Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Система художественно-публицистических жанров. Современные тенденции развития художественно-публицистических жанров.



Особый характер проявляется, прежде всего, в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования уровне автора, уровне героя, уровне аудитории.

Фельетон. (Салтыков-Щедрин, Дорошевич) Соединение публицистического, сатирического и художественного начала. Природа жанра - сатирическое начало, сущность которого в комическом иносказании, подчиняющем в фельетоне все остальное. Особенность: это средство осмеяния какого-то зла. Памфлет. Сатирическое произведение, нацеленное на осмеяние определенных человеческих пороков и уничижение того героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла. Основоположники - Блез Паскаль, Бернарда Мандевиля. У нас Писарев, Горький, Леонов и др. Автор фельетона высмеивает лишь отдельные недостатки героев, при этом он не пытается морально уничтожить тех, кто совершает промахи. Памфлет - это своего рода оружие, которым пытаются испепелить своего врага, то есть все конкретно. У Кройчика памфлет это разновидность фельетона, а у Тертычного отдельный жанр. Пародия. Зарубежные классики: Рабле, Сервантес, Роттердамский, отечественные артисты А.И. Райкин, писатели Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин, журналисты Н.А. Добролюбов. Предмет - разные явления (действия общественных, государственных деятелей, какие-то народные традиции, и др). Основные методы - гипербола, гротеск, литота, ирония. П. Напоминает сатирический комментарий. Но цель сатирического комментария критика определенных недостатков того или иного явления. Цель п. - создать некую модель явления, ставшего предметом внимания пародиста, имитировать его в своем произведении под определенным углом зрения. Сатирический комментарий. 1. Родственный аналитическому комментарию. Отличает - ярко выраженная целевая установка автора высмеять тот феномен, который привлек его внимание. 2. Схож с фельетоном. Роднит цель выступления: они нацелены на высмеивание определенных человеческих недостатков. Однако если сатирический комментарий «обходится» такими средствами, как ирония, насмешка, то основным методом полноценного фельетона является сатирическая типизация. Житейская история. Сходен с «мини-историй». Отличается полнотой, насыщенности «развертки» соответствующих своих сторон, языковой образности, наглядности. В худ. литре похож на рассказ. Житейские истории создаются с помощью художественного метода, т.е. Основную роль в рождении таких текстов играет авторская фантазия. Легенда. Это один из древнейших жанров. Часто содержит в своей основе вполне реальный исторический факт. Почти всегда главный факт, на который опирается легенда, - не разгаданная тайна. В центре ее часто стоит герой попавший в трагическую ситуацию и, как правило, погибший в результате сложившихся обстоятельств. Эпиграф - это краткое, афористичное художественное обобщение, предваряющее некие более весомые публикации, например, на газетной полосе.. Его можно считать родственным комментарию или оценочному суждению. Отличие эпиграфа от комментария: в эпиграфе отсутствуют документальные факты. Эпитафия - посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, выступает как напоминание о достоинствах умершего человека. Анекдот. В газете не всегда журналистский жанр, т.к. Журналисты редко сами придумывают анекдоты. Другое дело «вторичный» анекдот, т.е. Произведение, созданное на основе анекдота, ставшего его литературной основой.

Одобряю26 мая 2013 в 14: 34|Корректировать|Это провокация|Возразить

 

Алина Витальевна

Шутка - предметное действие или сообщение, вводящее кого-то в заблуждение с целью создания смешной ситуации. Обычно бывает в тексте в виде фрагмента, но и бывают в качестве самостоятельного жанра. Две основные задачи: 1.в развлечении читателя. 2. Розыгрыш читателя. Игра. Основной причиной появления жанра - потребность аудитории в развлекательной информации. «Родственниками» данного жанра являются «кроссворды», «чайнворды». Игра как тип публикаций относится к художественно-публицистическим жанрам. Это объясняется тем, что игра в полной мере является плодом художественной фантазии ее составителя. Эссе. В основе лежит анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом является процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности.

 

ОЧЕРК. Понятие «очерк» имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать». Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена Короленко, Чехова, Успенского и др. В советское время: Горький, Кольцов, Полевой, Симонов, А.А. Аграновский и многие другие. С точки зрения подготовки очерк один из наиболее трудоемких. Жанровую природу очерка определяет соединение трех начал социологического, публицистического и художественного. 1. Социологическое - направленность на исследование общественных отношений и проблем. 2. Публицистическое - опора на факт. Художественное - стремление создать достоверную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации и явления социально типизируются.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности. Типичные черты современного очерка: 1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай. 2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего. 3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.

Портретный очерк. Предмет - личность. Для автора очень важно обнаружить «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Порт. очерк. возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследование разных ее сторон. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной российской прессы довольно не просто. Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.

Проблемный очерк. Предмет отображения - проблемная ситуация. По своей логической конструкции может быть сходен со статьей. Как и в статье, в проблемном очерке автор выясняет причины возникновения проблемы, пытается определить дальнейшее развитие, выявить пути решения. Отличие: в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется «в голом виде», т.е. в виде статистических закономерностей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственно статье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаются преодолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками.

Одобряю26 мая 2013 в 14: 35|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

Алина Витальевна

Путевой очерк. Относится к наиболее ранним формам текстов, ознаменовавших становление журналистики. Это объясняется тем, что подобная путевому очерку форма отображения действительности была чуть ли не первой в художественной литературе. А поэтому являлась хорошо освоенной. Авторами, прославившими путевой очерк стали А.С. Пушкин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.А. Бестужев и др. Из всех очерковых форм путевой очерк в наибольшей мере претендует на авантюрность сюжета (первоначальный смысл слово «авантюра» «приключение»). Подобная авантюрность задается самим характером подготовки данного типа публикации. Поскольку путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия, то и сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия (приключений) журналиста. Путевые очерки могут преследовать самые разные цели. Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах, через которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как государство заботится об инвалидах).

Одобряю26 мая 2013 в 14: 35|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Анастасия Рябухина

Понятие публицистика никогда не получало самостоятельного развития в зарубежных теориях массовых коммуникаций. Слово публицистика появилось в XIX веке. О его эти-мологии дает информацию известная статья В.Г. Березиной1. По мнению автора, специ-фическим было первоначальное толкование слова публицист (выступающий о публичном праве). Березина раскрывает смысл этого слова, его трансформацию, обращает внимание на важность для характеристики публицистических произведений трех аспектов: о чем; как; для кого они созданы.

В.В.Ученова объединяет в понятии публицистика специфический род деятельности и тип текстов6. Из этого определения становится очевидным родство журналистики и публицистики как форм общественного сознания и факторов общественной жизни.

Деидеологизация, характерная для нашего времени, касается в определенной степени и публицистики. Бесспорно, центральным в ней остается мировоззренческий аспект, не ис-чезает и не умаляется общественная значимость поднимаемых в ней нравственных про-блем (моральные суждения являются одной из самых типичных черт отечественной пуб-лицистики), которые могут вместе с тем не иметь никакого отношения к политике.

Публицистике подвластны все и всякие события, явления, судьбы, характеры, проблемы современности (и даже прошлого и будущего в связи с современностью) при том условии, что они увидены и повернуты к широкой аудитории своим социальным смыслом и значе-нием7. В публицистике размышления занимают главное место, выходят на первый план. Осмысление отношения к миру для публициста — специальная и профессиональная зада-ча: человек и его бытие — это главный объект публицистического выступления в прессе.

Публицистика является интеллектуальной деятельностью, предмет которой — объектив-ная реальность. Важно понимать, что «предметом деятельности могут быть не только ве-щи, но также общественные отношения, формы общественной жизни, различные органи-зации, системы управления, виды деятельности, регулирующие их нормы и все компонен-ты общественного сознания, как то: знания, мнения, ценности или идеалы, а также сам че-ловек в развитии своих сил, способностей и потребностей, т.е. любая область социальной действительности»8.

Публицистике свойственны также информативная, директивная, фатическая, эстетиче-ская, экспрессивная функции. Информативная функция проявляется в передаче информа-ции, директивная — в оказании влияния на поведение или отношение аудитории, фатиче-ская — в поддержании коммуникативных связей, эстетическая — в создании художест-венного эффекта, экспрессивная — в выражении эмоционально-оценочного отношения автора.

Одобряюсегодня в 1: 16|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Анастасия Рябухина

Перефразируя классика американской социологии Поля Лазерсфельда, можно сказать, что публицисты — это особые люди, лидеры общественного мнения, со своей собственной позицией и взглядом на мир, которые стоят между средствами массовой информации и аудиторией.

В каждом тексте, написанном на любую тему и любым автором, можно выделить ком-плекс идей, с помощью которых автор осмысляет действительность, а также набор лекси-ческих и риторических средств, которыми он оформляет свои рассуждения. К ним отно-сятся формулы, клише, лозунги, отсылающие читателя к идеям конкретного мировоззрен-ческого комплекса. Каждый мировоззренческий комплекс и соответствующие ему рито-рические средства являются значимыми для определенной социальной группы, для какой-то части аудитории. Аудитория ориентируется в первую очередь на мнение лидеров своей группы и воспринимает сообщения СМИ с учетом и через призму этого мнения. По чисто прагматическим причинам публицист не сможет убедить аудиторию в правильности своей картины мира, если он в том же тексте будет рисовать совсем другую картину, предназна-ченную для другой аудитории.

Среди формально-риторических средств есть два основных способа убеждения аудито-рии: убеждение с помощью логически непротиворечивых утверждений и создание эмо-ционального напряжения. В коммуникативные намерения автора часто входит стремление изменить эмоциональное состояние аудитории: рассмешить, разгневать, шокировать, уди-вить, вывести из равновесия, способствовать приятному или неприятному эмоциональному состоянию. Важно помнить, что, если эмоций в тексте больше, чем аналитики, уро-вень его объективности резко снижается. Автор, формируя мнения, суждения, изменяет или упрочивает ценностную картину мира каждого читателя, который, в свою очередь, заявляет о себе не только тогда, когда произведение предложено ему. Он присутствует в сознании (или подсознании) в самом творчестве, влияя на результат.

Существование «воображаемого читателя» (адресата) подчеркивает диалогическое начало творчества, его направленность, воздействие на читателя. В публицистике автор должен четко рассчитать эффект воздействия: что сильнее повлияет на читателя — факты без комментария или их интерпретация, включающая оценивание?

Как правило, самыми употребительными в публикациях являются простейшие виды обобщения — констатация и императив. Это значит, что анализ фактов уступает первое место их фиксации, а соразмышление с читателем — назиданию.

Что же такое образ в публицистике? Это визуальное представление о каком-либо явлении, факте действительности, выраженное в художественной форме. В широком смысле слова термин образ означает отражение внешнего мира в сознании. В значениях слов образ по-лучает твердую смысловую базу. Следует различать образность и образную мотивиро-ванность отдельных слов. Это не идентичные понятия: слово может быть образно моти-вированным, но не образным. В жанрах художественной публицистики слово служит не только целям обычного сообщения, но и выступает средством оценки факта, эмоционального отношения к событию.

Одобряюсегодня в 1: 21|Корректировать|Выбросить|Возразить

 

На связи

Анастасия Рябухина

Типизация как метод художественного исследования предполагает в публицистике пла-стическое воспроизведение характера и ситуации наряду с их анализом и оценкой. Каче-ства литературного характера отсутствуют, но образное начало налицо.

Художественная литература воображением автора создает вымышленный мир, обобщая, типизируя реальность и передавая ее в конкретных, чувственных образах. В процессе со-бирательной типизации совершается отход от фактов, от реальных прототипов. В образе выделяются наиболее характерные, широко распространенные черты явления.

Принципиальное различие публицистики и художественной литературы — в подходе к действительности. Задача писателя — изображать действительность и только посредством созданных им картин и образов выражать свои симпатии и антипатии. Здесь функции убеждения и оценки вторичны. В публицистическом произведении функции убеждения и оценки первичны, выражены в слове (в его предметном и образном значении, эмоцио-нальных и оценочных оттенках). Художественная публицистика, как и всякое искусство, условна. Публицист стремится приблизить свое произведение к реальности. Чем ближе эти формы (реальные и отраженные в тексте), тем удачнее публицистический текст.


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. A.32.4.5.3. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможением
  3. Cтадии развития организации, виды оргструктур, элементы организационной структуры
  4. I. Основные этапы становления и развития физической культуры в России и зарубежных странах
  5. II. Поселение в Испании. Взаимоотношения вестготов и римлян. Королевская власть. Система управления. Церковная политика.
  6. III Исследование функционального развития чувствительности
  7. IX. Естествознание и перспективы развития цивилизации
  8. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  9. АВАРИИ НА КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ
  10. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  11. АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА АСОТП ИГЛА-М.5К-Т И СКТБ
  12. Административно-территориальное деление и система местного самоуправления США


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь