Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поход против Бану Курайза в пятом году хиджры



 

Когда настало утро, Пророк и мусульмане вернулись в Медину и сложили оружие. В полдень к Пророку явился Джабраиль, да будет мир над ним, как рассказал мне аз-Зухри, в чалме из толстой парчи, на мулице с седлом, покрытым шелком, и спросил: «Ты уже сложил оружие, о Посланник Аллаха? » Пророк сказал: «Да». Джабраиль продолжил: «А ангелы еще не сложили оружия: они вернулись лишь для того, чтобы догнать этих людей. Всемогущий и всеславный Ал-лах приказывает тебе, о Мухаммад, пойти на Бану Курайза. Я от-правляюсь к ним и потрясу их». Пророк приказал муэдзину вы-звать людей. Он возвестил: «Кто слушается и повинуется, должен совершить вечернюю молитву у Бану Курайза! » Над Мединой он оставил ибн Умм Мактума, как передает Ибн Хишам.

 

В походе против Бану Курайза Посланник Аллаха вручил свое знамя Али ибн Абу Талибу. Люди пошли за ним. Когда Али ибн


Ибн Хишам

Абу Талиб приблизился к замкам, услышал оттуда грязные руга-тельства в адрес Посланика Аллаха. Он вернулся и, встретив Пос-ланника Аллаха в пути, сказал: «О Посланник Аллаха! Ты не при-ближайся к этим нечестивцам! » Пророк сказал: «Я думаю, что ты услышишь их брань в мой адрес». Али ответил: «Да, о Послан-ник Аллаха». Пророк сказал: «Когда увидят меня, ничего такого не скажут». Подойдя к замкам, Пророк крикнул: «О братья обе-зьян! Посрамил вас Аллах и послал на вас свою месть? » Они от-ветили: «О Абу аль-Касим! Ты ведь не был таким грубым! »

 

До того как прийти к Бану Курайза, Пророк проходил ми-мо группы своих сподвижников в местечке ас-Саурайн. Он у них спросил: «Кто-нибудь мимо вас проходил? » Они ответили: «О Посланник Аллаха! Мимо нас прошел Дихья ибн Халтфа аль-Калби на белой мулице с седлом, покрытым шелком». Пророк про-изнес: «Это Джабраиль. Он послан к Бану Курайза, чтобы пот-рясти их вместе с замками и вселить страх в их сердца».

 

Подойдя к Бану Курайза, Пророк расположился у одного из их колодцев под названием Бир Анна на границе их земель. К не-му стали друг за другом подходить люди. Пришли люди после со-вершения предпоследней вечерней молитвы, не совершив вечер-нюю молитву из-за слов Пророка: «Никто не должен совершать вечернюю молитву, кроме как у Бану Курайза». Они пропустили эту молитву и совершили ее, уже будучи возле замков Бану Ку-райза. И после вечерней молитвы Аллах не осудил их за это в сво-ей книге. Как не разгневался на них и Посланник Аллаха. Обо всем этом рассказал мне мой отец Исхак ибн Йасар, сославшись на Мабада ибн Кааба ибн Малика аль-Ансари.

 

Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, по-ка осада для них не стала невыносимой и пока Аллах не вселил в их сердца страх. Хавай ибн Ахтаб вошел вместе с Бану Курайза в их за-мок, когда племена Курайш и Гатафан отступили от мусульман, испол-няя данное обещание Каабу ибн Асаду. Когда курайшиты убедились в том, что Посланник Аллаха не уйдет от них, пока не уничтожит их,


СИРА
   

 

Кааб ибн Асад обратился к ним словами: «О евреи! Вы видите, какая напасть напала на вас. Я предлагаю вам три варианта, выбирайте, ко-торый хотите! » Они спросили: «Каковы они? » Кааб сказал: «После-дуем этому человеку и уверуем в него. Ей-богу, вам уже стало ясно, что он — пророк посланный, что он — тот, о котором упоминается в вашем Писании. И вы сохраните свою жизнь, свое имущество, своих детей и жен». Они ответили: «Мы никогда не разлучимся с учени-ем Торы и не заменим его ни на что! » Кааб сказал: «Если вы отвер-гаете это, то давайте убьем наших детей и женщин, потом выйдем к Мухаммаду и его сторонникам, обнажив мечи и не оставив за собой никаких забот. Пусть рассудит Бог нас с Мухаммадом! Если погиб-нем, не оставим за собой никого, за которых нам нужно бояться. А если мы победим, то найдем себе и женщин, и детей». Ему ответи-ли: «Как убьем этих несчастных?! Какой смысл жить после этого без них? » Кааб продолжил: «Если вы отвергаете и это, то сейчас ночь на субботу. Возможно, что Мухаммад и его приятели не ждут нас сегод-ня. Они располагаются лагерем. Может, мы нападем на Мухаммада и его приятелей и застанем их врасплох? » Они ответили: «Тогда мы нарушим нашу субботу, совершив то, чего не совершали наши пред-ки, кроме тех, кого, как тебе известно, постигло переселение душ». Кааб воскликнул: «Никто из вас с тех пор, как родила вас мать, не был решительным хотя бы раз на один день! »

 

Потом они отправили к Пророку посланцев с просьбой напра-вить к ним Абу Лубабу ибн Абд аль-Мунзира из Бану Амр ибн Ауф (они были союзниками племени аль-Аус), чтобы посоветовать-ся с ним. Увидев его, его окружили мужчины, женщины разразились рыданиями, перед ним плакали дети. Ему их стало жалко. Его спро-сили: «О Абу Лубаба! Ты считаешь, что нам нужно сдаться Му-хаммаду? » Он ответил утвердительно и указал рукой на свое горло, намекая на то, что они будут зарезаны. Абу Лубаба потом расска-зывал: «Ей-богу, я еще не тронулся со своего места, как понял, что я предал Аллаха и Его посланника». Потом Абу Лубаба ушел сво-ей дорогой и не пришел к Посланнику Аллаха. Он прислонился к


Ибн Хишам

одному из столбов мечети и произнес: «Я не сдвинусь с этого мес-та, пока Аллах не простит мне содеянное мной. Даю обет Аллаху, что никогда больше не приду к Бану Курайза и никогда больше не появлюсь в городе, где я предал Аллаха и Его посланника! »

 

Ибн Хишам передал: «Как говорил Суфьян ибн Уайна, сослав-шись на Исмаила ибн Абу Халида, Аллах ниспослал об Абу Лубабе следующий аят: «О верующие! Не предавайте Аллаха и Послан-ника! Не предавайте то, что вам доверено, зная об этом» (8: 27).

 

Ибн Исхак передал: «Когда до Пророка дошла весть о случив-шемся с Абу Лубабой, — а он ждал его долго, — Пророк сказал: «Если бы он пришел ко мне, я бы его простил. Поскольку он уже совершил то, что совершил, я не могу освободить его с этого мес-та, пока Аллах не простит его».

 

Мне рассказал Йазид ибн Абдаллах ибн Кусайт, что прощение Абу Лубабы пришло к Пророку, когда он находился в доме Умм Са-ламы. Она рассказывала: «На заре я слышала, как Пророк смеется. Я спросила: «Отчего ты смеешься, о Посланник Аллаха? » Он ответил: «Пришло прощение Абу Лубабу». Я спросила: «Может, мне сооб-щить ему и обрадовать, о Посланник Аллаха? » Он ответил: «Сделай, если хочешь! » Она встала в дверях своей комнаты (это было до того, как пришло знамение о запрете общаться с мужчинами женам Проро-ка) и крикнула: «О Абу Лубаба! Радуйся, Аллах простил тебя! » Люди побежали к нему, чтобы освободить, но он сказал: «Нет, ей-богу, пока не освободит меня Пророк своими руками! » Когда Пророк проходил мимо него, направляясь к утренней молитве, то развязал его.

 

Ибн Хишам рассказывает: «Абу Лубаба провел шесть дней свя-занным у столба. Его жена приходила к нему во все времена совер-шения молитв, развязывала его для совершения молитвы, потом он снова возвращался к столбу и привязывал себя к нему. Об этом рас-сказали мне некоторые знатоки. О его прощении были ниспосланы следующие слова Аллаха: «Иные сознались в своих грехах: доброе

 

дело они смешали с другим — худым. Может быть, Аллах про-стит им — ведь Аллах прощающий, милосердный» (9: 102).


СИРА
   

 

Ибн Исхак передал: «В тот день, когда Бану Курайза сдались Посланнику Аллаха, приняли ислам Саалаба ибн Саайа, Усайд ибн Саайа, Асад ибн Убайд — люди из Бану Хадаль, а не из Бану Ку-райза и не из ан-Надир, их происхождение выше этого».

 

В тот день из замка мимо охраны Пророка, возглавляемой Му-хаммадом ибн Масламой, выходил Амр ибн Суада аль-Курайзи. Увидев его, ибн Маслама спросил: «Кто это? » Тот ответил: «Я — Амр ибн Суада». Амр отказался участвовать в вероломстве Ба-ну Курайза против Пророка, говоря: «Я не изменю Мухаммаду никогда! » Когда Мухаммад ибн Маслама узнал его, он сказал: «О Боже, прости ошибки благородных! » Потом пропустил его, и Амр ушел своей дорогой. Он ночевал в ту ночь в мечети Проро-ка в Медине, потом ушел, и неизвестно, в какое место на земле он отправился. О нем рассказали Пророку. Он сказал: «Этого чело-века Аллах спас из-за его верности». Некоторые люди утвержда-ют, что он был связан гнилой веревкой в числе других курайши-тов, когда они сдались на милость Пророка. Его веревка осталась брошенной, и неизвестно, куда он ушел, и тогда Пророк произнес эти слова. Аллах знает, что было на самом деле!

 

Утром они сдались на милость Посланника Аллаха. Ауситы воз-мутились и сказали: «О Посланник Аллаха! Они наши подопечные, а не хазраджитов. Ты поступал с подопечными наших братьев раньше так, как ты знаешь». (Пророк до Бану Курайза осаждал Бану Кайну-ка. Они были союзниками хазраджитов и сдались Пророку. Абдаллах ибн Убайй ибн Салуль просил Пророка отдать их ему, и Пророк отдал их.) Когда ауситы обратились с этими словами к Пророку, он сказал: «Вы согласны, о ауситы, на то, что их судьбу будет решать один из вас? » Они согласились. Пророк продолжил: «Этим человеком будет Саад ибн Муаз». По указанию Пророка Саад ибн Муаз находился в палатке жены одного из мусульман. Звали ее Руфайда. Она лечи-ла раненых, находила утешение для своей души в оказании услуг тем мусульманам, которые понесли потери. Когда Саада поразила стре-ла в битве у рва, Пророк говорил его родне: «Положите его в палат-


Ибн Хишам

ку Руфайды, скоро я его навещу». Когда Пророк назначил его судьей над Бану Курайза, к нему пришли люди из его племени и повезли его на осле, положив его на кожаную подушку. Он был человеком дород-ным, красивым. Повезли его к Пророку, говоря: «О Абу Амр! Пос-тупай по-хорошему со своими подопечными. Посланник Аллаха по-ручил тебе это дело с тем, чтобы ты поступил с ними по-хорошему». Когда стали много говорить ему об этом, он сказал: «Я ведь Саад! Не подобает мне бояться никаких упреков, а только Аллаха! » Некоторые находившиеся возле него люди из его племени вернулись к дому Бану Абд аль-Ашхаль и сказали им, чт\о будет с Бану Курайза еще до то-го, как пришел к ним Саад, узнав о сказанных им словах. Когда Са-ад пришел к Пророку и мусульманам, Пророк сказал: «Подойдите к своему господину! » Мухаджиры из курайшитов говорили, что Про-рок имеет в виду ансаров. А ансары говорили, что Пророк имел в виду всех мусульман. Они подошли к нему и сказали: «О Абу Амр! Пос-ланник Аллаха поручил тебе решить судьбу твоих подопечных». Саад ибн Муаз сказал: «Вы даете слово в том, что мое решение о них будет принято вами? » Они ответили: «Да». Потом Саад спросил: «А тот, кто находится здесь? » и указал на место, где находился Посланник Аллаха, но не поворачиваясь к Пророку из уважения к нему. Пророк ответил утвердительно. Саад сказал: «Я выношу им приговор: убить мужчин, разделить имущество, пленить детей и женщин».

 

Мне передал Асим ибн Омар ибн Катада со слов Абд ар-Рах-мана ибн Амра ибн Саада ибн Муаза, со слов Алькамы ибн Вак-каса аль-Лайси, который говорил: «Пророк сказал Сааду: «Ты осудил их судом Аллаха, исходящим с семи небес».

 

Ибн Хишам передал: «Мне рассказали некоторые знатоки, которым я верю, что во время осады Бану Курайза Али ибн Абу Талиб кричал:

— О отряд верующих! — он и аз-Зубайр ибн аль-Аввам вы-ступили вперед. — Клянусь Аллахом, я испытаю то, что испытал Хамза! Я захвачу их замок! » Курайзиты сказали: «О Мухаммад! Мы подчиняемся решению Саада ибн Муаза».


СИРА
   

 

Ибн Исхак передал: «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубили им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них были враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени — всего шесть-сот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: «О Кааб! Что же он с нами сделает? » Он отве-чал: «Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не види-те: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство». Это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними. Привели Хавайа ибн Ахтаба, врага Аллаха, на нем был плащ разноцветный, дорогой, но с дырками с разных сторон, чтобы не сняли с него, а руки его были привязаны к шее веревкой. Увидев Пророка, он сказал: «Ей-богу, я себя не упрекаю в том, что враждовал с тобой. От кого Аллах от-казался, тот пропадет». Потом, обратившись к людям, произнес: «О люди! Что решил Аллах, то и сбылось. Это предписано Алла-хом на Бану Исраиль! » Потом он сел, и ему отрубили голову.

 

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов Аиши, матери верующих, которая говорила: «Из них была убита только одна женщина. Ей-богу, она была у меня, разговаривала со мной, хохотала, в то время как Пос-ланник Аллаха убивал мужчин ее рода на рынке. Тут ее позвали по имени: «Где такая-то? » Она ответила: «Это я». Я спросила ее: «Го-ре тебе, в чем дело? » Она ответила: «Меня убьют». Я спросила: «Почему? » Она ответила: «Из-за одного дела, которое я совер-шила». Ее увели и отрубили ей голову». Аиша говорила: «Ей-бо-гу, я не забуду, как была я удивлена ее душевностью и смешливос-тью, в то время как она уже знала, что ее убьют».

 

Ибн Хишам сказал: «Это та женщина, которая сбросила жер-нов на Халлада ибн Сувайда и убила его».


Ибн Хишам

Сабит ибн Кайс ибн аш-Шаммас — как рассказал мне ибн Ши-хаб аз-Зухри — пришел к аз-Зубайру ибн База аль-Курайзи (его называли Абу Абд ар-Рахман). Аз-Зубайр в период язычества от-пустил на свободу после пленения Сабита ибн Кайса. (Мне некото-рые потомки аз-Зубайра говорили, что он отпустил его в битве Буас: взял его в плен, отрезал ему прядь волос, потом отпустил его.) К не-му пришел Сабит, уже будучи стариком, и сказал: «О Абу ар-Рах-ман! Ты меня узнаешь? » Он ответил: «Как я могу тебя не узнать? » Сабит сказал: «Я хочу отблагодарить тебя за то, что ты сделал для меня». Аз-Зубайр произнес: «Великодушный отвечает благодар-ностью великодушному! » Потом Сабит ибн Кайс пришел к Послан-нику Аллаха и сказал: «О Посланник Аллаха! Аз-Зубайр оказал мне в свое время милость. Я хочу отблагодарить его за это. Отдай мне его! » Пророк ответил: «Он — твой». Сабит снова пришел к аз-Зубайру и сообщил ему, что Пророк отдал его Сабиту и аз-Зубайр свободен. Аз-Зубайр ответил, что он уже старик, и если у него не будет ни родных, ни детей, то жить ему нет смысла. Сабит пришел к Пророку и сказал: «Ты мне дорог как отец и мать, о Посланник Аллаха! Отдай мне его жену и детей! » Пророк ответил: «Они — твои! » Сабит пришел к аз-Зубайру и сообщил: «Пророк отдал мне твою семью и твоих детей. Они теперь твои». Аз-Зубайр ответил: «Родные в Хиджазе — у них нет имущества. Зачем их оставлять

 

в таком положении? » Сабит пришел к Пророку и попросил отдать имущество аз-Зубайра ему. Пророк согласился. Сабит пришел и сказал: «Пророк отдал мне твое имущество, и оно теперь принадле-жит тебе». Аз-Зубайр ответил: «О Сабит! Что стало с тем, лицо которого подобно китайскому зеркалу, в которое смотрятся девушки квартала, — с Каабом ибн Асадом? » Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с господином оседлых и кочевников Хавай ибн Ахтабом? » Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с нашим вожаком в наступлении и защитником наших

 

в отступлении — Аззалом ибн Самвалом? » Сабит ответил: «Убит». Аз-Зубайр спросил: «А что стало с двумя общинами? » Он имел в


СИРА
   

 

виду Бану Кааб ибн Курайза и Бану Амр ибн Курайза. Сабит отве-тил: «Они убиты». Аз-Зубайр сказал: «Я прошу тебя, о Сабит, за мою услугу к тебе, отведи меня к моему народу! Ей-богу, нет смыс-ла жить после них. Я хочу как можно быстрее встретить своих лю-бимых». Сабит отдал его, и он был убит. Когда до Абу Бакра ас-Сиддика дошли его слова «после своих любимых», он сказал: «Он встретится с ними в вечном огне».

 

Мне рассказал Шуаба ибн аль-Хаджжаж со слов Абд аль-Малика ибн Умайры, со слов Атии аль-Курайзи: «Пророк при-казал убить всех курайзитов, достигших совершеннолетия. Я был мальчиком. Меня нашли несовершеннолетним и отпустили».

 

Мне рассказал Аюб ибн Абд ар-Рахман, что Сальма бинт Кайс, которая была одной из теток Пророка со стороны матери, молилась вместе с ним лицом к Иерусалиму и Мекке, т. е. двум киблам, дала ему клятву женщин, попросила Пророка отдать Ри-фаа ибн Самвала аль-Курайзи ей. Это был человек взрослый, и он попросил у нее помощи, поскольку был знаком с ними раньше. Она сказала: «О Пророк Аллаха! Отдай мне Рифаа! Он говорил, что будет молиться и есть верблюжье мясо». Пророк отдал его ей. Она сохранила ему жизнь.

 

 

Раздел добычи

 

Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определе-ны доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади — две доли, а всаднику — одна; пешему воину — одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальней-шем во время походов.


Ибн Хишам

Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и об-менял их там на коней и оружие.

 

Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр — одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью. Пророк предлагал ей жениться на ней и изолировать ее, как и других жен Пророка. Она отвечала: «О Посланник Аллаха! Оставь меня в своей собственнос-ти — так легче и для меня, и для тебя! » Он так и сделал. Когда он взял ее, она отказалась принять ислам, признавала только иудаизм. Пророк поселил ее отдельно. Он тяжело переживал про себя из-за того, что она отказывалась принять ислам. И вот когда он был вмес-те со своими сподвижниками, услышал за собой звук шагов. Пророк сказал: «Это Саалаба ибн Саайа спешит сообщить мне о принятии Райханой ислама». Тот пришел и сказал: «О Посланник Аллаха! Райхана приняла ислам! » Этому он очень обрадовался.

 

 

Коран о битве у рва

 

В Коране о битве у рва содержится рассказ в суре аль-Ахзаб («Сон-мы»): «О вы, которые уверовали! Вспомните милость Аллаха

 

Вам: когда шли на вас ополчения, Мы послали против них ве-тер и невидимые для вас ополчения. Аллах видел, что вы дела-ли». Ополчения — это племена Курайш, Гатафан и Бану Ку-райза. Ополчения, которые послал Аллах против них вместе с ветром, — это ангелы. «Вот они напали на вас и сверху, и снизу,

 

и вот взоры ваши поникли, сердца доходили до горла, и вы ста-ли думать об Аллахе разные думы. Здесь верующие подверглись испытанию и были сильно потрясены. И вот, лицемеры и те, ко-торые слабы духом, говорят: «То, что обещал нам Аллах и Его посланник, есть только обман». И вот, один отряд из них сказал: «Жители Ясриба! Вам не место здесь, вернитесь! » Один отряд


СИРА
   

 

из них просит у Пророка позволения уйти, говоря: «Наши дома остались беззащитными». Но дома не были беззащитными, они хотели лишь убежать. Если бы на них напали в их городе [Меди-

 

не], потом потребовалась бы битва с врагами, они не сумели бы их одолеть и остались бы в городе лишь немногие [в живых]. А ведь они раньше дали обет Аллаху в том, что назад не отступят. А за обещания Аллаху надо нести ответственность». Это – о Бану Ха-риса, которые вместе с Бану Салама во время битвы у горы Ухуд хотели отступить. Потом они дали обещание Аллаху, что никогда больше не станут этого делать. Аллах напомнил им данное ими обещание. Далее Всевышний сказал: «Скажи: бегство не прине-сет вам пользы; если вы и убежите от смерти или от убиения, но недолго будете наслаждаться жизнью. Скажи: «Есть ли кто-ни-будь, который сможет вас защитить от Аллаха, если Он захочет сделать вам зло или захочет вас помиловать? Кроме Аллаха, они не найдут себе ни заступника, ни помощника. Аллах знает тех из вас, которые отклоняют [от Пророка] своих братьев [т.е. лице-меры] и говорят им: «Идите к нам! » Очень мало мужества про-являют они, показывая крайнее корыстолюбие среди вас. Когда приходит к ним страх, ты видишь, как они на тебя смотрят: они ворочают глазами, как тот, кто теряет сознание перед смертью. А когда страх проходит, они начинают острословить о вас».

 

«Они думают, что соумышленники не отступали [племена Курайш и Гатафан]. И если соумышленники опять придут, то они захотят стать кочевниками в пустыне вместе с этими ара-бами и там только расспрашивать о вашем положении: «Если бы они и были бы с вами, то сражались бы мало». Потом, обра-

 

тившись к верующим, Всевышний сказал: «Посланник Аллаха показал для вас прекрасный пример, тем, которые желают Ал-лаха и Судного дня и часто поминают Аллаха. Когда верующие увидели соумышленников, сказали: «Это то, что предвозвес-тил нам Аллах и Его посланник. Правдив Аллах и Его послан-ник! » И в них лишь увеличились вера и покорность. Из веру-


Ибн Хишам

Ющих одни честно исполнили данный Аллаху обет; другие из них кончили свой срок; а некоторые все еще ждут вознаграж-дения за свои дела, когда Аллах вознаградит верных за их вер-ность и накажет лицемеров, если захочет, или простит их: ведь Аллах — прощающий, милосердный. Аллах отверг неверных за их злобность, и они не встретили добра. А верующих Аллах

 

защитил в этой битве: Аллах — могущественный, сильный. Тех людей Писания [т. е. Бану Курайза], которые помогали им, Он не выгнал их из замков их, вселив страх в их сердца: одна часть из них была убита, а другая — пленена. Он отдал вам их земли, дома и имущество и землю, на которую до этого не ступали ваши ноги [т. е. Хайбар]. Аллах способен на все» (33: 9–27).

 

 

Смерть Саада ибн Муаза

 

Когда завершилось дело Бану Курайза, открылись раны у Саада ибн Муаза, и он умер.

 

Мне рассказал Муаз ибн Рифаа аз-Заруфи. Он говорил: «Мне рассказывал один из моих родственников, что, когда Саад ибн Муаз умер, к Пророку глубокой ночью пришел Джабраиль в чалме из толс-того шелка и спросил: «О Мухаммад! Кто этот усопший, перед кото-рым открылись врата неба и закачался трон? » Пророк быстро встал и, волоча одежду, поспешил к Сааду и нашел его уже мертвым».

 

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амры бинт Абд ар-Рахман. Она говорила: «Аиша возвращалась в Мекку. Вместе с ней был Усайд ибн Худайр, которого встретила весть о смерти же-ны. Он расстроился из-за нее. Аиша тогда ему сказала: «Да про-стит тебя Аллах, о Абу Йахья! Ты печалишься о жене, между тем умер твой двоюродный брат, из-за чего закачался трон Аллаха! »

 

Рассказал мне один человек со слов аль-Хасана аль-Басри. Он говорил: «Саад был человеком тучным. Когда люди его понесли, оказалось, что он был легким. Некоторые лицемеры сказали: «Ей-


СИРА
   

 

богу, он был тучным, а когда мы несли его, он был очень легким». Это дошло до Пророка, и он сказал: «У него есть кроме вас но-сильщики. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, ангелы обрадова-лись духу Саада, и из-за него закачался трон Аллаха».

 

Рассказал мне Муаз ибн Рифаа со слов Махмуда ибн Абд ар-Рахмана ибн Амра ибн аль-Джамуха, со слов Джабира ибн Аб-даллаха, который рассказывал: «Когда Саад был похоронен, а мы были вместе с Посланником Аллаха, он произнес слова: «Субха-ну Аллах! » Люди произнесли эти слова вместе с ним. Потом он произнес: «Аллах акбар! » Люди повторили за ним. Они спросили: «О Посланник Аллаха! Почему ты говорил «Субхану Аллах»? » Он ответил: «Могила для этого благочестивого раба была тесной, пока Аллах не расширил ее».

 

Ибн Хишам передал: «Смысл этого хадиса содержится в словах Аиши: «Посланник Аллаха сказал: «Могила сжимает усопшего. И если кто-нибудь спасется от этого, то это будет Саад ибн Муаз».

 

Умм Саад (мать Саада), когда понесли его в носилках, плача, продекламировала стихи:

 

«Горе матери Саада! Умер ее сын Саад!

 

Он был суров и справедлив, велик и славен, Всадник бесподобный. Он был незаменим, рубил врагов подряд».

 

Пророк говорил: «Каждая оплакивающая женщина лжет, вос-хваляя усопшего, кроме оплакивающей Саада ибн Муаза».

 

Ибн Исхак сказал: «В битве у рва из мусульман погибли шесть человек. Из язычников были убиты три человека: из Бану Абд ад-Дар ибн Кусай — Мунаббих ибн Осман, в него попала стрела, и он умер от этого в Мекке из Бану Махзум ибн Йакза — Науфаль ибн Абдаллах. Попросили Пророка продать его тело: он прорвал-ся ко рву, застрял в нем и был убит, а тело его захватили мусуль-мане. Пророк сказал: «Нам не нужны ни его тело, ни плата за не-го» и не стал им препятствовать в выносе его тела.


Ибн Хишам

Ибн Хишам передал: «Они дали Посланнику Аллаха за его тело десять тысяч дирхамов, как передали со слов аз-Зухри».

 

Ибн Исхак говорил, что были убиты тогда из Бану Малик ибн Хисль — Амр ибн Абд Вудди, его убил Али ибн Абу Талиб.

Ибн Хишам передал: «Мне рассказал заслуживающий доверия человек, которому передали рассказ ибн Шихаба аз-Зухри. Ибн Шихаб говорил: «Али ибн Абу Талиб, да возвеличит его Аллах, в тот день убил Амра ибн Абд Вудди и его сына Хисла ибн Амра».

 

Ибн Исхак говорил, что во время осады Бану Курайза со сто-роны мусульман погиб Халлад ибн Сувайд из Бану аль-Харс ибн аль-Хазрадж, на него был сброшен жернов, который раздавил его. Утверждают, что Посланник Аллаха сказал, что ему будет возна-граждение от Аллаха как за двух погибших. Из этого же рода умер Абу Синан ибн Михсан, когда Посланник Аллаха осаждал Бану Курайза. Он был похоронен на кладбище Бану Курайза.

 

Когда участники битвы у рва ушли, Пророк, как мне передали, ска-зал: «После этого дня на вас курайшиты больше не нападут, но вы на них нападете». После этого курайшиты на мусульман действительно не нападали, а Пророк на них нападал вплоть до завоевания Мекки».

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.19. Противопожарная система
  2. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  3. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  4. I. Преступления против личности
  5. II. Противопожарный инструктаж
  6. Joint Strike Fighter (F-35) против F-22 (ВВС)
  7. XVII. ТАИНСТВЕННЫЙ ПРОТИВНИК
  8. А если хочешь узнать что у тебя за команда, достаточно сыграть с сильным противником. Ты сразу удивишь все недостатки и недоработки, узнаешь, кто из игроков что стоит.
  9. Анализ расчета фильтрационного сопротивления, при притоке жидкости к несовершенной скважине по линейному закону фильтрации
  10. Анализ решения задачи нахождения коэффициента фильтрационного сопротивления, обусловленного несовершенством скважины по степени вскрытия, по приближенным формулам
  11. Ангельская терапмя против пристрастия к еде
  12. Антитезы, зевгмы, хиазм (противоположный порядок слов: над зелёным холмом, над холмом зелёным), у символистов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь