Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема сознания и души в философии.
Проблема сознания-один из аспектов проблемы соотношения материального и идеального. Проблема сознания может быть относена к области онтологии так и к гносеологии. Суть проблемы(онтологически) –сознание (разум) человека в своих проявлениях отличается от всего, что характерно для материальной реальности, в связи с идеальностью сознания возникает ряд вопросов.: как относится идеальное сознание и материальный мозг и т.п. Здесь необходимо понимать различие между двумя моментами: с одной стороны, философы не отриуают взаимосвязь сознания и мозга, но на современном уровне развития научных знаний дать научное объяснение феномену сознания и его проявлением не представляется возможным.Поэтому всё зависит от филосовской позиции: материалистически и натуралистически настроенные мыслители, считают, что сознание может быть объяснимо из материи и не является самостоятельной субстанцией, противоположной субстанции материальной, идиалестически мыслящие, наоброт-природа сознания принципиально иная, чем природа материальных вещей. В гносеологическом плане проблема сознания предстаёт в виде проблемы познания самого сознания.Вопрос о характере предметности сознания и др. Сознание, как и язык, обладает имманенто-трансцендентной природай, имманентсность-сознание это всегда моё сознание чего-то, трансцендентность-в том, что сознание, это знание о…… Онтолог. И гносеолг аспекты сошлись в одном: вопрос о статусе индивидуального сознания. Проблема онтологического статуса реальности в философии и науке. Общей познавательной установкой естествознания является признание реальности существующего внешнего мира. Реализм может быть представлен в различных формах. Проблема научного реализма тесно связана с проблемой того, что является объектом познания, то есть какова природа реальности, являющейся объектом естествознания. Важный аспет-вопрос о соотношении реальности и математического аппарата физических теорий, при помощи которых эта реальность описывается. Два основных подхода решения проблемы: 1)позитивизм(теория относится с реальностью, истиной признаётся теория.) 2)идеи Платона (объективно существующих идеальных математических структурах, составляющих подлинную архитектонику реальности, отличную от физической) Уровни научного познания и их соотношение. Научное познание принято разделять на два уровня: эмпирический (опытный) и теоретический. Это различение имеет своим основанием: 1) методы познавательной активности; Характер достигаемых результатов. На этом же основании ученых делят на экспериментаторов и теоретиков. Эмпирическое познание в самом общем виде – это процесс сбора, проверки, накопления, систематизации и классификации научных опытных фактов. Эти факты требуют проверки, и ученый создает методы их проверки. Затем происходит накопление некоторого минимума фактов. Затем необходимо систематизировать разнородные факты. В результате возникают те или иные классификации. Конечным результатом эмпирического познания является совокупность научных фактов, подтвержденных опытом. Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущностных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным или опосредованным приборами. Познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы. Конечным продуктом теоретического познания является теория. Научное знание и существует в виде совокупности научных теорий. Между эмпирическим и теоретическим уровнями есть интересное соотношение. Иногда одна и та же совокупность фактов допускает различные теоретические интерпретации. В принципе, это возможно в любой науке. Это происходит, если исследуемый феномен слишком сложен, обладает слишком разнообразными свойствами, чтобы это могло быть объяснено с помощью одной теории. Еще один важный момент: классический, или традиционный, путь познания – это переход от эмпирического к теоретическому познанию. Но в современной науке, особенно в некоторых областях естествознания, имеет место обратное движение. В этом случае процесс научного познания начинается с гипотезы, которая имеет форму теории. Эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи. Человек как предмет философии.Вопрос о месте человека в мироздании. Проблема человека –одна из сложнейших.Т.к. человек является не только субъектом познания, но он одновременно и объект познания.Именно через призму человеческого восприятия открывается бытие. Осознание человеком своей принадлежности к двум мирам(идеальному и материальному, физическому и духовному)является исходной интуицией для попыток ответить на вопрос о месте человека в мире. В рамках космоцентризма оформляется концепция человека-макрокосма, человека как целиком природного существа. Антропоцентризм выражает идею отличия человека от остального мира, подчёркивая при этом его центральное место в мироздании либо в плане объективно-космологическом, либо в плане смысловом, указывая, что человека нужно понимать из него самого. Проблема двойственности и противоречивости человеческой природы. Уникальность челов-го существа состоит в том, что он представляет единство двух природ-биологической и духовной. Говоря о соотношении этих двух природ, обращаем внимание на тот факт, что эти две стороны существуют не только в состоянии гармонии, сколько в глубоком противоречии, которое становится истинным измерением и характеристикой человеческой природы. Эта противоречивость человеческой природы раскрывается в двух основных аспектах. Соотношение биологического и духовного(отчет себе о том, что делает человеком) Соотношение индивидуального и социального в человеке.(вне общества человек не может стать человеком) В концепции ноосферы Вернадского: мы видим потребительскую ненасытность человека, за счёт эгоизма-это означает, что разрыв природного и духовного в человека гораздо глубже, чем кажется. Если мы принимаеи эволюционизм, то по сути, отказываем духовной сфере.Не все согласятся, т.к. разумность и духовность вполне может я вляться первичной в отношении материального мира и автономной. Проблема личности в философии. Личностью не рождаются, а становятся. Личность-общественно развитый индивид и субъект сознательной деятельности. Вопрос о соотношении понятий личность и человек.Не каждый человек может быть назван личностью, (например слабоумные) Пример про ребёнка и аборт-убйство. В Др.Греции и вообще в античной философии про права и личность человека мало что говорилось, и тоько в средневековой философии впервые оформляется идея человека как уникального единства души и тела, с одной стороны, и как образа Божия с другой.Здесь личность человека обозначается как сама природа человека. Идея ценности человека связана с тем, что он является неповторимой личностью и образом Божиим в своей природе. Так же статус личности тесно связан а в философии с понятием свободы.Человек так устроен, что его поведение связано с выбором.Понятие свободы подразумевает необходимость существования некоторой онтологической свободы, т.е. чего-то самостоятельного. Кант считает свободу принадлежностью мира вещей в себе. Есть философы, которые считаютчто свобода онтологична, и наоборот.Этот вопрос принципиален для решения проблемы бытия, Бога и места человека в мироздании. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1586; Нарушение авторского права страницы