Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии. Основные черты философского знания.



Предмет философии. Основные черты философского знания.

Философия-это одна из форм освоения действительности человеком, наряду с наукой и религией, которая хар-ся рядом особенностей.(одна из форм мировоззрения)

Освоение действит-ти – человек существуя в мире, не только его познаёт, но и стремится объяснить этот мир как целое, чтобы найти своё место в нём.

Философия имеет человекоразмерный хар-р, т.е. человек и его св-ва (прежде всего познавательные), я вляются отправной точкой для рассмотрения мира.(Познай самого себя)

Этимология(происхождение)термина «философия».Автор-античный мыслитель Пифагор.С гр.философия-любомудрие, т.е. любовь к мудрости.Мы видим, что в 6в. До н.э., когда в античности появляется философия, происходит принципиальная смена познавательных установок.Мудрость здесь подразумевает некоторый догматизм, в то время как любомудрие означает принципиальную установку на поиск истины.Это качество применимо к философии во все периоды ее развития..

Философ-тот,, кто умеет увидеть проблему, то есть внутреннее логическое противоречие в казалось бы само собой разумеющемся, в некоторых устоявшихся взгядах и тем самым попытаться внести здесь ясность, углубить наше понимание вещей.

Когнитивная(познавательная) функция философии(Пример: Астрономия, Солнце -восход, закат, Коперник.)- Это говорит о том, что человек так устроен, что для него знания, источником которых является чувственный опыт, и кот. лежит на поверхности, часто вполне достаточно.

Специфика философии, как, и религии и науки, в качестве форм освоения действительности, преимущественно выявляется в когнитивной(познавательной)сфере.

1.Философия изучает реальность как целое, выявляя присущие ей хар-ки.

2.Философские проблемы имеют предельный и смысложизненный хар-р и при этом такой, что представление об этих предельных объектах, которые философия не заимствует из других областей знания, а создаёт сама, таких как Бог, мир, душа, смысл жизни, добро, зло, не вытекает непостредственно из опыта, но скорее обобщает этот опыт в его человеческом измерении.В этом смысле способом их постижения является разум, а способ познания – логико-теоретическим, а не эмпирическим.

3.Философия единств. Из наук делает своим предметом сам процесс познания.Её обектыми являются такие понятия как: сущность, познание, реальность, знание, вера и др.В этом смысле оня является наукой о познании, методолгией познания, своего рода метанаукой..

4.Философские суждения в кач-ве смысложизненных, часто имеют оценочный хар-р.Именно философия учавствует в создании духовных ценностей, с помощью которых общество осознаёт себя как целое и проектирует своё будущее в виде выбра опр.-х стратегий и институтов.

5.Объекты философской рефлексии относятся скорее к умопостигаемому(идеальному), то есть непосредственно не данному нам в чувственном опыте.

Формы освоения действ-ти и их основные хар-ки.

Выявление онтологического статуса предметов нашего познания.Когда мы говорим об объектах материального и идеального(умопостигаемого) миров и о самих этих мирах, мы имеем в виду не отношение этих миров к объективной или же субъективной реальности, а некоторое очевидное различие между св-вами этих объектов по отношению к намему познанию.

Одни объекты мы познаём с помощью чувственного опыта, другие только при помощи мышления.(Сосуд с водой и её температура)О св-вах сущности, единого,, многого, бытия, смысла жизни мы узнаём не измеряя, не наблюдая их, а осмысливая.

Т.е. инструментом филосовского познания преимущественно является мышление, мышление оперирует понятиями, которые явл-ся именами вещей(не только материальные предметы), и позволяют выразить своеобразные вещи, путём выявления её сходства и отличия от других вещей.

Уточнение «понятия»:

1)понятия, которые обозначают вещи, принадлежащие к материальному миру.

2)понятия, кот. обозначают категории, т.е. универсальные формы опыта человеческого восприятия мира(причина, следствие, количество, закономерность и т.п.) и осмысления мира(познание, мышление, реальность, добро, зло, душа, Бог), либо выражают некоторые проблемы имеющие предельный и объективный хар-р.

Эти понятия и сотавляют тот умопостигаемый мир, который явл-ся предметом филосовского познания.

Проблема соотношения философии и науки.

Из статьи «наука» в энциклопедии эпистемологии и философии науки, термин наука-особый вид познавательной деят-сти, основными признаками которых явл-ся их системная организация, обоснованность и доказанность.

Нельзя сказать, что существует наука вообще, наука как таковая, но можно говорить о том, является ли определённая область знания наукой в этом смысле.Согласно критерию науки как способа познавательной деятельности философия является наукой.Существуют некоторые частные науки, которые различаются мужду собой объектами своего исследования.

Проблема демаркации научного и иного видов знания-необходимость различать естественные и гуманитарные науки, были попытки выработать такие критерии научности знания, с точки зрения которых философия бы перестала рассматриваться как научное знание.Сейчас проблема демаркации скорее псевдопроблема, а философии в статусе научности никто не собирается отказывать.

Проблема соотношения философии и религии.

Помимо чувств.опыта и мышления человек познаёт мир при помощи веры.

Вера-одна из фундаментальных хар-к познавательной способности человека) бывает религиозная(Вера в Бога) и нерелигиозная.

(*верим учебникам, родителям и т.п..)Атеиз-мировоззрение, отрицающее существование Бога.

Вера-некоторый выбор между опр-ми альтернативами.Существенной стороной является та оценка, которую мы даём одной из альтернатив, -наш выбор имеет целостное измерение.Критерием выбора-ценности.Человек-не только разумное, но и свободное и ценностно-ориентированное существо.Ценностное измерение особенно характерно для нравственной сферы.Свобода, как измерение бытия, обнаруживается только у человека, что и даёт основание считать человека не просто частью природы, но и существом сверхприродным.Свобода в этом случае рассматривается как Бог, который является источником законов в сфере свободы.

Философия, рассматривая вопросы мироздания, сталкивается и с такими, которые более привычно относить к сфере компетенции мировоззрения.Для философии в целом как для науки характерен адогматизм мышления, т.е. филосовы и учёные рассматривают феномен веры, ничего не готовы просто так принят на веру..Верующий человек ничем не отличается от учёного, который верит в познаваемость и закономерное устройсто мира.

Недостаток-философия так же как и наука пытается неоправданно претендовать на всезнание, преувеличивая роль и возможности разума в познании и в объяснении мира.

Основной вопрос философии.

Наличие двух миров-материального и идеального-приводит к проблеме их взаимного соотношения.

Философов в решении «основного вопроса философии» на две группы:

1.Идеалисты(идеальное существует объективно, как и материально, просто увидеть его можно только умом, а не чувствами)

2.материалисты(реальность явл.-ся единственной объективной реальностью, а идеальная реальность сущ-т только в сознании и мышлении человека, являясь не более чем образом объективной реальности)

Выбор между материализмом или идеализмом приводит к разным следствиям по отношению к решению смысло-жизненных и нравственных проблем.-авторский характер философии.

ПлатонУчение о душе, гносеология, антропология, учение о государстве.

Философия Аристотеля.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.), Аристотель, как предшественник его Платон, высказывал самое возвышенное понятие о назначения философии. Философия Аристотеля – это царство наблюдения и трезвой мысли. Он оставил стремление Платона отыскать единство бытия и с любовью стал присматриваться к бесконечному разнообразию окружающих явлении. Его занимали не идеи, а все конкретное – воплощение идей в смысле Платона.

основная задача аристотелевской философии есть определение отношения общего к частному; этот принцип научного мышления, признанный за основной под влиянием гениальной интуиции еще Сократом, Аристотель сделал предметом особого предварительного исследования и создал, таким путем, науку логики. Он предпосылал ее, как общую теорию научных приемов, отдельным фактическим исследованиям.

выводы, сделанные Аристотелем:

§ все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

§ изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

§ реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

§ потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

§ высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Неоплатонизм

Неоплатонизм является последней и весьма длительной эпохой античной философии (III-VI вв. н.э.), и уже по одному этому в нем приходится видеть наиболее зрелую и наиболее синтетическую философию во всем античном мире. Название этой школы вполне условно, поскольку досократики, Аристотель и стоики сказались в ней нисколько не меньше Платона.

Платоновское учение об идеях было концепцией исключительно логико-объективистического характера. Аристотель внес в мир платоновских идей не только момент объекта, но и момент субъекта. Аристотель учил, что мир идей, который он называл Нусом – Умом, обязательно сам себя мыслит и является самосознанием. С одной стороны, он то, что мыслит; а с другой стороны, он есть также и то, что мыслится. Таким образом, платоновский мир идей превратился в особое надкосмическое сознание, которое является тождеством мыслящего и мыслимого. Далее, платоновские идеи были одновременно и бытием и смыслом: идея каждой вещи, с одной стороны, не могла не существовать, раз существует вещь, а с другой стороны, не могла не осмысливать свою вещь, поскольку именно благодаря идее вещи и можно было узнать, что же такое сама-то вещь. Аристотель в своем Нусе – Уме (Нус, повторяем, это, по Платону, место идей, или " идея идей" ) тоже стал различать смысловую сторону и сторону бытийную, т.е. идеальное и реальное, или материальное. Получилось особое учение об умственной (интеллигибельной) материи. И это аристотелевское расширение платоновской концепции идей неоплатоники тоже включили в свой идеализм.

Теперь отметим, чем обогатился у неоплатоников платоновский мир идей снизу. Уже у Платона было очень глубоко осознано различие между бытием и становлением: бытие существует само по себе, а становление во всякий момент времени, т.е. сплошь и непрерывно, меняется, так что каждая отдельная точка такого изменения исчезает в тот же самый момент, в который она и появляется. В плане материального, или физического, бытия этот процесс хорошо понимали стоики, учившие не только о своем первоогне, но и о его эманации, т.е. о таком его исхождении, или становлении, которое распространялось по всему миру, создавая собою всю иерархию бытия, начиная от самого первоогня, переходя через демонов и человека (душа человека, согласно стоикам, была не чем иным, как именно теплым дыханием) и кончая неодушевленными и неорганическими вещами.

формулируем те дополнения к Платону, которые неоплатоники делали сверху; это было учение о Едином. Учение об абсолютном единстве, превышающем всякое единство многообразия, мы находим уже у самого Платона, а именно в книге VI его " Государства". Но у Платона это Единое рассмотрено только в виде абстрактно-всеобщей категории, без которой, по Платону, не может обойтись никакая последовательная диалектика. В учении о реальном бытии и о конкретной жизни Платон его не применял; в своем единственном систематическом натурфилософском трактате " Тимей" Платон не нашел нужным упомянуть об этом Едином ни одной фразой и ни одним термином. Должны были пройти еще целые века, прежде чем античные философы научились понимать это абстрактное Единое как максимально конкретное оформление жизни и бытия.

Ведь и всякая отдельная вещь не состоит только из одних своих раздельно данных признаков и свойств. Когда мы перечисляем признаки какого-нибудь растения, то это растение мыслится нами как нечто единичное и нераздельное, как некоторого рода субстанция, превышающая все отдельные приписываемые ей признаки и свойства. Она – их носитель, но она на них никак не дробится окончательно и всегда только дробно. Иначе чему же именно мы будем приписывать те или иные признаки и свойства?

Время и вечность.

Вечность-бесконечное время, без начала и конца.Три модуса: прошлое, наст, будущее

Вечность понимается как особый уровень бытия или как его характеристика, своими свойствами прямо противоположная времени.

Если во времени всё существует в опр. Последовательности, и одна часть вещи уже есть, а других ещё нет, то в вечности существует всё сразу.

Отличае вечности и времени по Платону: «было» и «будет» суть виды времени, и перенося их на вечную сущность, мы незаметно для себя делаем ошибку.

Проблема истины

Определение теории истины.

Теория истины - в истории познания мыслители пытались определить истину, как условие, путь достижения блага. Критериальная и организующая сущность истины возникает только в рамках ЦЕЛОГО, когда множества оценок, обозначающих их принадлежность к множеству «относительная истина» (А), могут соотноситься с регулятивными возможностями этапов подмножества «абсолютной истины» (В), развитие которой направлено на приумножение и сохранение подмножества «благо» (С).

В истории познания мыслители пытались определить истину, как условие, путь достижения блага. Первым это понятие ввел в философию Парменид. Понятие истины уже носило характер критерия, оценки знаний, которое противопоставлялось мнению при достижении тождества мышления и бытия. По Платону такое состояние достижимо, если истина связана с душой, с миром идей. Поэтому многие философии средневековья отстаивали концепцию о врожденности истинных понятий. По Аристотелю и Ф. Аквинскому истина должна рассматриваться в соответствии с благом.

А - Относительная истина всегда отражает текущий характер оценки наших знаний получаемых на основе ощущений, самоощущения и с помощью приборов.

В – Абсолютная истина отражает оценку наших знаний в процессе этапов принятия решений (законы взаимосвязи категорий диалектики Гегеля, этапов полной теории познания) и в процессе моделирования типичного в рамках Целого. Эффект фиксирования АРД понимания полезности чего –то абсолютного и законченного, его называют экстатическим наслаждением В нашем бессознательном реально существуют этапы принятия решения при реализации которых появляется интуитивное знание..

С – Благо' как достижение истины. Благо - в познании фиксирует удовлетворение материальных и духовных потребностей. Человек, рассматриваемый с точки зрения его созидательных потенций, способности творить все остальные блага, сам выступает как высшее Благо.

Таковы и его способности организма в оценивании ценности жизни человека. АРД в функциональной системе организма также оценивает их в форме эффекта удовольствия от удовлетворения конкретных потребностей, которые фиксируют достижение Блага.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями есть интересное соотношение. Иногда одна и та же совокупность фактов допускает различные теоретические интерпретации. В принципе, это возможно в любой науке. Это происходит, если исследуемый феномен слишком сложен, обладает слишком разнообразными свойствами, чтобы это могло быть объяснено с помощью одной теории.

Еще один важный момент: классический, или традиционный, путь познания – это переход от эмпирического к теоретическому познанию. Но в современной науке, особенно в некоторых областях естествознания, имеет место обратное движение. В этом случае процесс научного познания начинается с гипотезы, которая имеет форму теории.

Эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.

Пример про ребёнка и аборт-убйство.

В Др.Греции и вообще в античной философии про права и личность человека мало что говорилось, и тоько в средневековой философии впервые оформляется идея человека как уникального единства души и тела, с одной стороны, и как образа Божия с другой.Здесь личность человека обозначается как сама природа человека.

Кант считает свободу принадлежностью мира вещей в себе.Вопрос о соотношении свободы и необходимости присутствует в случае онтологизации свободы.Само понятие свободы в известной степени может ввести нас в заблуждение, поскольку нам может показаться, что на то и свобода, чтобы не подчиняться никакой необходимости.Но это не так.Человек свободен захотеть что-либо и даже попытаться это сделать, но свобода не может проявляться вне мира вещей, т.к. она связана с выбором.Есть философы, которые считаютчто свобода онтологична, и наоборот.Этот вопрос принципиален для решения проблемы бытия, Бога и места человека в мироздании.

Предмет философии. Основные черты философского знания.

Философия-это одна из форм освоения действительности человеком, наряду с наукой и религией, которая хар-ся рядом особенностей.(одна из форм мировоззрения)

Освоение действит-ти – человек существуя в мире, не только его познаёт, но и стремится объяснить этот мир как целое, чтобы найти своё место в нём.

Философия имеет человекоразмерный хар-р, т.е. человек и его св-ва (прежде всего познавательные), я вляются отправной точкой для рассмотрения мира.(Познай самого себя)

Этимология(происхождение)термина «философия».Автор-античный мыслитель Пифагор.С гр.философия-любомудрие, т.е. любовь к мудрости.Мы видим, что в 6в. До н.э., когда в античности появляется философия, происходит принципиальная смена познавательных установок.Мудрость здесь подразумевает некоторый догматизм, в то время как любомудрие означает принципиальную установку на поиск истины.Это качество применимо к философии во все периоды ее развития..

Философ-тот,, кто умеет увидеть проблему, то есть внутреннее логическое противоречие в казалось бы само собой разумеющемся, в некоторых устоявшихся взгядах и тем самым попытаться внести здесь ясность, углубить наше понимание вещей.

Когнитивная(познавательная) функция философии(Пример: Астрономия, Солнце -восход, закат, Коперник.)- Это говорит о том, что человек так устроен, что для него знания, источником которых является чувственный опыт, и кот. лежит на поверхности, часто вполне достаточно.

Специфика философии, как, и религии и науки, в качестве форм освоения действительности, преимущественно выявляется в когнитивной(познавательной)сфере.

1.Философия изучает реальность как целое, выявляя присущие ей хар-ки.

2.Философские проблемы имеют предельный и смысложизненный хар-р и при этом такой, что представление об этих предельных объектах, которые философия не заимствует из других областей знания, а создаёт сама, таких как Бог, мир, душа, смысл жизни, добро, зло, не вытекает непостредственно из опыта, но скорее обобщает этот опыт в его человеческом измерении.В этом смысле способом их постижения является разум, а способ познания – логико-теоретическим, а не эмпирическим.

3.Философия единств. Из наук делает своим предметом сам процесс познания.Её обектыми являются такие понятия как: сущность, познание, реальность, знание, вера и др.В этом смысле оня является наукой о познании, методолгией познания, своего рода метанаукой..

4.Философские суждения в кач-ве смысложизненных, часто имеют оценочный хар-р.Именно философия учавствует в создании духовных ценностей, с помощью которых общество осознаёт себя как целое и проектирует своё будущее в виде выбра опр.-х стратегий и институтов.

5.Объекты философской рефлексии относятся скорее к умопостигаемому(идеальному), то есть непосредственно не данному нам в чувственном опыте.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь