Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основной вопрос социальной философии
Чтобы быть человеком, надо жить среди людей. Общество – это способ существования людей. Социальная философияявляется разделом философии, изучающим сущность общества, его общие законы функционирования и развития. Для конкретных наук (социология, культурология, история, экономика, политология, право и т.д.), изучающих отдельные стороны жизни общества, социальная философия выступает в качестве общей теории. Философия формирует целостный взгляд на историю, который не могут предложить частные науки. Философия также акцентирует внимание на аксиологической стороне общественного процесса, рассматривает не только вопросы структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Понятие общества включает в себя процессы производства орудий труда, условий существования людей и воспроизводство самих людей. Основными сферами общественной жизни являются экономическая, политическая и культурная. Экономическая сфера связана с обеспечением жизненных потребностей людей, политическая - обеспечивает управленческую функцию, в сферу культуры входит воспитание человека, производство разного рода знаний и духовных ценностей. Открытие сферы социального является открытием К.Маркса (1818-1883). Ключ к пониманию социальных явлений находится не в природе отдельных индивидов, а в отношениях между ними. Сущность человека, по словам Маркса, определяется не отдельным индивидом, а всей совокупностью общественных отношений. Предметом социальной философии являются не конкретные люди, а общественные связи. Из понятия общественного исключаются чисто индивидуальные явления. Но если существование людей не вызывает сомнения, то формы отношений между людьми выявить сложнее, так как они носят не только материальный характер. Поэтому роль общественных связей длительное время не осознавалась. Общественные отношения – устойчивые связи между социальными группами, характеризующие специфику и социальную структуру общества. Социальная структура предполагает дифференциацию по различным признакам: классовым, национальным, профессиональным, возрастным, половым, территориальным и т.д. «Если по отношению к миру (всей движущейся материи) субстанцией, самообусловленной основой является сам этот мир, то субстанцией общества (в смысле его собственной наиболее глубокой основы) по праву следует считать человеческий труд, который выделил человека из мира животных, остается способом его существования. Без осмысления специфики труда и закономерностей его развития невозможно понять историю общества» [Солопов, С.297]. По объему понятия «труд» и «практика» совпадают [Солопов, 2004, С.298]. Иерархии видов человеческой деятельности - от материальной до интеллектуальной - соответствует система общественных отношений. Одни общественные отношения являются базисными, так как воспроизводятся как незапланированный, объективно детерминированный результат деятельности (материальные, производственные отношения), другие – надстроечными (идеологические отношения), зависимыми от базисных. Носителями общественных отношений (социальной структуры общества) являются государства, народы, классы, партии, семья и другие объединения людей. Общественные отношения проявляются в виде интересов, определяемых местом социальной группы в системе общественных отношений и определяющих стимулы и направленность деятельности. Индивидуальный состав социальных групп может меняться, но сама структура общественных отношений сохраняется. Этим они отличаются от личных отношений, носителем которых выступают конкретные люди. Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель социальной группы (профессиональной, политической и т.д.), выполняющий определенную функцию. Структура социально-философского знания определяется основным вопросом философии применительно к обществу. Основной вопрос социальной философии – вопрос об отношении духовной жизни общества к материальной. Онтологическая сторона: что является определяющим – духовная или материальная жизнь общества. Гносеологическая сторона: возможно ли познание общества (существуют ли объективные законы общественного развития). Гносеологическая сторона вопроса приводит к выделению двух подходов в понимании общества – индивидуализму (или социальному психологизму) и коллективизму. Согласно индивидуализму общественных связей не существует. Понятия общество и общественное сознание выступают как не имеющие ничего общего с реальностью. Следствием такого подхода является отрицание объективных закономерностей развития общества. Так, неокантианцы В.Виндельбанд (1848-1915) и Г.Риккерт (1863-1936) утверждали, что все общественные явления носят индивидуальный, неповторимый характер. Сам Кант связывал социальный прогресс с развитием общей культуры и нравственности. Индивидуализм характерен для представителей цивилизационного подхода в понимании общества. Крайний коллективизм (социальный холизм), напротив, абсолютизирует объективные законы, игнорирует роль личности в истории. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое выражение в учении Г.Гегеля (1770-1831) о «хитрости мирового разума». Умеренного коллективизма придерживается диалектико-материалистический подход, утверждающий неразрывную связь общества и человека. Здесь коллектив является наиболее подходящим средством развития и проявления личности. Сложность социального познания обусловлена тем, что в истории ничего не осуществляется без участия людей. Если в природе законы реализуются в результате объективного взаимодействия предметов, то социальные законы реализуются благодаря сознательной, целенаправленной деятельности людей. Объективные законы истории – это законы человеческой деятельности, характеризующие устойчивое, повторяющееся, существенное в действиях больших масс людей. Законы не даны заранее: история будет такой, какой ее сделают люди. Диалектический материализм отрицает не роль сознания в истории, а абсолютную свободу человека творить историю. Люди при не создают законов, а только действуют в их рамках: ограничивают или расширяют сферу их действия в соответствии с потребностями и интересами. Сами же законы существуют объективно, независимо от сознания людей. В понимании сущности исторического развития до середины XIX века в философии господствовали идеалистические концепции. Идеалистическое понимание общества сводится к признанию определяющей роли духовной жизни общества, воли и желаний отдельных личностей по отношению к материальной жизни. Субъективный идеализм развитие общества объясняет действиями исторических личностей. История общества – биография великих людей. С позиции объективного идеализма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, абсолютная идея, мировой дух. Процесс развития общества не зависит от воли конкретных людей, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Так, Г.Гегель (1770-1831) основу истории видел в саморазвитии мирового духа, который проявляет себя через сознание людей. Идеалистического понимания придерживались до К.Маркса (1818-1883) все материалисты. Французские материалисты XVIII века утверждали, что мнение правит миром, Л.Фейербах (1804-1872) полагал - нравственные чувства. Распространенной доктриной происхождения государства была теория общественного договора. Материалистическое понимание истории (исторический материализм) сводится к признанию определяющей роли общественного бытия («социальной материи») по отношению к общественному сознанию ( основной социологический закон ). Это означает, что вне реального процесса человеческой жизнедеятельности сознание не формируется. Какова реальная жизнедеятельность индивидов, таковы и они (Маркс). А условия и обстоятельства своей жизнедеятельности люди создают в соответствии с социальными законами. Закон «бытие первично, сознание вторично» означает, что бытие в конечном счете определяет сознание, так как общественное сознание существует на основе общественного бытия, отражает его. Например, ряд древнегреческих философов защищали рабовладельческий строй, считая, что люди по своей природе делятся на рабов и рабовладельцев. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, но имеет тенденцию отставать от общественного бытия. Общественное сознание изменяется не только на основе общественного бытия, но и на основе внутренних законов развития. Отражает не только общественное бытие, но и взаимосвязь собственных элементов. Оно может как отставать, так и опережать общественное бытие. Например, теория социализма возникла в эпоху капитализма. Объективность происходящих в обществе процессов имеет природную основу. Очевидно, что плотность населения и уровень производства, политическое устройство и культура зависят от характера климата, почвы, рельефа местности, водных ресурсов, запасов полезных ископаемых, доминирующей флоры и фауны. Поэтому важным открытием в социальной философии является осознание возможности изучения общества как естественно-исторического процесса. Принципиальный шаг в этом направлении сделал К.Маркс (1818-1883). Он преодолел ограниченность натуралистических концепций, разработал научный инструмент анализа общества в форме теории общественно-экономических формаций (ОЭФ). В материалистическом подходе основой общественного развития является материальное производство как специфический способ взаимодействия природы и общества, в натуралистическом – непосредственно природные факторы. Л.Н.Гумилев (1912-1992), например, считал, что развитие этноса определяется проводниками космической энергии, т.е. людьми, обладающими сверхэнергией (пассионариями). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы