Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Актуальность культурологии: её социальная и гносеологическая обусловленность.



Актуальность культурологии: её социальная и гносеологическая обусловленность.

Культурология как форм. Наука. оСн. Направления в исслед. Культуры современной культ.

Критерии выделения явлений культуры

Содержание понятий культуры в обыденном сознании

Религиозное и светское понимание культуры

Формирование понятие культурыв истории фил. И культ.

6. Резутаты дискуссии 60-х вокруг определения культуры

Деятельностный и ценностный подход

Соотношение понятий культуры и общества

Содерж. Сторона культуры

Основные функции культуры

Принц. Периодизация антропосоциогенеза ии периода Гомосапиенс

Философы-культорологи об основаниях культуры

Именная матрица как средство освоения хранение передачи и обновления коллективног опыта.

Специфика вост. Культуры

Основные характеристики вост. Цивилиз. По васильеву.

Запад, как культурная традиция философии, наука в европ. Культ.

Судьба западной культуры в 20 в.

Спец. Росс. Культ. По справ. С Зап. И Вост.

Основ. Истор. Доминанты евр. Культ

Осн. Тенденции в разв. Культ. 20 в.

Место космизма в культ. В 20 в.

Учение о ноосфере.

Издержки техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм

Глоб. Проблемы современности.

Новые ориентиры и ценности в культуре 20-21 вв,

Формирование общечелов. Культ. Диалектика национального и общеч. В культ. 20в.

Зарожение культуры постмодернизма.

Человек и проблемы постмодерна в культ. 20 века

Постмодернистские претензии к разуму.

Новые правила нтел. Деятельности.

Специфика постмодернистского дискурса.

Постмодерн и неоязычество.

Постмодернизм в россии

Становление культуры россицской цивил. И ее осн. Черты

Понятие культ. Архетипа и его осн. Части

Соотношении понятий: культ. Архетип, менталитет, национ. Характер.

Православие и культ. Архетип россии

Геогр. Среда и культ. Архетип

Социальные связи и культ. Архетип

Ключевые человеческие ценности и РКА (РУССКИЙ КУЛЬТ, АРХЕТИП): труд, совесть, свобода. Сравнить эти ценности с ценностями востока и Запада.

Актуальность культурологии: её социальная и гносеологическая обусловленность.

Культурология - наука о культуре.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Термин «культура» уже в римской античности приобрел переносное значение в отличие от прямого - возделывание, обработка, уход и cultor - возделыватель, землепашец и проч., т.е. земледелец. Такая трансформация свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием, общий контекст этой трансформации - человеческая ученость, образованность, для обозначения которых ис­пользовалось как базовое понятие humanitas. Человек (homo), если он человек воспитанный (humanus), достигает этого состояния не только благодаря природному нраву (natura), но и на основе рационального настроя (ratio) и специального воспитания (disciplina).

Актуальность культурологии обусловлена причинами: 1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества, так и процессы, происходящие в той или иной культуре. Таким образом, культурология стоит между философией и оперирующими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология
Изучение культурологии, теории и истории культуры является фундаментом всего гуманитарного образования. Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931

Познавательная (гносеологическая) функция культуры связана с возможностью человека освоить накопленный социальный опыт множества поколений людей. Потребность этой функции заключается в стремлении человека создать собственную картину мира. Познание является необходимым элементом жизнедеятельности человека. “Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях…”

Социальная культурология предлагает другую модель отношения к культуре. Она основана на объективном и аналитическом не погруженном, а отстраненном отношении к культурной жизни общества, предметом исследования здесь является движущие мотивы реального поведения индивидов и групп, а так же принципов духовной регуляции различных сфер человеческого бытия. Это обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесении с другими сферами социальной жизнедеятельности, н-р экономикой, социальными отношениями и политикой.

Культурология как формирующаяся наука. Основные направления в исследовании культуры современной культурологи.

Культурология как наука еще только формируется. Культурологический подход представляет собой тип научного объяснения. Здесь явления прописываются в культурном пространстве (культуре) и соответственно объясняются. Естественно, как и у любой науки у культурологии есть свои методы. Можно выделить три основных подхода.

Первый подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее

историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система

знаний о культуре.

Второй подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру.

Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную

научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места

культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Существует несколько моделей современных культурологических исследований:

1. Классическая, с жёстким разделением субъекта и объекта познания, базирующаяся на рационально- сциентической методологии.

2. Неоклассическая. Ориентирует исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах номинализма(Общее имя, например, «животное», — «эмоция» — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.), герменевтики (разъясняю, толкую).

3. Постмодернисткская. Реализует феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающий в рамках своей культуры значение «чужих» культур.

Учение о ноосфере

Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в ноосферу (ноос-разум). Человек и его разум н просто конечный результат эволюции, но и одновременно и начало нового движения, создающего о сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

Причины возникновения и сущность ноосферы. Появление ноосферы связано прежде всего с экспансией разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человек, преобразился. Все природные стихии-вода, земля, воздух-захвачены человеком.

Важнейшее основание для возникновения ноосферы- объединение человечества. Для Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближает людей, научная и техническая мысль всё более интернационализуется несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.

Главной причиной создания ноосферы явл. Наука, становящаяся мощнейшей геологической силой.

Постмодерн и неоязычество.

Постмодерн есть реализация желания прорваться к новому, просто новому как таковому. Заложенная в цивилизации молодых тяга к быстрому и резкому изменению жизненных событий и процессов нашла к концу 20 в выход в тех сферах бытия, которые не имеют прямого отношения к соц. Устройств.

Это, например, индустрия моды, спорт, музыка. Культура постмодернизма связана с телом и его потребностями. Появилось даже технология «боди билдинг»: культуристика, пластическая хирургия, с пом. Которой изменяют фигуру, цвет глаз, кожу, пол… Бодицентризм говорит о появлении в Европе нового человека. Бодицентизм- это симптом оязычивания культуры, кризиса христианского мировоззрения.

Неоязычество 20 века воспроизвело весь набор соответствующих ритуальных действий, придав им совершенную форму: кровавые жертвоприношения, физ. Насилие, освящение эротики и секса.

Неоязыческий, нехристианский характер культуры 20 века проявился в всех практически видах искусства. Например, авангардисты пытались выявить скрытые под слоем современной христианской культуры до-культурные символы, искали сакральные знаки абсолютного начала, известные архаике пытались вернуть в мир какое-то архаически-магическое единство.

Скрябин дерзнул выразить в своей музыке языческое обожествление мира со всеми его несовершенствами и злобой.

Постмодернизм в России.

Перестройка ускорила процесс вхождения России в постмодерн: она открыла шлюзы для зап.культуры, поток которой легко захлестнул нехристианскую Россию. Россия, давно переставшая быть христианско-православной, не видела в язычестве опасности.

Игра, случай становятся мировоззренческими доминантами в нашей современной культуре; все превращается в игру, иногда смертельно-опасную: бизнес, коммерция, политика, отношения между людьми.

Художники стали философами: они пытались изображать на своих полотнах не сами предметы, а условия возможности их восприятия. Они стали писать не пейзажи и портреты, соблюдая правила ретроспективы, нет-они стремились найти способы изобразить все эти «горизонты», «позиции», «интенции», «установки».

В дальнейшем для многих из них стали мешать выставочные залы, рамки для картин и другие традиционные атрибуты живописи, ибо они настраивали зрителя на укоренившееся представления о том, что на худож. Выставке их ждет эстетическое наслаждение.

Постмодернизм в искусстве-это обращение к исповедальности, отчуждение психического заражения, убеждение, что смех и слезы эстетически суть обман, надувательство. Эзра Паунд- лидер имажинистов говорил, что хотел бы видеть поэзию «свободной от всякой слезоточивой чувствительности, потому что она (поэзия) не должна форсировать эмоциональность и чувствительность.

Теперь поэт начинается там, где заканчивается человек. (ортега-и-гассет), это Клюев, Гумилев, Мандельштам…)

Актуальность культурологии: её социальная и гносеологическая обусловленность.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 2997; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь