Отражение как основное свойство материи.
ü раздражённость;
| ü чувствительность;
| ü психическое отражение.
|
Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Биологическое (свойственно только живым организмам)
| | | | | | | | | | | | | | |
ü Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример - сворачивание листьев на жаре, движение подсолнуха «за Солнцем».
| ü Чувствительность – более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
| ü Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных. особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.
| ü Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и частично высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращённости сознания самого на себя), способность к предметно-практической деятельности, возможность передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной или письменной форме).
|
Основные подходы к проблеме сознания в философии.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Научные факты, на которые опирается физикализм
| | | Идеальность сознания - единственная проблема, на которую наталкиваются логические доводы физикалистов
| | | | | | | | | | | | | | |
ü «теория тождества» (Д. Армстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыханием, мозговыми процессами;
| ü теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
| ü теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
|
ü головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
| ü сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;
| ü человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
| ü медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например применение психотропных веществ).
|
ü образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, чётких размеров, формы;
| ü сознание может «господствовать» над образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
| ü никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
|
| | | | | | | | | | | | Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.)
| | | | | | | | | | | | | | | | Объективный идеализм: признаёт наличие как сознания. так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности и индивида как часть «мирового сознания»
| | | | | | | | | | | Умеренный материализм: считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признаёт за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространённая в российской философии
| | | | | | | | | | | | |
Популярное:
|