Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СТОЛКНОВЕНИЕ С ПЛЕМЕНЕМ БАНУ КАЙНУКА
Через короткое время после описанных выше событий иудеи из племени бану Кайнука стали открыто проявлять враждебность по отношению к мусульманам. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попытался наставить их на путь истинный, – призвать их к Исламу, однако они заявили ему: «О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты одолел курайшитов, неискушённых в делах войны, а мы – дети войны. Если ты пойдёшь против нас, то узнаешь, что мы за люди! » Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стерпел это, но они обнаглели ещё больше и в конце концов спровоцировали на своём рынке драку, в ходе которой был убит один мусульманин и один иудей. После этого, в субботу, в середине месяца шавваль 2 года Хиджры (в апреле 624 г.) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подверг осаде их укрепленый квартал, и в середине месяца зуль-ка‘да они сдались на милость победителя, были выселены из Медины и переселились в Азриат[55], где большинство из них вскоре умерли.
«ПОХОД САВИКА»
За поражение в битве при Бадре Абу Суфйан дал обет не омывать голову водой после осквернения до тех пор, пока не совершит набег на Медину, в которой находился Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. И через некоторое время он во главе отряда из двухсот человек внезапно напал на Урайд, расположенный в окрестностях Медины, где мекканцы вырубили и подожгли пальмы, убили двоих мусульман и сразу же повернули обратно. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал преследовать их, но курайшитам удалось ускользнуть. Чтобы освободиться от лишнего груза, они побросали мешки с савиком [56] и другими припасами. Преследуя их, мусульмане достигли вади Каркарат аль-Кудр, но так и не смогли догнать их, подобрав лишь брошенный мекканцами савик. В память об этом этот поход стали называть «походом савика», а также походом в Каркарат аль-Кудр.
ГИБЕЛЬ КА ‘ БА ИБН АЛЬ-АШРАФА Ка‘б был поэтом и одним из самых богатых людей среди иудеев Медины. Кроме того, он являлся одним из наиболее ярых врагов мусульман, часто подвергал насмешкам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, упоминал в своих стихах их жён, восхвалял врагов их сподвижников и всячески старался натравить их на мусульман. После битвы при Бадре он отправился к курайшитам и принялся побуждать их к новой войне против мусульман, используя для этого все доступные ему средства, в том числе и свой поэтический дар. Так, например, он говорил им: «Вы придерживаетесь более правильного пути, чем они! », не придавая никакого значения тому, что постигло незадолго до этого племя бану Кайнука. В конце концов чаша терпения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переполнилась, и он спросил мусульман: «Кто из вас покарает Ка‘ба ибн аль-Ашрафа? », а затем поручил это дело Мухаммаду ибн Масламе, Аббаду ибн Бишру, Абу Наилю, аль-Харису ибн Аусу и Абу ибн Двабру, поставив во главе их Мухаммада ибн Масламу, который попросил у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения применить для этого хитрость. После этого он явился к Ка‘бу и сказал: «Этот человек[57] потребовал от нас выплаты закята, поставив нас в затруднительное положение». Ка‘б был рад услышать жалобы на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Клянусь Аллахом, он обогащается за ваш счёт! », после чего Мухаммад ибн Маслама попросил у него взаймы какой-нибудь еды или фиников, договорившись с ним о том, что оставит ему в залог свое оружие. А потом к Ка‘бу пришёл Абу Наиль и сказал ему нечто подобное и добавил: «У меня есть несколько товарищей, нуждаюшихся в том же, в чём нуждаюсь и я, которых я хочу привести к тебе, чтобы ты продал им что-нибудь, тем самым оказав бы им благодеяние», и Ка‘б дал на это своё согласие. Ночью четырнадцатого числа месяца раби аль-авваль 3 года Хиджры все вышеупомянутые люди подошли к укреплению, в котором находился Ка‘б, и вызвали его к себе. Ка‘б, который только недавно женился, поднялся, чтобы спуститься к ним, а его жена спросила его: «Куда ты собрался в такое время? Поистине, мне слышатся какие-то звуки, напоминающие собой звуки падающих капель крови! », однако он не обратил внимания на слова жены, не заподозрив ничего дурного при виде оружия в руках пришедших к нему людей, так как это соответствовало достигнутой между ними договоренности. Потом они немного прошлись, и Абу Наиль похвалил запах благовоний, исходивших от Ка‘ба, попросив у него разрешения понюхать его голову. Обуянный тщеславием, Ка‘б позволил ему сделать это, и Абу Наиль принюхался к запаху, дотронулся до его волос рукой и дал понюхать ее своим товарищам. Потом он снова попросил его о том же и снова проделал то, что он уже сделал в первый раз, после чего обратился с такой же просьбой в третий раз. Получив же согласие Ка‘ба, он воскликнул: «Перед вами враг Аллаха! », и тогда они набросились на Ка‘ба, а Ибн Маслама нанёс ему сильный удар, от которого он издал крик, повергший в ужас всех, кто его услышал, после чего Ка‘б упал замертво. В иудейских укреплениях стали зажигаться огни, но мусульманам удалось уйти оттуда невредимыми. Благодаря этой акции был положен конец врагу, долгое время доставлявшему мусульманам множество неприятностей, а иудеи на время притихли и затаились.
ОТРЯД, ПОСЛАННЫЙ В АЛЬ-КАРАДУ В месяце джумада-ль-ахира 3 года Хиджры курайшиты снарядили очередной караван в Сирию, на этот раз направив его туда через Ирак в Вадж, чтобы он не появлялся поблизости от Медины, и поставив во главе его Сафвана ибн Умаййу. Узнав об этом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил для захвата этого каравана Зайда ибн Харису с сотней всадников, которые неожиданно напали на курайшитов, когда те остановились на привал у источника под названием аль-Карада, что находился на пути к ар-Рабазе. В результате этого все товары мекканцев были захвачены, а охранявшие их люди обратились в бегство. В плен удалось захватить только проводника по имени Фурат ибн Хаййан, который впоследствии принял Ислам. Добыча мусульман оценивалась в сто тысяч дирхемов, а для мекканцев это был самый чувствительный удар после поражения в битве при Бадре.
БИТВА ПРИ УХУДЕ В то время как курайшиты готовились отомстить мусульманам за поражение при Бадре, их постиг новый удар, а именно – захват их каравана в аль-Караде. Это больше разъярило многобожников, после чего они ускорили свои приготовления, объявили набор добровольцев, стали привлекать к участию в предстоящем походе племена, входившие в союз Ахабиш, и поручили поэтам побуждать людей к отмщению. В конце концов они подготовили к выступлении армию из трёх тысяч человек с тремя тысячами верблюдов и двумястами коней. Семьсот воинов из них имели кольчуги, а вместе с собой они решили взять определённое количество женщин, призванных воодушевлять воинов и поднимать их боевой дух. Общее руководство было возложнно на Абу Суфйана, а знаменосцами назначили самых доблестных бойцов из рода Абд ад-Дар. Войско двинулось в путь и через некоторое время достигло окрестностей Медины, став лагерем в поле на краю вади Канат поблизости от гор Айнайн и Ухуд. Это было в пятницу, шестнадцатого числа месяца шавваль 3 года Хиджры. Узнав о приближении войска курайшитов примерно за неделю до того, как оно достигло вади Канат, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, распорядился выставлять на подступах к городу военные дозоры, чтобы исключить возможность внезапного нападения. Когда же армия неприятеля остановилась у гор Айнайн и Ухуд, он созвал совет с целью обсуждения с мусульманами плана обороны Медины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал, что обороняться следует, не покидая пределов города, при этом мужчинам надо встречать врага на узких улицах, а женщинам – находиться на крышах домов. С ним согласился и глава лицемеров Абдулла ибн Убайй, который, похоже, сделал это лишь для того, чтобы остаться дома и избежать обвинений в том, что он не присоединился к остальным. Однако горячая молодёжь стала настаивать на том, что с врагами следует сразиться на открытом пространстве, и в конце концов это предложение было принято. Войско мусульман было разделено на три отряда, один из которых состоял из мухаджиров, другой – из ауситов, а третий – из хазраджитов. Знаменосцем мухаджиров был назначен Мус‘аб ибн Умайр, ауситов – Усайд ибн Худайр, а хазраджитов – аль-Хаббаб ибн аль-Мунзир. Совершив послеполуденный Намаз, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во главе своего войска двинулся в сторону Ухуда, а когда мусульмане достигли места под названием Шайхан, он произвёл смотр и велел покинуть ряды воинов малолетним, разрешив остаться только Рафи‘у ибн Худайджу, поскольку он был искусным стрелком из лука. Самура ибн Дундаб сказал: «Я стреляю лучше и могу победить его! », и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел им продемонстрировать свою меткость. Самура и в самом деле превзошел Рафи‘а, и ему тоже было позволено остаться. У замков Шайхан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил закатный и вечерний Намазы и остался там на ночь, выделив пятьдесят человек для охраны лагеря. Перед рассветом он покинул это место и совершил утренний Намаз в аш-Шауте. Там Абдулла ибн Убайй отказался повиноваться ему и вернулся в Медину с тремястами своих людей, что привело к ослаблению и недовольству в рядах бойцов из племён бану Салима и бану Хариса, которые также были готовы вернуться, но Аллах удержал их от этого шага. Таким образом, если сначала войско мусульман насчитывало тысячу человек, то после этого у них осталось только семьсот. После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переместился ближе к Ухуду, который прикрывал тылы мусульман, расположившихся на берегу вади, а перед ними находились враги, за которыми находилась ничем не защищённая Медина. Заняв эту позицию, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил пятьдесят лучников под командованием Абдуллы ибн Джубайра аль-Ансари на склоны горы Ухуд, поставив перед ним задачу обеспечения защиты от кавалерии курайшитов и прикрытия тылов мусульман. Кроме того, он строго наказал им не покидать своих позиций без приказа, независимо от того, победят мусульмане или потерпят поражение. Многобожники также распределили свои силы и двинулись к полю боя, воодушевляемые возгласами женщин, находившихся в их рядах, бивших в бубны и декламировавших такие стихи: Если вы пойдёте вперед, мы будем обнимать вас и положим на постели подушечки, а если отступите, то мы уйдём, как уходит тот, кто не любит! Наконец противники сошлись, и вперёд выехал сидевший верхом на верблюде знаменосец многобожников Тальха ибн Абу Тальха, который стал всячески ободрять курайшитов, вызывая на поединок кого-нибудь из мусульман. Его вызов принял аз-Зубайр ибн аль-Аввам, да будет доволен им Аллах, который ринулся на него подобно льву и зарубил Тальху своим мечом, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а вместе с ним и все мусульмане, воскликнули: «Аллах Превелик! » А после этого разгорелся жаркий бой. Халид ибн аль-Валид, командовавший конницей курайшитов, трижды пытался зайти в тыл мусульманам, но все эти попытки были сорваны лучниками, стоявшими на склонах Ухуда, и он отступил. Мусульмане же сделали главным объектом своих атак знаменосцев курайшитов, одиннадцать их было убито и в конце концов знамя упало на землю. После этого мусульмане усилили свой натиск по всем остальным направлениям и смяли ряды многобожников. Особенно отличились при этом Абу Дуджана и Хамза, да будет доволен Аллах ими обоими. Во время этого натиска, когда мусульмане начали побеждать, погиб Хамза ибн Абд аль-Мутталиб, прозванный за свою храбрость «львом Аллаха», да будет доволен им Аллах. Он пал от руки эфиопского раба Вахши ибн Харба, который умел хорошо метать копьё. Его хозяин Дубайр ибн Мут‘им пообещал отпустить его на волю, если он убьёт Хамзу, желая таким образом отомстить за смерть своего дяди Туайма ибн Адва, погибшего от руки Хамзы во время битвы при Бадре. Вахши спрятался за скалу и стал выжидать, и в тот момент, когда Хамза отрубил голову одному из многобожников, он бросил своё копьё, которое пронзило тело Хамзы, да будет доволен им Аллах, насквозь, после чего он упал и больше уже не смог подняться. Тем временем многобожники уже обратились в бегство вместе со своими женщинами, а мусульмане преследовали убегавших, уничтожая их и захватывая добычу. И тут большую ошибку допустили лучники, сорок человек из которых оставили склоны Ухуда и бросились вниз за добычей, забыв о категорическом приказе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни в коем случае не покидать своих позиций без приказа. Этой оплошностью не преминул воспользоваться Халид ибн аль-Валид, обрушившийся на десятерых оставшихся лучников и уничтоживший их, после чего он вышел мусульманам в тыл и начал окружать их. Его всадники подали условный сигнал, и тогда бежавшие многобожники остановились и развернулись, а одна из их женщин вновь подняла знамя. Мусульмане же оказались между двух огней.
НАСТУПЛЕНИЕ МНОГОБОЖНИКОВ НА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы