Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседы Господа Братца Иоанна.



Беседы Господа Братца Иоанна.

Неделя

После Великого поста

О самарянке.

Содержание:

16 мая 1910 года……………….…………….…….……2

8-го мая 1911 года……………………..………..…….10

29 мая 1921 года…………………..………….……….19

1923 год..............…………………….…………….….23

17 мая 1925 года............................................34

30 мая 1926 года …………………..…………..…….42

22 мая 1927 года …….…………..………….….…….50

13 мая 1928 года ………..…………..…….…………..57

№ 17. Письмо Г.Б.И. от Июня 1898 года….66

№ 30. Письмо Г.Б.И……………………..……..…..72

Послание Господа Братца-Отца Алексея Ивановича в неделю о саморянке. (Сборник посланий. Стр. 17-18).................................................................................77

 

Беседа Господа Братца Иоанна

От 16 мая 1910 года.

Я неделя.

О самарянке.

В последние два воскресенья, 9 и 16 мая, я приходил к тому дому, где происходят беседы Братца Иоанна, ровно в 8 часов утра и каждый раз я уже заставал возле двери этого дома человек 10-12 мужчин и женщин, пожилых и молодых, из которых некоторые приходили сюда, как они мне сказали, ещё в 7 часов и даже раньше. Один из них сказал мне, что он каждое воскресенье приходит сюда так рано из далёкой противоположной части города: из-за Московской заставы, употребляя на путь два часа. Иные приходят даже из соседних деревень.

И если принять во внимание, что эти люди приходят сюда так рано каждое воскресенье в течение всего года и стоят здесь, ожидая впуска на беседу, от 7 часов утра до 4 часов дня, не обращая внимания ни на какое время года, ни на какие морозы, ни на какие дожди, а потом они стоят ещё два-три часа за беседой, то нельзя не удивляться столь громадной силе влечения этих людей к Братцу Иоанну и Его влияния на них.

Ко времени впуска на беседу, то есть к 4 с половиною часам здесь всегда стоит громадная толпа, которая иногда достигает таких размеров, что полиция не всю её пропускает в зал, как это было и в позапрошлое воскресенье, когда человек 500 остались за дверями. Потеряв надежду проникнуть в зал, они окружили дом, где происходила беседа, и стояли до её окончания, стараясь уловить хотя некоторые Слова Братца Иоанна, долетавшие до их слуха чрез открытые окна.

Когда в это воскресенье, 16 мая, в 4 часа Братец Иоанн вошёл в зал, то после обычного приветствия: «Здравствуй, Дорогой Братец», было пропето всеми «Отче наш», а не «Христос воскресе из мёртвых», как в предыдущие разы. А когда Он взошёл на кафедру, то все дружно приветствовали Его словами: «Здравствуй, Дорогой Братец» и пропели «Царю Небесный».

Затем Братец Иоанн стал читать воскресное Евангелие из 4-й главы Иоанна, дополняя и поясняя его Своими замечаниями:

- Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, который Иаков подарил сыну своему Иосифу за то, что он избавил своего отца, своих братьев и египтян от голода. Если и мы будем приносить пользу человечеству, то и нам будет почёт.

- Спасибо, Дорогой Братец! - говорят слушатели.

- В тот самый участок приходит и Христос. Утрудившись от пути, Он сел у колодца Иакова, чтобы напоить жаждущих. И доныне разрешается черпать воду для всякого.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». Иисус всегда говорил и говорит сообразно обстоятельствам и нуждам. Так и мы должны поступать. Если же какой-нибудь человек нуждается в одном, а мы ему предлагаем другое, то он не будет слушать нас.

Жена самарянская говорит Иисусу: «Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются, считая их погаными». Но Иисус не пренебрегает никого, даже и язычника, и старается научить его истине.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- Иисус сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты самапросила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

- Дай! - говорят слушатели.

- Женщина говорит Ему: «Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец? » Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Женщина говорит Ему: «Дай мне этой воды».

- Дай, Дорогой Братец! - говорят слушатели.

- Женщина сказала так для того, чтобы не ходить за водой. Она ещё не разумела, что Христос говорил о воде живой, но когда она напилась из уст Его, то сделалась разумной. Желая напоить её живой водой и сделать её разумной, Христос прежде всего показал ей, что Он, как Всеведущий, знает все её тайны и потому сказал ей: «Пойди, позови своего мужа». Так как эта женщина, наверное, привыкла говорить наедине многим мужчинам: «У меня нет мужа», то это самое она сказала и Христу. Спаситель ответил ей на это не так, как отвечали ей мужчины, но, будучи всеведущ и проникая в тайны её сердца, Он сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, но и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Но теперь у нас не пять мужей, но тысяча мужей и тысяча жен, потому что мы глядим с вожделением. Ты не вправе отказаться от этого.

- Верно, Дорогой Братец!

- Если человек не принимает Слов пророков, то никак не избежит вожделения, но если он принимает и исполняет их, то избавляется от него. Слова пророков, Слова Евангелия укрощают вожделения, заставляя человека бороться с ними и просить Бога об избавлении от них.

- Помолись, Дорогой!

- Женщина не обиделась, что Он сказал ей правду. А мы обижаемся, сердимся и оправдываемся, когда говорят нам правду и обличают нас. Она уразумела, что Он не простой человек, и сказала: «Вижу, что Ты пророк» и потому спросила Его: «На какой горе надо кланяться Богу: на горе ли Гаризим, как мы, самаряне, или в Иерусалиме, как вы, иудеи? ». Иисус ответил ей: «Наступает время, когда люди будут кланяться Отцу ни на горе сей, ни в Иерусалиме, но везде будут поклоняться правде. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, ибо спасение от иудеев».

Люди всегда записывали события и поколения: записывали появление звёзд и комет, записывали появление и великих людей. В Библии записано было, что Спаситель произойдёт от иудеев. И кто читал Библию, тот ждал спасения от иудеев. И потому Христос и сказал самарянке: «Вы не знаете, а мы знаем, где и как надо кланяться Богу. Бог есть Дух и Ему должно покланяться в Духе и Истине», то есть в Правде.

Но если мы напились по обряду из колодца, а не напились Правды, то что из этого?

- Ничего, - говорят слушатели.

- Если кто попил водички, а не попил из Слов пророков и Евангелия, то он попьёт из сороковки.

- Прости, Дорогой Братец!

- Если мы будем исполнять одни обряды, если мы помолимся около колодца, но не будем говорить о том, о чём говорил Христос с самарянкой, то мы будем глупыми и не получим от этого никакой пользы. А когда попьём Слова пророков, Слова Евангелия, тогда мы будем разумными, получим большую пользу для души и тела и скажем: Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес! - говорят слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мёртвых».

- Я не против обрядов. Обряды делай, но, главное, исполняй Слова пророков и Слова Евангелия. Если бы самарянка только попила водички, а не поговорила со Христом, то не сделалась бы разумной. Но она поговорила с Ним, сделалась разумной и сказала: «Когда прийдёт Мессия, называемый Христос, то возвестит нам всё». На это Иисус сказал ей: «Это Я, Который говорю с тобой».

Это «Я» есть Слово или наука Христова, то есть Слова пророков, Слова Евангелия, которые также и теперь разговаривают с нами, как разговаривали они и с самарянкой. Слово Христово есть Я. Оно всё творит. Всё от Слова произошло. Без Слова ничего не произошло. И Словом Христа можно всё поправить. Если Его Словом питаться, то всегда будешь здоров и будешь иметь успех в делах. Но если мы не руководимся Словами Христа, то нечем похвалиться. Слова Христовы для того и написаны, чтобы поправить заблуждённое человечество. Тогда Христос говорил с самарянкой, а ныне через Писание голос их слышим и мы.

Пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною, но не посмели сказать Ему: чего Ты требуешь? Или о чём говоришь с нею?

Тогда женщина пошла в город и сказала: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? »

А ученики ничего не сказали. Потому что знали, что Христос ревнитель Закона. Видя Его с женщиной, они подумали: наверное, так нужно.

- Так нужно, - говорят слушатели.

- Но если ты никогда не делал Правды, то хотя бы тебя никогда не видели с женщиной, тебе не будут верить, потому что не видят в тебе ревности к Словам пророков и Евангелия. Людей узнают по ревности к Слову Божию. Мы воюем за разврат и за сороковку - потому и нам не верят, но если мы будем воевать за воздержание, то нам будут верить.

Ученики сказали Ему: «Учитель! Ешь». А Он сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища есть творить волю пославшего Меня». Это есть Его пища и вода. Христос приравнивал Свои слова к воде, когда говорил с самарянкой, а когда говорил с учениками, то приравнивал Свои слова к пище. Слова пророков и Слова Евангелия приравниваются к пище, воде и соли для того, чтобы показать, что они питают человечество.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- С женщиной Христос говорил о воде, с учениками - о пище, а с жителями города - о посеве и жатве. Он говорил, что поля побелели и поспели к жатве, Он говорил о посеве с теми, которые безпокоились о посеве. Христос всегда приравнивал Свои слова к тому, о чём заботился тот человек, с которым Он говорил. Нельзя говорить портному о сапогах, потому что он не поймёт и скажет говорящему: «Уходи», а тот скажет ему: «В тебе бес». А не в том ли бес, который не к месту и не к делу сказал слово? Потому Христос и не говорил самарянке о пище, что ей нужна была не пища, а вода, с которой Он и начал Свой разговор с ней, желая напоить её живой водой.

- Спасибо, Дорогой!

- Христос поступал разумно. Из небелённой ткани Он не пришивал заплаты к старой одежде. Он пришивал заплаты из белённой ткани, которая подходила и к самарянке, и к ученикам, и к жителям города, и ко всем людям.

- И к нам подошла, - говорят слушатели.

- Нивы уже поспели к жатве и побелели: появились бунты, революции, язвы, болезни, появились хромые, слепые, прокажённые, бесноватые. Это было тогда и теперь то же самое: тот застрелился, тот удавился, тот утопился, того другие убили. Поля побелели и страшно стало. Покайся!

- Грешны! - громко все воскликнули.

- Один сеет, а другой жнёт. Спаситель сеял, ученики пожинали. Он сказал им: «Я послал вас жать то, над чем вы не трудились. Пророки трудились, а вы вошли в готовое».

Потом, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побывать у них; и Он пробыл там два дня. И ещё большее число уверовали по Его Слову и говорили той женщине: «Уже не по твоим словам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Христос говорил разумными притчами, а многие говорят неразумными загадками. Другой слушает и не понимает их и, смотря на один предмет, задумывается и делается, как глупый. Но Христос говорил и доныне говорит разумные притчи, и человек делается разумным и живым; его мысли, как молнии, блистают, и он сравнивает то, что было при пророках, что при Моисее, что при Давиде, что при Христе...

- При Братце, - говорят слушатели.

- Люди сравнивают их и замечают, что все пророки похожи друг на друга, и Христос похож на пророков, и Апостолы и отцы церкви похожи на пророков: всех их гнали и убивали, потому что они не были похожи на обыкновенных людей, и все они исцеляли. Но кто не был похож на пророков, тот и не исцелял. Сравнивают люди Моисея и Христа и видят, что подобно тому, как Моисей остановился у колодца и вступился за дочерей священнических, которым пастухи не давали поить овец, и напоил их, так и Христос остановился у колодца и напоил самарянку и весь город. Сравнивают всё это люди и говорят об этом, и их разговоры блистают, как молнии, и целят человечество.

Но если наша проповедь похожа на слова пьяниц и на слова разбойников, то тогда кто нам поверит и как мы можем целить человечество? Если учитель разорился и весь в долгах, то его ученик скажет: «Я не буду учиться у него, а то и я буду в долгах». Но если учитель имеет успех в делах, то ученик верит ему и учится у него. Христос не обанкротился, и ученики не обанкротились. Он страдал и победил, и они страдали и победили. «Каковы правители, таковы и подчинённые» - говорит сын Сирахов. Надо иметь веру и по вере делать. Вера переставляет горы, а мы сами себя не можем переставить из пьянства в Трезвость.

Затем все поют: «Верую во единого Бога». И Братец Иоанн продолжает:

- Все знают, что без воды люди умирают. Так и без Слова Божия люди также умирают. И сколько теперь мёртвых! Сколько эпидемий, убийств и самоубийств! Не напоили людей живой водой, и они погибают. Все знают, что как вода утоляет жажду, так и Слово Божие успокаивает человека и наполняет его сердце радостью. Слова Евангелия услаждают душу и тело, и никакой тоски не бывает. Все знают, что вода с вибрионами и бациллами вредна. Так и Слово Божие с человеческой примесью убивает веру.

Нет чище воды Евангельской. Христос сказал: «Кто жаждет, приходи ко Мне и пей». Веришь ли сему?

- Верим! - воскликнули слушатели.

- Спаситель всегда призывал к воде живой, а мы все только говорим: «Господи, помилуй! » Мы призываем Господа и просим у Него помилования, но Слов Его не принимаем. Если крестьянин верит в Слово Божие и, берясь за плуг, не только крестится, но и вспоминает Слова Евангелия: «Взявшись за плуг, не озирайся назад», то это приносит ему пользу. Если же он только крестится, а Слов Евангельских не вспоминает, то какая ему польза? Я не говорю, что не надо молиться и призывать имя Господа. Я говорю, что, главное, должно научиться разумным Словам Евангелия. Тогда и маленькая молитва помогает. Когда Соломон сделался царём, то просил у Бога не богатства, а говорил: «Дай мне, Господи, разум».

- Дай нам, - говорят слушатели.

- Соломон просил разума, чтобы разсудить вдову и сироту. И Бог сказал ему: «За то, что ты не просил себе богатства, а просил разума, Я даю тебе и разум, и богатство». И никто не одевался так, как Соломон.

А когда пришёл Христос, то у Него было ещё больше мудрости, и она помогает всем, которые принимают её.

Так и Самсону помогали выносить на плечах ворота и побеждать врагов не длинные волосы, а Сила, которая была в нём. Если же мы отпустим длинные волосы, а силы у нас нет, то какая будет польза? На Самсона мы должны походить не длинными волосами, а силою.

Я напомнил вам, как Спаситель пришёл к колодцу и напоил женщину живой водой. Но если мы выходим к одному колодцу, а не пьём воды живой, то это то же, что волосы без силы. А если будем выходить к колодцу и разъяснять Слова Евангелия, то найдём жизнь вечную. Вода подкрепляет тело, а Слово - Дух.

Напомню ещё слова пророка Исаии, из 55-й главы.

Исаия говорит: «Жаждущие! Идите все к водам тихим, даже и вы, у которых нет серебра, идите и пейте даром».

Как Христос, так и Исаия говорит о воде. Он зовёт людей к «тихим водам», потому что быстрые воды увлекают и губят людей. Он говорит: «Душа ваша да усладится туком». А заблудший человек наслаждается сороковкой и балалаечкой, но потом от тоски убивает себя. «Вкусите блага и живы будете, и дам вам завет вечный», говорит Господь. И тот, кто был тебе вреден, будет тебе полезен.

«Мои мысли - не ваши». Если мы не слушаем пророков, Христа и Апостолов, то мысли наши - разбойничьи. Иной человек хочет убить или обокрасть и думает, что это позволяет ему Бог. Христос же говорит: «Кто не дверью входит, тот есть вор и разбойник», то есть, кто входит не дверью Христова учения, а дверью трактиров, тот пропивается и делается вором и разбойником, а кто входит дверью Христова учения, тот исцеляется от воровства и разбоя и всех болезней.

Господь говорит: «Мои мысли выше ваших, Моё Учение выше вашего, с Моим Учением юродивые спасают мир, а мудрые губят его. Как дождь напояет землю и делает её способной рождать и произращать, так и Слово Моё не возвращается тщетным». То есть слова пророков, Христа и Апостолов делают людей живыми, а слова человеческие делают их мертвецами.

«Тогда, говорит Господь, горы и холмы будут петь и дерева рукоплескать вам». То есть люди будут радоваться от того, что у них Божьи мысли, и скажут они: Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес!

- И тогда вы пойдёте с веселием и будете провожаемы с миром. И горы и деревья будут радоваться, когда Слово Божие проникнет в людей, и вместо терновника выростет кипарис, вместо пьяниц - трезвенники, вместо воров, экспроприаторов и разбойников - честные люди.

- Спасибо, Дорогой Братец!

- Христос Воскрес!

- Воистину Воскрес!

После этого всеми был пропет псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». И Братец Иоанн сказал: Ещё напомню вам житие св. Серапиона, память которого празднуется 14 мая.

Святой Серапион продал себя одному городскому увеселителю-скомороху за двадцать сребренников. Скоморох видел, как раб его проводил все дни в посте, а по ночам всегда вставал с постели и молился Богу со слезами. Видя всё это, скоморох пришёл в умиление и, уверовав во Христа, крестился, а за ним крестилась и вся его семья. И сказал скоморох Серапиону:

- Иди, брат, мы хотим освободить тебя от рабства, как ты освободил нас. Когда я был скоморохом, то работал дьяволу, а думал, что работаю Богу.

Когда Серапион был в рабстве у скомороха, то он ни на что не роптал, а был всем доволен, в то время как другие рабы выражали недовольство и делали забастовки, заявляя, например, что пища нехороша. Если бы Серапион сказал: «Ты работаешь дьяволу, а я Богу», то между ними вышел бы спор; но он этого не говорил. И потому скоморох освободил его. И сказал Серапион своим господам:

- Так как Бог даровал вам спасение, то открою вам тайну мою: я не был вашим рабом, я всегда был свободным христианином, но, увидев, что вы заблуждаетесь и близки к погибели, сжалился над вами. Я продал себя вам в рабство не для того, чтобы скоморошничать с вами, а для того, чтобы при помощи Божией, наставить вас на путь спасения. Но так как вы теперь наставлены на этот путь, то возьмите обратно свои деньги, а я пойду спасать других.

- Не уходи, Дорогой Братец! - вокруг восклицают слушатели Братца Иоанна. А Он продолжает:

- Здесь господам и рабам урок. Господа долго упрашивали Серапиона, говоря: мы готовы почитать тебя, как отца; будь нашим господином, а мы будем твоими рабами. Только не уходи от нас! Святые никогда не жаловались, так и ты не жаловался, а делал своё дело.

Но не могли господа уговорить Серапиона и денег обратно взять не могли и говорят ему:

- С нас достаточно того, что ты наставил нас на путь спасения. Честный отец, раздай деньги нищим.

- Вы сами можете раздать их. Я не могу чужое раздавать, - сказал Серапион и ушёл.

Такой был Серапион.

- Такой и Братец Дорогой, - говорят слушатели.

Кончив беседу, Братец Иоанн сошёл с кафедры и, подойдя к иконам, стал креститься. А слушатели запели: «Богородице, Дево, радуйся».

Потом Братец Иоанн прочёл из молитвенника две молитвы:

«Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли, покланяемый и славимый Христе Боже, Долготерпеливе, Многомилостиве, Многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими и нашя в час сей молитвы и исправи живот наш к заповедем Твоим, душы нашя освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякие скорби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаемы и наставляеми, достигнем в соединение веры и в разум неприступныя Твоея славы, яко Благословен еси во веки веков. Аминь».

«Господи Святый, Иже в вышних живый, и всевидящим Твоим оком призираяй на всю тварь, Тебе приклонихом выю души и телесе, и Тебе молимся Святый святых: простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего, и благослови вся ны: и аще что к тебе согрешихом волею и неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог прости, даруяй нам и мирная благая Твоя. Твое бо есть, еже миловати и спасати, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Между этими молитвами была пропета всеми церковная песнь «Небесных воинств Архистратизи».

Затем Братец Иоанн прочёл краткую молитву: «Огради нас, Господи, силою честнаго и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла». Он повторил её два раза, закончив её во второй раз такими словами: «И сохрани нас от нужды и печали».

Наконец, Он прочёл ещё: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Благослови, Господи, благостию Твоею».

- Спасибо, - сказали все.

После этого Братец Иоанн обратился лицом к слушателям, и последние стали подходить к Нему один за другим и целовать Его руку. Иные, преимущественно женщины, даже кланялись Ему в ноги, но их тотчас же поднимали стоявшие возле Него, так как Он не одобряет этого.

Во время целования пелись всеми церковные песни: «С нами Бог, разумейте, языцы», «Воскресения день, просветимся, людие» и другие.

 

 

Го мая 1911 года

НЕДЕЛЯ О САМАРЯНКЕ

В четвертое воскресенье после Пасхи, 8 мая, на Петровском отросе, на Петровском проспекте, близь дома № 1, около трех часов дня, несмотря на холодную и дождливую погоду, стояла громадная толпа и терпеливо ждала начала бесед Братца Иоанна, выстроившись в длинный ряд по два человека. Многие ждали с самого ранняго утра. В половине 4-го часа привратница и швейцары стали впускать пришедших в зал, который через полчала был уже битком набит.

В 4 часа в зал вошел и сам Братец Иоанн, и собравшиеся приветствовали его словами: «Здравствуй, дорогой Братец! ». Когда он, пройдя по узкому проходу между слушателями, остановился у икон, то все запели: «Отче наш».

Затем Братец всходит на кафедру и все вновь восклицают: «Здравствуй, дорогой Братец» и поют: «Христос воскресе из мертвых».

После пения «Братец» говорит:

– Сегодняшнее евангелие читается из 4-ой главы Евангелия Иоанна: «Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, в тот самый участок земли, который Иаков подарил сыну своему Иосифу» в награду за то, что он избавил братьев своих от голода» (Бытие 48, 22).

Этим подарком Иаков отличил Иосифа от остальных своих сыновей за то, что он заботился о других.

Поэтому и мы должны заботиться о других.

– Спасибо! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя».

Христос сел у колодезя для того, чтобы напоить жаждущих. И доныне разрешается черпать воду для всякаго, как сказал Христос: «Кто жаждет, приходи ко Мне и пей» (Иоан. 7, 37).

Далее читаем: «Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить».

Разве Спаситель нуждался в питье? Нет, Он видит, что женщина пришла за водой, то согласно этому и заводит разговор.

Так и мы должны приступать к делу, особенно к беседе о слове Божием. А то мы часто говорим не к делу и не к месту – и нас слушать не хотят.

– Прости! – говорят слушатели, а «Братец» читает далее:

– «Ученики же Его отлучились в город купить пищи. Женщина самарянская говорит Ему: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудей с самарянами не сообщаются». Иисус сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить» то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина говорит Ему: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? ». Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

– Спасибо! – говорят слушатели, а Братец читает:

– «Женщина говорит Ему: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».

Из этого мы видим, что эта женщина нуждалась в воде материальной, а Христос говорил ей о той воде, которая питает духовно.

Далее читаем: «Иисус говорит ей: «Поди, позови мужа твоего и приди сюда». Женщина сказал в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя быть пять мужей, и тот, котораго ныне имеешь, не муж тебе».

– Прости, дорогой! – говорит одна женщина, а «Братец» продолжает читать:

– «Это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: «Господи! Вижу, что Ты пророк».

Спаситель знал ея тайны. И все пророки могли знать тайны человеческих сердец.

И мы должны проникать в тайны человеческаго сердца, если хотим, чтобы к нам относились с доверием. Если же не будем проникать в тайны человеческих сердец, то никто не будет верить нам.

Увидев, что Христос есть пророк, женщина говорит ему: «Отцы наши покланялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Иисус говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклонятся Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Т. е. наступает и настало уже время, когда люди будут жить по правде Евангелия и тогда они будут справедливы. Но самарянка любила только поклоняться святым местам, напр., колодцу, вырытому Авраамом и подаренному Иаковом Иосифу, но словам Авраама, Иакова и всех пророков она не поклонялась, т. е. не принимала их и не руководилась ими и потому не знала правды.

Так если и мы будем только кланяться святым местам и священным изображениям, а словам святых людей, пророков, Христа, апостолов и отцов церкви не будем кланяться, то наши молитвы не будут приняты. Если нам не нужны слова Бога, то и мы Ему ненужны.

– Прости!

– Поэтому как древний мир за непринятие слова Божия Господь утопил, а Содом и Гоммору сжег, так и в настоящее время Он наказывает болезнями и несчастиям тех, которые не слушаются Его слова. А тех, которые верят в Его слово и исполняют его, Он любит и награждает.

– Спасибо!

– Далее читаем: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», т. е. в духе правды, а не в духе лжи.

Далее читаем: «Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, т. е. Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я, который говорю с тобою».

– Спасибо, дорогой Братец! – говорят слушатели, а «Братец» поясняет:

– Христос был и есть один и, кроме Христа, нет и не будет другого Христа; но последователи, ревнители Христа есть и будут многие.

Далее читаем: «В это время пришли ученики Иисуса и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакожь ни один не сказал: «Чего Ты требуешь? » или «О чем говоришь с нею? ».

Ученики Иисуса не смели сделать Ему замечания, потому что всегда видели в Нем справедливость. Трудно судить тех, которые не делают ничего несправедливаго.

Далее читаем: «Тогда женщина оставил водонос свой и пошла в город и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Мы видим, что Христос проник в тайны этой женщины, и потому она признала Его пророком и Христом. А тайна эта заключалась в том, что эта женщина имела пять мужей; но теперь многия женщины имеют 7 и более мужей, а мужья имеют столько же жен.

– Прости!

– А Христос говорит, что прелюбодей даже тот, кто смотрит с вожделением в сердце своем; поэтому Он учил тогда и ныне учит нас не распускать глаза, не прелюбодействовать глазами.

– Прости!

– Потому что из вожделений происходят пороки, преступления, убийства и самоубийства.

– Прости, дорогой Братец!

– А то часто подруга подруге говорит: «У меня много поклонников, меня сватает такой-то и такой-то». Это есть уже прелюбодение. В древнее время женщины завешивали свои лица покрывалами, дабы мужчины не разжигались и не происходили от этого несчастия. Но в настоящее время мало того, что женщина показывает свое лицо всем: она еще натирает его красками, чтобы более понравиться. И смотришь, у таковой нос провалился. В древнее время прелюбодейц убивали камнями, а в настоящее время оне сами покушаются на самоубийство или на операцию.

Писание, т. е. слово пророков, Христа, апостолов и отцов церкви для того и написаны, чтобы мы их читали и вникали в них. И когда мы будем проникаться ими, то всякие пороки и всякия преступления, как бесы, исчезнут. Но если мы не будем вникать в слово Божие и говорить о нем, то пороки и преступления всегда будут преследовать нас.

Каждый знает, что если ему будут говорить о сладкой пище, то волей-неволей он скажет: «ах! Как бы я ее поел». И мы знаем, что многие сластолюбцы погибали от своего сластолюбия. Но если мы будем говорить о словах пророков, Христа, апостолов и отцов церкви, то у нас явится другой аппетит: вера в слово Божие и мы скажем: «Если тогда Господь помогал верующим в Его слово, то и мне поможет, и я не буду ни в нужде, ни в болезни, ни в печали».

Далее читаем: «Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви! Ешь».

Ученики ходили за пищей земной, а Христос ревновал о пище духовной, которая дает жизнь вечную.

– Спасибо!

– Поэтому Он и сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете».

– С женщиной Христос говорил о воде, потому что она пришла за водой, а с учениками Он говорил о пище, потому что они принесли пищу.

Если кто заботится только о земном хлебе, то от такового хлеб бежит. Но кто заботится прежде всего о хлебе духовном, т. е. о слове Божием, то таковому Господь дает и земной хлеб и таковой никогда не бывает голоден. Поэтому Христос и сказал: «Ищите прежде всего царства Евангелия, а все остальное приложится вам».

Поэтому и в сегодняшнем евангелии Христос говорит своим ученикам: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Но ученики Его не поняли, о какой пище Он говорит, и говорили между собою: «Разве кто принес Ему есть? ». Тогда Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшаго Меня и совершить дело Его».

Христос не раз говорил ученикам Своим о хлебе духовном, но они и тогда не понимали Его. Так когда после насыщения хлебом пяти и в другой раз четырех тысяч Иисус сказал ученикам: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской, саддукийской и иродовой», то они, разсуждая между собою, говорили: «Это значит, что хлебов мы не взяли». Но Иисус, уразумев то, сказал им: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской, саддукейской и иродовой». Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейскаго, саддукейскаго и иродового» (Мф. 16, 6–12 и Мар. 8, 15–21).

Но у нас есть закваска фарисейская, лицемерная, почему мы и говорим: «Не соврешь – не проживешь». Мы поклонники лжи, а не поклонники правды.

– Прости!

– Далее читаем: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как оне побелели и поспели к жатве; жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут; ибо в этом случае справедливо изречение: «Один сеет, а другой жнет»; Я посла вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их».

Так и мы входим в готовое. Пророки, Христос, апостолы и отцы церкви трудились для того, чтобы нас сделать развитыми, понятливыми.

Далее читаем: «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня».

Значит, Христос понравился самарянам, и они приняли и, конечно, угостили Его и Его учеников. Зачем же ученики купили пищу? Она осталась лишней. Самаряне полюбили и пригласили к себе Христа, потому что Он хорошо говорил.

– Хорошо, – говорят слушатели.

– Самаряне оказали честь Христу, а чрез Христа и апостолам была честь и уважение.

Далее читаем: «И еще большее число уверовали по Его слову; а женщине той говорили: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос».

Христос воскрес!

– Воистину воскрес! – восклицают слушатели и поют три раза: «Христос воскресе из мертвых» и «Светися, светися, новый Иерусалиме».

После пения «Братец» говорит:

– Мы поем: «Светися, светися, новый Иерусалиме», т. е. Иерусалим был старый, а пришел Христос и обновил его, почему он и сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». На это иудеи сказали Ему: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? » (Иоан. 2, 19, 20). Они не понимали, о каком храме он говорил, а не понимали потому, что не вникали в слово Божие и были не кроткие, а те, которые были кроткие, понимали, что Христос говорил о новом Иерусалиме, который создается на краеугольном камне – Христе и Его апостолах из хромых, которые стали ходить, из слепых, которые стали видеть, из прокаженных очищенных.

– Спасибо!

– Вот такой-то Иерусалим и прославился, хотя против него и были воздвигнуты гонения. Если жителей этого новаго Иерусалима гнали в одном месте, то они переходили в другое место. И чем более преследовали их, тем более они распространялись. Кровью Христа, апостолов и отцов церкви новый Иерусалим одержал победу над своими гонителями, почему мы и поем: «Ликуй ныне и веселися, слава бо Господня на тебе возсия». Христос воскресе!

– Воистину воскрес!

– Вот я напомнил вам евангелие о самарянке и о том, как Христос напоил ее живой водой.

– Спасибо!

– Еще напомню вам Деяния Апостолов.

– Напомни.

– В 11-ой главе мы читаем: «Услышали апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие».

– Спасибо!

– «И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: «Ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря: «В городе Иоппии я молился и в изступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, а спускалось ко мне; я посмотрел в него и, разсматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «Встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «Нет, Господи, ничего сквернаго или нечистаго никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды; и опять поднялось все на небо».

Петр не хотел есть и пить у язычников, чтобы не оскверниться, и потому они, наверное, обижались на него за то, что он ими гнушается. Но Господь сказал ему: «Заколи и ешь». Не умирать же ему, и он стал есть все, чтобы они не обижались на него.

Но теперь если бы кто сказал: «Петр все ел – буду и я есть все», то таковой погрешил бы. Если бы у тебя не было растительной пищи, то ты был бы оправдан. Но если ты, имея растительную пищу, выбираешь противозаконную пищу, то ты не будешь оправдан. Ты защищаешь не Петра, а свое похотение и потому тебе постигают болезни и несчастия. Но кто воздерживается от мясной пищи, тот бывает здоров и долговечен.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1062; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь