Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Многообразие и единство бытия. Проблема субстанции



Бытие — самая абстрактная философская категория, охватывающая все существующее. Но в реальном мире сущест­вует не бытие как таковое, а необозримое множество пред­метов, явлений, процессов. В недрах нашей планеты и на ее поверхности насчитывается около 30 тыс. видов минералов. В разных климатических зонах произрастает около 500 тыс. видов растений. Науке известны 2 млн. видов животных. Разные ре­гионы планеты населяет множество народов, существуют разные культуры и цивилизации. За пределами планеты Земля только в нашей Галактике насчитывается не менее 100 млрд. звезд, а в доступной современным методам исследования части Вселенной — Мегагалактике астрономы насчитывают, около 10 млрд. галактик.

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая осно­ва, объединяющая все виды бытия, и если существует, то, что она из себя представляет.

Решение этой проблемы породило философские учения: плю­рализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

Плюрализм (лат. - множественный) отрицает единство, признает существование нескольких или множества незави­симых и несводимых друг к другу видов бытия. Плюралистичны некоторые философские учения Древнего мира и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, со­гласно которому все состоит из бесчисленного множества абсо­лютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира явля­ется «физический космос». Плюрализм — характерная черта многих течений современной западной философии.

Дуализм (лат.— двойственный) исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога. Связь душевного состояния и физиологических процессов в организме человека Де­карт пытался объяснить с помощью гипотезы о существовании особого органа — шишковидной железы мозга. Дуализм лежит в основе психофизического параллелизма — учения, согласно которому психические и физиологические про­цессы независимы и несводимы друг к другу.

Монизм (греч. «монос» — один, единственный) концепция, признающая основой мира одну субстанцию. В отличие от дуа­лизма, не способного объяснить взаимосвязь материального и ду­ховного, монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависи­мости от того, что признается такой основой — духовная или ма­териальная субстанция, — различают идеалистический и матери­алистический монизм.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является ре­зультатом этой активности. Идеалистический монизм в его раз­личных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эсте­тических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой осно­вой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизм основывается на признании ма­териального единства мира, считает материю основой всего суще­ствующего. Эта позиция характерна для материалистических уче­ний античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождест­вив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нужда­ется ни в каком другом начале. Неотъемлемыми свойствами этой субстанции (ее атрибутами) являются протяженность и мышле­ние. Признав единую субстанцию, Спинозу вместе с тем признает ее проявления в бесконечном множестве отдельных вещей (моду­сов). Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, фран­цузские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

На позициях материалистического монизма стоит марксист­ская философия, дополнившая признание материального единст­ва мира диалектической концепцией развития. Единство мира состоит в его материальности.

 

Вещь, свойство, отношение.

Бытие существует в разнообразных формах, которые принято выделять на основании их специфики: бытие неживой природы («первой», независимой от человека, и «второй», созданной человеком), бытие живой неодухотворенной природы, бытие человека, бытие идеального и общественное бытие. Но в бытии как сложной системе можно выделить не только подсистемы (формы), но и элементы. Материальное бытие, объективная реальность — это бытие вещей, их свойств, отношений, процессов; бытие идеального, субъективная реальность существует в виде их образов: ощущений, восприятий, представлений, понятий и других идеальных форм. Рассмотрим понятия «вещь», «свойство», «отношение».

Вещь (предметом, объектом) - все, что обладает свойствами и находится в отношении с другими вещами. Вещь характеризуется целостностью, относительно самостоятельным существованием, относительной устойчивостью, а также определенными пространственными, временными, качественными границами, она является носителем свойств и отношений, так как свойства существуют не сами по себе, а как свойства вещи, так же как отношения — это отношения вещей.

Свойство - сторона предмета, обусловливающуя его различие или сходство с другими предметами.

В истории философии, начиная с Локка, сложилась традиция делить свойства (качества) на первичные и вторичные. Первые — фигура, протяженность, движение, покой, непроницае­мость — принадлежат самим вещам и существуют объективно; вторые — цвет, свет, запах, вкус, звук — субъективны, так как, по мнению Локка, в вещах нет ничего подобного нашим идеям об этих качествах.

Материализм исходит из признания объективности всех свойств. И хотя цвет, запах, вкус и другие, так называемые вто­ричные качества, зависят от субъекта, от строения его органов чувств, они объективны по своему источнику. Свойство вещи проявляется только в ее соотношении с други­ми вещами. Свойство магнита притягивать проявляется в его вза­имодействии с железом. Свойство товара проявляется в его спо­собности обмениваться на другой товар (или на замещающие его деньги).

Свойство представляет собой способность вещи оп­ределенным образом соотноситься с другими вещами, т.е. как-то воздействовать на них и реагировать на воз­действие с их стороны. Свойство существует актуально, если в данный момент вещь взаимодействует с другой вещью, и по­тенциально, если вещь не взаимодействует с нею. Свойства дан­ной вещи не возникают из их отношения с другими вещами, а лишь обнаруживаются в таком отношении.

Под связью в широком смысле слова понимается всеобщая, универсальная связь, отражающая материальное единство мира: все, что существует, составляет отдельные моменты вечного процесса развития материи, в котором все вещи и явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. В этом смысле понятие «связь» употребляется обычно как равнозначное понятию «отношение».

Связь, возникающую в результате воздействия объектов друг друга и вызывающую их взаимные изменения, принято называть взаимодействием.

 

 

           
 
Онтология – один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, а сама проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия
 
     

 

 

           
 
   
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположно ему
   
 
 

 


 

                   
     
       
 
 
 
 
Положения, раскрывающие содержание философской категории «бытие»
 
Основные формы бытия
 

 


ü ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
ü феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) - кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
ü окружающий мир, предметы, явления реально существуют: он (окружающий мир) есть;
ü окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
ü материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют.
ü материальное бытие - существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объёмом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
ü идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде идивидуализированного духовного бытия и объектизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
ü человеческое бытие – существование человека кака единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
ü социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чём, кроме самой себя

Материя.

Понимание материи (материального мира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвящены в первую очередь современные концепции естествознания. Первые пред­ставления о материальном мире содержатся практически во всех древних философских воззрениях.

В античной философии под материей понималось первовещество, из которого возникают и во что превращаются все вещи (лат. - вещество, материал). Таким началом считал ее считал воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь. В учении античных атомистов все суще­ствующее состоит из мельчайших неделимых частичек — атомов и пустоты. Эта гипотеза, предвосхитившая естественно-научное представление о строении материи, объясняла бесконечное многообразие мира из единого материального начала, лежащего в основе материального и духовного мира (душа, по Демокриту, также состоит из атомов).

Атомистическая картина мира, сформировавшаяся еще в IV в. до н.э. и просуществовавшая до конца XIX в., основывалась на понимании материи как вещества, строительным материалом ко­торого являются атомы, наделенного вечными неизменными свойствами: протяженностью, непроницаемостью, постоян­ством массы, тяжестью, перемещением и др. Это понимание материи послужило основой для формирования ряда научных теорий и открытия законов природы, в том числе молекулярно-кинетической теории теплоты, закона всемирного тяготения, ос­новных законов динамики, закона сохранения вещества, перио­дической системы элементов.

Но на рубеже XIX— XX вв. в понимании материи был совер­шен переворот, вызванный рядом научных открытий.

В 1869 г. были открыты катодные лучи, которые стали рас­сматриваться как поток отрицательно заряженных частиц почти в 2000 раз легче атома водорода. В результате была выдвинута гипотеза о существовании атома электричества — электрона. В 1897 г. электрон был открыт. Он был обнаружен не только в катодных лучах, но также в тепловых и световых излучениях, в химических процессах.

Исследование электрона показало, что его масса не является постоянной, она зависит от скорости его движения. Физики были вынуждены пересмотреть механическое понятие массы и заменить его понятием электромагнитной массы. Рухнуло представление об одном «неизменном» свойстве материи — постоянстве массы. Электрон стал рассматриваться не как материальная частица, а как энергия (сгусток электричества). Исследование катодных лучей привело к открытию К. Рентгеном лучей X, названных затем его именем. Эти лучи, воспринимаемые глазом, обладают свойством проникать через прозрачные тела и действовать на фотографическую пластинку. В 1896 г. А.А. Беккерель также открыл лучи, проникающие через непрозрачные предметы. Эти лучи самопроизвольно испускались некоторыми веществами. Открытие этого явления, впоследствии названного радиоактивностью, имело исключительно важное значение. Через некоторое время супруги Мария и Клод Кюри открывают радий — одно из радиоактивных веществ. Эти открытия подорвали представление о другом неизменном свойстве материи — непроницаемости. Кроме того, в свойстве радиоактивности — постоянно испускать энергию — некоторые физики увидели крушение принципа хранения материи: материя превращается в энергию. Были сделаны и другие открытия.

В результате этих открытий многие ученые пришли к отрицанию материи (материя исчезла, осталась только энер­гия), к признанию энергии единственной основой мира, его субстанцией.

«Кризис физики» имел своей основой механистическую картину мира и метафизический подход к объяснению его явлений. С точки зрения диалектики философское понятие материи не может быть сведено к представлению о ее строении и свойствах. Эти представления меняются, и будут меняться вместе с развити­ем науки. Современная физика, проникая в глубь материи, до­билась крупных успехов. Она открыла множество элементарных частиц, исследовала их свойства и специфику взаимодействия. Формируется новая картина строения материи. Но это вовсе не означает изменений ее философского понятия.

Выступив с критикой «физического идеализма» в работе «Ма­териализм и эмпириокритицизм» (1908), Ленин сформулировал философское понятие материи. Опираясь на идеи французских материалистов, он выделил единственное ее свойство — «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Развернутое философское определение, данное в ленинской ра­боте, сформулировано следующим образом: «Материя есть фи­лософская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, сущест­вуя независимо от них».

В этом определении материя не отождествляется с каким-либо ее конкретным состоянием — водой, воздухом, огнем, с ее пони­манием как вещества, состоящего из атомов, элементарных час­тиц и т.п., оно не связано с представлениями о ее «неизменных свойствах». Это широкое философское понятие, охватывающее всю объективную реальность.

Свойства материи:

-субстратность;

-бесконечность, несотворимость и неуничтожимость совокупного материального;

-конечность, возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов;

-движение;

-прост­ранство;

-время;

-отражение.

Структура материи может быть представлена по различным основани­ям. В зависимости от основных способов существования выделяются:

- не­живая природа в единстве элементарных частиц, атомов, молекул, макро­тел, звездных систем, галактик и метагалактик, вещества и антивещества, а также физических полей;

- живая природа как совокупность существова­ния белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза и биосферы, а также нервных клеток, нервных узлов, нервных систем, со­ставляющих основу существования растений и животных;

- человек в единстве физического и психического, материально-телесного;

- общество как обособившаяся часть природы и как совокупность индивидов, мате­риальной культуры и практической деятельности субъектов, материаль­но-физических отношений и институтов.

В зависимости от естественнонаучной классификации материального мира в нем выделяются роды материального: физический вакуум, плаз­ма, физическое поле, вещество. Вещество существует как микромир (10-14 — 10-8 см), макромир (10—8 см — 3, 1016 км) и мегамир (беско­нечный космос). Научные знания о строении материального мира посто­янно развиваются и уточняются.

Формами или способами существова­ния материи обозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ее организации и изменения:

- физическая (мир томов и кварков, элементарных частиц);

- химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение);

- биологи­ческая (живые организмы и популяции);

- социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).

В эволюции биосферы Земли как высшей стадии развития макроми­ра и в мегамире специально выделяются 3формы существования ма­терии:

- экологическая (биосфера);

- геологическая (планеты);

- космичес­кая (звездные системы, галактики, Вселенная).

Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального (нематериального) бытия. Материя обладает своими признаками и закономерностями. По­нятие материи (материального) выступает предельно широким обобще­нием и соотносится с пониманием идеального.


Поделиться:



Популярное:

  1. IX. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
  2. Билет №24 1.идеал.идеал и реальный мир. (?)Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл.
  3. Билет. Роман И.С.Тургенева «Рудин» и проблема «лишнего человека»
  4. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.
  5. В этом единство и прогресс, кардинальным фактором для которого является совершенство консорциума до абсолютного содержания.
  6. Возникновение сознания. Проблема идеального в философии.
  7. Вопрос 1 мировое культурное наследие, проблема его сохранения. Пакт Рериха и его роль в продвижении проблемы сохранения культурного наследия.
  8. Вопрос 16: Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта
  9. Вопрос. Проблема личности и смысла жизни в «философии абсурда» А. Камю.
  10. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. Историческое изменение парадигмальных оснований науки.
  11. ГЛАВА 1Единство и силы единения
  12. Глава 4 Эротическое одиночество и эротическое единство: мужчина против женщины


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1943; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь