Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблемно-аналитическая журналистика: современные тенденции развития жанров
Специфика проблемно-аналитической журналистики. Проблемная ситуация как предмет отражения аналитической журналистики. Цели обращения журналистов к аудитории с проблемно-аналитическими материалами. Способ аналитической деятельности журналиста: специфика творческого акта, система методов аналитической журналистики (методы постижения сути и предъявления информации в аналитическом тексте). Основные жанровые модели проблемно-аналитической журналистики: характеристика, современные тенденции развития. Аналитические жанры в современной журналистике. Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз рассматривается «срез» аналитических жанров, присущих современной периодической печати. Аналитический отчет. Предмет - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений с реальными проблемами и вынести оценку выступлениям участников. В зависимости от ситуации журналист может сосредоточить свое внимание на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния. Это в и определит вид аналитического отчета –отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа. Аналитическая корреспонденция. Близка к репортажу, отчету, информационной корреспонденции. Однако отличается степенью «присутствия» жанрообразующих факторов. Цель репортажа – дать наглядное. Цель отчета – точно отобразить «информационное событие», цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя «свернутый» пересказ. Цели аналитической корреспонденции иные - выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с комментарием. Различие: «первоисточником» сообщения для аудитории в корреспонденции автор публикации. Комментарий публикуется по следам уже известного данной аудитории события. Аналитическая корреспонденция отличается от статьи. Цель статьи – обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса. Поэтому предметом статьи являются закономерные причинно-следственные отношения. Центральный предмет а. к. - один значительный факт, все остальные детали служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения. Аналитическое интервью. Жанр и. - результат «закрепленности» в журналистском тексте формы получения определенных сведений с помощью метода интервью. Метод интервью относится к эмпирическим методам. Поэтому жанр интервью относят к информационным жанрам. Но интервью применяется для получения сведений для подготовки и аналитических материалов. Метод не порождает жанр. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения метода он может определять форму как диалогическую, вопросно-ответную. Аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью - он своими вопросами задает направление анализа. Аналитический опрос. Похож на информационный опрос. Отличие: публикации аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария (но их нельзя сравнивать). Степень аналитичности опроса предопределяется правильной формулировкой вопроса. Следует избегать вопросов, предполагающих однозначный ответ. Беседа. Опирается на использование «полилогического» метода получения информации. Беседу отождествляется с интервью. Общие черты: двусоставность текста. Разница: роль журналиста. В интервью ж. может ставить только вопросы. Журналист в беседе является равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа может оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.
Комментарий. М.б методом и жанром. Метод - применяется во всех формах публикаций. Как жанр стал применяться в нашем столетии. С помощью к. автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы. Комментарий разнит от информационных жанров именно наличие анализа. Отличие комментария: обычно анализируется какое-то явление, уже известное аудитории, в анализе превалирует отношение к предмету отображения. Цели к.: направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выявлять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого события; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необходимые способы поведения или решения задач. Функции комментария связаны с его предметом. Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Комментарию присущи вопросы: что (кто) действительно? При каких обстоятельствах? Почему? И др. Структура: доказательное рассуждение. Хороший комментарий должен иметь ясный вывод. Классическим построением публикаций данного жанра является расположение материала по схеме «факт – комментарий». Социологическое резюме - тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают. Аналитическое начало - содержание исследований. Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования. Анкета. Название может быть образовано от названия метода получения информации, выступающего главным жанрообразующим фактором. Анкетирование дает журналисту сложный и разнообразный материал: анкета включает в себя достаточно много разных вопросов, в результате анкетирования журналист получает множество ответов на каждый из нескольких вопросов. Именно в ходе этого упорядочения и возникает оригинальное по содержанию и структуре конкретное журналистское произведение. Мониторинг - определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предмет - конкретные характеристики различных явлений непосредственно в момент исследования. Рейтинг. Основной жанрообразующий фактор - целевая установка. Цель публикации - осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Методы – аналогия и сравнение. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности. Рейтинги различаются по объему: могут быть размером в десять-двадцать строк, а могут занимать и целую газетную полосу. Почему отнесли к аналитическим жанрам: «ранжировка» явлений представляет собой сравнительный анализ. В ходе этого анализа исследуются разные стороны явлений, прогнозируется их развитие и т.д. Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет. Предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. Рецензируются наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные». Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.
Статья - жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функция статьи - объяснить читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов их причинно-следственные связи. Предмет - противоречия и проблемы, которые содержатся в актуальных ситуациях и процессах Устойчивые формы проявления жанра статьи: Общеисследовательская статья. Здесь анализируются общезначимые, широкие вопросы. Отличается высоким уровнем обобщения, глобальностью мышления авторов. Цель - изучение различных закономерностей, тенденций, перспектив развития современного общества. Тактико-аналитическая статья. Обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, и т.д. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр. Полемическая статья. Публикуются, когда в обществе возникают споры по каким-либо значительным проблемам. Поводом публикации обычно является выступление политических оппонентов. Цель для автора двояка: автор должен обосновать свою собственную позицию, но ему представляется необходимым опровергнуть позицию своего оппонента. Журналистское расследование. Предмет - наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель - определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат. Поскольку обстоятельства всевозможных преступлений или тайных акций часто тщательно скрываются, то это, разумеется, резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может прибегать к методам получения информации, роднящим его, с одной стороны, со следователем, инспектором уголовного розыска, а с другой — с ученым-исследователем. Непременной чертой является присутствие самого автора в ряду действующих героев. Методы получения данных – наблюдение, интервью, анализ документов и т.д. Одним из наиболее продуктивных методов является «перемена профессии». Большинство необходимых сведений журналист может получить только неформальным путем. Журналист-расследователь должен быть готовым к тому, что лица, о которых он ведет речь в своей публикации, будут защищаться, в том числе и с помощью суда. Обозрение. Определяющий признак – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В обозрении проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен: возбуждать интерес аудитории; отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан; обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности; осмысливать ход общественного развития; способствовать практическому решению проблем общества. Предмет - общие вопросы политики, экономики и др. могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Обзор СМИ - изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. Виды обзора: Обзор-презентация. Цель - проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие теле- и радиопрограммы. Аналитическое начало - автор пытается показать те глубинные причины, которые порождают «нестыкуемые», на первый взгляд, сенсации, происходящие в разных сферах жизни общества. Тематический обзор - освещения определенной темы. Безадресный обзор рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Характерная черта – отсутствие ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы.
Прогноз. Нельзя заменять «гипотезой». Гипотеза, как и прогноз, в ряде случаев может рассматривать некоторые явления, отнесенные в будущее. Но она может быть обращена и в прошлое. Прогноз же всегда связан только с будущим тех или иных явлений. Кроме того, прогноз всегда рассматривает будущее состояние уже существующих явлений. В отличие от него в гипотезе может идти речь о явлениях, которые никогда не существовали. Версия – это возможный вариант развития события. С помощью версий обычно пытаются объяснить уже свершившиеся факты. Но иногда версия излагает вариант развития какого-то явления в будущем. В этом случае понятия «версия» и «прогноз» могут совпадать. Метод прогнозирования: Метод экстраполяции – автор проецирует он основную тенденцию развития исследуемого явления в целом на будущее этого явления. Версия. Базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел». Цель - познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, представить на суд читателей авторское толкование происходящего. Эксперимент. Может быть методом и жанром. При чем, использование информации, полученной методом эксперимента, не всегда сказывается на жанровой определенности будущей публикации. Неопределенность возникает прежде всего в том случае, когда эксперимент оказывается не единственным, а одним из методов исследования действительности, примененных журналистом при подготовке публикации в каком-то конкретном случае. Относя публикацию к жанру эксперимента, тем самым подчеркивают то, что речь в ней идет об искусственной, специально организованной самим журналистом предметно-практической ситуации. Эксперимент позволяет соединить в себе аналитическое начало и репортажное. Письмо. Возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом - необходимое услови становления письма как самостоятельного жанра. Публикации, выполненные в жанре письма называют эпистолярной журналистикой Её стоит отличать от жанров, которые помещаются под рубрикой «Письма наших читателей». Характерные признаки письма: форма непосредственного обращения автора к адресату, стремление автора побудить адресата к неотложным, активным действиям. От характера аудитории, письма делят на: письма, адресованные конкретным личностям и письма, адресованные каким-либо социальным группам, населению страны в целом. Исповедь. Предмет - внутренний мир автора этих публикаций. Основным метод - самоанализ. Цели обращения человека со своим откровением к широкой публике: Объяснить необычный поступок, показать пример преодоления беды, поделиться опытом успешной карьеры, сделать саморекламу. Рекомендация (совет). - тексты, содержащие рекомендации по поводу того, как надо решать те или иные задачи. Наличие в тексте доказательного рассуждения и сравнительного, а также причинно-следственного анализа делает публикацию аналитической. Аналитический пресс-релиз – это подборка информационных сообщений (в основном рекламных), рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. Пресс-релиз способен быть преобразован в какой-то уже известный журналистский жанр. Однако журналист может поставить перед собой задачу сохранить рекламную суть пресс-релиза и, дополнив его необходимыми новыми сведениями. Предмет - качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм во взаимосвязи их с потребностями, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Два вида анализа в пресс-релизе – причинно-следственный и оценочный. Характерная черта пресс-релиза, объединяющая его в известной мере с жанром письма, – это прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы