Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. Философия в системе культурыСтр 1 из 15Следующая ⇒
А.Т.Свергузов
Ф И Л О С О Ф И Я
Учебное пособие
3-е издание, переработанное и дополненное
Казань
КГТУ
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1. Философия в системе культуры 1.2. Философия как исторический тип мировоззрения---------------3 Глава 2. Специфика философии как науки 2.1. Особенности предмета и метода философии---------------------6 2.2. Основные разделы и функции философии------------------------9 Глава 3. История философии 3.1. Западная философия--------------------------------------------------11 3.2. Восточная философия.-----------------------------------------------16 Глава 5. Основные философские направления и методы 5.1. Классификация философских систем-----------------------------19 5.2. Основные методы философского познания----------------------23 Глава 6. Материя 6.1. Развитие философских представлений о материи--------------27 Глава 7. Основные атрибуты материи 7.1. Движение как способ существования материи------------------32 7.2. Пространство и время как формы существования материи--35 Глава 8. Диалектика 8.1. Основные принципы диалектики-----------------------------------40 8.2. Основные законы диалектики---------------------------------------45 Глава 9. Категории диалектики 9.1. Свойства категорий диалектики------------------------------------50 Глава 11. Гносеология 11.1. Основные принципы теории познания--------------------------52 11.2. Основные уровни познания----------------------------------------55 Глава 12. Истина 12.1. Истина и заблуждение-----------------------------------------------59 12.2. Роль практики в познании-------------------------------------------62 Глава 13. Наука 13.1. Взаимосвязь философии и науки----------------------------------64 13.2. Специфика научного знания----------------------------------------68 Глава 14. Сознание 14.1. Основные философские подходы к сознанию------------------72 14.2. Происхождение и сущность сознания----------------------------75 Глава 15. Философская антропология 15.1. Происхождение человека-------------------------------------------81 Глава 16. Социальная философия 16.1. Основной вопрос социальной философии-----------------------86 16.2. Общественное бытие и общественное сознание----------------91 Глава 17. Общество 17.1. Формационный и цивилизационный подходы------------------95 Словарь терминов -----------------------------------------------------------------101 Персоналии --------------------------------------------------------------------------110
Особенности предмета и метода философии
С момента своего возникновения философия была призвана дать человеку систему общих знаний о мире, обществе и о нем самом. Само понятие философия отражает специфику философского знания. В переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости». Мудрость символизирует синтез интеллектуального и нравственного совершенства, стремление проникнуть в сущность вещей, размышление над всеобщими и вечными проблемами. Термин впервые употребляется древнегреческим математиком и философом Пифагором (580-500), а интерпретация и закрепление термина связывается с Платоном (427-347). Можно выделить следующие трактовки философии с точки зрения критерия научности: сверхнаука (наука наук), наука, методология науки, ненаука. Понимание философии как науки является идеей классической философии. Для нее же характерно понимание философии как науки наук. Диалектический материализм отвергает эту претензию и характеризует философию как специфическую науку, одной из задач которой является систематизация и разработка научного мировоззрения. Сциентистская идея о том, что «наука сама себе философия» формируется с отделением науки от философии в Новое время. Здесь философия не имеет отношения к решению онтологических (мировоззренческих) проблем, а ее задачи ограничиваются анализом научного знания. Сциентизм отрицает самостоятельность и специфику философских методов по отношению к специально-научному знанию. Антисциентизм признает специфичность философии, но рассматривает ее как принципиально отличную от науки форму знания, к которой неприменим принцип объективности познания. Общим для сциентизма и антисциентизма является отрицание философии как науки, формы научного мировоззрения. Сторонники научности философии характеризуют философию как научную дисциплину с соответствующими признаками. Их наиболее последовательные оппоненты трактуют философию как форму самовыражения человека без всякого отношения к истине и логике: каждый философ – своя философия. Для них характерно простое и понятное отождествлять с примитивным и ограниченным. Проблема научности философии связана с особенностями ее предмета и метода. Философия по своему методу является наукой, так как стремится к рациональной реконструкции мира, т.е., подобно науке, к доказательству, логической непротиворечивости и завершенности своих концепций, а по предмету – ненаука, так как не имеет собственного эмпирического уровня знания. Методы научного познания находятся в жесткой зависимости от изучаемого предмета, что проявляется в нормативности и конкретности этих методов. Предельная абстрактность предмета философии обусловливает отличие философского метода от научного, в основе которого, помимо логического, лежит практическое доказательство. Предмет частных наук – законы фрагментарных области бытия. Философия не имеет такого ограничения. Предмет философии характерен не только для части, но и для целого. Философия ищет общие ответы на проблемы, поэтому предметомфилософии является всеобщее, мир как целое. Отдельные объекты рассматриваются как часть этого целого. Философия как специфический способ познания всеобщего сориентирована на выявление системы всеобщих принципов бытия. Философский анализ развертывается в сфере общих категорий, и, по выражению Х.Гадамера (1900-2002), есть «история понятий». Особенностью предмета философии является трансцендентальность, т.е. сверхопытность, невозможность строгого опредмечивания, непосредственного изучения. Философия изучает вечные проблемы, которые требуют непрерывного переосмысления. По выражению И.Канта (1724-1804), философия является наукой о последних целях человеческого разума. Например. Почему мир существует? Есть ли небытие? Развивается ли мир? Познаваем ли мир? Что такое движение вообще? Возможно ли справедливое общество? В чем смысл жизни? Предметом науки является сфера действительности, находящаяся в пределах опыта, эксперимента. Предмет философии хотя и выходит за рамки наличного опыта, но все же остается в сфере познания – это предельные основания любых областей познания и деятельности человека. Предмет религии по определению есть предмет веры, так как вообще находится за границами опыта и рационального познания (чудо - признак истинности учения). Эта его особенность называется трансцендентностью. Философия опирается на различные формы духовного освоения мира, осмысливает в своих категориях мировоззренческие идеи, рожденные научным, нравственным или художественным сознанием. Философия выявляет и доводит до предела исторически возникающие способы мышления, освобождает их от эмпирического материала, выявляя их «чистую форму», логику. В разные эпохи предметом философии выступали такие аспекты системы мир-человек как: человек-Космос (античная философия), человек-Бог (средневековая философия), человек-Природа (философия эпохи Возрождения и Нового времени), человек-Бытие (современная философия). Предмет философии по своему смыслу равен всей совокупности человеческих знаний, что выражается в следующих проблемах. Основные философские проблемы: -взаимосвязь бытия и небытия, проблема существования мира; -всеобщие свойства действительности и закономерности ее развития; -соотношение материи и сознания, материальных и духовных явлений; -общие закономерности познавательной деятельности; -сущность, закономерности и цель развития человеческого общества; -происхождение, сущность и смысл жизни человека; -высшие человеческие ценности. Западная философия
Родиной научного мировоззрения является Древняя Греция, где возникла идея доказательства, рационального обоснования знания. Здесь философия не только жизненная мудрость, но и теоретическое мышление. Возникновение философии обусловлено архаичностью мифологии, накоплением массива рационального знания о природе и обществе и практическими потребностями изменившегося общества в более разумном объяснении мира. Историческое значение древнегреческой мифологии состояло в выработке рационального представления о Космосе, послужившем важной предпосылкой формирования научного рационализма. Не боги создали Космос, а Космос создал из себя богов – такой мировоззренческой установкой на выявление естественных причин различных явлений характеризовалась древнегреческая мифология. Философия является ключом к европейской культуре. Основными чертами западной философии являются антропоцентризм и рационализм. Принцип антропоцентризма означает воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной, вершина бытия, цель совершающихся в мире событий. Антропоцентризм свойственен западной культуре в целом. Примером тому является европейский религиозный антропоцентризм: человек есть образ и подобие Бога, царь природы, история человечества есть история Вселенной. Принцип рационализма означает веру в разумное устройство мироздания и общества; веру в разум человека, могущество научного познания. Рационализм свойственен западной культуре в целом. Например, доктрина католицизма (неотомизм) разрешает поиск доказательств бытия Бога, что противоречит принципу веры. Рационализм в широком смысле есть культ разума. Развитие рационалистической культуры привело к таким достижениям западной цивилизации, как наука, право, демократия, рыночная экономика. Исторические этапы развития западной философии. Античная философия (VIв.до н.э.–Vв.). Начинается с Фалеса Милетского (625-547), считавшего, что все знание следует сводить к единой основе. Конец античного этапа связывается с закрытием академии Платона (427-347) в Афинах в VI веке (529). IV век до н.э. – период расцвета, зрелости античной философии. Античная философия не знает строгого разграничения материального и идеального – они нагружены друг другом. Характерная черта античной философии - космоцентризм. Центральным ее элементом является учение о совершенстве Космоса (греч. вселенная), существующем не по прихоти богов, а по естественным законам. Роль богов и место человека в мире было связано с определением сущности Космоса, его законов. Наиболее типичные представления. Логос - всеобщий закон и порядок, ум и душа Космоса. Душа человека – часть мировой души, т.е. Логоса. Чем ближе человек к Логосу, тем он умнее. Природа людей физического труда неполноценна. Когда человек засыпает или умирает, душа его соединяется с Логосом. Смерть подобна сну, считал Гераклит (544-483). Душа человека, согласно Платону (427-347), живет на звездах. Согласно Аристотелю (384-322), мировая душа вращает небесные сферы. Космос гармоничен и совершенен, поэтому цель человеческой жизни – жить согласно Логосу, т.е. в гармонии с миром и собой (принцип атараксии – невозмутимости духа). Наиболее выдающиеся мыслители. Основоположник материалистической философии – Демокрит (460-370), идеалистической – Платон (427-347). Аристотель (384-322), с его развитым логическим мышлением, нацеленным на поиск естественной сущности явлений, стоит у истоков современного научного мышления. Средневековая философия (II-XIV вв.). Религия являлась ведущей формой мировоззрения. Религия и философия уподоблялись соотношению божественного и человеческого (ограниченного) разума. Философия призвана систематизировать религиозные принципы, защищать учение о Боге. Теизм, рассматривающий мир как несамостоятельный, творение Бога, постоянно управляющего его существованием, – характерная черта средневековой философии. Идеалистическая ориентация средневековой философии диктовалась религией, поддерживаемой государством. Философии предписывалась роль служанки теологии. Библия считалась единственным источником истин, смысл которых зашифрован. Поиск истины - в наилучшем толковании священных писаний (экзегетика – искусство правильного толкования). Зачатки материализма представлял собой номинализм, в противовес реализму подрывавший религиозный принцип о приоритете духовного над материальным. Средневековое мировоззрение схематично: мир делится на вечный духовный и временный материальный. Бог всемогущ, вечен и непознаваем, есть высшее Благо (источник истины, добра, красоты и справедливости). Он сотворил природу из ничего (принцип креационизма). Люди не в силах изменить установленный Богом порядок и желать этого – смертный грех. Человек – образ и подобие Бога. Чувственно-телесная жизнь - низменна. Тело – источник греха, темница души. Физический труд – наказание человеку, плата за первородный грех. Земная жизнь – приготовление к высшей жизни. Смысл жизни – в спасении души. В основе позднего средневекового мировоззрения лежит аристотелевско-птолемеевская космология, пришедшая на смену библейской схеме космоса (в окружении вод плоская Земля и шатер из звезд). Геоцентрическая модель Птолемея (90-160) также служила удобным онтологическим базисом религиозного учения о привилегированном положении Земли как избранной Богом арене борьбы божественных и дьявольских сил за человеческие души. История Земли есть история мира. Наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Августин Блаженный (354-430) сформировал первую религиозную доктрину (вера – атрибут воли, а не разума и тем сильнее, чем сильнее недоказуемость ее догматов) в виде сплава идей христианства с античным неоплатонизмом (верь, чтобы понимать). Он наполнил религию философским содержанием. Августинизм был направлен против естественнонаучных исследований (познание материального мира не приносит пользы, а отнимает время от познания Бога и души). Крупнейшие арабские философы: Авиценна (Ибн-Сина, 980-1037), которого называли вторым учителем после Аристотеля (384-322); создатель учения о двойственности истины (независимости религии и философии) Аверроэс (Ибн-Рушд, 1126-1198). Они оказали влияние на западную философию благодаря сохранению и распространению философии Аристотеля, запрещенную церковью. С XII века философия и богословие начинают разделяться. Фома Аквинский (1225-1274) на основе принципа двойственности истины рационализировал религиозное мировоззрение, вынужденно реформировав его с позиции аристотелизма. Но он лишил философию Аристотеля (384-322) элементов материализма и сохранил примат веры над разумом (рациональное знание не должно противоречить догматам веры). Философия эпохи Возрождения (XV-XVI). Эпоха секуляризации - освобождения от безраздельного господства церкви в общественной жизни. Девиз эпохи: человек свободен и равен Богу. Процесс проходил под знаком возрождения античной культуры. Сущность новой философии – пантеизм(тенденция к отождествлению Бога и природы) и гуманизм. Схематично мировоззрение эпохи: Бог и человек едины, так как природа и есть Бог, а человек – венец ее творения. Не противопоставление духовного и природного в человеке, а их гармоничное единство. Что человеку присуще от природы – менее всего заслуживает осуждения. Смысл жизни не в ожидании страшного суда, а в совершенствовании человеком себя как личности. Человек подобен Богу – он способен познать законы, раскрывающие тайны божественных творений. Человек достоин счастья, которое возможно и в земной жизни. Новая, протестантская религия сыграла большую роль в развитии современной цивилизации. Положение «успешная трудовая деятельность – доказательство богоизбранности человека» стало одним из факторов становления капиталистических отношений. Выдающиеся мыслители: Николай Кузанский (1401-1464) – создатель пантеистического учения о бесконечности Бога и природы; Николай Коперник (1473-1543) – основоположник научной астрономии, создатель гелиоцентрической картины мира; Джордано Бруно (1548-1600) – создатель пантеистического учения о множестве разумных миров во Вселенной. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Эпоха торжества научного мировоззрения над религиозным, веры в возможность господства человека над природой на основе познания ее законов. Деизм является характерной чертой философии Нового времени. Это принцип, согласно которому Бог является причиной мира, но не вмешивается в его дальнейшее существование. По утверждению некоторых философов законы природы Богу неподвластны. Типичные представления. Природа подчиняется естественным законам, является механической системой. Познать природу – познать замысел Бога. Задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Человек может столько, сколько знает. Девиз эпохи: «Знание – сила» (Ф.Бэкон, 1561-1626). Д.Локк (1632-1704) разработал теоретические основы демократического государства - принцип разделения властей и идею естественных прав человека: жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами человека. Выдающиеся философы: основоположник научного материализма и эмпиризма – Ф.Бэкон, научного рационализма – Р.Декарт (1596-1650), принципов демократии – Д.Локк (1632-1704), учения о субстанции – Б.Спиноза (1632-1677), вершина метафизического материализма – П.Гольбах (1723-1789). Основателями классической науки являются Галилео Галилей (1564-1642) – основоположник экспериментального метода познания и Исаак Ньютон (1643-1727) – создатель классической механики (1687). Немецкая классическая (лат. образцовый) философия (вторая половина XVIII-первая половина XIX вв). Здесь ярко выражены принципы классической философии, происходит окончательное разделение материализма и идеализма, отказ от механистического мировоззрения, разработка гносеологии и диалектики. Основные представители: основоположник агностицизма И.Кант (1724-1804), основоположник диалектики Г.Гегель (1770-1831), критик религии и идеализма Л.Фейербах (1804-1872). Бог есть абстракция сущности человека (Фейербах). Постклассическая философия (вторая половина XIX-XX вв.). Период разочарования классической философией, ее спекулятивным, оторванным от действительности характером. Достижения классической философии либо уточняются (рациональные философские системы), либо отвергаются (иррациональные системы). Скептицизм, плюрализм, иррационализм, склонность к мистике и религии являются характерными чертами философии неклассической направленности: философы не познают мир, а конструируют собственные представления. Новые направления западной философии акцентируют внимание на иррациональных факторах познания – воле и интуиции, принижая значение логики и мышления. Типичные представления иррационалистической философии: бытие сложнее научных представлений, разум не характеризует сущность человека, жизнь бессмысленна, истина – вид заблуждения. Традиции рационализма классической философии продолжили неокантианство, неогегельянство, позитивизм и диалектический материализм. Диалектический материализм вышел за рамки классического рационализма, связав философию с наукой и социальной действительностью. К.Маркс (1818-1883) впервые ввел материализм в социальную философию и практику в теорию познания. Философия К.Маркса и Ф.Энгельса (1820-1895) является вершиной европейской мысли. Она преодолела рамки европейской философии, стала принадлежностью мировой культуры. По своему влиянию на человечество она сравнима с мировыми религиями. Такого распространения в массах не знает ни одна философия. Знаковые философы-иррационалисты, разрабатывавшие идею несовершенства человека и разума. Ф.Ницше (1844-1900) создавал учение о лживости морали и религии, фальшивости науки (фактов нет, есть интерпретации) и философии. З.Фрейд (1856-1939) создал учение о бессознательном как источнике сознания и культуры. М.Хайдеггер (1889-1976) развивал мысль об утрате современным человеком смысла бытия и собственного существования (смысл бытия – в языке). Основоположник постмодернизма Ж.Лиотар (р.1924) разрабатывал учение о мифологической сущности человеческой культуры. Русская философия (XI-первая половина XX). Зрелости достигла во второй половине XIX века. Для нее характерна концепция, обозначаемая как «русский космизм», в основе которой лежит идея неразрывной связи судьбы человечества и Космоса. В ней выделяют естественно-научное (К.Циолковский, 1857-1935; В.Вернадский, 1863-1945; А.Чижевский, 1897-1964; и др.) и религиозно-философское (Н.Федоров, 1828-1903; В.Соловьев, 1853-1900; П.Флоренский, 1882-1937; и др.) направления. Основные представители. К.Циолковский (1857-1935) – один из основателей космонавтики (теории ракет). В.Вернадский (1863-1945) – создатель учения о биосфере и ноосфере, а также геохимии, биогеохимии, радиологии. Научная заслуга А.Чижевского (1897-1964) – открытие влияния солнечной активности на биосферу и общество. Н.Федоров (1828-1903) – создатель утопической системы воскрешения человечества. В.Соловьев (1853-1900) – создатель религиозно-философской системы «всеединства» религии, философии и науки. Восточная философия
Философия возникла в VI веке до нашей эры одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае, являющимися культурными центрами цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период произошло отделение умственного труда от физического. Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее, западная философия не развивалась изолированно – она впитывала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где происходило становление цивилизации (формировалась письменность, зачатки наук о природе и собственно философские воззрения). Это относится к таким древним странам, как Ливия, Египет, Вавилон и Персия. Имело место и влияние более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Средневековая арабская философия до XV века в основных чертах сходна с западной философией, наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм). Выделяют следующие подходы к восточной философии. 1) Восточная философия - предфилософия, так как не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить лишь как о религиозно-философском мировоззрении. Западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как сумела перейти от образного к понятийному типу мышления. Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. И, наоборот, за тысячи лет восточная философия не продвинулась вперед в понимании бытия, так как в передаче древних знаний заключается смысл почти всех философских учений Древнего Востока. Традиционализм, направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников), роднит ее с религией: чем древнее знания, тем истиннее. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент, направлена на получение нового, более полного и точного знания. 2) Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира. Основными чертами восточной философии являются природоцентризми иррационализм. Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. В индуизме, например, человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную. Принцип иррационализма на Востоке означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь – часть смерти, смерть – часть жизни). Согласно даосизму «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основе и сущности бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется». Во-вторых, истину следует искать в себе, а не во вне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания – недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, а ощущается. Выдающиеся мыслители: Будда (567-488), Конфуций (551-479), основатель даосизма – Лаоцзы (6-4? вв. до н.э.), реформатор индуизма - Рамакришна (1834-1886). Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия – это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. В индуизме, например, происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом происходит рождение и уничтожение главных Богов и Бога-отца Брахмы. Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа - нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать Буддой – манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир. В религиозных учениях Китая отношения Бог - человек отходят на задний план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования по Конфуцию (551-479) - утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам). Глава 6. МАТЕРИЯ Пространство и время Глава 8. ДИАЛЕКТИКА Основные законы диалектики
Идея развития лежит в основе принципа единства мира, есть ядро диалектического монизма. Идея развития связала изолированные ранее природу, мышление и общество. Это позволило рассматривать человеческое общество как одну из форм развития материи. Развитие – универсальное и фундаментальное свойство материи, ее атрибут. Применительно к материи в целом понятия движение и развитие совпадают, тождественны. Материя в целом находится в постоянном развивающемся движении, хотя не все материальные образования находятся в состоянии развития. Способность к развитию реализуется лишь при наличии соответствующих условий. В истории философии сложились две противоположные концепции развития - метафизическая и диалектическая. Они по-разному объясняют источники, механизм и направленность развития. Метафизика источник развития выносит за рамки материи, видит его во внешней силе; не видит взаимосвязи между количественными и качественными изменениями; развитие понимает либо упрощенно, как повторение предыдущих стадий; либо как случайное; либо отрицает его. Методологической основой современной метафизики является абсолютизация возникшей в 1970-е гг. синергетики. Основоположниками синергетики являются Г.Хакен (р.1927) и И.Пригожин (1917-2003). Работа последнего «Порядок из хаоса» - своего рода философский манифест синергетики. Развитие в синергетике рассматривается не с позиции борьбы противоположностей, а с позиции самоорганизации – спонтанного, с непредсказуемой направленностью процесса изменения структуры системы в неравновесных точках (бифуркации). Исходный принцип синергетики – различие открытых и закрытых систем. В замкнутых системах процессы направлены от упорядоченности к хаосу. Основными характеристиками замкнутых процессов являются равновесность и линейность. В открытых системах при некоторых условиях наблюдаются процессы, когда самопроизвольно возникают новые структуры. Синергетика делает акцент на свойствах неравновесности и нелинейности открытых систем. В отличие от классической науки, рассматривавшей закрытые системы как абсолютный тип упорядоченности мира, синергетический подход позволяет ответить на вопрос, почему вопреки действию закона энтропии мир демонстрирует высокую степень упорядоченности. Преодолевается разрыв между живой и неживой природой и объясняется происхождение жизни через самоорганизацию неорганических систем. Г.Хакен считает возможным распространение концепции обобщенного дарвинизма на неорганический мир [Синергетика. М., 1980. С.41]. Заблуждением является претензия синергетики на статус метанауки, обобщения физики. Синергетика является разделом физики – обобщением неравновесной статистической физики [подробнее: Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.415-419]. Синергетику нельзя также рассматривать как альтернативу диалектики. Она конкретизирует диалектику, переводит на язык естествознания абстрактное учение о развитии, разрушает догму о пассивности материи. Самоорганизующиеся процессы характеризуются такими диалектически противоречивыми тенденциями, как устойчивость и неустойчивость, организация и дезорганизация, порядок и беспорядок. Значение синергетики заключается в том, что она, с одной стороны, опровергает позитивистские представления о развитии как линейном детерминизме, подтверждает его многовариантность, альтернативность, многозначность. С другой стороны, синергетика отрицает метафизические представления об абсолютно случайном характере развития, подтверждает его необратимость и закономерность. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких разрешенных возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Синергетика подводит конкретно-научную базу под философские постулаты о внутренней активности материи. Она объясняет, каким образом из хаоса возникает порядок. Но речь не может идти о переходе абсолютного хаоса к абсолютному порядку, поскольку их нет. Речь идет о взаимопревращениях одних систем в другие, характеризующиеся определенным соотношением хаотичности и упорядоченности. Диалектики источник развития видят во внутренних противоречиях объектов (закон единства и борьбы противоположностей); механизм развития объясняют качественными изменениями (закон перехода количественных изменений в качественные); результат и направленность развития связывают с преемственностью развития (закон отрицания отрицания). Основные законы диалектики, таким образом, составляют ядро диалектической концепции развития. Точное определение диалектики дал Ф.Энгельс (1820-1895). Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Развитие это само движение в его сущности, способе существования. Движения вне диалектики нет. Внутренней логикой движения является логика противоречий. «По отношению к развитию движение может рассматриваться как его сторона, как его звено, как его определенный срез» [Зубков, 1990, С.100]. Не является развитием неразвернутое противоречие или фрагмент развития. Например, механическое движение или количественное изменение. Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение. Только одновременное наличие указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость характеризует процессы функционирования; отсутствие закономерности характерно для случайных процессов; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться и приводить к качественным изменениям. В результате развития может возникнуть как новое качественное состояние объекта, характеризующееся изменением его состава или структуры, так и новая форма бытия. Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия, характеризующие их существование и развитие. Это центральный закон диалектики. Смысл закона в том, что он раскрывает сущность и внутреннюю причину движения и развития, указывает на их всеобщий источник - противоречие. Он характеризует движение как самодвижение, нацеливает познание на поиск противоречий. Закон объясняет внутреннюю активность материи, делая ненужным внешние силы (Бога, абсолютную идею и т.п.). Противоречие – отношение единства и борьбы противоположностей. Противоположности – стороны, имеющие противоположные направления изменения. Аспекты противоположностей: взаимоисключение, взаимополагание, взаимопроникновение и при определенных условиях взаимопереход. Противоположности - не просто внешние отличия. Например, в между истиной и ложью есть различия, но нет противоположности. Заблуждение и истина могут быть неразличимы, но являются противоположностями, поскольку являются объективным знанием. Каждая противоположность сама является противоречием. Например, противоположными сторонами истины являются абстрактность и конкретность, абсолютность и относительность. Примеры противоречий: бытие и небытие, субстанция и атрибут, причина и следствие, качество и количество, притяжение и отталкивание, капиталист и рабочий, производитель и потребитель, здоровье и болезнь, свобода и необходимость, чувственное и рациональное и т.д. Развитие есть процесс возникновения, обострения и разрешения противоречий. Этапы развития описываются категориями тождества, различия и противоположности. Абсолютного тождества (равенства) не существует. Каждое явление и тождественно себе и в то же время отличается от себя, так как постоянно изменяется. Тождество – отношение вещи к себе или другим вещам, характеризующееся качественной однородностью, совпадением сторон и свойств. Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям. Смысл закона в том, что он раскрывает общий внутренний механизм развития, форму его протекания. Количественные изменения связаны с переносом вещества и энергии. Качественные изменения связаны с перестройкой структуры объекта, превращением его в новый объект. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы