2. Диалектика рассматривает мир в состоянии динамики (в развитии, в движении). Диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противополож­ностей. Она также имеет свои корни в античности. Учению материалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести. Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как ее первую историческую форму принято называть стихийной.

Наиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представители классической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектику метафизике. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении, развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса было положено духовное начало — абсолютная идея.

В марксистской философии диалектика Гегеля получила материалистическую интерпретацию. Она основывалась на признании диалектики объективного мира, отражением которого является субъективная диалектика - диалектическое мышление.

Диалектика — это и теория, и метод. Как теория, концепция она обосновывает динамическую картину мира, представляя его как процесс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Как метод она ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы.

Основными, исходными положениями (принципами) диалектики являются принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип всеобщей связи. Как было показано ранее, под связью в широком смысле понимается универсальная взаимозависимость, взаимообусловленность всех предметов действительности, выражающая единство мира. Все, что существует, составляет отдельные, относительно самостоятельные, обособленные друг от друга предметы, явления, процессы. Но их отдельность, обособленность — относительна, они находятся в разнообразных связях друг с другом, образуя единое бытие. Среди многообразных связей - внутренних и внешних, необходимых и случайных, существенных и несущественных - особое место занимают актуальные связи, называемые взаимодействиями. Взаимодействием называется связь, возникающая в результате воздействия предметов друг на друга и вызывающая их взаимные изменения. Элементарные частицы, молекулы и атомы, растительный и животный мир, природа и общество не просто взаимосвязаны, они взаимодействуют, следовательно, изменяются. Но изменение есть не что иное, как движение, поэтому признание принципа всеобщей связи означает вместе с тем признание движения, изменения, развития.

Принцип развития.

Диалектическая концепция признает любые формы движения: хаотическое, круговороты, функционирование и т.д. Но главное внимание она обращает на развитие, понимая его необратимое, направленное, качественное изменение системы. Этими свойствами развитие отличается от других видов движения. Обратимость характерна для повторяющихся изменений системы, не ведущих к изменению ее качества. Направленность означает внутреннюю связь моментов изменения системы, ведущего к возникновению нового качества. Развитие — сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедлен­ным, прогрессивным и регрессивным. В отличие от других раз­новидностей движения, которые могут быть вызваны действием внешних по отношению к данной системе сил, развитие — это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Этот ис­точник — противоречия в самом объекте.

 

 

             
 
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности
 
   
 
   
 
Главная проблема диалектики – что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причём не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения
 

 

 


ü единства и борьбы противоположностей;
ü перехода количества в качество;
ü отрицание отрицания.

 
 


ü охватывают все сферы окружающей действительности;
ü раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

       
   
является основной
 
 
Движение является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определённом месте и одновременно уже не находится в нём). Движение также является способом связи в материальном мире

 

 

                   
 
   
     
     
 
 
     
 
 


ü внешние и внутренние (наиболее распространённые виды связей);
ü непосредственные и опосредованные;
ü генетические и функциональные;
ü пространственные и временные;
ü случайные и закономерные.

                       
   
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность
   
 
 
   
Причинность – наличие таких связей, где она порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными
   
 
 
   
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира и его существование и развитие во времени, которое длится всегда
   
 
 
   
Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем
 
 
 
   
 
   


ü сущность и явление;
ü форма и содержание;
ü причина и следствие;
ü единичное, особенное, всеобщее;
ü возможность и действительность;
ü необходимость и случайность.

Законы диалектики.

1. Единство и «борьба» противоположностей — один из универсальных законов диа­лектики. Закон проявляет свое действие в природе, обществе и мышлении.Суть закона заключается в том, что он объясняет развитие именно как самодвижение, саморазвитие.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает: всем объектам и процессам материальной и духовной сферы бытия присущи противоречивые стороны, тенденции. Они од­новременно находятся в единстве и взаимоисключении (борь­бе). Борьба сторон объекта может происходить потому, что противоположности находятся в единстве, отчего объекты не разрушаются. Нарушение меры (гармонии) между единством и взаимоисключением противоположностей может давать им­пульсы к самодвижению, саморазвитию. Это приводит к ис­чезновению старого и рождению нового качества.

Таким образом, закон основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противопо­ложные стороны свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без измен­чивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимо­проникновения. Единство — важная сторона отношения проти­воположностей.

Другая сторона этого отношения — взаимное отрицание проти­воположностей, их «борьба». Противоположности находятся в от­ношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия воз­никают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению но­вого качества, а это значит, что движение и развитие не привно­сится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.

       
 
 
   


ü борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
ü борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побеждённая сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
ü антагоническая борьба, где одна сторона может выжить только за счёт полного уничтожения другой.
ü содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
ü солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
ü нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
ü мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

ü Каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием.
ü Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.
ü Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит к изменению (самоизменению) предмета – движению. Пример: существует общество, тождественное самому себе, но в нём есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

 
 


2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Сущность закона можно сформулировать следующим образом: мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накаплива­ясь, на какой-то ступени нарушают меру предмета и вызы­вают коренные, качественные изменения.

Количественные изменения на определенном уровне переходят в качественные изменения.Переход происходит не из количества в ка­чество, а из старого качества в новое качество. Однако пере­ход старого качества в новое неизбежно сопровождается ко­личественными изменениями.

Качественные различия в свою очередь порождают коли­чественные различия. Становятся иными такие свойства эле­ментов, как теплопроводность, температура плавления и т. д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размно­жаться и занимать большие пространства.

Развитие не есть лишь про­стое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всег­да ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Скачок это философская категория, выражаю­щая характер перехода вещи от количественных изменений к качественным, от одного качественного состояния к другому, решающий поворот, коренной перелом в процессе развития. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким обра­зом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывнос­ти.

       
 
 
   


ü Качество – тождественная бытию определённость, стабильная система определённых характеристик и связей предмета.
ü Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объём, вес, размер и т. д.).
ü Мера – единство количества и качества.
ü При определённых количественных изменениях обязательно меняется качество.
ü Качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Например, при закипании воды произойдёт коренное изменение качества воды – она перейдёт в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком.
ü В природе не всегда удаётся определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти незаметно, эволюционно. Примером может служить древнегреческая апория «Куча»: «При добавлении какого зерна совокупность зёрен превратится в кучу? »

Отрицание отрицания

Р

азвитие - это поступательное движение к новому качеству, которое предстает как результат взаимосвязанных перехо­дов от старого к новому. Без отрицания старого возникно­вение и созревание нового невозможно. При этом отрицание старого не означает его полного уничтожения. Оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает и исчезает отжившее. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность.

Такое отрицание называется диалектическим отрицанием, выражающим противоречивую природу поступательности и преемственности в процессе развития, характеризующее возникновение нового и от­носительную повторяемость, необходимость моментов старого.

Таким образом, исходное состояние в силу противоречивой при­роды развития превращается в свою противоположность, свое отрицание, что, в свою очередь, неизбежно подлежит превраще­нию уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания. Развитие как бы повторяет пройденные стадии, но на новой, более высокой ступени. Весь процесс развития предстает как определенная последователь­ность циклов и образно выглядит в виде расширяющейся спира­ли, указывающей общее направление, тенденцию развития.

Итак, если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает причину, источник развития, объясняет, почему есть движение, развитие, а закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития, объясняет, каков характер этого процесса и как он совершается, то действие закона отрицания отрицания обнаруживает направление и итог, результат развития — в каком направлении и к чему ведет раз­витие.

                       
 
 
       
 
   
   
Развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие
 

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Цели и задачи настоящей Концепции
  2. Авторы Библейской Концепции заложили мысль о «десятине» и терпимости, потому что знали, где десятина, там рабство и без терпимости никак нельзя.
  3. Базисные концепции организационного поведения
  4. БИЛЕТ 18.Волновое движение. Плоская гармоническая волна. Длина волны, волновое число. Фазовая скорость. Уравнение волны. Одномерное волновое уравнение.
  5. БИЛЕТ. Магнитное взаимодействие постоянных токов. Вектор магнитной индукции. Закон Ампера. Сила Лоренца. Движение зарядов в электрических и магнитных полях.
  6. Вероятностный характер законов микромира. Концепции неопределенности и причинности
  7. Виды и классификация химических предприятий. Их характеристика и условия эффективного развития.
  8. Возвращаясь к концепции движения. Четыре причины.
  9. Возникновение и становление системы Интернет-СМИ. Влияние сети Интернет на традиционные СМИ. Интернет-журналистика на современном этапе ее развития. Новые форматы в рамках конвергенции.
  10. Возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования. Функции маркетинга.
  11. Вопрос 13:Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Человек как биосоциальный феномен
  12. Вопрос 21. Эталонные стратегии развития.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь