Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретические подходы к исследованию самолечения



Глава 1. Теоретические подходы к исследованию самолечения

Данная глава посвящена рассмотрению различных подходов к изучению феномена болезни и лечения в социальных науках. Так, изначально социология здоровья и болезни выделается как специальная социологическая теория с такого направления как социология медицины. Базовые разработки для этой теории начинались с исследования психиатрических и психологических болезней в оптике социального анализа [Э. Дюркгейм 1897; М. Фуко 1961]. Следующим шагом стало изучение физиологической природы болезни и инвалидизации – болезнь принимает физическое или телесное воплощение [Т. Парсонс 1951; И. Гофман 1963]. Так, по мере развития, социология здоровья и болезни, все больше и больше раскрывает социальное содержание болезни, но при этом до конца неисследованными остаются практики и нормы поддержания здоровья, социальные основы стратегий выздоровления и тактики преодоления болезни в целом.

В рамках данного исследования в первую очередь, необходимо определить основные понятия, которые будут использованы в работе. Так существует множество определений понятия «самолечение», все они, в большинстве своём, сосредоточены в поле медицинских исследований. Оконенко Л. Б. и др. Безрецептурный отпуск и самолечение //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. – 2009. – №. 4. Самолечение здесь определяется как «независимый выбор и применение потребителем лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомах, распознанных им самим» С42. При этом, стоит отметить, что данное определение полностью сфокусировано на фармакологической перспективе самолечения и полностью исключает практики нетрадиционной медицины и народной традиции преодоления болезнив целом. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социо- логический анализ. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. — 358с. Социология следующим образом трактует данное понятие - самолечение – это « замещение официальной медицины неким комплексом семейно-бытовых приемов, самодиагностики» и самоназначение и приём лекарственных препаратов с целью преодолеть физическое недомогание [В. Медик, А. Осипов, 2012. с. 322].

Далее в данной главе будут рассмотрены основные подходы к изучению здоровья и болезни, а также некоторые практические находки в сфере социологии медицины, которые наилучшим образом описывают существующую «клиническую картину» болезни и стратегии ее преодоления в оптике социального анализа.

Глава 2. Социальная основа самолечения. Методы преодоления болезни

Медицинская культура

Традиционный научный подход к медицине формировался и развивался на протяжении последних трех веков. До становления медицины основным институтом, который регулировал вопросы здоровья считалась семья. Так же существовали и эзотерические практики преодоления болезней такие как магия, целительство и т.д. В некотором измененном виде подобные практики существуют и в наше время. Так основании исторического опыта болезни сформировались три основные подхода к здоровью и врачеванию: традиционная медицина, народная медицина и альтернативная медицина. Так говоря о народно медицине имеется ввиду весь багаж ВОЗ, Женева Общее руководство по методологиям научных исследований и оценке народной медицины. – 2000. «накопленных знаний, верований и навыков, основанных на теории, убеждениях и опыте коренных народов и представителей различных культур, которые используются для поддержания здоровья, а также для профилактики, диагностики и улучшения состояния при физических и психических расстройствах» С1. В сою очередь альтернативная медицина представляет собой интегрированные в культуру практики здравоохранения, которые не являются частью собственных традиций страны и не включены в основную систему медико-санитарной помощи. Философия и медицина: Учебное пособие /В.П.Кондратьев: Тул. Гос. Ун-т. – Тула, 2002. – 75с Традиционная медицина для России — это западная модель культурно- исторической парадигмы медицинской организации общества отличительными чертами которой являются: преобладание аналитических подходов и научная обоснованность методов и показаний, «редукционизм - разделение психического и соматического в человеке» С9; сосредоточенность на теле болезни и способах ее излечения; демократизм медицины и ее политичная организация и контроль. Феномен смоления присущ для всех трех идеологий которые в современном обществе в силу различных стилей жизни переплетаются и часто используются в комплексе.

В условиях активного становления институтов здравоохранения общество формирует и специфический язык – медицинскую культуру как часть мировой культуры, которая включает в себя систему научных и ненаучных знаний, социальных и биомедицинских технологий, ценностей и норм, которые направленны на сохранение жизни и улучшения здоровья человека. Впервые проблема медицинской культуры формируется медиками М. Жарова Медицинская культура российского общества Журнал ГлавВрач, №6, 2011, . 87 – 95. …. Силуянова И. В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма //Экономика здравоохранения. – 2000. – №. 1. – С. 5-8. [И. Силуянова, 2000 М. Жарова, 2011]. Данное понятие изначально отражало профессиональный медицинский аспект, который связан с врачебной этикой и медицинской деонтологией. В контексте критических течений где институциональная медицина обвиняется в том, что роль пациента сводится к пассивному участию и принятию указаний клинициста, всеобщая медикализация приводит к тому, что жизнь человека рассматривается как проблема соотнесения здоровья и болезни, человеческое тело превращается в объект медицинского контроля и исследований, а сам человек становится потенциальным пациентом. Формируется второй полюс медицинской культуры теперь она распадется на профессиональную и индивидуальную. Если первая – это чаще объект теоретических разработок и исследований профессиональных врачей, то поле индивидуальной медицинской культуры — это, скорее, объект требующий многомерного, социального анализа. Так, индивидуальная медицинская культура – это совокупность знаний, опыта и средств воспроизводства медицинских практик, которые индивид использует для сохранения и изменения состояния здоровья. Индивидуальная медицинская культура базируется на общей социальной культуре сообщества (страны, региона), но при этом приобретает отличительные характеристики в рамках локальных сообществ (семьи) и, в следствии, биографического опыта индивида в целом. Исходя из этого, медицинская социализация — это основной инструмент, который определяет и фокусирует индивидуальную медицинскую культуру личности.

Глава 3. Методология

Глава 1. Теоретические подходы к исследованию самолечения

Данная глава посвящена рассмотрению различных подходов к изучению феномена болезни и лечения в социальных науках. Так, изначально социология здоровья и болезни выделается как специальная социологическая теория с такого направления как социология медицины. Базовые разработки для этой теории начинались с исследования психиатрических и психологических болезней в оптике социального анализа [Э. Дюркгейм 1897; М. Фуко 1961]. Следующим шагом стало изучение физиологической природы болезни и инвалидизации – болезнь принимает физическое или телесное воплощение [Т. Парсонс 1951; И. Гофман 1963]. Так, по мере развития, социология здоровья и болезни, все больше и больше раскрывает социальное содержание болезни, но при этом до конца неисследованными остаются практики и нормы поддержания здоровья, социальные основы стратегий выздоровления и тактики преодоления болезни в целом.

В рамках данного исследования в первую очередь, необходимо определить основные понятия, которые будут использованы в работе. Так существует множество определений понятия «самолечение», все они, в большинстве своём, сосредоточены в поле медицинских исследований. Оконенко Л. Б. и др. Безрецептурный отпуск и самолечение //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. – 2009. – №. 4. Самолечение здесь определяется как «независимый выбор и применение потребителем лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, для профилактики и лечения нарушений самочувствия и симптомах, распознанных им самим» С42. При этом, стоит отметить, что данное определение полностью сфокусировано на фармакологической перспективе самолечения и полностью исключает практики нетрадиционной медицины и народной традиции преодоления болезнив целом. Медик В.А., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социо- логический анализ. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. — 358с. Социология следующим образом трактует данное понятие - самолечение – это « замещение официальной медицины неким комплексом семейно-бытовых приемов, самодиагностики» и самоназначение и приём лекарственных препаратов с целью преодолеть физическое недомогание [В. Медик, А. Осипов, 2012. с. 322].

Далее в данной главе будут рассмотрены основные подходы к изучению здоровья и болезни, а также некоторые практические находки в сфере социологии медицины, которые наилучшим образом описывают существующую «клиническую картину» болезни и стратегии ее преодоления в оптике социального анализа.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь