Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие о мифе. Особенности мифологического мышления. Древнегреческая мифология.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Вопросы к экзамену (зачету)
1. Античная литература: периодизация, художественные формы. Роль античной литературы в развитии мировой культуры. Понятие " античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания. Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает. Эллинистическая литература, при всем резком своеобразии своих черт, ориентируется на древнегреческую литературу и иллюзорно считает, в лице своих основных писателей, что это ей удается. Римская литература перенимает ее вкусы и из ее рук получает то же древнее наследие; но в Риме литературный генезис осложнен любопытнь1ми формами подражательства, которые придают как своеобразный вид художественного начинательства известный колорит римской литературе. Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н.э., римской литературы - 3 веку до н.э. Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н.э. К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры. Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет. Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим, охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н.э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы " Илиада" и " Одиссея" Гомера. Второй период античной литературы - это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 5-4 века до н.э. Этот период обычно называется классическим (аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов. Третий период античной литературы, обычно именуемый эллинистическим (конец 4 века до н.э. – конец 1 века н.э.), возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов - государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. К этому третьему периоду относится и римская литература, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. (устное народное творчество, как и в Греции, существовало задолго до этого), римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой. Античная литература, литература древних греков и римлян, также представляет собою специфическое единство, образуя особую ступень в развитии мировой литературы. При этом римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу (это вполне естественно, поскольку однотипными были и те два общества, которые породили эти литературы), но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения. Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. Это не значит, что восточные элементы не проникали и в более раннюю греческую литературу, но они проникали устным, «фольклорным» путем; греческий фольклор, как фольклор всякого народа, обогащался от соприкосновения с фольклором соседей, но греческая литература, вырастая на почве этого обогащенного фольклора, создавалась уже без непосредственного воздействия литератур Востока. А по своему богатству и разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. В греческой и родственной ей римской литературе уже имелись налицо почти все европейские жанры; большая часть их и поныне сохранила свои античные, главным образом греческие названия: эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира (латинское слово) и эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо, — все это жанры, которые успели достигнуть значительного развития в античной литературе; в ней представлены и такие жанры, как новелла и роман, хотя и в менее развитых, более зачаточных формах. Античность положила также начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»). Историческое значение античной литературы, ее роль в мировом литературном процессе заключаются, однако, не только в том, что в ней «возникли» и от нее ведут свое начало многие жанры, подвергавшиеся впоследствии значительным трансформациям в связи с потребностями позднейшего искусства; гораздо существеннее неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой, вообще говоря, никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы; следует, однако, отметить несколько периодов в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным, когда ориентация на античность являлась как бы знаменем для ведущего литературного направления. 1. Это, во-первых, — эпоха Возрождения («Ренессанс»), 2. Период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени. Представители классицизма обращали преимущественное внимание уже не на те стороны античной литературы, которые были близки по духу эпохе Возрождения. Классицизм стремился к обобщенным образам, к строгим незыблемым «правилам», которым должна быть подчинена композиция каждого художественного произведения. Основным источником для изучения античной литературы являются, конечно, самые памятники, т. е. литературные произведения греческих и римских писателей, поскольку они сохранились и дошли до нашего времени.
Музы Каллиопа Клио Эрато Эвтерпа Мельпомена Полигимния Терпсихора Талия Урания
Герои . Смертные потомки бога и смертной женщины, реже — богини и смертного мужчины. Как правило, обладали исключительными (иногда сверхъестественными) физическими способностями, творческими дарованиями, иногда способностью к прорицаниям и т.п. Ахилл Геракл Одиссей Персей Тесей Ясон.
Литература и культура эллинизма. Александрийская поэзия: жанры, темы. Сатира Лукиана. Классический период греческой литературы кончается вместе с развалом рабовладельческого полиса, то есть в IV в. до н.э. Далее начинается послеклассический период, который иначе называется эллинизмом. В 336 г. после смерти македонского царя Филиппа, царем становится его сын Александр. Одаренный, честолюбивый, справедливый и прекрасно образованный, он за 11 лет своего царствования завоевал всю Грецию, Египет, Персию, построил 70 городов. Перед походом в Индию он умирает. Эпоха культурного подъема этого периода, продолжавшегося почти 200 лет, называется эллинистической, хотя “эллинизм” (термин акад, Дройзена, 1833) – односторонний, предполагает только влияние греческой культуры на восточную, но было и значительное обратное влияние. Под эллинизмом следует понимать взаимообогащенную культуру IV-П веков до н.э. В литературе, в отличие от искусства с его монументализмом, происходит сужение проблем, появляется интерес к судьбе “маленького” человека, тематика становится исключительно бытовой. Прежде всего человек этой культуры оказывался погруженным в бытовую жизнь. В широком смысле слова быт был всегда и везде, и без него вообще не существует человека. Быт в том узком смысле слова, в котором он употребляется, является бытом, исключающим всякую мифологию или магию, всякое свободное социально-политическое творчество; другими словами, это быт, ограниченный узкими интересами субъекта, интересами семьи или общества, но только в условиях полного аполитизма. Такой быт не был известен в Греции до эпохи эллинизма, если не говорить о многих намеках на него, восходящих еще к Гомеру и Гесиоду; и только теперь, в условиях аполитизма и падения всякого религиозно-мифологического мировоззрения, возник глубочайший интерес к такого рода бытовому человеку, к его нуждам и потребностям и к его собственным, но уже чисто бытовым идеям. Бытовизм удобно было изображать прежде всего в комедии, но не в той древней аристофановской комедии, тоже слишком перегруженной всякого рода общественно-политическими и религиозно-философскими идеями. Для изображения нового быта появилось то, что в истории литературы носит название новоаттической комедии, ставшей основным жанром литературы эллинистической эпохи. Её название противопоставляет “новую” комедию старой, аристофановской, но развитие ее также происходит в Аттике. В эллинистическом мире было создано огромное количество литературных произведений всех родов и жанров. Но пальма первенства принадлежала поэзии, главным центром которой была Александрия. Поэзия этого времени носила всецело элитарный характер. Она была очень глубокомысленной и утонченной, проникающей во внутренний мир отдельного человека. Но ей недоставало художественной силы, присущей могучим творениям классической эпохи; она несколько холодна, порой даже безжизненна. В александрийской поэзии царил культ малых форм, основоположником которого был крупнейший эллинистический лирик Каллимах (300-240 гг. до н. э.). Считая, что время крупных, монументальных произведений прошло, он писал маленькие поэмы, элегии, гимны. Его основным противником был Аполлоний Родосский (III в. до н. э.), стремившийся возродить эпос в гомеровском духе. Его большая поэма «Аргонавтика» (на мифологический сюжет о походе греческих героев за Золотым руном) стала значительным событием в греческой литературе. Третий крупный поэт эпохи эллинизма — Феокрит (315-260 гг. до н. э.) стал основателем буколической («пастушеской») лирики. Он оставил ряд стихотворений-идиллий, описывавших мирную, безмятежную жизнь пастухов и пастушек на лоне природы. Среди жителей огромных городов эллинистического мира такая идеализация сельской жизни была особенно популярна. В области драматургии в эпоху эллинизма наблюдается несомненный упадок. Со временем не только трагедия, но и комедия стала казаться слишком возвышенной. Всеобщую любовь снискали мимы — незамысловатые сценки из повседневной жизни, обычно юмористические, часто грубоватые до непристойности. В самом конце эллинистической эпохи появился новый, но имевший великое будущее прозаический жанр — роман (правда, само это название возникло намного позже, в Средние века). Эти первые романы еще довольно безыскусны. Они написаны на любовные, приключенческие, авантюрные сюжеты. Следует выделить следующие наиболее характерные черты этого поэтического жанра: обращенность к узкому кругу образованных читателей, отсутствие социальной проблематики и интерес к частной, семейно-бытовой, любовной тематике и чувствам отдельного человека, зарисовки природы, стремление к изысканности, тщательность и оригинальность стилистической обработки, ученый характер, наличие отступлений (экскурсов) от основной темы повествования, предпочтение малых литературных форм (элегия, идиллия, эпиграмма, эпиллий). Александрийская – условное название, т.к. литературных центров было много, но Александрия – самый крепкий и знаменитый. Расцвет александрийской поэзии относится к первой половине III в. до н. э.; крупнейшие представители ее составляли единую группировку, прославляли и цитировали друг друга в своих произведениях. В основном - это поэзия культурной верхушки греческого общества. Как это естественно для литературы эллинистического общества, большие социальные проблемы у александрийцев отсутствуют. Политическая тематика попадает в их кругозор только в форме прославления царей или их приближенных; им чужды общественные интересы. У них растет интерес к интимным чувствам индивида, к картинкам быта, нарождается чувствительное восприятие природы. В литературной фиксации детали, момента, мимолетного настроения александрийцы достигают большого мастерства. Персонажи любовной лирики выбираются из низших слоев общества или переносятся в область мифа. Новая школа много сделала для создания трогательных образов «маленьких людей»; «ученый» поэт рисует их сочувственно, но не без сознания собственного превосходства. Поэты стремятся к изысканности формы, к тщательной и строгой отделке стиха. В отличие от старой греческой поэзии, в значительной мере рассчитанной на музыкальное и плясовое сопровождение, произведения александрийцев относятся к области чисто словесного искусства. Их гимны непригодны для празднеств, мимические сценки неудобны для разыгрывания Наибольших результатов новое направление достигло в области малых форм. литературе. Лукиан родился в сирийском городе Самосата в семье бедного ремесленника. Биография его осталась бы совсем неизвестной, если бы он сам не привел факты личной жизни в своих произведениях. Лукиан окончил школу, потом учился философии в Ионии, получил специальность ритора, но продолжал бедствовать. Лишь когда начал выступать, как это делали софисты, с речами, к нему пришло благосостояние. Побывал во многих странах — Италии, Галлии, Македонии, Афинах, возвратился в Сирию. Именно в это время, разочарованный риторикой, которая лишь «предъявляла обвинение тиранам и восхваляла героев», он начал писать литературные произведения. Неуверенные данные свидетельствуют о материальном затруднении Лукиана и в конце жизни, из-за этого он снова оставил родину и переехал в Александрию на предложенную государственную службу. Тем не менее, и она ни удовлетворения, ни богатства не принесла. Писатель снова должен был возвратиться к своим публичным лекциям ритора. И в течение жизни, и в более поздние периоды Лукиан был неизменно популярен. К нам дошло свыше 70 произведений Лукиана, преимущественно небольшого размера, большинство из них — в диалогической форме. Во всех его произведениях возникает сложная, противоречивая, преисполненная идейной борьбой и безобразными искривлениями современность, разные стороны которой Лукиан высмеивает чаще всего в сатирических диалогах. Эту форму он позаимствовал у философов: со времен Платона диалог был любимой формой философских размышлений. Из ямбов Архилоха, политической комедии Аристофана, придирчивых сатир киника Менилла он взял остроумный смех, который стал в его произведениях разительным оружием, могущественным средством полемики с идейными врагами. Когда Лукиан искал пути для введения комического элемента в философский диалог, он обратился к полузабытым произведениям его сирийского земляка - Мениппа. В течение нескольких лет Лукиан составлял целую серию философско-сатирических диалогов в стиле Мениппа. Литературную характеристику своих «менипповских» произведений даёт сам Лукиан в «Дважды обвинённом». На судилище, учреждённом самим Зевсом, под председательством Правды проходит ряд тяжб. Против Лукиана выдвинуты два обвинения: одно со стороны Риторики в том, что он её бесчестно покинул, другое со стороны философского - диалога - в «недостойном обращении». Первые произведения Лукиана отмечены увлечением автора риторикой, в сущности, они написаны согласно ее правилам («Тираноубийца», «Лишенный наследства»). Но со временем возникают и прямые пародии на риторическое искусство, приемы которого автор показывает по степени глупости. Показательным примером есть «Похвала мухе» — прямая сатира на эпидидактичные речи: с чрезвычайной серьезностью Лукиан восхваляет это надоедливое насекомое, используя характерные правила риторики. Неоднократно Лукиан направлял свою сатиру против устаревших понятий, предрассудков, разоблачая их с помощью разных сатирических средств. В частности, он высмеивает мифологические представления о богах. В «Разговорах богов» они целиком теряют свой божественный ореол и, изображены в грубо «очеловеченном» виде, превращаясь в типичных обывателей, которые спорят, ссорятся, одурачивают друг друга, цинично похваляются своими любовными приключениями, врут, завидуют и т.п.. Л. над богами открыто издевается и своим убийственным смехом окончательно их дискредитирует. Особенно от него достается Зевсу, изображенному трусливым, до крайности распущенным, ревнивым, жестоким и мелочным («Эрот и Зевс», «Зевс и Гера», «Зевс и Ганимед», «Зевс и Гермес», «Зевс трагический», «Развенчанный Зевс»). В «Морских разговорах» мифологические персонажи вообще возникают глуповатыми и ни на что не способными существами. Сам факт перенесения мифологического сюжета в прозаично-бытовые условия давал гротескно-пародийный эффект. Любовные интриги богов превращались в открыто карикатурные сцены. Лукиан язвительно высмеивал представление о могуществе богов, возможности их перевоплощений, подводя читателей к мысли, что все эти выдуманные истории делают смехотворной слепую веру в традиционные божества. Лукиан выступил против распространенного мнения о божественном промысле, который будто определяет судьбу человека и руководит его жизнью. Он доказывает: все на земле устроено настолько плохо, что даже у глупейших возникают сомнения в могуществе богов, которые и вдобавок сами зависят от этого же промысла («Развенчанный Зевс», «Зевс трагический»). Не случайно даже верховный Олимпиец сознается, что дела богов совсем плохи, так как эти божества сами «висят на тоненькой ниточке» и люди готовы от них окончательно отказаться. Разоблачает Лукиан и многочисленные лжеучения, шарлатанство во всех проявлениях, его проповедников. Особенно популярным во времена императора Марка Аврелия был один из таких «пророков» Александр. Его мошенничество и «чудеса» писатель разоблачил в памфлете «Александр, или Лжепророк». Другого глупца и криминального преступника, который действовал под личиной христианского праведника и получил большие богатства, Лукиан показал в повести «О кончине Перигрина». Оба эти притворщика использовали наивную веру людей в чудо со своей корыстной целью, и автор убедительно раскрывает тайные приемы их «мастерства», помогает увидеть настоящее лицо «благодетелей». В противоположность богам, корыстолюбцам и тем, кто обманывает народ — разглагольствующим философам, Лукиан изобразил и обычных тружеников, к которым ощущает искреннею симпатию и в изображении которых отсутствуют даже элементы сатиры. В основном это положительные образы скромных и добродетельных людей, честных и прямодушных, лишь в них писатель находит настоящие чистые человеческие чувства — преданность, любовь, дружбу. Особенно остро Лукиан подвергал критике многочисленных представителей разных псевдофилософских школ, которые выдавали свое учение за единственно правильное, а также поведение многих из них, когда они нескромно провозглашали себя учителями добропорядочности («Банкет», «Рыбак», «Продажа жизней»). Писатель называет их племенем пустых, честолюбивых и неразумных людей, способных лишь громко читать свои речи на площадях города, льстить властителям и становиться шутами во дворцах вельмож. Он разоблачает лицемерие таких «праведников»: своей личной жизнью они опровергали те высоконравственные советы, которые давали слушателям в своих речах. Для характеристики подобных персонажей Лукиан находит подходящие слова.
Ораторское искусство. Особенного успеха достигло ораторское искусство. Благодаря разнообразно разработанному стилю оно оказало влияние на все виды литературы, и прежде всего на прозу. Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н.э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу. В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, пристрастием к афоризмам и к метрическому построению концов периода и его частей. Представителем этого направления был Гортенсий Гортал, старший современник Цицерона, консул в 69 г. до н.э. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Лициний Кальв, республиканец Марк Юний Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат " Брут". Сам же Цицерон выработал средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направлений Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства. Цицерон жил с 106 до 43 г. до н.э. Он родился в Арпине, к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного в то время юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике - искусству спора и аргументации. Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях он излагал взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата " О государстве" он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии - в лице сената, а демократии - народного собрания. Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить другие законы, возродить " обычай предков" (трактат " О законах" ). Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты " О дружбе", " Об обязанностях"; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты " О границах добра и зла", " Тускуланские беседы", " О природе богов". Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, признавая вместе с тем необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат " О гадании" ). Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характер и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики. Считая всадников " опорой" всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом. Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: " Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя популярным, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах" (" О домогательстве консульства" ). Первая дошедшая до нас речь (81 г. до н.э.) " В защиту Квинкция", о возвращении ему незаконно захваченного имущества принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью " В защиту Росция Америнского". Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвинили в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилий суллан-ского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе. Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос якобы ввиду необходимости более глубокого изучения философии и ораторского искусства. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться " среднего" стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем. Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям Когда в 63 г. до н.э. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Цицерон клеймит позором их предводителя Люция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. до н.э. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ей это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу. В своих четырех речах против Каталины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан. Катилина покинул Рим с небольшим отрядом и, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. до н.э. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме. Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников. Цицерон сам отмечает в своих речах " обилие мыслей и слов", в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпизоды, образы, придающие речам художественную форму. В речи против Верреса Цицерон рассказывает о казни римского гражданина Гавия, которого не имели права наказывать без суда. Его секли на площади розгами, а он, не издавая ни одного стона, только твердил: " Я римский гражданин! " Возмущаясь произволом, Цицерон восклицает: " О сладкое имя свободы! О исключительное право, связанное с нашим гражданином! О трибунская власть, которую так сильно желал римский плебс и которую наконец ему возвратили! " Эти патетические восклицания усиливали драматизм рассказа. Таким приемом варьирования стиля Цицерон пользуется нередко. Патетический тон сменяется простым, серьезность изложения - шуткой, насмешкой. Признавая, что " оратору следует преувеличить факт", Цицерон в своих речах считает закономерной амплификацию - прием преувеличения. Так, в речи против Каталины Цицерон утверждает, что Катилина собирался поджечь Рим с 12 сторон и, покровительствуя бандитам, уничтожить всех честных людей. Цицерон не чуждался и театральных приемов, которые вызывали у его противников обвинение в его неискренности, в ложной слезливости. Желая вызвать жалость к обвиняемому в речи в защиту Милона, он говорит сам, что " от слез не может говорить", а в другом случае (речь в защиту Флакка) он поднял на руки ребенка, сына Флакка, и со слезами просил судей пощадить отца. Применение этих приемов в соответствии с содержанием речей создает ораторский стиль. Живость его речи приобретается благодаря пользованию общенародным языком, отсутствию архаизмов и редкому употреблению греческих слов. Порой речь состоит из коротких простых предложений, порой они сменяются восклицаниями, риторическими вопросами и длинными периодами, в построении которых Цицерон следовал Демосфену. Они разделяются на части, обыкновенно имеющие метрическую форму и звучное окончание периода. Это создает впечатление ритмической прозы. Произведение " Об ораторе" в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона - Лицинием Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн. В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В трактате " Брут", посвященном своему другу Бруту, Цицерон говорит об истории греческого и римского красноречия, останавливаясь более подробно на последнем. Содержание этого сочинения раскрывается в другом его наименовании - " О знаменитых ораторах". Большое значение этот трактат получил в эпоху Возрождения. Цель его - доказать превосходство римских ораторов перед греческими.
Вопросы к экзамену (зачету)
1. Античная литература: периодизация, художественные формы. Роль античной литературы в развитии мировой культуры. Понятие " античной литературы" объединяет три крупных литературных эпохи, три стадии единого литературного процесса, из которых каждая имеет свою собственную специфику и отличается от двух смежных. Это эпоха греческой, эллинистической и римской литературы. Ни одна из них не монолитна; в каждой, под натиском классовой борьбы, отражается перестановка классовых сил и изменение классового сознания. Греческая литература начинается с образования античного общества; эллинистическая, датируясь от монархии Александра Македонского, зарождается там, где кончается греческая литература; параллельно эллинистической возникает римская литература, которая ее опережает. Эллинистическая литература, при всем резком своеобразии своих черт, ориентируется на древнегреческую литературу и иллюзорно считает, в лице своих основных писателей, что это ей удается. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2355; Нарушение авторского права страницы