Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Журналистский (публицистический) текст как дискурс.



Научная полемика о термине, обозначающем продукт творческой деятельности журналиста (публициста). Понятие «дискурс». Идейно-тематические и структурно-композиционные характеристики журналистского (публицистического) текста как дискурса.

Идейно-тематическое своеобразие журналистского (публицистического) произведения

Термин «текст» следует использовать для обозначения универсальной «порождающей модели», к которой должен стремиться журналист (публицист). Текст обладает набором универсальных категориальных признаков. Эстетическая обработка информации автором превращает журналистский (публицистический) текст в публицистическое в журналистское (публицистическое) произведение. «Публицистически выраженная мысль, главное назначение которой – активное воздействие на аудиторию, не может не быть эстетически необработанной: эффект воздействия публицистического текста напрямую связан с характером высказывания, заключен в эмоциональных его ресурсах. Что само по себе предполагает эстетическую обработку факта». Публицистическое произведение – это информационный, эстетический и коммуникационный феномен.

Не забывая о том, что текст (произведение) – это всегда неразделимое единство формы и содержания (или идейно-тематическое и структурно-композиционное единство), позволим себе условно разделить это единство на две составляющие для более глубокого изучения.

В творческом акте журналиста определение темы чаще всего происходит во время «операции», которую Г.В. Лазутина называет «определение конкретного предмета изучения». Выделение предмета есть конкретизация того, какую проблему в связи с конкретным фактом необходимо затронуть. Умением поставить проблему проверяется уровень профессионального мастерства журналиста. Журналисты разной квалификации видят в одном и том же событии, в одной и той же ситуации отражение различных проблем.

Тема как характеристика журналистского произведения имеет устойчивый признак: «она всегда есть конкретный социальный факт, взятый в контексте актуальной общественной проблемы». В связи с этим разговор о семантике журналистского текста требует рассмотрения понятий: тема и проблема. Проблемно-тематическая направленность ЖТ «открывается» через отбор фактов, непосредственно связанных с проблемой, которую решает поднять автор в произведении.

Факты лежат в основе любого произведения, в том числе в первую очередь, журналистского. В словарях русского языка наиболее часто встречается определение понятия факт (от лат. factum – «сделанное, совершившееся») как «действительное, вполне реальное событие, явление».

Когда речь идет о журналистике, ученые предлагают различать онтологический (онтология – наука о бытии) и гносеологический (гносеология – наука о познании) смыслы понятия «факт», а также помнить о существовании фактологического ряда как «строительного материала» журналистского текста.

В онтологическим смысле факт – это единица реальности, доступная эмпирическому наблюдению (восприятию через органы чувств), но существующая независимо от сознания человека. Фактом в онтологическом смысле может быть: событие, ситуация, процесс.

В гносеологическом плане факт – это фрагмент сознания, отражающий единицу реальности, т.е. порождение мыслительной деятельности человека. Такой факт оказывается доступным только в форме высказывания о нем, то есть в журналистском произведении могут быть представлены: понятие, суждение, классификация. Т.е. мы можем иметь понятие о событии (и в этом случае жизнеподобие должно заключаться в представлении знания об основных параметрах онтологического факта), получить сведение (элементарное выводное знание – суждение, сложное – умозаключение) о ситуации, классифицировать явление.

 

О факте как строительном материале журналистского текста необходимо говорить в связи с законами языка и понятием «элементарные выразительные средства».

Факт онтологический не может быть «равен» факт, отраженному в журналистском (публицистическом) тексте, так как в процессе познания действительности конкретным автором на последнего неизбежно действуют «факторы субъективности»: общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полной мере); творческая природа сознания (способность «заместить» любую «отсеченную» существенную связь несущественной); характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста (ограниченность времени, закрытость информации и т.п.).

Проблема (от греч. problema – задача, «противоречие») – практический или теоретический вопрос, требующий изучения и решения. Проблема, говоря упрощенно, такое знание об объекте, при котором существуют пустоты, допустимы противоречивые утверждения, которые по-новому освещают уже имеющееся знание. Проблемная ситуация – ситуация, заключающая в себе противоречие.

 

Специфика идеи журналистского произведения

Опорная идея. Традиционно под идеей понимается главная мысль произведения, в которой воплощается авторское открытие; достигнутое автором понимание предмета и цели повествования, представляющее собой определенную ценность для аудитории.

Идея журналистского произведения имеет специфику. Доказано, что контакт журналистского текста с потребителем информации происходит на двух уровнях: социальной практики (то есть массового сознания, элементами которого являются общезначимые и общепринятые знания, нормы и ценности) и индивидуальной практики (то есть (авторского) сознания). В связи с этим профессор МГУ Е.И. Пронин считает целесообразным различать в журналистском произведении два вида идей: «опорную» и «рабочую».

Рабочая идея. В результате направленного изучения предмета журналист разрабатывает «рабочую идею» материала. Данный компонент журналистского произведения, по мнению Е.И. Пронина, следует отличать от «опорной идеи», которая «определяя направленность журналистского текста, редко формулируется в прямое высказывание, и живет в подтексте». На первый же план выходит разворачиваемая на основе опорной идеи конкретная программа разрешения освещаемой в публикации конкретной социальной ситуации. Строго говоря, именно такая программа и будет специфической логической конструкцией, стержнем журналистской информации. Именно она становится главной рабочей идеей произведения, поскольку «журналистский текст не теоретическое изыскание, а акт практический. И от него требуется практическое решение вопроса».

Собственно идея журналистского произведения складывается из соотношения рабочей и опорной идеи. По сути дела она представляет собой соотнесение «рабочей идеи», разработанной журналистом, с системой общественных регулятивов («опорной идеей») для выявления степени реальности достижения цели, поставленной в связи с конкретной общественной ситуацией.

 

Структурно-композиционные особенности журналистского текста

Газетный текст – целостное образование, построенное в соответствии с требованиями целеполагания и тематического единства. Целостность газетного текста определяется подчиненностью всех его элементов авторскому замыслу и проявляется, по мнению Л.М. Майдановой, в структурированности содержания: «вертикальном» его членении, или в иерархичности его смысловых элементов. Иерархичность проявляется в том, что текст «при переходе от одной последовательной ступени смысловой компрессии к другой, более «глубокой», каждый раз сохраняет для воспринимающего сознания смысловое тождество, лишаясь лишь маргинальных элементов».

Каким же образом достигается синтактическая полноценность журналистского произведения? При каких условиях набор элементов (фактов, образов, нормативов), превращенных в сознании журналиста в «картину мира», а затем – воплощенных в тексте, способен при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщать читателю «законсервированную» в нем информацию, но и вызывать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое? Надо полагать, данный эффект возможен при соблюдении принципа единства формы и содержания, то есть при грамотном отборе информации – смысловых блоков, содержательных элементов и проработке всех типов структурно-композиционных связей между ними.

В научной литературе по журналистике форма журналистского (публицистического) текста рассматривается через единство иерархических связей между различными типами информации (смысловыми блоками). Теоретики журналистки, и в частности Г.В. Лазутина, выделяют три типа связей в журналистском произведении: поверхностные, глубинные, метасвязи.

Под понятием «глубинные связи» понимается такое средство организации текста, как композиция. Композиция (от лат. «составление, связывание») отражает построение текста с точки зрения его внутренней логики (не зря композицию называют «внутренней формой»). Г.В. Лазутина в своей трактовке глубинных связей журналистского (публицистического) текста базируется на лингвистических концепциях. По ее определению, «содержание – сущность, выразившая себя через структурирование заданных авторским замыслом микросмыслов на основе их поверхностных и глубинных связей. < …> А композиция – средство организации текста, алгоритм объединения глубинными связями микросмыслов, задаваемые авторским замыслом, в микротемы и смысловые поля, которые предъявляются в тексте в виде определенной последовательности подтем».

Внутренняя логика, в свою очередь, всегда обусловлена рядом факторов. В самом общем виде их набор может быть сведен к трем: 1) предмет отображения, 2) творческая задача, решаемая автором (в соответствии с концепцией издания и профессиональными установками), 3) особенности восприятия текста читателем. Сочетание факторов порождает типы Ж(П)П, дифференцированные по функциональному предназначению и имеющие различные типы композиции. Вывод, который можно сделать на основе суждений Г.В. Лазутиной: композиция журналистского текста – это средство организации различных типов информации (мы знаем, что их четыре), проявляющееся в установлении иерархических отношений между ними, и формировании на основе этих отношений целостного единства, способствующего реализации творческой задачи.

 

С точки зрения семантики работа над композицией журналистского произведения включает в себя: 1) определение типов информации в соответствии с концепцией, выработанной на основе целенаправленного изучения предмета отображения действительности; 2) установление в соответствии с творческой задачей иерархических отношений между ними (что является целью сообщения, что основными его элементами, а что – второстепенными); 3) проверку полученного результата с точки зрения соблюдения логики движения мысли (соотношение между фактами и выводами).

Именно авторское видение определяет расстановку акцентов в материале (то есть определение иерархии типов информации). «Есть варианты материалов, где авторское внимание распределено между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: в – v – p – n. Есть композиционные решения, в основе которых – акцент на ситуации… есть такие, где акцент – на оценках и аргументах…». По мнению Г.В. Лазутиной, композиция журналистского материала может быть простой – интегральной, если творческая задача имеет частный характер и для ее решения нужны текстовые элементы одного информационного слоя; < …> а может быть сложной – интегрально-дифференцированной, если задача усложняется, и для ее решения требуются текстовые элементы разных информационных уровней.

В свою очередь Л.М. Майданова выделяет такие типы композиции, как событийная, логическая и метасобытийная. Событийная композиция текста отражает диалектику развития мира, то есть его развитие через систему причинно-следственных связей (которые не всегда соотносятся с хронологией развития). «Событие может быть подано и с соблюдением, и с нарушением хронологии; важно лишь то, что его эпизоды – это опорные пункты, держащие на себе всю конструкцию текста». Событийная композиция, прежде всего, характерна для новостных текстов. Однако она может быть присуща и проблемно-аналитическим материалам (например, статье), и художественно-публицистическим (например, очерку), если основа материала – история предмета речи, динамика развития того или иного события, становление характера героя произведения.

Логический, или проблемно-аналитический, тип композиции отражает развитие мира через конфликт, противоречие. В самом общем виде структура такого текста содержит три части: тезис (норма, преспективная информация) – антитезис (отклонение от нормы, суть противоречия; дескриптивная, валюативная информация) – синтез (разрешение конфликта; нормативная информация). В текстах с логическим типом композиции развертывание изложения предстает как смена одного тезиса другим.

Метасобытийная композиция, по мнению Л.М. Майдановой, возможна в тех текстах, где есть метасобытие, то есть событие, имеющее символическое (вневременное значение), а также в текстах, обогащенных элементами авторского повествования. В таких текстах композиция усложняется за счет установления связей с претекстами, с экстралингвистическими факторами текстопостроения. Установление внутренней логики повествования в текстах с метасобытийной композицией невозможно без знания «окружения» события, ситуации, представленных в нем. Текст с метасобытийной композицией представляет собой своеобразный гипертекст, связи которого расширяются благодаря ссылкам на дополнительную информацию, естественно, что такого рода «ссылки» значительно обогащают содержание текста.

 

С точки зрения прагматики работа над композицией включает в себя: 1) соотнесение организованных в тексте типов информации с четырьмя задачами по организации контакта текста с аудиторией; 2) соблюдение принципов драматургического построения, позволяющих добиваться максимального эмоционального воздействия на читателя.

Выбор последовательности смысловых блоков и стыковка их между собой представляет собой работу над структурой текста, или поверхностными связями. Перестановка композиционных узлов в произведении — не механическая работа, а творческая операция, которая вносит в текст дополнительные оттенки смысла, а иногда и полностью изменяет его. Монтажная работа с композиционной схемой дает журналисту богатый выбор вариантов изложения. Поверхностные связи текста, по мнению Г.В. Лазутиной, «обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое». По мнению Г.В. Лазутиной, «поверхностные связи журналистского текста … имеют отчетливо выраженный монтажный характер», поэтому она сравнивает деятельность журналиста по выстраиванию поверхностных связей текста с манипуляциями монтажера. «Связи монтажного характера задаются < …> не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности, его замыслом, предопределяющим опосредованность отражения». Например, «последовательное» или «параллельное» соединение смысловых элементов, раскрывающих внутреннюю логику развития мысли.

Третий тип связи содержания и формы журналистского текста – метасвязи (мета – «после, сверх, через»): связи между связями, обеспечивающие тексту качественно новый уровень единства. Г.В. Лазутина считает, что метасвязи существуют в любом произведении.

 

Кратко: Текст-неразделимое единство формы и содержания.

Тема - конкретн. соц факт, взятый в контексте актуальной обществ проблемы=проблемн тематич напр= отбор фактов, связь с проблемой

 

ФАКТ 1)онтологический смысл ( бытие) и 2)гносеологич смысл (познание)

 

1) единица реальности, доступна эмпирическому наблюдению (органам чувств), но существующая независимо от сознания человека. События, ситуация, процесс

2) фрагмент сознания, отраж единицу реальности, т.е. порождение мысли деят-ти человека

 

Проблема (от греч. задача, противореч) - практический или теоретический вопрос, требующий изучения и решения.

 

По Пронину! Специфика идеи жур пр-я

Опорная идея=главная мысль пр-я (основывается на уровне индивид практики)

Рабочая идея=стержень жур программы(программа = логич.конструкц)

 

ИДЕЯ=Соотношение Опорной и рабочей идеи

 

Структурн-композиц особ текста

 

Форма жур текста= единство иерарх связей между разными типами информ

 

Лазутина! Связи:

-поверхностн

-глубинные (композиц) - отражает постр текста с т.з его внутр логики

-метасвязи (связи между связями, обеспеч тексту качеств новый уровени единства)

 

из внутр логики - 1)предмет отобр

2)тв задача реш автором

3)особ воспр текста чит

 

Композиция-ср-во организац разных типов инф, проявл разных иерархич отн между ними и формиров на их основе целостного единства, способств реализац творч задачи

 

Майданова! Типы композиц:

-событийная (развитие мира ч\з сист прич-следств связей)

-логич(проьбл аналит)(разивтие мира ч\з конфликт, противореч

-метасобытийн (есть событие имеющ символич (вневеременное значение)+текст обогащ авторск повеств

 

Перепечатала лекции:

Лингв: Текст – объединенная смысловой и грамматической связью последовательность речевых единиц.

Природообразующие признаки текста: выраженность, ограниченность, структурность, линейность, интертекстуальность, релятивность.

Текс в семиотике (проблемы текста как знакового образования) – сложное разнохарактерное знаковое образование, совокупность знаков, имеющих в данном сочетании определенный смысл, т.е. несущий определенный объем информации. Текст выполняет смыслообразующую функцию. Текст никогда не существует вне времени, однако во временном плане он должен рассматриваться минимум в двух аспектах: место текста в культурной традиции и сиюминутно – с учетом проявляющихся в данный момент особенностей.

БОГУСЛАВСКАЯ В.В (Ростовская научная школа) исп. Термин «журн. Текст» - любой газетно-журнальный текст, неоднородный в плане жанровых особенностей. Черты журн текста: социальная направленность, коммуникативная направленность. Богуславская подчеркивает необходимость рассматривать работу журналиста в сочетании с экстралингвистическими факторами.

КРОЙЧИК. Публицистический текст – особый вид текста, посвященный актуальным проблемам и явлениям текущей жизни об-ва, используемый как средство выражения плюрализма мнений, т.к. содержит авторскую т.з. на происходящее.

Концепция Кройчика базируется на представлении о различиях, существующих между журналистикой как видом профессиональной деятельности и публицистикой как особым видом творчества. Публицистика по мнению Кройчика всегда начинается с интерпретации факта. В 2005 г: ПУБЛ.ТЕКСТ – связанный знаковый комплекс, заключающий в себе законченный смысл, соорентированный на передачу общезначимой инф от автора к масс аудитории. В последствии Кройчик стал рассматривать пуб текст как дискурс. ДИСКУРС – сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают (Фуко).

ХОРОЛЬСКИЙ И ЕГО УЧЕНИКИ. ЖТ – процесс фиксации злободневных, атомарных фактов и текущих событий, а ПТ – является частью убеждающего медийного дискурса. Хорольский обращает внимание на устаревание старых методологических схем, призывает обратить внимание на новые открытия в сфере коммуникативистики.

ГОРОХОВ: категория ПТ может быть рассмотрена в свете различных научных концепций. Специфиув ПТ – связь с реальной основой. Для того, чтобы иметь целостное представление о тексте, нужно рассмотреть стурурный аспект и относительный + прагматические отношения.

 

МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ РЕАЛИЗУЕТ ТРИ ФУНКЦИИ: познавательную, управленческую, организаторскую.

ТЕМА как характеристика Ж(П)Т всегда имеет устойчивый признак – наличие конкретного социального факта, взятого в контексте актуальной общественной проблемы. Тема = факт+проблема.

В онтологическом смысле факт – единица действительности, доступная эмпирическому наблюдению, но существующая независимо от сознания человека.

АКСИОМА ТДЖ: необходимо разграничивать факт и его оценку.

Секрет АКТУАЛЬНОСТИ в том, чтобы зорко увидеть связь факта с назревшей проблемой, получит о ней полноценное знание, изучить и грамотно изложить в публикации.

ИДЕЯ – главная мысль, в которой воплощается авторское открытие (достигнутое автором понимание предмета, цели повествования). Специфика Ж произведения обусловлена тем, что контакт ЖП с аудиторией происходит на 2ух уровнях – массового сознания и индивидуального.

ПРОНИН ВЫДЕЛЯЕТ ДВА ВИДА ИДЕЙ: опорная и рабочая. ОПОРНАЯ – уровень массового сознания. То, что принадлежит не ж-ке, а идеологии. Закореплены в юрид. Документах. Одна из серьезных проблем совр Жур - отсутствие ОИ. Отсутствие нац идеи в РФ.

РИ – конкретная концепция, программа выработанная журналистом и представленная в тексте. Стержень Жур проиведения. Должна выражаться прямо.

КОМПОНЕНТЫ ЖП: цели, средства достижения, исполнители, гарант (общ силы, прововые основы….). Содержание РИ не определяется по субъективному произволу журналиста, а открывается им при тщательном изучении реальной действительности.

Газетный текст – это целостное образование, построенное в соответствии с требованиями целеполагания и тематического единства. Принцип единства формы и содержания подразумевает проработку всех типов композиционных связей: поверхностная, глубинная, метасвязь. Глубинные связи – КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. Композиция отражает строение текста с т.з. его внутренней логики. КОМП – связи между различными типами инфо – фактической и интерпретирующей.

Монтажная работа с композиционной схемой дает журналисту богатый выбор вариантов изложения. Поверхностные связи текста, по мнению Г.В. Лазутиной, «обеспечивают «сцепление» микросмыслов, превращая их в некую последовательность текстовых элементов, претендующую на то, чтобы восприниматься как целое». По мнению Г.В. Лазутиной, «поверхностные связи журналистского текста … имеют отчетливо выраженный монтажный характер», поэтому она сравнивает деятельность журналиста по выстраиванию поверхностных связей текста с манипуляциями монтажера. «Связи монтажного характера задаются < …> не только объектом действительности, который отражается в произведении, но и субъектом деятельности, его замыслом, предопределяющим опосредованность отражения». Например, «последовательное» или «параллельное» соединение смысловых элементов, раскрывающих внутреннюю логику развития мысли.

Третий тип связи содержания и формы журналистского текста – метасвязи (мета – «после, сверх, через»): связи между связями, обеспечивающие тексту качественно новый уровень единства. Г.В. Лазутина считает, что метасвязи существуют в любом произведении.


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. Ex.1. Дополните предложения, используя условные конструкции и информацию из текста.
  4. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  5. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  6. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  7. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  8. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  9. IV. Как узнать волю Господню.
  10. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  11. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  12. V. Переведите письменно абзацы 2 – 3 текста.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1467; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь