Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формационный и цивилизационный подходы⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Философское понимание общества сводится к определению роли человека в истории и смысла его существования. Основными философскими подходами в понимании общественных явлений являются формационный и цивилизационный (культурологический). Основателями формационного подхода являются К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Формационный подходпредполагает базисную роль общественного способа производства материальных благ поотношению к другим сторонам общественной жизни. Производство является ведущей стороной общественной жизни, организуя людей и развивая способности человека. Люди включены, независимо от их воли, в определенную систему материальных отношений. Маркс выделил три макроформации: -архаическая (первобытное бесклассовое общество, основанное на общинной собственности); -эксплуататорская, или экономическая (классовые общества, основанные на частной собственности и принудительном труде); -коммунистическая (общества, основанные на общественной собственности и свободном труде как первой потребности человека). Эксплуататорские макроформации характеризуются полной зависимостью человека от экономики. Энгельс выделил три основные формы эксплуатации (принуждения) человека человеком – рабство, крепостничество и наемный труд. Всемирная история есть процесс развития человека посредством труда. Трудовая деятельность является условием физического существования общества и отдельного человека. Марксистская теория выделила основные ступени поступательного развития общества. Они отделяют человека от животного. Каждая из формаций есть шаг человечества по пути общественного прогресса. Это магистральная линия развития человечества, объективная закономерность всемирной истории, в основе которой лежит развитие способов общественного производства. Идеал марксизма – коммунистическое общество, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Цель этого общества – снятие всех форм отчуждения человека, раскрепощение его сущностных сил, максимальная самореализация человека, всестороннее гармоничное развитие его способностей на благо всего общества. В труде человек должен удовлетворять свою подлинно человеческую потребность – потребность в творчестве. Для этого необходимо преодолеть основную форму эксплуатации – экономическую, чтобы труд перестал быть средством выживания. Основоположники марксизма не дали однозначного определения общественно-экономической формации (ОЭФ) и количества выделяемых в истории формаций. В 1930-е годы утвердилась концепция, выделяющая пять ОЭФ: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социализм – ее первая фаза). Общественно–экономическая формация –исторический тип общества и ступень его развития, характеризующаяся господствующим способом производства материальных благ. Экономические эпохи различаются в первую очередь «не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Средства труда не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.191]. Производство – это не только производство материальных благ, но и развитие производительных сил и общественных отношений. Изменение способа производства ведет к изменению всей общественной жизни. Способ производства посредством производственных отношений определяет социальную структуру общества, его духовную и политическую жизнь. Сущность и тип способа производства определяется господствующими формами собственности на средства производства и его результаты. Способ производства имеет две стороны: производительные силы (люди, орудия и предметы труда) и производственные отношения людей (отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). Люди понимаются в качестве «рабочей силы» – носителей производственных инициативы, способностей, знаний, умений и опыта. Природные силы лишь тогда становятся производительными силами, когда становятся элементами общественного производства. В производительных силах представлен культурный потенциал человечества. Их уровень развития определяет уровень производства и степень господства человека над природой. В орудиях труда воплощены сущностные силы человека, фиксируется отношение людей к природе. Уровень развития производительных сил, эффективность использования человеческого потенциала проявляется в производительности труда. Производственные (экономические) отношения представляют собой внутреннюю форму функционирования и развития производительных сил, их общественную структуру. Они определяются господствующей формой собственности, которая проявляется через все элементы экономических отношений. Отношения собственности являются главным элементом производственных отношений, определяют цель, законы производства, стимулы труда, взаимоотношение людей в производстве, а через них социальную структуру общества – меру социального равенства, свободы, обмена, распределения, потребления и качества жизни. Производственные отношения складываются объективно. К.Маркс (1818-1895) сформулировал закон соответствия производственных отношений производительным силам. Закон смены формаций – общий закон развития общества: если производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, то они отмирают, происходит смена ОЭФ. Существующая формация не должна и не может исчезнуть, пока не будут исчерпаны все ее возможности. При наличии соответствия производственные отношения выступают стимулом развития производительных сил. Противоречие между ними является внутренней причиной развития общества. Повышение производительности труда – главная причина развития производительных сил и их воздействия на производственные отношения. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается экономически господствующим классом. В условиях социализма соответствие должно контролироваться и вовремя разрешаться. Основными структурными элементами ОЭФ являются экономический, по сути, базис и идеологическая, по сути, надстройка. Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации: господствующие в обществе материальные и соответствующие им идеологические общественные отношения. Базис – это совокупность производственных отношений, экономическая структура формации, а надстройка - система прямо или косвенно отражающих их идеологических отношений и социальных институтов (экономических, политических, правовых, нравственных и др.). Необходимо различать базис и экономическую организацию общества, которая несет в себе субъективное начало. Взаимодействие базиса и надстройки подчиняется закону определяющей роли экономического базиса. При этом надстройка является относительно самостоятельной, имеющей специфические законы функционирования и развития. Надстройка выражает и закрепляет отношения собственности данного общества. Господствующее положение в ней занимают идеи и институты экономически господствующего класса. Другие элементы ОЭФ - исторические общности людей, формы быта, семьи, язык - меняются более медленно. Формационная теория отражает логику общественного развития, то общее, что присуще всем обществам. С материалистической точки зрения социальный прогресс ведет к уничтожению господства частной собственности, лежащей в основе деления общества на эксплуататорские и эксплуатируемые классы; государства эксплуататорского типа и господства религиозного мировоззрения в духовной жизни общества. Устранение господства частной собственности в материальной жизни общества означает прекращение доминирования частнособственнических интересов людей. Государство не должно выражать и защищать имущественные интересы отдельных слоев общества. Религия никогда не должна быть поводом для социальных конфликтов. Отрицательные стороны частной собственности должны сглаживаться другими формами собственности. Выделяют следующие формы собственности: личная, частная и общественная (акционерная, коллективная, государственная и др.). Коллективная собственность является исторически первой и предполагает совместный труд и пользование благами. Возникновение частной собственности характерно для этапа разложения первобытного общества, когда в результате интенсификации производства появляется излишек материальных благ, присваиваемый группой лиц. Для частной собственности характерно извлечение прибыли. Если прибыль не извлекается, то собственность следует считать личной. Государственная собственность предполагает государство в качестве владельца собственности от имени народа. В начале XX века представление о закономерности исторического процесса дополнилось представлением о неповторимости культур. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга самобытных цивилизаций. В понятии цивилизация подчеркивается социокультурная уникальность, неповторимость обществ. Цивилизационный подход делает акцент на духовной стороне жизни общества, предполагает культурное многообразие типов обществ, плюралистическую картину истории. С точки зрения этого подхода различные культуры равноценны: не существует высшей или низшей культуры. Цивилизационный подход формировался в работах немецких философов М.Вебера (1864-1920), О.Шпенглера (1880-1936) и английского философа А.Тойнби (1889-1975). Согласно Веберу общество есть сложное переплетение субъективных и объективных факторов (экономики, политики, религии, традиций, природных факторов и т.п.). В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социальных изменений. Шпенглер отвергал представления о прогрессивном развитии общества – подобно живому организму, общество проходит стадии рождения, расцвета и гибели. Тойнби представлял историю как сосуществование замкнутых, развивающихся по своим внутренним законам цивилизаций. Цивилизация (лат. городской, государственный) – категория социальной философии, обозначающая либо культуру в целом, либо материальную культуру. В последнем случае соотносится с внешними, материальными формами культуры – наукой и техникой, интеллектом и материальными ценностями, а культура отождествляется с духовной культурой, нравственностью и развитием искусства. В рамках цивилизационного подхода существует несколько взглядов на историю. Выделяют следующие типы цивилизаций: -локальные (существовавшие в конкретном месте и времени); -особенные (мировая, европейская, исламская, буддистская и т.д.); -всеобщие (варварство, цивилизация, культура). Недостатком цивилизационного подхода является неясность критериев, движущих сил, направленности исторического процесса. Он обычно сводится к территориальному или религиозному критерию. Формационный подход служит основой понимания общества, а цивилизационный - дополняет, а не опровергает формационные представления. Косвенным доказательством этому является в рамках цивилизационного подхода так называемая теория постиндустриального общества, основные положения которой были изложены в 1960-1980 годы в работах Д.Белла (р.1919), А.Тоффлера (р.1928), З.Бжезинского (р.1928), Ж.Фурастье (р.1907) и А.Турена (р.1925) и др. Эта теория создавалась в качестве альтернативы формационному подходу, но содержит общие с ним моменты. За основу периодизации истории берется технологический уровень производства (фактически, доминирующая сфера экономики). Отношениям собственности отводится второстепенная роль. Переход от низших стадий к высшим совершается благодаря технологическим революциям в производстве. Это аграрная революция в неолите (переход в 10-9 тыс. до н.э. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству), промышленная революция в XVII веке и научно-техническая революция XX века. Здесь выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества. Капитализм и социализм являются разновидностями индустриального общества, характеризующегося наличием промышленного производства. Постиндустриальное общество характеризуется автоматизацией промышленного производства и развитием информационных технологий. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Абсолютная и относительная истины -категории, характеризующие приближенность знания к гносеологическому идеалу. Абсолютная истина – полное и завершенное знание о действительности; знание, которое никогда не будет опровергнуто. Абстрактность и конкретность истины – принципы, характеризующие приближенность знания к реальному предмету. Абстрактность истины – принцип, означающий, что содержание мысли никогда полностью не совпадает с отражаемым предметом. Агностицизм (греч. непознаваемый) – философская концепция, отрицающая познаваемость мира. Аксиология – раздел философии, учение о ценностях. Акциденция (модус) – несущественное свойство объекта. Антропогенез – процесс происхождения человека современного типа от его животного и человекоподобного предка. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий. Апория – в древнегреческой философии неразрешимое противоречие. Апостериори – знание, полученное из опыта. Априори – знание, изначально присущее сознанию, до опыта. Архетипы – универсальные, формальные структуры человеческой психики, являющиеся элементами коллективного бессознательного. Атрибут – неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться (в отличие от акциденции). Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации: господствующие в обществе материальные и соответствующие им идеологические отношения. Бессознательное – сфера психики за пределами сознания. Бессознательное коллективное – сформировавшийся в психике предков образ мира, мыслеформы, закодированные в головном мозге, отвечающие за организацию человеческой психики и мировосприятия. Благо – синоним категории ценность; как синоним добра означает конечную положительную ценность взаимодействия человека с миром. Бог – в религии высшее сверхъестественное существо. Бытие (нечто) – наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. Вероятность – мера превращения возможности в действительность, количественная степень возможности появления события. Возможность и действительность – категории, характеризующие всеобщие моменты, ступени развития действительности: потенциальное (предпосылки, тенденции развития явлений) и актуальное существование. Восприятие – чувственный образ (синтез ощущений) предмета в психике, возникающий в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств животного или человека. Время – форма существования материи, характеризующая длительность и последовательность существования событий. Генезис – происхождение, возникновение, развитие. Гилозоизм (греч. вещество и жизнь) – учение о всеобщей одушевленности мира. Гносеология (эпистемология) – раздел философии, изучающий общие закономерности, формы и методы познания действительности. Гоминиды – семейство отряда приматов, включающее современного и ископаемого человека. Государство – основной политический институт, управляющий обществом, материальными и культурными ценностями на определенной территории. Дао (кит. путь, дорога) – исходное понятие китайской философии, первоначально обозначающее естественный путь, закон природы. Движение – способ существования материи, характеризующий изменчивость существующих объектов и явлений; Деизм – принцип, признающий Бога в качестве причины мира, но отрицающий его дальнейшую связь с миром. Демократия – форма организации общества, основанного на принципах признания воли большинства в качестве источника власти, на соблюдении прав и свобод граждан, их равноправия, верховенство закона. Детерминизм (лат. определять, отделять) – это учение о всеобщей объективной обусловленности явлений действительности. Диалектика (греч. веду беседу, рассуждаю) – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Диалектическая логика – наука о всеобщих законах мышления. Диалектический материализм – форма материализма, основанного на диалектическом методе познания действительности. Догматизм – некритический тип мышления, характеризующийся слепой приверженностью какой-либо доктрине. Добро – общее оценочное понятие аксиологии, фиксирующее положительный аспект человеческой деятельности. Динамическая закономерность – закономерность, характеризующаяся однозначным характером связей между явлениями. Дуализм – форма плюрализма, утверждающая, что в основе бытия лежат два равноправных, не сводимых друг к другу начала. Духовная культура – совокупность ценностей, направленных на удовлетворение духовных потребностей людей, а также способов их создания, совершенствования и усвоения. Дхарма (санскр. закон, справедливость, природа) – понятие древнеиндийской философии, в общем смысле вечный, моральный по своему содержанию закон. Единичное и общее – категории, характеризующие противоположные стороны предметов: индивидуальные, неповторимые свойства предметов и одинаковые, повторяющиеся свойства предметов. Заблуждение – объективное содержание знания, не соответствующее действительности. Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что все предметы и явления содержат противоречия, характеризующие их существование и развитие. Закон отрицания отрицания - всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что развитие происходит через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение. Закон перехода количественных изменений в качественные – всеобщий закон бытия и познания, утверждающий, что постепенное накопление количественных изменений неизбежно приводит к качественным изменениям. Закон смены формаций – закон развития общества, означающий, что если производственные отношения не соответствуют уровню развития производительных сил, то они отмирают, происходит смена ОЭФ. Зло – общее оценочное понятие, отрицательный аспект человеческой деятельности, подлежащий ограничению и преодолению. Знание – форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (объективная реальность, данная в сознании человека). Значение (смысл) – предмет и содержание мысли языкового выражения (слова, предложения, знака и т.п.). Идеализм(греч. идея) – философское направление, исходящее из первичности духовного и вторичности материального. Идеальное – субъективный образ объективного мира; способ существования объекта в психическом мире субъекта. Идея – мысль, включающая в себя сознание цели познания и практического преобразования мира. Индетерминизм – концепция, отрицающая всеобщую объективную обусловленность, закономерность и взаимосвязь явлений. Индивид – представитель человеческого рода безотносительно к его конкретным антропологическим и социальным характеристикам. Индивидуальность – специфические черты, присущие данному человеку и отличающие его от других людей. Интернализм (лат. внутренний) – направление в философии науки, утверждающее, что развитие науки не зависит от общества. Информатика – междисциплинарный научный подход, исследующий процессы производства, переработки, хранения и распространения информации. Информация (лат. разъяснение) – содержание отражения субъектом объекта. Иррационализм (лат. неразумный) – направление, провозглашающее приоритет иррационального над рациональным. Истина – знание, соответствующее действительности. Исторический материализм – материалистическое учение об обществе и истории. Историяфилософии – наука о развитии философской мысли. Капиталистическое (буржуазное) государство – общество класса капиталистов как собственников средств производства и класса юридически независимых наемных рабочих. Картина мира – рациональная составляющая мировоззрения, исторически обусловленный образ мира, формируемый на основе научных, философских или религиозных представлений. Категории диалектики – предельно широкие философские понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи, законы развития природы, общества и мышления. Каузальность – то же, что и причинность. Качество и количество – категории, характеризующие противоположные стороны предмета: свойства, определяющие предмет и характеризующие степень его развития. Классический (лат. образцовый) – лучший, совершенный. Классы – основные социальные группы, характеризующиеся отношением к средствам производства. Конкретность истины(лат. срастаться) – свойство истины, означающее, что нет истины вообще, т.е. не обладающей какими-либо конкретными свойствами. Красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая чувственно воспринимаемое совершенство явлений природы, искусства и социальной жизни. Креационизм (лат. создание, сотворение) – религиозное учение о творении мира сверхъестественным существом. Культура(лат. возделывание, воспитание, образование) – содержание исторического процесса, способ существования человека, отличающий его от животного, выраженный в способах организации общества и созданных материальных и духовных ценностях как носителях и средствах передачи социальной информации. Личность – характеристика социально значимых черт индивида. Логика – разумность, внутренняя закономерность мышления. Логос (греч. слово, разум, закон) – понятие древнегреческой философии, первоначально обозначающее всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию. Материализм (лат. вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, являющейся первоосновой мира. Материальная культура – совокупность ценностей, направленных на удовлетворение материальных потребностей людей, средств их производства, способов овладения ими. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемая им. Махизм (эмпириокритицизм) – субъективно-идеалистическое течение, представляющее мир как совокупность «ничьих» ощущений. Ментальность (менталитет) – стереотипы мышления и поведения, присущие людям определенной общности. Метафизика (греч. после физики) – в зависимости от подхода категория, употребляемая в качестве синонима понятий философия, онтология или антидиалектика. Метафизический материализм – первая форма материализма, абсолютизирующая какую-либо черту мышления или бытия. Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методология – область знания, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности. Механицизм – метод познания и миропонимания, утверждающий, что все формы движения можно свести к закономерностям механической формы движения. Мировоззрение – совокупность знаний, ценностей и убеждений, определяющих общее понимание мира, место в нем человека и программу его жизнедеятельности. Мифология – исторически первая форма мировоззрения, характеризующаяся одушевлением явлений природы. Монизм (греч. один, единственный) – философское учение, принимающее за основу всего существующего одно начало. Мутации – изменения наследственных структур живой материи, ответственных за хранение и передачу наследственной информации. Мышление – высшая форма рационального отражения действительности, характеризующаяся изменением действительности в соответствии с ее сущностью. Наука – форма познания, направленная на производство объективных знаний о действительности, имеющих доказательство и эмпирическую проверку. Научная картина мира – совокупность представлений о мире как результат систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Научная революция – процесс смены научно-исследовательских программ, парадигм научного мышления. Небытие (ничто)– философская категория, обозначающая отсутствие чего-либо, либо бытия вообще. Необходимость и случайность – категории, характеризующие противоположные стороны предмета: свойства и связи, обусловленные внутренними и внешними взаимодействиями (причинами). Неокантианство – философское течение, ограничивающее познание априорными категориями и сферой опыта. Нечто – то же, что и бытие. Ничто – то же, что и небытие. Номинализм – направление средневековой философии, отрицающее реальность общего и трактующее абстрактные понятия как названия. Ноосфера – сфера деятельности человека, высшая ступень развития биосферы. Общественное бытие– независимая от сознания материальная жизнь общества, совокупность материальных отношений и условий существования людей. Общественное сознание– духовная жизнь общества, совокупность социальных идей, теорий, традиций, чувств, настроений, отражающих общественное бытие. Общественно–экономическая формация –исторический тип общества и ступень его развития, характеризуемая господствующим способом производства материальных благ. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, характеризующие специфику и социальную структуру общества. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Объект (лат. предмет) - фрагмент действительности, на который направлена познавательная деятельность субъекта. Объективный – не зависящий от субъекта. Объективный идеализм – главная форма идеализма, утверждающая первичность сознания по отношению к материи и берущая за первооснову действительности сверхчеловеческое духовное образование. Оккультизм – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и Космосе. Онтогенез – процесс индивидуального развития. Онтология – раздел философии, учение о бытии. Основной вопрос социальной философии – отношение общественного сознания к общественному бытию: -онтологический аспект - что является определяющим – духовная или материальная жизнь общества; -гносеологический аспект - возможно ли познание общества (существуют ли объективные законы общественного развития). Основной вопрос философии - отношение сознания к бытию: -онтологический аспект - первично материальное или духовное; -гносеологический аспект – познаваем ли мир. Относительная истина - неполное, незавершенное, содержащее заблуждения знание о действительности. Отражение – универсальная способность материальных объектов изменяться в соответствии с особенностями воздействующих объектов. Отрицание диалектическое – всеобщая форма связи моментов развития, в которой прежнее качество одновременно уничтожается и сохраняется как преобразованное и подчиненное в новом качестве. Отчуждение – отношение субъекта и какой-либо его функции, характеризующееся обеднением природы субъекта и перерождением природы отчужденной функции. Ощущение – элементарное психическое явление, отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Парадигма (греч. пример) – совокупность фундаментальных фактов, теорий, гипотез, проблем, методов, критериев научности, образцов решения задач, стилей научного мышления и т.д., обеспечивающих функционирование научного знания. Плюрализм (лат. множественный) – концепция, признающая множество не сводимых друг к другу видов или начал бытия. Позитивизм – философское направление, отрицающее ценность философии и абсолютизирующее истинность научного знания. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс развития знания. Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явлений действительности. Понятие – простейшая форма мышления, обобщенно отражающая предметы в их существенных чертах. Постмодернизм – в философии течение, выдвигающее в качестве основного принцип радикального плюрализма, т.е. равнозначности и самоценности стилей мышления, мировоззрений и культур. Право – совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством, нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Правовое государство – ориентир развития цивилизованного общества, основной характеристикой которого является главенство закона над властью, права над государством. Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека. Предмет– аспект объекта, исследуемый в познавательном процессе. Представление – хранящийся в памяти чувственный образ предмета. Принцип (лат. первоначало) – центральная идея, направляющая мышление. Природоцентризм – противоположное антропоцентризму воззрение, согласно которому человек является частью природы и должен жить в гармонии с ней. Причина и следствие – категории, характеризующие противоположные стороны действительности: два явления, одно из которых предшествует второму во времени и является основой его возникновения (одно явление порождает другое). Прогресс – развитие с повышением уровня организации. Провиденциализм(лат. провидение) – религиозное воззрение, согласно которому развитие человеческого общества определяется божественной волей. Пространство – форма существования материи, характеризующая протяженность и порядок расположения одновременно существующих объектов. Противоположности – стороны, имеющие противоположные направления изменения. Противоречие - отношение единства и борьбы противоположностей. Психика (греч. душа) – продукт и условие сигнального взаимодействия животных и человека со средой. Психоанализ – наука о бессознательных психических процессах. Рабовладельческое государство – исторически первая форма государства, состоящая из антагонистических классов рабов и рабовладельцев, являющихся собственниками земли, средств производства и рабов. Равенство – социально-философская категория, характеризующая организацию общественной жизни, обеспечивающую одинаковое социальное положение всех граждан. Развитие – высшая форма движения, необратимое, закономерное, направленное, качественное изменение. Рационализм – философское направление, признающее познаваемость мира; в узком смысле – направление, согласно которому источником и основой знания является независимое от опыта мышление. Реализм – направление средневековой философии, философская основа католицизма, согласно которой общие понятия предшествуют существованию единичных вещей. Регресс – развитие с понижением уровня организации. Религия– высшая форма мифологического мировоззрения, основой которого является вера в существование сверхъестественных сил. Рефлексия (позднелат. обращение назад) – высшая теоретическая форма самосознания, осмысление собственных предпосылок. Речь (язык) – орудие мышления и сознания, материальная форма их существования, знаковая система, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности (речь - звуковая, язык – зрительная система знаков). Самоорганизация – спонтанный, с непредсказуемой направленностью процесс усложнения открытой неравновесной системы. Самосознание – функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях. Свобода – мера общественного прогресса, способность человека к активной деятельности в соответствии со своими способностями и целями. Свойство (отношение) – признак, принадлежащий объекту самому по себе (признак, сопринадлежащий нескольким объектам). Синергетика (греч. совместный, согласованный) – теория самоорганизации объектов любой природы. Скептицизм– концепция, утверждающая невозможность доказать или опровергнуть возможность познания действительности. Смысл – см. значение. Смысл жизни – ценности, подчиняющие себе жизнь человека. Содержание и форма – категории, характеризующие противоположные стороны предмета: совокупность всех его компонентов и их способа существования, организации. Сознание – социальная функция мозга, форма рационального отражения действительности человеком, опосредованная всеобщими формами общественно–исторической деятельности людей. Солипсизм (лат. единственный и сам) – исходная форма субъективного идеализма, отрицающая реальность вне индивида. Социализация – процесс индивидуального усвоения и развития социально-культурного опыта через включение индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Социалистическое государство – общество, свободное от класса частных собственников на землю и средства производства. Социальнаяфилософия – раздел философии, изучающий сущность общества, его общие законы функционирования и развития. Софистика – способ доказательства, игра смыслом слов, замаскированная внешней, формальной правильностью рассуждений. Справедливость – социально-философская категория, характеризующая разумность общественной жизни, должный способ распределения выгод и тягот совместного существования людей. Статистическая закономерность – закономерность поведения систем, образуемых совокупностью независимых элементов. Субстанция (лат. сущность) – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее движения. Субстрат (лат. основа) – объективная реальность в аспекте качественно элементарных образований. Субъект (лат. лежащий под, в основе) – носитель познавательной деятельности, направленной на объект. Субъективный идеализм – философское направление, которое либо отрицает какую-либо реальность вне сознания человека, либо ставит ее существование в зависимость от активности человека. Сужд Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2887; Нарушение авторского права страницы