Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Деятельность крупнейших зарубежных писателей – сатириков в эпоху Просвещения: Вольтер, Свифт, Дефо, Франклин и др.



Требования социального прогресса и сатира. Обусловленность интереса к сатире сменой социально-политических формаций: «Человечество смеясь расстается с прошлым». Виды сатиры. Сатира и нравственный идеал. Сатирическая журналистика в пореформенной Англии XVII-XVIII вв.

Сам Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Трудно переоценить вклад Дефо в развитие английской журналистики. Его журнально-публицистическое наследие насчитывает около 400 заглавий, и поражает богатством тематики: политика и экономика, история и литература, религия и мораль, быть и нравы – все привлекало его внимание. Один из ярчайших представителей английского Просвещения. Еще при жизни автора его статьи и памфлеты стали широко известны не только в Англии, но и за ее пределами.

 

Родился в семье лондонского торговца Джеймса Фо. Отец был пуританином диссидентом. Дефо закончил частную протестантскую школу, готовился к духовной карьере. Однако, священником не стал, а стал коммерсантом. И до конца своих дней занимался торговлей вином, табаком, трикотажем, производством кирпича и черепицы. Объезди практически всю Европу, был в Испании, Италии, Франции, Баварии. Вдоль и поперек изъездил родную Англию, и очень хорошо знал родную страну.

 

Судьба Дефо была очень переменчивой. Многие его рискованные предприятия заканчивались банкротством. Сам он в конце жизни писал: “Тринадцать раз я был богат, и снова стал беден”.

 

Дефо всегда был в центре политической борьбы. В 1685 году участвовал в восстании герцога Монмаута против политики Якова-2, который стремился вернуть себе неограниченную власть в стране. Восстание было подавлено, герцог казнен, Дефо с огромным трудом удалось скрыться.

 

Произошедший после этого буржуазный переворот и воцарение на английском троне голландца Вильгельма Оранского Дефо неоднократно поддерживал своими публикациями. В 1701 году пишет один из лучших памфлетов “Чистокровный англичанин”, поводом для которого стала разгоревшаяся в обществе – между партиями тори и вигов - полемика по поводу того, может ли Вильгельм, голландец по происхождению занять английский престол. Тори, “высоколобые аристократы”, мечтали о возрождении абсолютной монархии, и считали, что голландец Вильгельм не может быть королем “чистокровных англичан”. В своем памфлете Дефо доказывает, что английская нация возникла в результате смешения множества разных народностей и называет Англию “сточной ямой всей Европы”. Он высмеивает претензии знати на чистоту происхождения и само понятие “чистокровный англичанин”.

 

Начиная с 1690-х годов Дефо активно выступает как публицист против феодальных пережитков в пользу буржуазного строя. Настоящим шедевром публицистики считается его “Опыт о проектах” (1697). Дефо размышляет о путях совершенствования существующего социального порядка и выдвигает ряд идей о реформах в области коммерции и финансов, настаивает на необходимости женского образования. Оставаясь приверженцем буржуазного строя, Дефо часто выступает от имени народа. Так, в памфлете “Ходатайство бедняка” Дефо обличает социальные контрасты богатства и бедности, и уподобляет английские законы паутине, которая грозит гибелью мелким мошка, но не представляет опасности для больших мух. И от лица “черни” призывает власть имущих положить конец своим бесчинствам”. Памфлет “Мемориал Легион” (1701).

 

После смерти Вильгельма на английский престол восходит дочь Якова-2 Анна (1702-1714) и в стране усиливается реакция, начинаются притеснения пуритан-диссидентов. Дефо публикует памфлет-мистификацию “Кратчайший способ расправы с диссидентами”, в котором от имени фанатика-реакционера призывает безжалостно расправляться с диссидентами. В своем произведении он настоль талантливо и правдоподобно излагает самые бредовые идеи, что первоначально памфлет был всерьез воспринят как церковниками, так и диссидентами. Среди первых он вызвал одобрение, среди последних – смятение и чуть ли не панику. Однако вскоре все встало на свои места. Авторский замысел был раскрыт, памфлет сожжен, а автор приговорен к штрафу, тюремному заключению и троекратному выставлению у позорного столба.

 

Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

 

Однако тюрьма и очередное банкротство вынудили Дефо пойти на соглашение с властями. Только таким образом он смог выйти на свободу. В течение долгих лет Дефо выполняет тайные поручения правительства. Его журналистско-публицистическая деятельность продолжает носить прогрессивный характер, однако утрачивает былой радикальный характер. Обличительные мотивы в его статьях отходят на второй план, уступая место прославлению частной буржуазной инициативы, торговой экспансии, экономического процветания.

 

Как журналист Дефо был очень разносторонен. Он писал не только на тему политики. В сфере торговли и экономике он написал десятки работ, в числе наиболее известных “Всеобщая история торговли” (1713), где он приоткрывает темные тайны коммерции, “Образцовый английских негоциант” - кодекс сухой и циничной буржуазной морали, “Путешествие по всему острову Великобритании” (1727), где автор очень точно воссоздал экономическую панораму того времени.

 

В числе прочих пишет работу “Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии”, где с сочувствием рассказывает о политике Петра-1, и говорит о необходимости расширения англо-русских торговых связей.

 

Но всего более занимало его издание «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики».

 

В течение 10 лет (1704-1713) он практически в одиночку издает “Обозрение” и даже получает прозвище «господин Ревью». Издание регулярно выходит три раза в неделю и насыщено самыми разными рубриками и жанрами. Как журналиста Дефо характеризует умение заинтриговать читателя броским заголовком, смелым проектом, сенсационным сообщением, различными “тайными историями”. Кроме того, у Дефо был очень редкий дар – вызывать у читателя иллюзию достоверности. Любое, самое неправдоподобное событие подать в виде обычного будничного факта.

Зарождение массовой журналистики в зарубежных странах и России.

Причины появления спроса на массовую журналистику: повышение уровня грамотности в связи с индустриализацией, процесс урбанизации, социально-политические реформы и участие народа в выборах, социальная мода на чтение и развитие человеческой индивидуальности.

Понятие «жёлтая пресса» появилось в конце XIX века. Самая распространённая среди непосвященных людей версия о «желтизне» периодических изданий – тот факт, что они печатались в то время на дешёвой бумаге, которая быстро желтеет. Это действительно так, но, тем не менее, никому не приходит в голову обвинять в распространении слухов и сплетен напечатанный тогда же на такой же бумаге знаменитый телефонный справочник «Жёлтые страницы».

Тут дело в другом. У «жёлтой журналистики» (английское выражение yellow journalism – аналог нашего «жёлтая пресса») есть отцы-основатели. Да ещё какие! Один – Джозеф Пулитцер – основатель премии в области журналистики, владелец и главный редактор нью-йоркской газеты The World, считавший, что газетный выпуск без сенсации годится лишь на обёртку для рыбы. Второй – его талантливый ученик, ставший его же основным конкурентом – Уильям Рэндольф Хёрст, главред The New York Journal. В середине 90-х годов девятнадцатого века Хёрст активно переманивал в свою газету лучших репортёров Пулитцера. Не обошёл он вниманием и художника Ричарда Аутколта, рисовавшего для The World комиксы, главный персонаж которых – «жёлтый малыш» (yellow kid) – и его едкие злободневные высказывания вызывали большой интерес у публики. Лишившись автора популярного комикса, Пулитцер нанял другого художника, который продолжил рисовать для газеты приключения лысого ушастого мальца в жёлтой рубашке до пят.

Разгорелась нешуточная борьба за права на использование этого образа. И вот именно тогда, в 1897 году, редактор газеты New York Press назвал спорившие о «жёлтом малыше» издания «жёлтыми». Спустя год, когда комикс перестали печатать обе газеты, «Нью-Йорк Пресс» продолжала величать их «жёлтыми», а на вопрос почему, отвечала «потому что они “жёлтые”».

История же слова « таблоид » уходит в… фармацевтику. В 1884 году компания Burroughs Wellcome & Co. зарегистрировала торговый знак Tabloid для своего оборудования по выпуску пилюль. В начале двадцатого века появился термин «таблоидная пресса» – по аналогии с таблетками так стали называть газеты небольшого формата, в которые умещалось много историй, обычно скандального характера. Сейчас таблоидом называется газетный формат с полосами примерно 60 на 40 см, это в два раза уже, чем стандартные широкополосные газеты. В наше время многие солидные газеты перешли на этот формат (он удобнее для чтения и оттого более популярен), и поэтому использовать слово « таблоид » как синоним выражения «жёлтая газета» не рекомендуется.

Таблоидизация. Развитие газетного рынка последних лет показывает, что в условиях растущей фрагментации аудитории, вызываемой развитием кабельного и спутникового ТВ, видео, Интернета, рекламодатели пересматривают возможности газет как носителей рекламы. Несмотря на то, что газеты уступают коммерческим телеканалам по широте охвата аудитории, они не рассматриваются рекламодателями, как канал доступа к сегментированной аудитории. Для них в этом качестве выступают скорее радио, журналы, кабельные сети. Газеты же возвращают себе статус СМИ, предоставляющего доступ к несегментированной аудитории, ограниченной рамками географических рынков. Конечно, известны и случаи, когда газеты предоставляют рекламодателям доступ к сегментам аудитории. Это специальные зональные вкладыши с рекламой местных магазинов или тематические подборки классифицированных объявлений, но все-таки эти примеры имеют вспомогательное значение и только подтверждают общее правило.

Классическим примером организации доступа к массовой аудитории, хотя и ограниченной рамками определенных социальных групп, традиционно выступали таблоиды – газеты формата A3. Таблоиды выделяются в специфическую группу газетного рынка не только на основании общего формата. История печати Великобритании, США, Германии, Франции свидетельствует, что рекламодатели, стремясь получить выход на массового потребителя, стали той неявной, но влиятельной силой, которая заставила газеты изменить тематику и жанровые особенности, модифицировать стиль оформления. Издания, добившиеся больших тиражей, ввели в газетную практику новый стандарт: качество их материалов стало оцениваться прежде всего через понятие «реализуемости» тиража. Термин «таблоид» стал синонимом неаналитических газет, уделяющих повышенное внимание спорту, развлечениям, скандальным материалам о жизни знаменитостей. Таблоидные издания отдают предпочтение коротким новостям сенсационного характера, большим фотографиям и крупным заголовкам. Исследователи часто объясняют существование таблоидов низкими вкусами читателей, их нежеланием читать серьезные новости и аналитику.

Конечно, отчасти это верно, однако высокие тиражи и легкий стиль таблоидов имеют экономическую основу. Еще в начале 1980-х годов американский исследователь Б. Багдикян в весьма доходчивой форме изложил экономические причины, которые сегодня характеризуют одну из наиболее заметных тенденций развития газетного рынка – растущую таблоидизацию.

«Подлинная причина уклонения издателей от публикации серьезных новостей заключается в том, что они обходятся намного дороже, чем очерки. Подробная и всесторонняя информация требует опытных репортеров, которые посвящают значительное время каждому материалу, особенно местного характера. Репортерам местных газет нужно платить жалованье, предоставлять дополнительные выплаты, пенсию, оплачиваемые отпуска и т.п., да еще и терпеть профсоюзы, в которые они часто объединяются. Легковесные же очерки привлекают рекламодателей и обходятся недорого; их можно приобрести у синдиката по почте или телеграфу с помощью дешевого аппарата, который не требует дополнительных выплат и не претендует на создание профсоюза. Можно издавать посредственную газету при большом штате, но невозможно иметь хорошую газету при крайне малочисленном штате»[6].

На протяжении XX в. в медиасистемах информационно богатых стран Европы таблоидные издания занимали значительное, но далеко не доминирующее место. Социальная структура общества, существование общественного вещания способствовали тому, что таблоиды, несмотря на свои высокие тиражи и популярность среди определенных групп читателей, воспринимались скорее как издания «второго сорта». Показательна характеристика профессионального уровня этих газет, данная исследователем Гарвардского университета М. Калбом. По его мнению, таблоиды представляют стиль журналистики, в котором «в упадке серьезные новости и на подъеме секс, скандал и инфотейнмент»[7].

Интегрированное понятие «инфотейнмент» (от англ, information – информация и entertainment – развлечение) выступает характерной чертой и таблоидного стиля, и всего процесса таблоидизации. Несомненно, важнейшим медиаканалом, который способствовал становлению и развитию инфотейнмента, было коммерческое телевидение. Однако и таблоиды внесли свою лепту в его формирование: «облегчая» социально-политическую информацию и делая ее более популярной, они превращали новости в развлечение.

Сегодняшние дискуссии о кризисе аналитической журналистики не в последней степени основаны на проникновении инфотейнмента в стиль многих газет, традиционно не входивших в данную группу. Этот процесс, привлекающий в последние годы значительный интерес исследователей, получил название таблоидизации в англо-американских исследованиях (или бульваризации в немецких). Таким образом, термин, указывавший поначалу только на формат газеты, стал нарицательным, обозначая сегодня еще и определенный тип содержания, проникающий в издания разных форматов и типов.

В современных медиаисследованиях таблоидизация рассматривается как общий для газет процесс снижения качества содержания, уменьшения разнообразия тем и изменения соотношения текста и иллюстраций в пользу последних. Так, недавние данные британских исследователей показывают, что материалы на темы о преступности, «человеческого интереса» и развлечений образуют самые большие тематические группы не только в таблоидах, но и в газетах широкого формата (А2), традиционно определяемых как качественные, а также в новостных программах ТВ Великобритании. Другие проявления таблоидизации, отмеченные исследователями, – это сокращение материалов о международной жизни, о внутренней политике и работе парламента, а также увеличение числа фотографий и сокращение объема текстов.

Очевидно, что не во всех странах процесс таблоидизации на газетном рынке принимает одинаковые формы. Великобритания, к примеру, дает прекрасную иллюстрацию двусторонности этого процесса. С одной стороны, прежде качественные газеты типа Times и Daily Telegraph в стремлении расширить читательскую аудиторию меняют свою информационную политику, облегчая серьезные новости, предлагая больше материалов развлекательных и на темы человеческого интереса. С другой – традиционные таблоиды типа Daily Mail, Daily Mirror совершенствуют качество содержания, пытаясь привлечь более образованных и, главное, состоятельных читателей.

Показательно, что с экономической точки зрения вторая сторона таблоидизации абсолютно обоснованна. Изменения в содержании происходят не за счет усиления аналитичности материалов, что требует увеличения материальных затрат (более профессиональные авторы, опора на большее количество источников, более длительный процесс работы над материалом), а за счет превышения числа «легких» материалов над материалами на «серьезные» (бизнес, предпринимательство, социальная политика) темы или на темы, связанные с ежедневной жизнью читателей (экология, здоровый образ жизни, питание, мода, телевидение). Используя прежние ресурсы, таблоиды пытаются развивать содержание для новых социальных групп. А это в свою очередь привлекает к ним новых рекламодателей – банки, страховые и инвестиционные фонды, туристические фирмы.

В странах Северной Европы таблоидизация идет «снизу»: массовые таблоиды, имея максимальные тиражи и характерный стиль оформления, стремятся к повышению качества содержания. Так возникает квалоид – особый тип массовой вечерней газеты, сочетающей стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ серьезных вопросов внешней и внутренней политики с простым и доходчивым языком изложения. Как считает профессор К. Норденстренг (Финляндия), квалоиды входят в набор обязательного чтения даже любого интеллектуала на Севере Европы.

Неежедневное чтение. Современная тенденция неежедневного чтения газет иллюстрируется стабильностью воскресного газетного рынка в Великобритании и США, возникновением воскресных газет на тех рынках, где их прежде не существовало (Норвегия). Другим проявлением данного процесса являются достаточно прочные позиции еженедельных изданий, перекидывающих своеобразный мостик от газетной индустрии к журнальной.

Очевидно, что эти тенденции определяются ценовыми особенностями газетной индустрии, поскольку позволяют оптимизировать расходы на распространение, а также новыми подходами рекламодателей к прессе. Как уже отмечалось, в условиях растущей фрагментации аудитории телевидения рекламодатели снова начинают воспринимать газеты как доступ к относительно гомогенной массовой аудитории, хотя бы и на местном или региональном уровне. В этих условиях воскресные и еженедельные газеты, которые не теряют актуальности после 24 часов жизни и читаются всей семьей, становятся весьма привлекательным носителем рекламы. Для читателей же, живущих в условиях информационной перегрузки, «универсальный пакет» содержания такой газеты оказывается все более привлекательным.

Показательно, что именно рынок воскресных газет в США в течение 1970–1990 годов рос, несмотря на снижение популярности и рекламных доходов ежедневных газет. За эти годы число воскресных газет выросло с 586 до 875, их тиражи увеличились с 49, 2 млн. экз. до 62, 1 млн. экз., а общая читательская аудитория возросла с 91, 6 млн. до 123 млн. читателей. В Великобритании объем продаж воскресных газет – 15 млн. экз. в 2000 году – превышает объем продаж ежедневных газет (14 млн. экз.).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь