Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отечественное радиовещание в условиях рынка
(1991–1999) Начало 90-х годов – точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество. Прежде всего, подверглась изменениям структура Гостелерадио СССР, казавшаяся незыблемой именно потому, что она не только соответствовала государственным задачам в сфере идеологии и пропаганды, но и отвечала потребностям большинства населения огромной страны – Советского Союза. Как уже было сказано, главный удар по монополии Гостелерадио был нанесен созданием официального государственного " Радио России", которое 10 декабря 1990 года вместе с Российским телевидением образовало Всероссийскую государственную телерадиокомпанию – ВГТРК. Кроме этого, в России на основе местных радиокомитетов, входивших в состав Гостелерадио, создается 88 вещательных структур – телерадиокомпаний, учредителями которых стали Мининформпечати и местные власти. Их основная задача – осуществление местного вещания. Они выходили в эфир, как правило, на технических каналах " Радио России" утром и вечером с передачами, содержащими местную информацию, публицистические материалы, музыкальные программы и рекламу. В ноябре-декабре 1991 года Гостелерадио СССР было преобразовано в Российскую государственную телерадиокомпанию " Останкино", в состав которой входили следующие программы: – " Радио-1 Останкино" (бывшая I программа Всесоюзного радио, включавшая информационные, аналитические, музыкальные, литературно-драматические и детские передачи); – информационно-музыкальная программа " Маяк" (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию); – программа " Молодежный канал" радиостанции " Юность"; – радио " Орфей" – классическое музыкальное наследие. В первые годы своего существования компания " Останкино" включала также телерадиофонд и технические службы: Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Телевизионный технический центр. Так выглядело государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное " Останкино" и набиравшее силу " Радио России" – две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту. Надо сказать, что обе организации в аспекте программной политики развивались в целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояла главным образом в том, что " Радио-1" двигалось в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту, бесспорно, плодотворную тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля " Рампа у микрофона", проводившегося осенью 1995 года к 70-летию отечественного радиотеатра. Успех фестиваля был отмечен в печати; " Радио России", " Эхо Москвы" и несколько периферийных станций дали в эфир ряд фестивальных спектаклей. Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания. Более молодое, конкурирующее с " Радио-1" и другими каналами " Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. " Радио России" превращается в главный государственный канал информации. В его рамках создаются два подразделения: " короткое радио" – дирекция информационной службы и " длинное радио" – дирекция программного вещания. " Короткое радио" представляло собой 10-минутные выпуски новостей в начале часа и аналитические передачи. В подразделении " длинного радио" создавались литературно-художественные, детские, религиозные и развлекательные программы. " Радио России" собрало в своем коллективе лучших журналистов Всесоюзного радио, " Маяка", " Юности", иновещания (Л. Азарх, Н. Бехтина, В. Соколовская, А. Силикашвили, Д. Ушканов др.). Становление отечественного телевещания Технические предпосылки и научные изобретения для создания телевидения. Экспериментальное телевещание 30-40-х гг. из МТЦ и ОЛТЦ. Начало выхода регулярных программ в Москве, Ленинграде и др. городах: выступления на общественно-политические темы, концерты, кинокартины. Возобновление вещания после Великой Отечественной войны. Первая внестудийная передача. Работа телецентра на Шаболовке, 53. Создание Центральной студии телевидения. Начало цветного вещания. Начало передач Второй программы ЦТ. Создание Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Открытие Останкинского телецентра. Программы, передачи, ведущие. Кабельное, спутниковое, цифровое вещание. Роль радио и телевидения во время Перестройки. Настоящее и будущее эфира. Своим созданием телевидение во многом обязано нашим соотечественникам: Б. Розингу, О. Адамяну, Л. Термену, П. Шмакову, Б. Грабовскому, В. Зворыкину, Д. Сарнову, Я. Рыфтину, С. Катаеву, А. Полумордвинову, С. Новаковскому, П. Тимофееву и многим другим. Некоторые из них вынуждены были иммигрировать из СССР, и на долгие годы забыты на родине, другие были не заслуженно репрессированы и не смогли завершить все, что задумали, но они все внесли свой посильный вклад в общее дело - создание современной системы электронного телевидения (ТВ).
В 1884 г. Пауль Нипков (Восточная Пруссия) создал систему механической развертки в телевидении - " диск Нипкова". 5 августа 1900 г. русский изобретатель инженер-технолог А.А. Полумордвинов предложил свою оригинальную цветную телевизионную систему, основанную, как и современная система цветного телевидения, на трехкомпонентной теории цвета и получил патент на " Светораспределитель для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние со всеми цветами и их оттенками и всеми тенями". 24 августа 1900 г. русский военный инженер К.Д. Перский на Международном электротехническом конгрессе в Париже впервые ввел в оборот термин " телевидение" (" television" ), который потом получил распространение во всем мире. В 1907 г. О.А. Адамян получил патент на аппарат двухцветного ТВ (красно-белое изображение передавалось по проводам на 600 км). В передающем аппарате одна газосветовая трубка излучала белый свет, другая - красный. Чуть позже им был заявлен трехцветный прибор который изобретатель назвал " эратес" (в переводе с армянского - " дальновидец" ). 9 мая 1911 г. российский ученый Б.Л. Розинг провел в Санкт-Петербурге первую публичную демонстрацию электронного воспроизведения телевизионного изображения: с помощью разработанной им аппаратуры он получил четкое изображение на экране приемника собственной конструкции - это были четыре белые полосы на темном фоне. На этой демонстрации присутствовали многие крупные физики. За эту работу Б.Л. Розинг был награжден Золотой медалью Русского технического общества. В дальнейшем Б.Л. Розинг отказался от применения электронного луча для развертки изображения в передающем устройстве, считая, что здесь вполне пригодны оптико-механические системы.
В 1921 г. в Москве рядом с улицей Шаболовкой завершено строительство 150 метровой башни по проекту инженера-изобретателя В.Г. Шухова. Позднее она была задействована для передачи телевизионных сигналов Московского телевизионного центра (МТЦ). В 1923 году В.К. Зворыкин, получивший свой начальный " телевизионный опыт" в лаборатории Б.Л. Розинга, теперь уже как американский ученый, продолжает разработку первой практической электронной системы телевидения и подает заявку на патент передатчика изображений с электронно-лучевой трубкой, содержащей пластинку, покрытую слоем фотоэлектрического материала. Эту работу, совместно с другим нашим соотечественником Н.Г. Оглоблинским, он выполнил в Радиокорпорации Америки (RCA), основанной и многие годы возглавлявшейся еще одним бывшим россиянином - Давидом Сарновым. В.К. Зворыкин стал признанным создателем первой практической электронной системы телевидения. В 1924 - 1928 гг. Б.Л. Розингом была завершена серия опытов, которые подтвердили полную работоспособность его телевизионной системы и правильность принципов, на которых она строилась. К сожалению, Б.Л. Ровзинг был репрессирован и его работа над совершенствованием электронного телевидения была прервана.
В 1925 году О.А. Адамян (СССР), Ч. Дженкинс (США) и Дж. Бэрд (Англия) независимо друг от друга, разработали телевизионную аппаратуру с механической разверткой и провели демонстрации с передачей и приемом простейших изображений. В 1925 году Б.П. Грабовский спроектировал систему с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками - " радиотелефотом". Система содержала усилители на электронных лампах, генераторы развертывающих напряжений, устройства синхронизации, по основополагающим идеям близкие к современным схемам. К сожалению, потеря комплекта оборудования " радиотелефота" железной дорогой при транспортировке аппаратуры из Ташкента в Москву для завершающих испытаний не позволила завершить работу над этой системой. 9 ноября 1925 г. в Комитет по делам изобретений поступила заявка Б.П. Грабовского, В.И. Попова и Н.Г. Пискунова на первую в СССР полностью электронную ТВ систему (патент № 5592). 28 ноября 1925 г. А.А. Чернышевым предложена оригинальная передающая телевизионная трубка, вырабатывающая, кроме видеосигнала, еще и синхронизирующие импульсы. В середине 20-х гг. Л.С. Термен создает свой вариант телевидения. Экран " телевизора Термена" был огромный - 50 на 50 см, в то время, как экраны западных моделей в это время были не больше спичечного коробка. От этой электромеханической установки оставался один шаг до настоящего электронного ТВ, но... Термена посылают нашим резидентом в США. После возвращения на родину незадолго до Великой Отечественной войны его ждал арест, а его уникальная аппаратура была сломана. В 1929 г. С.И. Катаев, изучая проблему электронного воспроизведения изображений, подверг резкой критике электронно-лучевые трубки с газовой фокусировкой и обосновал перспективность кинескопов с магнитной системой управления электронным лучом. В начале 30-х гг. С.И. Катаевым, П.В. Шмаковым, Г.В. Брауде и другими отечественными учеными были изобретены электронно-лучевые трубки для передачи движущихся изображений и создана основа для развития электронного телевидения в стране. 4 августа 1930 г. Л.А. Кубецкий оформил заявку на изобретение способа и прибора каскадного электронного усиления фототоков (фотоэлектронного умножителя). Этот прибор сыграл важнейшую роль в ядерной физике, космонавтике и в других направлениях науки и техники. В основу работы фотоумножителя легли внешний фотоэффект и вторичная эмиссия электронов, которую изобретатель первым использовал для электронного усиления сигналов. Это решение несколько лет спустя легло в основу секций переноса и усиления изображений супериконоскопов и суперортиконов - передающих электронно-лучевых трубок, исправно служивших телевидению многие годы.
В 1930 году А.П. Константиновым впервые был четко сформулирован важнейший для телевидения принцип накопления зарядов. Этот принцип был реализован в конструкции передающей трубки, на которую было получено авторское свидетельство. К сожалению, творческая жизнь этого талантливого ученого и изобретателя была короткой - в 1937 г. он был репрессирован. В 1931 году В.К. Зворыкин создал первую в мире передающую электронную трубку - " иконоскоп". После успешных испытаний иконоскопа он вместе со своими помощниками при поддержке Д. Сарнова принялся за разработку телевизионной системы в целом. В течение 1929 - 1931 гг. почти одновременно во многих развитых странах на базе оптико-механической системы стало развиваться телевизионное вещание. В конце апреля - начале мая 1931 года в СССР начался переход от эфирных опытов к официально утвержденному регулярному телевизионному вещанию. Оптико-механическое вещание велось по " минимальному" варианту ТВ разложения: 30 строк в растре и 12, 5 кадров в секунду. Передачи осуществлялись через коротковолновый передатчик (длина волны 56, 6 м) в Москве, а принимались в Ленинграде. В качестве передающего устройства использовались объектив, вращающийся диск с мелкими отверстиями, расположенными по спирали, и фотоэлемент. В приемнике были установлены неоновая лампа, такой же диск, вращающиеся синхронно, объектив и матовое стекло, на которое проектировалось передаваемое изображение. Сигнал от передатчика к приемнику передавался по линии связи с усилителем. В 1931 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по телевидению. В сентябре 1931 г. С.И. Катаев заявил об изобретении передающей электронно-лучевой трубки с трехслойной мишенью. В ее конструкции получили дальнейшее развитие идеи Константинова о накоплении и коммутации зарядов, а также выявлена важная роль вторичной эмиссии - фактически речь шла об иконоскопе. Первые технологии производства отечественных передающих ЭЛТ опирались на трубку Катаева, мелкосерийное производство которых было освоено в 1933 г.
С 1 октября 1931 года начались регулярные передачи механического телевидения из Москвы в диапазоне средних волн. Изображение передавалось через радиостанцию МОСПС (длина волны 379 м), а звуковое сопровождение через опытный передатчик НКПиТ (длина волны 720 м). В 1932 г. в нашей стране разработан первый магнетронный передатчик. Его мощность составляла 10 Вт. Оригинальная отечественная разработка открыла пути в микроволновые диапазоны. В 1932-1933 годы через радиостанции Ленинграда, Одессы, Томска. Киева, Новосибирска ведутся регулярные передачи телевидения с механической системой развертки изображения. Для приема передач было разработано несколько типов телевизоров с механической разверткой (диском Нипкова и зеркальным винтом), для приема звука использовался радиоприемник " ЭЧС-4" с громкоговорителем типа " Рекорд". С апреля 1932 года заводом имени Козицкого серийно выпускался малогабаритный телевизор типа " Б-2" с диском Нипкова и размером изображения - 30х40 мм. В 1933 г. созданы первые отечественные серийные кинескопы. В 1933 г. В.К. Зворыкиным было завершено создание телевизионной системы с разложением на 240 строк. В 1933 г. лабораторию В.К. Зворыкина в США посетили посланцы из России, специалисты в области радиоэлектроники - С. Векшинский и А. Шорин. В том же году В.К. Зворыкин совершил визит в СССР и выступил с обстоятельным докладом о своих работах в московском Доме ученых. Знакомство с работами В.К. Зворыкина привели к пересмотру планов развития телевидения в нашей стране. Было принято правительственное постановление, направленное на ликвидацию нашего отставания в данной области. В 1933 г. П.В. Шмаков и П.В. Тимофеев предложили использовать в передающих трубках секцию электронного переноса и усиления изображений. Такое решение позволило резко повысить световую чувствительность трубок - была проложена дорога к супериконоскопу и суперортикону. В 1933 г. возведены корпуса Государственного авторемонтного завода № 2 в числе других пятисот промышленных предприятий страны, чья продукция была особенно необходима в то трудное время первых пятилеток. Через 18 лет этот завод перепрофилировали на производство телевизоров и он получил название - Московский телевизионный завод " Рубин". В 1933 г. опубликована работа Г.В. Брауде, посвященная частотной, фазовой и противошумовой коррекцией телевизионных сигналов.
В 1933 г. группа молодых ученых, возглавляемая 30-летним профессором Я. Рыфтиным, под влиянием лекций В.К. Зворыкина, прочитанных им в Москве и Ленинграде, приступила к разработке первой советской экспериментальной 180-строчной системы электронного телевидения. Следует отметить, что отечественный вариант электронного телевидения был создан через год после лекций В.К Зворыкина и менее чем два года спустя после американской - стремительность ее создания поразила даже В.К. Зворыкина. Это свидетельствовало об огромном потенциале, накопленном нашими учеными. В 1933 г. в стране действовало около 70 передающих станций. После пуска 500-киловаттной радиостанции под Ногинском - самой мощной в то время в мире - Советский Союз вышел на первое место в Европе по суммарной мощности радиопередатчиков. В этом же году отечественными специалистами был разработан новый конструктивный принцип построения мощных усилителей для передатчиков метрового диапазона. А.М. Кугушевым было предложено для мощных высокочастотных цепей использовать медные коаксиальные трубы, а электронные лампы служили емкостными и индуктивными элементами таких цепей. Это было первое в мире предложение по использованию фидерных систем. Были разработаны передатчики мощностью 8, 5 кВт (длина волны излучения 2, 1 м) и 60 кВт (3, 7 м). В 1934 г. В.К. Зворыкиным была создана телевизионная система с разложением на 343 строки с чересстрочной разверткой. В этом году В.К. Зворыкин повторно приезжает в СССР, чтобы познакомиться с работой ряда лабораторий в Ленинграде и Москве. Эти контакты оказались взаимно обогащающими: большой интерес у В.К. Зворыкина вызвали работы Л. Кубецкого - изобретателя многокаскадного фотоэлектронного умножителя. По возвращении в США В.К. Зворыкин выполнил разработку аналогичного прибора у себя на фирме. В 1934 г. М.Г. Греховой и В.М. Бовтеровым на базе двуханодного магнетрона получена излучаемая СВЧ мощность в 1 кВт, А.Н. Арсеньевым теоретически обоснована конструкция прямопролетного клистрона. С этого времени началось освоение метрового и дециметрового диапазонов.
В 1934 г. Г.В. Брауде заявил электронно-лучевые трубки - аналог ортикона и статотрон, мишенью в которой была металлическая нить с фоточувствительным покрытием. Это первое телевизионное устройство с однострочной разверткой, в котором не применялось сканирование. Развертка и считывание сигнала осуществлялись за счет внутренних процессов в мишени. Статотрон использовался в телекинопроекторах и был в довоенную эпоху телевидения лучшим из устройств этого назначения. В 1934 г. С.И. Катаев формулирует идею малокадрового телевидения, впоследствии сыгравшую важнейшую роль в космических экспериментах. В феврале 1934 г. Я.А Рыфтин начал испытания новой системы электронного телевидения с разложением изображения на 180 строк. Активное участие в разработке и испытаниях этой системы приняли А.А. Железов, К.М. Янчевский и А.А. Расплетин - впоследствии академик, один их крупнейших в мире специалистов импульсной техники и радиолокации. Представленная на испытания аппаратура получила высокую оценку, но было предложено доработать систему отечественного электронного телевидения с целью повышения числа строк разложения до 240. Отечественное телевидение вышло на новый качественный уровень и создало необходимую для электронного вещания научную и техническую базу. На этой волне было принято постановление о строительстве в Москве и Ленинграде электронных телецентров. В 1934 г. группа специалистов, возглавляемая Б.В. Круссером, разработала первую в стране электронную передающую ТВ трубку - иконоскоп. Ими технологически отработана трубка Катаева, которая применена в первом опытном комплекте оборудования отечественной системы электронного телевидения. Мозаичная мишень этой трубки имела 43000 элементов. В 1935 г. в результате встреч, в которых участвовал В.К. Зворыкин, был заключен пятилетний договор между фирмой " Radio Corp. of America" (RCA) и Радиопромом СССР. По условиям договора эта фирма поставила комплект аппаратуры для Московского телецентра, организовала стажировку нескольких групп наших специалистов на предприятиях США. Реализация этого договора сыграла положительную роль в развитии отечественной радиоэлектроники.
В 1935 г. был основан Всесоюзный Научно-исследовательский институт (ВНИИ) телевидения, ставший центром разработки большей части профессионального отечественного телевизионного оборудования. В 1935 г. ГСПИ Наркомата связи начато проектирование МТЦ. Строительные работы вел трест " Радиострой". Шуховская башня идеально подходила для целей телевизионного вещания ее высота по тем временам была достаточно внушительной - 140 м. В здании у основания башни был смонтирован радиопередатчик, а его антенна установлена на верхней площадке. Радиопередатчики МТЦ работали в УКВ диапазоне. Сигналы изображения передавались на несущей 49, 75 МГц (длина волны 6, 03 м), звукового сопровождения - на несущей 52 МГц (5, 78 м). Пиковая мощность электромагнитного излучения каждого передатчика МТЦ составляла 17 кВт, что обеспечивало надежный прием сигналов в зоне с радиусом 60 км. Первым телевизором, рассчитанным на прием программ МТЦ, был консольный приемник " ТК-1", разработанный и выпущенный в серию на заводе им. Козицкого. В телевизоре использовался кинескоп с круглым экраном диаметром 23 см, цвет свечения люминофора - зеленый. Телевизор воспроизводил изображения размером 14х18 см. Общий парк телевизоров " ТК-1" превысил 1000 штук. Справедливости ради надо отметить, что первые отечественные электронные телевизоры " ТК-1" в точности копировали заокеанские, Оборудование МТЦ на Шаболовке также было американским.
В 1936 г. в Ленинграде начат монтаж технологического оборудования на опытном Ленинградском телецентре (ОЛТЦ). Все оборудование и комплектующие были отечественными. Стандарт разложения - 240 строк, частота кадров - 25 в секунду, развертка - прогрессивная. Радиопередатчик сигналов изображения работал на частоте 37, 5 МГц с пиковой мощностью 14, 5 кВт. Модуляция - амплитудная, негативная. Полоса частот телевизионного сигнала - 0, 9 МГц. Звуковое сопровождение передавалось в средневолновом диапазоне и принималось с помощью радиоприемника. К этому времени была завершена разработка телевизора " ВРК". Эту работу вел А.А. Расплетин вместе с В.А. Гуровым и В.К. Кенигсоном (последний прославился после войны как первый из трех авторов разработки народного телевизора " КВН" ). За полтора последующих года было изготовлено 20 телевизоров " ВРК", в серийное производство этот приемник не пошел. 9 марта 1937 г. впервые вышел в эфир МТЦ с опытной передачей телевизионной программы с разверткой изображения на 343 строки электронными средствами. 16 сентября 1937 г. прошла первая публичная демонстрация изображения, переданного и воспроизведенного по электронной системе на 240 строк. С этого момента Ленинградский телецентр начал опытные передачи в эфир. В этом же году в Германии начаты опытные передачи по стандарту 180/50, во Франции - 455/50, в Англии - 405/50, в США ведутся регулярные передачи по стандартам 343 и 441 строка разложения. С марта 1938 г. становятся регулярными передачи из временной студии МТЦ. К подготовке этих передач привлекались лучшие творческие силы страны, известные деятели культуры, передавались в эфир и лучшие кинофильмы. В это время в Москве было всего... 30 телевизоров. Скорее всего, первыми телезрителями были сотрудники телецентра и высшее руководство страны. В июле 1938 г. вышел в эфир ОЛТЦ с первой постановочной передачей. 1 сентября 1938 года подписан акт об официальной приемке в опытную эксплуатацию ОЛТЦ и он приступил к регулярному телевизионному вещанию. ОЛТЦ был оснащен полностью отечественным оборудованием, созданным под руководством В.Л Крейцера, 3.И. Моделя, А.И. Лебедева-Карманова. В конце 1938 года в Москве и Ленинграде проводятся регулярные телевизионные передачи. 31 декабря 1938 г. подписан официальный приказ Наркомата связи СССР о вводе МТЦ в эксплуатацию. Начались работы по распространению электронного телевидения на обширной территории страны. Директивно этот процесс был оформлен в постановлении XVIII съезда ВКПб (10-21 марта 1939 г.): " построить в ряде крупных городов телевизионные центры". В 1939 г. электронное телевидение России окрепло настолько, что настала пора определиться со стандартом национального вещания. Активную позицию в этом вопросе заняли ведущие технические специалисты Москвы и Ленинграда. Разработку стандарта возглавили С.В. Новаковский, Р.С. Буданов, В.Н. Горшунов, А.А. Расплетин. В мае 1939 г. ВНИИ телевидения начал разработку аппаратуры для системы телевизионного вещания по стандарту 441 строка, 50 полей в секунду, развертка чересстрочная. Передача в эфир с частично подавленной боковой полосой. Этот стандарт был официально утвержден 27 декабря 1940 г. Война прервала работу по внедрению первого национального стандарта. Московский телецентр был демонтирован, аппаратура отправлена в Свердловск. В 1939 г. начаты работы по реконструкции телецентров в Ленинграде и Москве на базе разработанного во ВНИИТ отечественного оборудования. В течение 1938-1940 годов отечественная промышленность выпустила небольшую партию телевизоров " ТК-1" на кинескопе 22-ЭЛПТ-1, с размерами изображения 14х18 см. Были разработаны и изготовлены опытные образцы настольных телевизоров " 17ТН1", " 17ТН-2" и " 17ТН-3", к производству которых не удалось приступить из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
2 июня 1940 г. В.Ф. Коваленко и Н.Д. Девятков сообщили об изобретении ими отражательного клистрона, а Н.Ф. Алексеев и Д.Е. Маляров опубликовали описание многорезонаторного магнетрона для генерации мощных колебаний в сантиметровом диапазоне. 27 декабря 1940 г. стандарт разложения 441/50 был утвержден как национальный стандарт ТВ вещания для СССР. ОЛТЦ стал первым в стране, где этот стандарт был реализован. В 1940 г. завод " Радист" (Ленинград) приступил к серийному выпуску телевизора индивидуального пользования " 17ТН-1". В 1940 г. в Москве в одном из домов была оборудована опытная установка проводного телевидения, которая питала десятки телевизоров упрощенной конструкции. К январю 1941 года у населения СССР в пользовании было 400 электронных телевизоров. В 1941 г. Александровский завод выпустил первый советский телевизор " АТП-1" по своему качеству превосходящий американские " RCA". С 1941 г. в условиях войны в СССР были прерваны исследования по повышению четкости изображения. 1944 г. Начаты работы по восстановлению МТЦ и началу послевоенных трансляций. 7 мая 1945 г. МТЦ первым в послевоенной Европе возобновил свою работу (стандарт разложения - 343 строки), несколько позже начал трансляции и ОЛТЦ (стандарт разложения - 441 строки). В 1946 г. в качестве нового отечественного стандарта телевизионного разложения был утвержден стандарт 625/50/2: 1. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принимает Закон " О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946 - 1950 гг.". Отдельная строка этого плана посвящена телевидению. В частности указано " Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске…". В 1946 г. головной организацией, которой было поручено вести основные работы по реконструкции Московского телецентра, стал ВНИИ телевидения. Директором ВНИИТ назначен П.В. Шмаков, а руководителем работ по реконструкции Московского телецентра - В.Л. Крейцер. Для разработки аппаратуры реконструируемого Московского телецентра в подмосковном поселке Фрязино было создано специальное конструкторское бюро, которое возглавил А.А. Федоров.
Необходимо обратить внимание на то, что Советские специалисты работали вместе с учеными и инженерами из Германии. Руководил работами с немецкой стороны И. Гюнтер. В разработке телевизионных камер активно участвовал В. Гофман, проблемами синхронизации занимался В. Янд, разверткой - Г. Зигель. З. Чау еще в довоенные годы прославился как один из крупнейших оптиков мира. Поэтому он и возглавил работы по телекинопроекции и оптическим приборам для ТВ камер. Вопросами общей компоновки, конструирования аппаратуры и многими другими занимался А. Матцке. И, наконец, за проблемы контроля и измерений отвечал Ф. Леглер. В 1946 г. в лаборатории НИИ-108, возглавляемой В.Н. Горшуновым, был создан генератор, формирующий гасящие и синхронизирующие импульсы стандарта 625/50. В том же институте в лаборатории А.А. Расплетина была начата разработка первых телевизоров (модели Т-1 и Т-2). Академик, Герой Социалистического Труда А.А. Расплетин стал вскоре руководителем одного из самых крупных в мире и авторитетных научных центров радиолокации. В составе группы разработчиков телевизоров (А.Я. Клопов, Д.С. Хейфец и др.) оказался и дипломник МЭИС М.И. Кривошеев. Ему были поручены расчет и разработка генератора строчной развертки. Летом 1946 г. генератор был запущен импульсами синхрогенератора В.Н. Горшунова - впервые засветился телевизионный растр на 625 строк. Это событие привлекло внимание всех ведущих специалистов. Была устроена публичная демонстрация, которую посетили А.А. Железов, И.С. Джигит, С.И. Катаев, Ю.И. Казначеев и многие другие. В начале 1947 г. начат выпуск первых отечественных электронных телевизоров типа " Т-1 Москвич" (разработка Е.Н. Геништа) на круглом кинескопе, диаметром 18 сантиметров. Телевизор принимал одну программу. 24 июня 1947 г. Совет министров СССР 24 июня 1947 г. своим постановлением поручает Министерству промышленности средств связи наладить производство студийного оборудования и выпуск бытовых телевизоров стандарта 625/50. В августе 1948 г. ОЛТЦ начал временно трансляции телевидения по стандарту 441 строка на базе комплекта оборудования, поставленного ВНИИТ в 1939 г. На короткий срок в эфире появился не состоявшийся национальный ТВ стандарт СССР. 17 сентября 1948 г. состоялась последняя передача МТЦ по стандарту 343/50. Московский телевизионный центр на 50 дней прекратил работу. Эти дни понадобились для завершения полной реконструкции центра. Монтаж нового студийного оборудования проводился группой специалистов ВНИИТ под руководством Н.П. Сыромятникова. С 4 ноября 1948 г. МТЦ начал регулярные передачи по стандарту разложения 625/50, что превышало американский (525/60) и английский (405 строк) стандарты. Радиус действия Московского телецентра на Шаболовке при приеме на простую антенну высотой 10-12 метров в зависимости от рельефа местности составлял примерно 60 км. В 1948 г. инженеры Д.С. Хейфиц и Г.Н. Керпилев - конструкторы завода им. Козицкого - разработали один из первых отечественных оригинальной конструкции телевизоров по стандарту разложения 625/50 - " Т1 Ленинград". Этот телевизор был рассчитан на прием высококачественного телевизионного вещания о четкостью 625 строк и звукового сопровождения с частотной модуляцией. До тех пор, пока Московский и Ленинградский телевизионные центры не перешли на новый стандарт, слушатели и зрители телевизионных программ могли без особых трудностей приспособить телевизор " Т-1 Ленинград" для приема изображений, передающихся с четкостью 341 строки.
За 1948 г. завод им. Козицкого выпустил около 6 тысяч телевизионных приемников. В последующем, конструкторское бюро завода приступило к разработке новых, еще более совершенных образцов телевизионных установок - " Т-2 Ленинград", " Т-3 Ленинград" и " Т-6 Ленинград". Если в модели типа " Т-1 Ленинград" была применена 7-дюймовая телевизионная трубка, то в модели типа " Т-2 Ленинград" экран телевизора достигал 9 дюймов. Кроме того, телевизор в последующей модели монтировался в одном ящике с радиовещательным приемником, что давало возможность, наряду со звуковой программой телевизионного центра, принимать также и обычные передачи вещательных станций. Что же касается модели типа " Т-3 Ленинград", то она представляла собой настоящий " радиокомбайн" - радиолу высокого качества и телевизор с 12-дюймовым экраном. К концу года завод выпустил первую серию подобных комбинированных радиотелевизионных установок. Последняя модель из этой серии - проекционный телевизор " Т6-Ленинград" был выпущен заводом имени Козицкого небольшой партией (около 1000 штук) в середине 1951 года и представлял собой симбиоз двух предыдущих моделей телевизоров " Т2-Ленинград" и " Т3-Ленинград", но без радиовещательного приемника. К началу 1948 г. основные работы по созданию комплекта оборудования для реконструируемого Московского телевизионного центра были завершены и начат монтаж аппаратуры в здании МТЦ (Шаболовка 53). 3 сентября 1948 г. М.И. Кривошеевым была нажата кнопка, давшая старт второй мировой системе телевизионного разложения. Советские и немецкие специалисты поздравляли друг друга, понимая важность события. Телевизионные сигналы принимались несколькими телевизорами " Москвич Т-1". Одобряювчера в 21: 47|Корректировать|Выбросить|Возразить
В конце 1948 года московское СКБ, возглавляемое А.А. Федоровым, было перебазировано в Ленинград и присоединено к ВНИИ телевидения. Именно этому ВНИИ было поручено развернуть работы по созданию типового комплекса аппаратно-студийного оборудования телевизионного вещания по стандарту 625/50, обеспечить реконструкцию МТЦ и впоследствии реализацию программы широкой телефикации страны. 16 июня 1949 г. После многомесячных испытаний МТЦ был официально принят в эксплуатацию. 16 ноября 1949 г. Александровский радиозавод наладил выпуск телевизоров серии " КВН-49" с размерами изображения 10, 5х14 см.: " КВН-49-1" (1948 - 1950 гг.), " КВН-49-А" (1950 - 1952 гг.), " КВН-49-Б" (1952 - 1955 гг.), " КВН-49-4" (1953 - 1958 гг.), " КВН-49-М" (1954 - 1955 гг.), " КВН-49-4(А)" (1955 - 1960 гг.). Производство этих телевизоров было закончено в 1962 году. Всего разными заводами страны было изготовлено около 1 миллиона 300 тысяч телевизоров этой модели. " КВН-49" был по-настоящему первым советским телевизором, его смотрел даже И.В. Сталин. Название " КВН" никак не было связано с телеигрой Александра Маслякова, а произошло от первых букв фамилий его разработчиков - Кенигсона В.К., Варшавского Н.М., Николаевского И.А.. " 49" - это год разработки. " КВН-49" был трехканальным телевизионным приемником. В нем применялась схема прямого усиления с 16 лампами. Он был чрезвычайно прост в обращении и этим превосходил любой из когда-либо и где-либо выпускаемых приемников. Его надежность также была высока. До сих пор существуют вполне работоспособные КВН, не знавшие ремонта и профилактики. В августе 1949 года вступил в эксплуатацию новый современный телевизионный центр в Киеве. В 1950 г. профессор П.В. Шмаков с сотрудниками продемонстрировали работу созданной ими установки стереотелевидения. В 1950-1953 гг. проблемами СССР стало освоение телевидением огромной территории. На первых этапах решающую роль играл энтузиазм любителей. В разных городах стихийно возникают любительские студии. В 1950 г. Рязанский радиоклуб организует систематический прием сигналов МТЦ, удаленного на 170 км. 23 февраля 1951 г. в Харькове был открыт первый в стране радиолюбительский телецентр стандарта 625/50. Его построили активисты Харьковского радиоклуба при поддержке Ленинградского физико-технического института и, в частности, Я.А. Рыфтина. Регулярно принимали передачи из Москвы радиолюбители Владимира, Ярославля и других городов. В 1951 г. С.В. Новаковский в НИИ радио создает крупную отраслевую лабораторию телевидения, которой руководит до 1963 г. С 1 мая 1951 г. ОЛТЦ начал регулярные передачи по стандарту 625/50 и с этого момента в СССР был отменен стандарт 441/50. С 7 ноября 1951 г. Киевский телецентр начал опытные телевизионные трансляции. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы