Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организация процесса конструированияСтр 1 из 4Следующая ⇒
Организация процесса конструирования
Определение технологии конструирования программного обеспечения
Технология конструирования программного обеспечения (ТКПО) — система инженерных принципов для создания экономичного ПО, которое надежно и эффективно работает в реальных компьютерах [64], [69], [71]. Различают методы, средства и процедуры ТКПО. Методы обеспечивают решение следующих задач: q планирование и оценка проекта; q анализ системных и программных требований; q проектирование алгоритмов, структур данных и программных структур; q кодирование; q тестирование; q сопровождение. Средства (утилиты) ТКПО обеспечивают автоматизированную или автоматическую поддержку методов. В целях совместного применения утилиты могут объединяться в системы автоматизированного конструирования ПО (Т.н. CASE-системамы, Computer Aided Software Engineering (программная инженерия с компьютерной поддержкой)). Процедуры являются «клеем», который соединяет методы и утилиты так, что они обеспечивают непрерывную технологическую Процедуры определяют: q порядок применения методов и утилит; q формирование отчетов, форм по соответствующим требованиям; q контроль, который помогает обеспечивать качество и координировать изменения; q формирование «вех», по которым руководители оценивают прогресс. Процесс конструирования программного обеспечения состоит из последовательности шагов, использующих методы, утилиты и процедуры. Эти последовательности шагов часто называют парадигмами ТКПО. Применение парадигм ТКПО гарантирует систематический, упорядоченный подход к промышленной разработке, использованию и сопровождению ПО. Классический жизненный цикл
Старейшей парадигмой процесса разработки ПО является классический жизненный цикл (автор Уинстон Ройс, 1970) [65]. Очень часто классический жизненный цикл называют каскадной или водопадной моделью, подчеркивая, что разработка рассматривается как последовательность этапов, причем переход на следующий, иерархически нижний этап происходит только после полного завершения работ на текущем этапе (рис. 1.1). Рис. 1.1. Классический жизненный цикл разработки ПО
Охарактеризуем содержание основных этапов. Подразумевается, что разработка начинается на системном уровне и проходит через анализ, проектирование, кодирование, тестирование и сопровождение. При этом моделируются действия стандартного инженерного цикла. Системный анализ задает роль каждого элемента в компьютерной системе, взаимодействие элементов друг с другом. Поскольку ПО является лишь частью большой системы, то анализ начинается с определения требований ко всем системным элементам и назначения подмножества этих требований программному «элементу». Необходимость системного подхода явно проявляется, когда формируется интерфейс ПО с другими элементами (аппаратурой, людьми, базами данных). На этом же этапе начинается решение задачи планирования проекта ПО. В ходе планирования проекта определяются объем проектных работ и их риск, необходимые трудозатраты, формируются рабочие задачи и план-график работ. Анализ требований относится к программному элементу — программному обеспечению. Уточняются и детализируются его функции, характеристики и интерфейс. Все определения документируются в спецификации анализа. Здесь же завершается решение задачи планирования проекта.
Проектирование состоит в создании представлений: q архитектуры ПО; q модульной структуры ПО; q алгоритмической структуры ПО; q структуры данных; q входного и выходного интерфейса (входных и выходных форм данных). Исходные данные для проектирования содержатся в спецификации анализа, то есть в ходе проектирования выполняется трансляция требований к ПО во множество проектных представлений. При решении задач проектирования основное внимание уделяется качеству будущего программного продукта. Кодирование состоит в переводе результатов проектирования в текст на языке программирования. Тестирование — выполнение программы для выявления дефектов в функциях, логике и форме реализации программного продукта. Сопровождение — это внесение изменений в эксплуатируемое ПО. Сопровождение ПО состоит в повторном применении каждого из предшествующих шагов (этапов) жизненного цикла к существующей программе но не в разработке новой программы. Как и любая инженерная схема, классический жизненный цикл имеет достоинства и недостатки. Достоинства классического жизненного цикла: дает план и временной график по всем этапам проекта, упорядочивает ход конструирования. Недостатки классического жизненного цикла: 1) реальные проекты часто требуют отклонения от стандартной последовательности шагов; 2) цикл основан на точной формулировке исходных требований к ПО (реально в начале проекта требования заказчика определены лишь частично); 3) результаты проекта доступны заказчику только в конце работы. Макетирование Достаточно часто заказчик не может сформулировать подробные требования по вводу, обработке или выводу данных для будущего программного продукта. С другой стороны, разработчик может сомневаться в приспосабливаемое™ продукта под операционную систему, форме диалога с пользователем или в эффективности реализуемого алгоритма. В этих случаях целесообразно использовать макетирование. Основная цель макетирования — снять неопределенности в требованиях заказчика. Макетирование (прототипирование) — это процесс создания модели требуемого программного продукта. Модель может принимать одну из трех форм: 1) бумажный макет или макет на основе ПК (изображает или рисует человеко-машинный диалог); 2) работающий макет (выполняет некоторую часть требуемых функций); 3) существующая программа (характеристики которой затем должны быть улучшены). Как показано на рис. 1.2, макетирование основывается на многократном повторении итераций, в которых участвуют заказчик и разработчик. Рис. 1.2. Макетирование
Последовательность действий при макетировании представлена на рис. 1.3. Рис. 1.3. Последовательность действий при макетировании
Макетирование начинается со сбора и уточнения требований к создаваемому ПО Разработчик и заказчик встречаются и определяют все цели ПО, устанавливают, какие требования известны, а какие предстоит доопределить. Затем выполняется быстрое проектирование. В нем внимание сосредоточивается на тех характеристиках ПО, которые должны быть видимы пользователю. Быстрое проектирование приводит к построению макета. Макет оценивается заказчиком и используется для уточнения требований к ПО. Итерации повторяются до тех пор, пока макет не выявит все требования заказчика и, тем самым, не даст возможность разработчику понять, что должно быть сделано. Достоинство макетирования: обеспечивает определение полных требований к ПО. Недостатки макетирования: q заказчик может принять макет за продукт; q разработчик может принять макет за продукт. Поясним суть недостатков. Когда заказчик видит работающую версию ПО, он перестает сознавать, что детали макета скреплены «жевательной резинкой и проволокой»; он забывает, что в погоне за работающим вариантом оставлены нерешенными вопросы качества и удобства сопровождения ПО. Когда заказчику говорят, что продукт должен быть перестроен, он начинает возмущаться и требовать, чтобы макет «в три приема» был превращен в рабочий продукт. Очень часто это отрицательно сказывается на управлении разработкой ПО. С другой стороны, для быстрого получения работающего макета разработчик часто идет на определенные компромиссы. Могут использоваться не самые подходящие язык программирования или операционная система. Для простой демонстрации возможностей может применяться неэффективный алгоритм. Спустя некоторое время разработчик забывает о причинах, по которым эти средства не подходят. В результате далеко не идеальный выбранный вариант интегрируется в систему. Очевидно, что преодоление этих недостатков требует борьбы с житейским соблазном — принять желаемое за действительное. Инкрементная модель Инкрементная модель является классическим примером инкрементной стратегии конструирования (рис. 1.4). Она объединяет элементы последовательной водопадной модели с итерационной философией макетирования. Каждая линейная последовательность здесь вырабатывает поставляемый инкремент ПО. Например, ПО для обработки слов в 1-м инкременте реализует функции базовой обработки файлов, функции редактирования и документирования; во 2-м инкременте — более сложные возможности редактирования и документирования; в 3-м инкременте — проверку орфографии и грамматики; в 4-м инкременте — возможности компоновки страницы. Первый инкремент приводит к получению базового продукта, реализующего базовые требования (правда, многие вспомогательные требования остаются нереализованными). План следующего инкремента предусматривает модификацию базового продукта, обеспечивающую дополнительные характеристики и функциональность. По своей природе инкрементный процесс итеративен, но, в отличие от макетирования, инкрементная модель обеспечивает на каждом инкременте работающий продукт. Рис. 1.4. Инкрементная модель
Забегая вперед, отметим, что современная реализация инкрементного подхода — экстремальное программирование ХР (Кент Бек, 1999) [10]. Оно ориентировано на очень малые приращения функциональности. Спиральная модель (автор Барри Боэм, 1988) -классический пример применения эволюционной стратегии конструирования. Спиральная модель базируется на лучших свойствах классического жизненного цикла и макетирования, к которым добавляется новый элемент — анализ риска, отсутствующий в этих парадигмах [19]. ХР-процесс Экстремальное программирование ( eXtreme Programming, XP ) — облегченный (подвижный) процесс (или методология), главный автор которого — Кент Бек (1999) [11]. ХР-процесс ориентирован на группы малого и среднего размера, строящие программное обеспечение в условиях неопределенных или быстро изменяющихся требований. ХР-группу образуют до 10 сотрудников, которые размещаются в одном помещении. Основная идея ХР — устранить высокую стоимость изменения, характерную для приложений с использованием объектов, паттернов (решение типичной проблемы в определенном контексте) и реляционных баз данных. Поэтому ХР-процесс должен быть высокодинамичным процессом. ХР-группа имеет дело с изменениями требований на всем протяжении итерационного цикла разработки, причем цикл состоит из очень коротких итераций. Базовые действиями в ХР-цикле: § кодирование, § тестирование, § выслушивание заказчика § проектирование. Динамизм обеспечивается с помощью четырех характеристик: непрерывной связи с заказчиком (и в пределах группы), простоты (всегда выбирается минимальное решение), быстрой обратной связи (с помощью модульного и функционального тестирования), смелости в проведении профилактики возможных проблем. * Паттерн является решением типичной проблемы в определенном контексте.
Большинство принципов, поддерживаемых в ХР (минимальность, простота, эволюционный цикл разработки, малая длительность итерации, участие пользователя, оптимальные стандарты кодирования и т. д.), продиктованы здравым смыслом и применяются в любом упорядоченном процессе. Просто в ХР эти принципы, как показано в табл. 1.2, достигают «экстремальных значений». Таблица 1.2. Список литературы
1. Боэм Б. У. Инженерное проектирование программного обеспечения. М.: Радио и связь, 1985. 511 с. 2. Липаев В. В. Отладка сложных программ: Методы, средства, технология. М.: Энергоатомиздат, 1993. 384 с. 3. Майерс Г. Искусство тестирования программ. М.: Финансы и статистика, 1982. 176с. 4. Орлов С. А. Принципы объектно-ориентированного и параллельного программирования на языке Ada 95. Рига: TSI, 2001. 327 с. 5. Чеппел Д. Технологии ActiveX и OLE. M.: Русская редакция, 1997. 320 с. 6. Abreu, F. В., Esteves, R., Goulao, M. The Design of Eiffel Programs: Quantitative Evaluation Using the MOOD metrics. Proceedings of the TOOLS'96. Santa Barbara, California 20 pp. July 1996. 7. Albrecht, A. J. Measuring Application Development Productivity. Proc. IBM Application Development Symposium, Oct. 1979, pp. 83-92. 8. Ambler, S. W. The Object Primer. 2nd ed. Cambrige University Press, 2001. 541 pp. 9. Beck, K., and Cunningham, W. A Laboratory for Teaching Object-oriented Thinking. SIGPLAN Notices vol. 24 (10), October 1989, pp 1-7. 10. Beck, K. Embracing Change with Extreme Programming. IEEE Computer, Vol. 32, No. 10, October 1999, pp. 70-77. 11. Beck, K. Extreme Programming Explained. Embrace Change. Addison-Wesley, 1999.211pp. 12. Beck, K, Fowler, M. Planning Extreme Programming. Addison-Wesley, 2001. 156pp. 13. Beizer, B. Software Testing Techniques, 2nd ed. New York: International Thomson Computer Press, 1990. 503 pp. 14. Beizer, B. Black-Box Testing: Techniques for Functional Testing of Software and Systems. New York: John Wiley & Sons, 1995. 320 pp. 15. Bieman, J. M. and Kang, B-K. Cohesion and Reuse in an Object-Oriented System. Proc. ACM Symposium on Software Reusability (SSR'95), pp. 259-262, April 1995. 16. Binder, R. V. Testing object-oriented systems: a status report. American Programmer 7 (4), April 1994, pp. 22-28. 17. Binder, R. V. Design for Testability in Object-Oriented Systems. Communications of the ACM, vol. 37, No 9, September 1994, pp. 87-101. 18. Binder, R. V. Testing Object-Oriented Systems. Models, Patterns, and Tools. Ad-dison-Wesley, 1999. 1298 pp. 19. Boehm, B. W. A spiral model of software development and enhancement. IEEE Computer, 21 (5), 1988, pp. 61-72. 20. Boehm, B. W. Software Risk Management: Principles and Practices. IEEE Software, January 1991: pp. 32-41. 21. Boehm, B. W. etal. Software Cost Estimation with Cocomo II. Prentice Hall, 2001. 502 pp. 22. Booch, G. Object-Oriented analysis and design. 2nd Edition. Addison-Wesley, 1994. 590 pp. 23. Booch, G., Rumbaugh, J., Jacobcon, I. The Unified Modeling Language User Guide. Addison-Wesley, 1999. 483 pp. 24. Chidamber, S. R. and Kemerer, C. F. A Metrics Suite for Object Oriented Design. IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 20: 476-493. No. 6, June 1994. 25. Cockburn, A. Agile Software Development. Addison-Wesley, 2001. 220 pp. 26. Coplien, J. O. Multi-Paradigm Design for C++. Addison-Wesley, 1999. 297 pp. 27. DeMarco, Т.. Structured Analysis and System Specification. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1979. 28. Fenton, N. E., Pfleeger S. L. Software Metrics: A Rigorous & Practical Approach. 2nd Edition. International Thomson Computer Press, 1997. 647 pp. 29. Fowler, M. The New Methodology http: //www.martinfowler.com, 2001. 30. Fowler, M. Is Design Dead? Proceedings of the XP 2000 conference, the Mediterranean island of Sardinia, 11 pp., June 2000. 31. Gamma, E., Helm, R., Johnson, R., Vlissides, J. Design Patterns. Elements of Reusable Object-Oriented Software. Addison-Wesley, 1995. 410 pp. 32. Graham, I. Object-Oriented Methods. Principles & Practice. 3rd Edition. Addison-Wesley, 2001. 853 pp. 33. Halstead, M. H. Elements of Software Science. New York, Elsevier North-Holland, 1977. 34. Hatley, D., and Pirbhai, I. Strategies for Real-Time System Specification. New York, NY: Dorset House, 1988. 35. Henry, S. and Kafura, D. Software Structure Metrics Based on Information Flow. IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 7, No. 5, pp. 510-518, Sept. 1981. 36. Highsmith, J. A. Adaptive Software Development: A Collaborative Approach to Managing Complex Systems. Dorset House Publishing, 2000. 392 pp. 37. Highsmith, J. A. Extreme programming, e-business Application Delivery, vol. XII, No. 2; February 2000, pp 1-16. 38. Hitz, M., Montazeri, В. Measuring Coupling in Object-Oriented Systems. Object Currents, vol. 2: 17 pp., No 4, Apr 1996. 39. Jackson, M. A. Principles of Program Design. London: Academic Press, 1975. 40. Jacobcon, I., Booch, G., Rumbaugh, J. The Unified Software Development Process. Addison-Wesley, 1999. 463 pp. 41. Jacobcon, I., Christerson, M., Jonsson, P., Overgaard, G. J. Object-Oriented Software Engineering. Addison-Wesley, 1993. 528 pp. 42. Jorgensen, P. C. and Erickson, C. Object Oriented Integration. Communications of the ACM, vol. 37, No 9, September 1994, pp. 30-38. 43. Kirani, S. and Tsai, W. T. Specification and Verification of Object-Oriented programs, Technical Report TR 94-64 Computer Science Department University of Minnesota, December 1994. 99 pp. 44. Kruchten, Phillipe B. The 4+1 View Model of Architecture. IEEE Software, Vol. 12 (6), November 1995, pp. 42-50. 45. Lorenz, M. and Kidd, J. Object-Oriented Software Metrics. Prentice Hall, 1994. 146pp. 46. Marick, B. Notes on Object-Oriented Testing. Part 1: Fault-Based Test Design. Testing Foundations Inc., 1995. 7 pp. 47. Marick, B. Notes on Object-Oriented Testing Part 2: Scenario-Based Test Design. Testing Foundations Inc., 1995. 4 pp. 48. Martin, Robert C. RUP/XP Guidelines: Test-first Design and Refactoring. Rational Software White Paper, 2000. 49. McCabe, T. J. A Complexity Measure. IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 2: pp. 308-320. No.4, Apr 1976. 50. McGregor, J.D. and Korson, T.D. Integrated Object Oriented testing and Development Processes. Communications of the ACM, vol. 37, No 9, September 1994, pp. 59-77. 51. McGregor, J. D., Sykes, D. A. A Practical Guide to Testing Object-Oriented Software. Addison-Wesley, 2001. 407 pp. 52. Myers, G. Composite Structured Design. New York, NY: Van Nostrand Reinhold, 1978. 53. OMG Unified Modeling Language Specification. Version 1.4. Object Management Group, Inc., 2001.566pp. 54. Orr, K. T. Structured Systems Analysis. Englewood Cliffs, NJ: Yourdon Press, 1977. 55. Ott, L., Bieman, J. M., Kang, B-K., Mehra, B. Developing Measures of Class Cohesion for Object-Oriented Software. Proc. Annual Oregon Workshop on Software Merics (AOWSM'95). 11 pp., June 1995. 56. Oviedo, E. I. Control Flow, Data Flow and Program Complexity. Proc. IEEE COMPSAC, Nov. 1980, pp. 146-152. 57. Quatrani, T. Visual Modeling with Rational Rose and UML. Addison-Wesley, 1998. 222pp. 58. Page-Jones, M. The Practical Guide to Structured Systems Design. Englewood Cliffs, NY: Yourdon Press, 1988. 59. Page-Jones, M. Fundamentals of Object-Oriented Design in UML. Addison - Wesley, 2001. 479 pp. 60. Parnas, D. On the Criteria to the Be Used in Decomposing Systems into Modules. Communications of the ACM vol. 15 (12), December, 1972, pp. 1053-1058. 61. Paulk, M. C., B. Curtis, M. B. Chrissis, and C. V. Weber. Capability Maturity Model, Version 1.1. IEEE Software, 10, 4, July 1993, pp. 18-27. 62. Paulk, M. C. Extreme Programming from a CMM Perspective. XP Universe, Raleigh, NC, 23-25 July 2001, 8 pp. 63. Poston, R. M. Automated Testing from Object Models. Communications of the ACM, vol. 37, No 9, September 1994, pp. 48-58. 64. Pressman, R. S. Software Engineering: A Practioner's Approach. 5th ed. McGraw-Hill, 2000. 943 pp. 65. Royce, Walker W. Managing the development of large software systems: concepts and techniques. Proc. IEEE WESTCON, Los Angeles, August 1970, pp. 1-9. 66. Rumbaugh J., Blaha M., Premerlani W., Eddy F. and Lorensen W. Object Oriented Modeling and Design. Prentice Hall, 1991. 500 pp. 67. Rumbaugh, J., Jacobcon, I., Booch, G., The Unified Modeling Language Reference Manual. Addison-Wesley, 1999. 567 pp. 68. Shalloway, A., Trott, J. R. Design Patterns Explained. A New Perspective on Object-Oriented Design. Addison - Wesley, 2002. 361 pp. 69. Sommerville, I. Software Engineering. 6th ed. Addison-Wesley, 2001. 713 pp. 70. Stevens, W., Myers, G., and Constantine, L. 1979. Structured Design. IBM Systems Journal, Vol. 13(2), 1974, pp. 115-139. 71. Vliet, J. C. van. Software Engineering: Principles and Practice. John Wiley & Sons, 1993.558pp. 72. Tai, K., and Su, H. Test Generation for Boolean Expressions. Proc. COMPSAC'87, October 1987, pp. 278-283. 73. Ward, P., and Mellor, S. Structured Development for Real-Time Systems: Introduction and Tools. Vols. 1, 2, and 3. Englewood Cliffs, NJ: Yourdon Press, 1985. 74. Warnier, J. D. Logical Construction of Programs. New York: Van Nostrand Rein-hold, 1974. 75. Wells, J. D. Extreme Programming: A gentle introduction, http: // www.extreme-programming.org, 2001. 76. Wirfs-Brock, R., Wilkerson, В., and Wiener, L. Designing Object-oriented Software. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall, 1990. 341 pp. 77. Yourdon, E., and Constantine, L. Structured Design: fundamentals of a discipline of computer program and systems design. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1979.
Организация процесса конструирования
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы