Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НЕПРИЯТНОСТИ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ



Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: ты ли тот, который должен придти, или ожидать нам другого?

…А в это время он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют.

И блажен, кто не соблазнится о мне!

(Лука, глава 7, стихи 19, 21-23)

Тем временем Иоанн Креститель сидел себе накрепко в крепости Махер.

Режим этой тюрьмы не был чересчур строгим: даже будучи заключенным, сын Захарии мог внимательнейшим образом следить за всеми делами и поступками своего кузена. У него по-прежнему были ученики, он даже ухитрялся их регулярно поучать. Все это лишний раз доказывает, что Ирод вовсе не походил на жестокого тирана, каким его рисуют христиане, а, напротив, был само воплощение терпимости и доброты.

Обычно заключенные не знают ничего о том, что происходит за стенами их темницы, а когда под замок попадает главарь шайки злоумышленников, ему тем более не позволяют общаться со своими сообщниками. Несмотря на это, приверженцы Иоанна Крестителя, как и прежде, бродяжничали по всей стране, нищенствовали, крестили простаков, взимая с них деньги, и частенько посещали своего вожака; как видно, у них было на то разрешение, составленное и подписанное с соблюдением всех формальностей.

— Ну что? — встречал их Креститель. — Какие новости?

— Фарисеи, как всегда, не слезают со своего конька — законов Моисеевых. Они собираются запретить нам крестить народ по субботам.

— Меня это не удивляет. А как дела у Иисуса?

— Говорят, он творит чудеса по городам и селам. Иногда он даже принимает вызовы на дом…

— Проклятье! Первое чудо, которое он должен был бы совершить, это вытащить меня из каталажки. Конечно, здесь мне не так уж плохо: кормежка довольно приличная, постель для тюремной даже роскошная и директор ко мне благоволит, разрешая всяческие поблажки, но все равно я тут дурею от скуки! Я ведь так люблю свежий воздух пустынь!

Эти размышления навели Крестителя на мысль, что, может быть, Иисус вовсе не был тем самым мессией, приход которого он должен был возвестить: иначе как объяснить подобную забывчивость ходячего Слова по отношению к своему предтече?

И вот Креститель выбрал двух своих приверженцев и отправил к сыну голубя со следующим посланием: «Будь столь добр, растолкуй подателям сего письма, действительно ты тот, кто должен был прийти, или нам ожидать другого? » Два крестителя отправились на поиски Иисуса и встретили его в Наине. Когда они выполнили возложенное на них поручение, миропомазанный сказал себе: «Вот так штука! Даже мой предтеча во мне сомневается… Я прекрасно знаю, чего ждет от меня мой кузен. Мне, конечно, было бы раз плюнуть вызволить его из тюрьмы… Ну, погоди, дружище! Раз ты еще сомневаешься в моей божественности, я совершу такие чудеса, что все твои ученики вытаращат глаза и уверуют, зато того чуда, которого ты хочешь не видать тебе, как своих ушей! »

По счастливой случайности, когда ученики Крестителя предстали перед Иисусом, вокруг последнего толпились всевозможные больные и калеки: горбатые, слепые, хромые безногие, безрукие, прокаженные, бесноватые, чахоточные, страдающие от оспы, катара, водянки и лихорадки. Кроме того его осаждали заплаканные родственники со своими дорогими покойниками в гробах.

Иисус повернулся к посланцам Крестителя и сказал: — Значит, ваш учитель не уверен, что я настоящий мессия? В таком случае откройте пошире глаза и смотрите'

Он вытянул руку, произнес несколько каббалистических слов, сделал непонятный жест. И в тот же миг все больные стали здоровыми, у всех калек выросли недостающие члены а все покойники приподняли сосновые крышки своих гробов, выскочили наружу и пустились от радости в пляс.

— Ну, что теперь скажете? — спросил Иисус, — Видели вы подобные чудеса? Ученикам Крестителя пришлось признаться, что чудо было первого сорта.

— Подите расскажите Иоанну, — продолжал сын голубя, — о том, что слышали и видели: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и я всем им читаю бесплатные проповеди. И если это его не наставит на ум, значит, он просто не хочет в меня верить. Крестители приуныли. Они поняли, что Иисус действительно мессия, но в то же время убедились, что он исцеляет всех подряд, не требуя ни от кого вознаграждения. Это их жестоко уязвило. Евангелие дает понять, что ученики Крестителя, узнав, что Иисус произносит проповеди «за так», были совершенно убиты.

Они пожали плечами и буркнули:

— Кто раздает товар даром, тот вредит торговле, чума его забери!

Иисус прекрасно понял, что они хотели сказать. Поэтому он добавил:

— Послушайте-ка, вы, чего это у вас такие кислые рожи? Если я произношу мои речи даром, это касается только меня одного, понятно? Кроме того, горе тому, кто будет мною недоволен. Гореть ему в аду и не сгореть, это я вам говорю!

Крестители не стали дожидаться продолжения и поспешили ретироваться.

Толпа вокруг Иисуса была на его стороне, и отовсюду уже слышался ропот против каких-то незнакомцев, позволивших себе усомниться в совершенных им чудесах. Тоже мне, выискались контролеры! Кое-кто поговаривал, что надо бы догнать наглецов и накостылять им шею, другие открыто поносили самого Иоанна Крестителя, поминая его самыми крепкими словами. Миропомазанный почувствовал, что ему пора утихомирить своих слишком ретивых сторонников.

— Полно вам! — сказал он. — Креститель, в сущности, не такой уж плохой человек. Он просто убит всеми неприятностями, которые ему приходится терпеть в своем клоповнике. Недоваренный горох и гнилая солома — вот и вся причина его недовольства. Тем не менее, это не мешает ему оставаться пророком. Он объявил о моем приходе, он назвал меня агнцем божьим, — это было с его стороны весьма любезно, и надо воздать ему должное. Поэтому я вам советую не поднимать шума из-за его плохого настроения. В этом нет преступления.

Так как кое-кто все еще удивлялся, слыша столь благодушные речи, Иисус добавил:

— Да, да, друзья мои, он не виноват. Зато есть другие люди, куда более зловредные, чем несчастные ученики моего кузена. Я говорю о фарисеях. О, эти никогда не бывают довольны! Когда Креститель начал питаться одной саранчой, они говорили, что он одержим злым духом. Но вот я люблю поесть, как все, и выпить не дурак, а они твердят, будто я веду предосудительный образ жизни и посещаю места злачные… Что бы ты ни сделал, они всегда к тебе придираются! Поэтому самое лучшее — не обращать внимания на их болтовню. Вы уж мне поверьте!

Когда посланцы вернулись к Иоанну Крестителю, тот забросал их вопросами:

— Ну как? Что он говорил?

— Он и в самом деле мессия, этого нельзя отрицать, — ответили посланцы. — Он творит чудеса и болтает без умолку. И если он тебя не освобождает и не вызволяет из этой крепости, то лишь потому, что твои затруднения ему на руку. Недаром говорят, что ближние родственники редко любят друг Друга. Если бы ты был для Иисуса посторонним, он бы давно пришел к тебе на помощь, но ты его кузен, а потому он решил: пусть, мол, выпутывается сам как знает!

— То есть, иначе говоря, пусть сидит в тюрьме до скончания века!

И тогда, в отчаянии, что божественный братец его покинул. Иоанн Креститель вырвал у себя четыре пучка волос и принялся колотиться головой о стену (смотри евангелия от Матфея, глава 11, стихи 2-19; от Луки, глава 7, стихи 18-35).

 

Глава 35

ИИСУС ОБЗАВОДИТСЯ ПОДРУГОЙ

Некто из фарисеев просил его вкусить с ним пищи; и он, войдя в дом фарисея, возлег.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; и, став позади у ног его и плача, начала обливать ноги его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала миром.

(Лука, глава 7, стихи 36-38)

Фарисеи, как мы уже говорили, не жаловали Иисуса. Но, несмотря на всю свою неприязнь, кое-кто из них относился к нему с известной долей любопытства. Таким людям хотелось познакомиться поближе с человеком, пользующимся славою великого исцелителя. Мы уже видели, как Никодим тайком приходил к сыну голубя, чтобы потолковать с ним по душам.

Точно так же и в Наине нашелся любознательный фарисей, по имени Симон. В местной секте фарисеев он был большой шишкой. И вот однажды он решил испытать всемогущество назаретянина или по крайней мере просто побеседовать с ним в интимной обстановке.

Как-то утром Иисус получил записку следующего содержания:

«Фарисей Симон завтра устраивает прием. Он будет счастлив видеть у себя Иисуса из Назарета».

Наш неунывающий герой тотчас сообщил Симону, что принимает приглашение. И вот в назначенный час он переступил порог фарисейского жилища.

По обычаю того времени, когда гостю хотели оказать честь, ему при входе в дом предлагали помыть ноги, обрызгивали его благовониями и даже целовали в щеку.

Фарисей, которому просто хотелось посмотреть, как выглядит мессия, пренебрег всеми этими условностями. Он встретил Иисуса довольно сдержанно, ограничившись самыми банальными комплиментами:

— Счастлив познакомиться… Я много о тебе наслышан и давно мечтал пригласить к завтраку. Прошу без церемоний, закусим, чем Бог послал… Надеюсь, ты не будешь на меня в обиде.

Иисус ответил в том же духе. В конечном счете всякие почести были ему безразличны: главное, чтобы угощение оказалось на высоте и в достаточном количестве.

Он спокойно уселся за стол и, пока шел разговор о погоде, подналег на жаркое, стараясь проглотить побольше. В сущности, так и следовало держаться: ведь его пригласили не из дружбы, а из любопытства, значит, он и должен был вести себя соответственно.

В беседе он придерживался самых общих тем и никак не проявлял своего всемогущества.

Тем временем по городу разнесся слух, что Иисус закусывает у Симона. Подстегиваемые любопытством зеваки сбегались отовсюду и под разными предлогами проникали в дом гостеприимного фарисея. Соблюдая обычаи страны, слуги всех пропускали в пиршественный зал. Двери не успевали закрываться.

И тут к плотнику-чудотворцу вдруг проскользнула какая-то женщина, ухитрившаяся затесаться в толпу. Это была молодая, довольно легко одетая и еще хорошенькая блондинка. В руках у нее был алавастровый горшок с благовониями.

Очутившись рядом с Иисусом, блондинка бросилась к его ногам. Горшок выпал у нее из рук и разбился. Благовония растеклись по полу. Тогда, заплакав от досады, красотка распустила волосы, намочила их в разлившемся масле и принялась этой импровизированной губкой вытирать пыльные лапы сына голубя.

Присутствующие слегка удивились при виде этого многозначительного обряда. По обычаям того времени он означал решительное объяснение в любви. Симон был в таких делах знатоком, и ему сразу все стало ясно. Тем временем она умащала, и умащала, и умащала пятки, щиколотки, икры и прочие чувствительные места Иисуса, который жмурился, хихикал и повизгивал от приятного щекотания, производимого белокурыми волосами красотки.

Все бы ничего, да вот беда: красотка-то была далеко не строгих нравов. Белыми розами за добродетель ее бы не увенчали нигде, а тем более в Иудее. Наоборот, благодаря своим похождениям она пользовалась известностью совсем иного рода. Звали ее Мария. Она была замужем, но недавно послала своего супруга куда подальше, предварительно украсив его развесистыми рогами. Супругом ее был некий Паппус, сын Иудин, по профессии законник. Красотка устроила ему поистине веселую жизнь.

В первые дни своего рогоношения Паппус пробовал было возмущаться. Он даже ревновал, — об этом пишут все ученые богословы, — и запирал бедняжку Марию в своем доме.

Это ему помогло как мертвому припарки. Мария украшала голову супруга все новыми отростками. Садовник, кучер, лакей, повар, швейцар, разносчик, приносивший хлеб, приказчик бакалейщика, приходивший со счетами, — все ей годились. Она была ненасытна. Когда ее любовники уже изнемогали, она все еще призывно вздыхала.

В одно прекрасное утро, воспользовавшись недолгим отсутствием Паппуса, Мария удрала с молодым офицериком, которого заприметила из окна.

Офицер служил в гарнизоне Магдалы. Мария перебралась в этот город. У раздосадованного мужа хватило ума плюнуть на изменницу и забыть ее, и тогда ничем не стесненная красотка пустилась во все тяжкие, наверстывая упущенное.

Самые набожные комментаторы признают, что блудливая красотка, наставив рога мужу, не обошла и своего любовника. Короче, ее подвиги были столь многочисленны, что целый город разделил с ней славу, и теперь, говоря о Марии, ее называли не иначе как «Магдалина», ибо за несколько месяцев она ухитрилась переспать почти со всем мужским населением Магдалы.

Впервые увидев Иисуса, Магдалина решила:

— Будь я неладна, если не подцеплю этого красавчика!

С тех пор она преследовала его повсюду, строила ему глазки и присутствовала почти на всех его представлениях с чудесами. Так и в Наине она очутилась как раз вовремя, чтобы увидеть чудо воскрешения сына вдовы. Наконец, раздосадованная, что Иисус ее не замечает, она дерзко проникла в дом, где миропомазанный насыщался за столом фарисея Симона.

Теперь-то Магдалина была уверена в успехе! И действительно, сын голубя не только ее заметил, но даже милостиво позволил красотке щекотать и целовать свои ноги.

Между тем фарисей Симон был глубоко шокирован. Возможно ли, чтобы человек, выдающий себя за пророка, оказался таким слепцом? Позволять Бог знает какой дамочке целовать себе ноги — это уже само по себе скандал. Но не видеть, что эта прилипчивая блондинка просто-напросто потаскушка, — это уже слишком!

«Ну и стерва! — говорил он про себя. — Однако Иисус-то, Иисус! Пусть теперь рассказывают кому угодно, что он предвидит будущее, — только не мне. Ему бы для начала не мешало разобраться в настоящем. Одно из двух: либо он видит, что имеет дело с проституткой последнего сорта, либо не видит. Если нет, то он такой же пророк, как тот горшок под кроватью, а если да, в таком случае хорош же он гусь! »

Видите, к чему может привести недостаток веры! Вот что значит неправильная точка зрения!

Иисус тотчас прочел в душе Симона все, что тот о нем думал, и решил преподать ему короткий, но памятный урок.

Протянув красотке ногу, чтобы той удобнее было его щекотать, он обратился к фарисею и сказал:

— Симон, я хочу шепнуть тебе пару слов.

— Давай, шепчи, — усмехнулся хозяин дома.

— У одного кредитора было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой — пятьдесят. Видя, что ему вряд ли удастся вернуть свои деньги, потому что оба должника были бедны, как синагогальные крысы, он плюнул и решил быть великодушным. Призвав обоих, он им сказал:

«Друзья мои, вы мне должны кое-какую мелочь, но я хочу вас облагодетельствовать. Забудем это, и дело с концом! » Разумеется, должники закричали от радости и рассыпались в благодарностях. Но, скажи мне, Симон, кто из них должен испытывать большую благодарность к бескорыстному заимодавцу?

— Разумеется тот, кому была прощена более крупная сумма! А как же иначе?

— Ты правильно рассудил.

— Ну и что дальше?

— А дальше то, что мое сравнение относится к тебе и к этой женщине.

— Ты что, смеешься?

— Отнюдь! Наоборот, я говорю совершенно серьезно. Когда я вошел в твой дом, ты не предложил мне даже воды по обычаю омыть ноги… О, я говорю не в упрек, просто я констатирую факт… А эта женщина надушила мне пятки самыми изысканными благовониями. Хочешь понюхать? Ты сам убедишься, как они благоухают…

— Я и так верю, учитель.

— Ты не поцеловал меня даже в щеку, как принято, а она меня целует не в щеку, она целует мои ноги, и смотри с каким пылом! Значит, эта хорошенькая блондинка любит меня больше, чем ты, потому она и выражает свою признательность…

— Признательность? За что?

— Как за что? За услугу, которую я ей оказал и о которой ты даже не догадываешься!

— Какая же это услуга, скажи на милость?

— Я обладаю властью прощать грехи, Симон. Тебя это, может быть, удивляет, но тем не менее… Усаживаясь за твой стол, я простил тебе несколько грешков, которые были у тебя на совести, хотя ты, разумеется, ничего не заметил. Точно так же, позволив этой женщине целовать свои ноги, я очистил ее душу от скверны, и можешь мне верить, она в этом давно уже нуждалась. Сия хорошенькая блондинка это поняла и потому меня возлюбила… Она и есть тот должник, которому великодушный заимодавец простил долг в пятьсот динариев.

Однако Симон все еще не был убежден: в вопросах веры он отличался удивительным упрямством.

— С чего же вдруг такое предпочтение этой гулящей девке? — спросил он.

— Оно вполне естественно: из-за характера ее грехов. У меня непреодолимая склонность к потаскушкам. Чем больше женщина предается любви, тем она мне милее. А этой особенно «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лука, глава 7, стихи 36-50).

Фарисей Симон промолчал. Но душа его раз и навсегда закрылась перед учением Иисуса Христа, и про себя он подумал, что следующий раз поостережется приглашать к себе в дом гостей со столь сомнительной моралью.

Евангелие опускает конец этой истории.

А между тем совершенно очевидно, что Магдалина, видя, с какой благосклонностью принимал Иисус ее заигрывания, не успокоилась на достигнутом. Я, например, уверен, что она увела сына голубя к себе.

Когда мужчина позволяет женщине щекотать себе подошвы кисточкой из ее собственных белокурых волос, вряд ли он собирается ограничиться только этим.

Кроме того, если богословы из кожи вон лезут, стараясь доказать непорочность матери ходячего Слова, Марии, то они даже не пытаются утверждать, будто Иисус успешно сопротивлялся заигрываниям многочисленных девиц, с которыми проводил дни и ночи.

Фарисей Симон, не веривший в Христа, мог быть шокирован его безнравственностью. Святоши, наоборот, считают любую, даже вполне недвусмысленную, милость любого персонажа со священным саном чуть ли не даром божьим. Так, если священник, то есть лицо, в коем пребывает частица благодати господней, позволяет себе порезвиться с маленькой девочкой, добрые христиане не видят в том ничего плохого. Гражданские законы осуждают чересчур темпераментных священников, зато церковные законы их оправдывают. Служитель Иисуса, посаженный в тюрьму за прелюбодеяние или развращение малолетних, сейчас же объявляется мучеником, а его жертва или соучастница прелюбодеяния становится, сподобившись благодати, чуть ли не святой.

Тем более, почему бы самому Иисусу не освятить Марию, сделав ее своей любовницей?

Неверная супруга доктора Паппуса, которая обманывала всех своих любовников, не исключая офицерика из Магдалы, обрела в объятиях сына голубя давно утраченную невинность. Она пылко влюбилась в Иисуса, и тот был этим весьма доволен. Еще бы! Ведь он оказался первым любовником Магдалины, избавленным от рогов.

Мы еще вернемся к любовным похождениям Христа и Марии Магдалины. Существование этой связи отрицают лишь некоторые богословы, известные своим слепым фанатизмом. И наоборот, ее безоговорочно признают многочисленные отцы церкви, в частности аббат Дедосса де ла Бом, каноник коллегии святого Агрикулы Авиньонского, прославленный автор «Христиады, или Возвращенного рая».

 

Глава 36

СЕМЬЯ ПО ИИСУСУ ХРИСТУ

И дали знать ему: матерь и братья твои стоят вне, желая видеть тебя. Он сказал им в ответ: матерь моя и братья мои суть слушающие слово божие и исполняющие его.

(Лука, глава 8, стихи 20-21)

Веселый и довольный своею победой, мессир Иисус вернулся в Галилею, в окрестности Назарета. Его непреодолимо тянул к себе этот город, где ему доставались одни тычки да затрещины. Казалось, он дал себе клятву, что последнее слово все-таки останется за ним.

Сначала он пытался создать себе здесь репутацию пророка, произнося вдохновенные речи, но сограждане подняли его на смех. Затем он обманом пробрался в синагогу, чтобы сыграть роль ученого доктора из Иерусалима, но был опознан, согнан с возвышения и едва не сброшен в пропасть с горы. На сей раз сын голубя решил добиться успеха с помощью женщин.

Он уже заранее предвкушал, как потрясет своих земляков, когда явится в сопровождении Магдалины, дамы и впрямь весьма эффектной и к тому же невероятно богатой.

Быть любимым и чтобы тебя любили ради тебя самого, — об этом можно только мечтать!

Если у Иисуса была такая мечта, сейчас она осуществилась.

Его, нищего, полюбила женщина с завидным состоянием. Он был совсем не красив и тем не менее, обзавелся очаровательной любовницей, аппетитной, как наливной ранет.

Впрочем, о чем я говорю? Теперь у него была не одна, а целая куча влюбленных в него почитательниц! За ним повсюду следовал настоящий гарем! Любимой султаншей была, разумеется, Магдалина, однако справедливости ради необходимо заметить, что не только она дарила Иисуса своим вниманием.

В евангелии упоминаются имена еще двух его поклонниц:

Иоанны и Сусанны. О Сусанне нет никаких сведений, разве что ее имя на древнееврейском означает «цветок лилии». Что же до Иоанны, то святой Лука сообщает, будто она была супругой некоего Хузы, управляющего в одном из имений Ирода. Увидев однажды Иисуса, эта Иоанна сказала себе: «Вот мужчина, который мне нужен! » И, реализовав свое имущество, бросила мужа, чтобы последовать за Христом.

— Кто меня любит, пойдет за мной! — твердило ходячее Слово.

И действительно, за ним ходила толпа женщин, бывших супруг, сбежавших от своих мужей, либо потаскушек с почасовой или разовой оплатой. Все они были отчаянными любительницами запретных яблочек, и все были без ума от своего господина и повелителя.

Они так обожали Иисуса, что готовы были его содержать на свои деньги. Он, со своей стороны, без стеснения пользовался их добротой.

И пусть не думают того читатели, что я преувеличиваю! В евангелии об этом написано черным по белому.

Откройте Евангелие от Луки, главу восьмую, стихи второй и третий. Там говорится довольно прозрачно, что с ним были «…некоторые женщины, которых он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили ему имением своим».

Как видите, деваться некуда, господа попы!

Так написано: «служили ему имением своим», и подписано: «святой Лука».

Я полагаю, вам известно, как называют фрукта, позволяющего, чтобы женщина «служила ему имением своим»? Название это слишком неприлично, чтобы я мог его написать, хотя тот, о ком идет речь, вполне его заслужил, а потому я прошу позволения заменить общепринятый термин более современным и менее грубым именем нарицательным — альфонс.

Итак альфонс Христос считал себя выше всех предрассудков. Он начал с бродяжничества и дошел до того, что попал на содержание к своим дамам. Ступив на эту дорожку, он должен был неминуемо кончить виселицей, что в конечном счете и произошло, ибо крест играл в те времена роль вульгарной виселицы. Прелестный персонаж, не правда ли? Священники избрали образцом для христианнейших овечек вполне законченный тип героя. Похоже, что священники решили просто поиздеваться над доверчивыми простаками, создав легенду о совершенно фантастическом богочеловеке и наделив его чертами бродяги, помноженного на альфонса, вместо того чтобы сделать из него почтенного отца семейства, добродетельного гражданина и честного труженика!

Но нет, видимо, такова уж сама природа всех религий, что они обожествляют и канонизируют самые отвратительные человеческие черты.

Это весьма примечательно. Создатели культов, принимаясь за дело, наверное, рассуждают следующим образом:

— Чтобы дурачить народ, надо заставить его поверить в некое высшее существо, своего рода сверхъестественного паяца, которым мы управляем, как марионеткой. Но, чтобы это высшее существо стало понятным и близким для простых умов, необходимо придать ему сугубо материальную форму, нужно заставить его провести хотя бы несколько лет в знакомой всем земной обстановке, в человеческой шкуре. Однако, если мы начнем обожествлять настоящего человека, справедливого, честного, трудолюбивого, достойного всяческого уважения, как сын, отец и супруг, наделенного всеми добродетелями великих людей, в этом не будет никакой нашей заслуги. Таких людей уважают и без нас, и мы окажемся ни при чем. Наша задача, задача богословов, совсем иная. Нам надо пожонглировать алогизмами, нагромоздить абсурд на абсурд, представить порок добродетелью, а зло — добром, и, запутав таким образом простофиль, овладеть их умами. Поэтому превратим-ка мы нашего бога в самого последнего бродягу!

Для начала пусть у него будет самое нелепое происхождение, скажем — от птицы. Затем сделаем его дурным сыном и братом, а заодно лентяем, предпочитающим праздность труду. Пусть он, вместо того чтобы уважать законы своей страны, то и дело их преступает и нарушает. Пусть занимается шарлатанством, нищенством и воровством. Пусть бродяжничает с проститутками, которые будут его содержать на заработанные ими деньги. Пусть избирает себе спутников среди самых последних негодяев и даже среди такого отребья, как предатели родной страны. Пусть он прелюбодействует сам и оправдывает прелюбодеяние. Пусть будет наделен всевозможными пороками: тщеславием, малодушием, бесчестностью и лживостью. И пусть его жалкая жизнь завершится вполне заслуженным концом: пусть его с позором повесят на виселице между двух воров, один из которых окажется его приятелем. И тогда, придумав легенду, которая с начала до конца должна была бы воплощать образ Сатаны, мы скажем народу: «Это Бог, молитесь на него! » А все те, кто окажутся настолько слепыми, что все увидят в этой басне ничего, кроме грязи, лжи и преступлений, да будут навеки прокляты и отринуты, даже если они сами когда-то удостоились обожествления. Те же, кто поверит в нашу легенду и склонится перед нашей богословской фикцией, — это наша добыча! Они будут принадлежать нам, душой и телом, и все их деньги тоже потекут в нашу мошну.

Вот единственное объяснение, какое можно дать по поводу проблемы боготворчества. Чем презреннее персонаж, тем легче выдавать его за бога. Ведь совершенно очевидно, что нельзя основать никакую религию, предварительно не одурачив народные массы. Поэтому, чтобы создать новый культ, надо сначала поставить с ног на голову все понятия естественной человеческой морали.

Исходя из этих принципов, теоретики христианства и творили миф об Иисусе, без всякого стеснения придавая своему герою черты человека, докатившегося до последних ступеней низости.

И при этом еще имели наглость признавать, что даже его родные краснели за него от стыда.

Когда семья Иисуса прослышала, что он снова направляется к Назарету, все ее члены не знали, куда им деваться. Они проклинали несчастного бродягу, словно бы задавшегося целью покрыть их бесчестьем и позором.

Пытаясь хотя бы внешне соблюсти приличия, родственники делали вид, что жалеют Иисуса.

— Бедный парень! — отвечали они тем, кто приходил им рассказать об очередных выходках бывшего плотника. — Он сошел с ума! Он окончательно рехнулся! Он уже не отвечает за свои поступки.

В глубине же души, они считали своего родственничка отпетым негодяем, которого необходимо как можно скорее упрятать в такое место, где он уже не сможет откалывать свои номера.

С этой целью они всем скопом вышли навстречу Иисусу, чтобы схватить его и посадить под замок.

Эта подробность зафиксирована в Евангелии от Марка (глава 3, стих 21): «…ближние его пошли взять его, ибо говорили, что он вышел из себя».

Дело было семейное, и в нем решили принять участие все родственники Иисуса: братья, сестры, кузены, и даже его мать Мария не захотела остаться в стороне.

Во главе экспедиции встали четыре брата Христа: Иаков, Иосия, Иуда и Симон (Марк, глава 6, стих 3).

Однако, когда они пришли к месту встречи, добраться до Иисуса оказалось невозможно. Сын голубя исцелял очередного бесноватого, который, по словам евангелиста Матфея, был нем и слеп, а по словам евангелиста Луки, только нем. Миропомазанного бдительно охраняли его апостолы: он заранее приказал им ни в коем случае не подпускать к нему родственников, если тем вдруг придет в голову мысль явиться за ним из Назарета. Как видите, он не слишком доверял своей семье.

Все это происходило на большой дороге. Фаворитки Иисуса отдыхали в ближайшей харчевне. Вокруг ходячего Слова и его апостолов собралась многочисленная толпа.

Иисус велел подвести к нему бесноватого.

— Надеюсь, ты не глухой? — спросил его сын голубя. Тот отрицательно покачал головою.

— Превосходно! В таком случае слушай, что я тебе скажу. Друг мой, ты онемел и ослеп (будем придерживаться версии святого Матфея), потому что в тебя вселился нечистый. Вместо того чтобы лечить тебя от немоты и слепоты, я просто выгоню из тебя дьявола, и тогда ты прозреешь и заговоришь. Бесноватый или не бесноватый, в любом случае слепонемой, мечтал вновь обрести зрение, а главное — способность говорить. Естественно, что он не стал возражать против поставленного Иисусом диагноза. Ему не терпелось исцелиться.

— Эй, дьявол! — закричал Иисус. — Кто тебе позволил избрать жилищем тело этого человека? А ну, выходи, тебе приказываю!

Вы, конечно, не сомневаетесь, друзья читатели, что нечистый дух поспешил повиноваться. Он выскочил изо рта калеки, как всегда испуская громкие вопли, чтобы не отступать от заведенного обычая. Исцеленный тотчас открыл глаза и принялся рассказывать всякие анекдоты, лишь бы показать, что язык у него действует хоть куда.

Чудо, как и следовало, ожидать, привело толпу зевак в восторг. Лишь несколько уличных писцов — евангелисты их называют книжниками, — специально присланных фарисеями из Иерусалима, скорчили недовольные мины и обратились к собравшимся:

— Люди добрые! Вместо того чтобы восхищаться чудесами этого человека, вам бы надо намылить ему шею и намять бока! Как может он изгонять простых бесов, если не силою Вельзевула, князя бесовского? Видно, он с ним в сговоре, не иначе!

Намек книжников попал в уязвимое место; как образец инсинуации это была находка.

Иисус тотчас почувствовал опасность и ответил ударом на удар.

— Что вы понимаете в таких делах, простофили? — вскричал он. — Не считайте дьявола таким глупцом! Чего это ради станет он мне помогать? Чтобы я изгонял его потом из бесноватых? Хорошенькое дело! Враг человеческий себе не враг. Всякий дом, разделившийся сам в себе, когда стены его не поддерживают друг друга, вряд ли устоит. И если Сатана Сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?

Довод был веский. К тому же публика была явно на стороне Христа. Книжники поспешили надеть шляпы и убраться подобру-поздорову под свист и улюлюканье толпы.

Пользуясь случаем, Иисус обратился к собравшимся с речью, изъясняясь по привычке главным образом притчами. Он рассказал историю о том, как некий человек засеял свое поле добрым зерном. Ночью пришел его недруг и засеял то же самое поле дурным зерном. Доброе зерно и дурное зерно взошли вместе, но последнее оказалось сорняком, который душил пшеницу. Тогда, чтобы собрать хорошее зерно, этому человеку пришлось выполоть сорняки со всего поля — работа, надо прямо сказать, весьма нудная и утомительная; он мог бы ее избежать, если бы помешал своему врагу посеять ночью дурное зерно, то бишь плевелы.

Смысл этой притчи, взятой из старых восточных басен, уловить нетрудно:

— То, что говорю вам я, — это хорошее зерно, а потому верьте мне на слово. Главное же — боже вас упаси слушать тех, кто вздумает меня дискредитировать, ибо их слова — это плевелы. Если вы будете слушать моих врагов, вы перестанете остерегаться, перестанете мне верить, и тогда плевелы неизбежно задушат пшеницу.

Священники то и дело вспоминают эту притчу, вложенную ими в уста их бога.

В противовес ей человеческая мудрость создала пословицу: «Кто слышит один колокол, слышит один звук». Следовательно, для того чтобы составить правильное представление о каком-либо учении, религии и ее служителях, необходимо прислушиваться не только к тем, кто восхваляет, но и к тем, кто критикует.

Священники не случайно заменили мудрую пословицу басней о пшенице и плевелах.

— Берегитесь, овечки, молодые и старые! — говорят они. — Не читайте антиклерикальных книг и не слушайте атеистических лекций! В вас с колыбели воспитывали веру в нелепости и доверие к пороку. Эту веру и это доверие вы сохраните лишь в том случае, если будете избегать всего, что может вас убедить в обратном.

С точки зрения борьбы за души человеческие это бесчестный прием, но что осталось бы от религии, если бы она взяла на вооружение честность?

Итак, апостолы и толпа смаковали притчу.

Оттесненные в самые задние ряды, родственники Иисуса совещались. Момент для того, чтобы схватить бродягу, был явно неподходящий. Собравшиеся наверняка воспротивились бы открытому похищению.

Тогда семья Иисуса решила прибегнуть к хитрости и сначала заманить миропомазанного в укромное место. Братья сказали, что хотели бы с ним поговорить. Кто-то из толпы вызвался им помочь.

— Равви! — обратился он к Иисусу, — Здесь вся твоя семья: мать, сестры, братья и все твои родичи. Они специально пришли из Назарета, чтобы повидаться с тобой.

— Плевать мне на всех этих людей! — ответил Иисус. — Пусть возвращаются туда, откуда явились!

— Постой, равви, ты разве не слышал: здесь твоя старая матушка!

— А я тебе говорю, что мне до них нет дела! Толпа раздвинулась; Мария, братья и прочие родственники Иисуса смогли немного протиснуться вперед. Увидев их, миропомазанный возвысил голос, чтобы родные его услышали, и воскликнул:

— Пусть меня оставят наконец в покое! Кто матерь моя?.. Кто братья мои?.. Уж не эти ли, пришедшие из Назарета?.. Смешно. Кроме моих апостолов и добрых женщин, которые меня любят, нет у меня семьи! Мои верные спутники — вот кто моя истинная семья.

И, указав на хорошенького мальчика Иоанна, напыжившегося от гордости, он добавил:

— Вот мой любимый ученик, — для меня он и брат, и сестра, и жена, и мать. А что касается тех, кто называет себя моими родственниками, то они могут убираться! Ясно?

У родичей Иисуса хватило благоразумия не настаивать. Более чем когда бы то ни было, стыдясь недостойного члена своей семьи, они удалились, махнув на него рукой (смотри евангелия от Матфея, глава 12, стихи 22-37, 46-50; глава 13, стихи 1— 53; от Марка, глава 3, стихи 20-25; глава 4, стихи 1-34; от Луки, глава 8, стихи 1-21).

Что же до ходячего Слова, то, выждав, когда толпа разойдется, он вместе с апостолами отправился в гостиницу к своим прелестным почитательницам.

 

Глава 37


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь