Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


V. Сира (Жизнеописание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)



135. Ибн Аби Хатим, ‘Абдурахман (240—327 гг. х.). «Такаддама аль-Ма‘рифа ли Китаб аль-Джарх ва-т-Та‘диль».

136. Ибн Хиббан (ум. в 354 г. х.). «Ас-Сикат» («Достоверные передатчики хадисов»), рукопись.

137. Ибн ‘Адий (277—365 гг. х.). «аль-Кямиль», рукопись.

138. Абу Ну‘айм (336—430 гг. х.). «Хилйат аль-Аулийа’», рукопись.

139. Хатиб Багдади (392—463 гг. х.). «Тарих Багдад».

140. Ибн ‘Абд аль-Барр (368—463 гг. х.). «аль-Интика’ фи Фада’иль аль-Фукаха’», рукопись.

141. Ибн ‘Асакир (499-571 гг..х.). «Тарих Димашк», рукопись.

142. Ибн аль-Джаузи (508—597 гг. х.). «Манакиб аль-Имам Ахмад».

143. Ибн аль-Каййим (691-751 гг. х.). «Заад аль-Ма‘ад».

144. ‘Абд аль-Кадир аль-Кураши (696—775 гг. х.). «аль-Джавахир аль-Мадиййа».

145. Ибн Раджаб аль-Ханбали (736-795 гг. х.). «Зайль ат-Табакат».

146. ‘Абд аль-Хайй аль-Лукнави (1264—1304 гг. х.). «аль-Фава’ид аль-Бахиййа фи Тараджум аль-Ханафиййа».

VI. Арабский язык

147. Ибн аль-Асир (544-606 гг. х.). «Ан-Нихайа фи Гариб аль-Хадис ва-ль-Асар».

148. Ибн Манзур аль-Африки (630-711 гг. х.). «Лисан аль-‘Араб».

149. Файруз Абади (729-817 гг. х.). «аль-Камус аль-Мухит».

VII. Усул аль-фикх (Основы права)

156. Ибн Хазм (384-456 гг. х.). «аль-Ихкам фи Усуль аль-Ахкам».

151. Ас-Субки (683-756 гг. х.). «Ма‘на Кауль аш-Шафи‘и аль-Матляби «иза сахх аль-хадис фа-хува мазхаби» («Значение высказывания аш-Шафи’и: Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб») из «Маджму‘ ар-Расаи’ль».

152. Ибн аль-Каййим (691-756 гг. х.). «Бада’и‘ аль-Фава’ид».

153. Валиулла Дехлави (1110-1176 гг. х.). «‘Икд аль-Джид фи Ахкам аль-Иджтихад ва-т-Таклид».

154. Аль-Фулани (1166-1218 гг. х.). «Иказ аль-Химам».

155. Зурка, шейх Мустафа (современник шейха аль-Албани). «аль-Мадхаль иля ‘Ильм Усул аль-Фикх».

VIII. Азкар (Книги поминания)

156. Исмаил аль-Кади аль-Макдиси (199—282 гг. х.). «Фадль ас-Салят ‘аля Набий, салла-Ллаху аляйхи ва саллям» (хадисы этой книги проверены на достоверность шейхом аль-Албани).

157. Ибн аль-Каййим (691-751 гг. х.). «Джала’ аль-Ифхам фи-с-Салят ‘аля Хайр аль-Анам».

158. Сиддик Хасан Хан (1248-1307 гг. х.). «Нузуль аль-Абрар».

IX. Разное

159. Ибн Батта, ‘Абдуллах бин Мухаммад (304—387 гг. х.). «аль-Ибана ‘ан Шари‘а аль-Фирка ан-Наджийа», рукопись.

160. Абу ‘Амр ад-Дани, ‘Усман бин Са‘ид (371-444 гг. х.). «аль-Мухтафа фи Ма‘рифа аль-Вакф ат-Тамм», рукопись.

161. Хатиб Багдади (392—463 гг. х.). «аль-Ихтиджадж би аш-Шафи‘и фима аснада иляйх...», рукопись.

162. Аль-Харави, ‘Абдуллах бин Мухаммад аль-Ансари (396—481 гг. х.). «Замм аль-Калям ва Ахлях», рукопись.

163. Ибн аль-Каййим (691—751 гг. х.). «Шифа’ аль-‘Алиль фи Маса’иль аль-Када’ ва-ль-Кадр ва-т-Та‘лиль».

164. Файруз Абади (729—817 гг. х.). «Ар-Радд ‘аля аль-Му‘тарид ‘аля Ибн ‘Араби», рукопись.

 

Конец книги шейха аль-Албани (да будет милостив к нему Аллах)

 

 

Глоссарий

Азан — призыв на молитву, который состоит из:
1. Четырёхкратного произнесения слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”.
2. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха / Ашхаду алля иляха илля-Ллах /”.
3. Двукратного произнесения слов “Свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха / Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /”.
4. Двукратного произнесения слов “Спешите на молитву! / Хаййа ‘аля-с-салят! /”
5. Двукратного произнесения слов “Спешите к спасению! / Хаййа ‘аля-ль-фалях! /”
6. Двукратного произнесения слов “Аллах велик / Аллаху акбар /”.
7. Произнесения слов “Нет бога, кроме Аллаха / Ля иляха илля-Ллах /”.

Помимо этого перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению! ” дважды произносятся слова “Молитва лучше сна! / Ас-саляту хайрун мин ан-наум! /”.

‘Акида (мн. ч. — ‘акаид) — вероучение; догмат веры.

Амин — это слово означает: «О Аллах, ответь на нашу мольбу! »

Ансар — (мн. ч. от «насир» — “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. — ансары) — жители Йасриба (Медины) из племён аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своём городе и оказали им материальную помощь.

Аль-Асма’ аль-Хусна — Прекраснейшие Имена Аллаха, по которым верующим следует обращаться к Нему.

‘Аср — послеполуденные часы, когда совершается обязательная послеполуденная молитва. Отведенное для этой молитвы время начинается сразу после окончания времени полуденной молитвы, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако крайне желательно завершить эту молитву до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета.

Ахль аль-байт — семья Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)

Ахль аз-зимма — иудеи, христиане и сабии, живущие на мусульманской территории и находящиеся под защитой мусульман.

Ахль аль-Китаб — люди или же обладатели Писания; так именовались иудеи, христиане и сабии.

Ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а — приверженцы Сунны и согласия; сунниты.

Ахляк — нравы; нравственные качества.

Аль-ахира - мир вечный.

Аль-ашхур аль-мухаррама — священные или же запретные месяцы. Так именуются месяцы зу-ль-ка‘да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб, являющиеся соответственно одиннадцатым, двенадцатым, первым и седьмым месяцами лунного календаря.

Аль-Масджид аль-Харам — Заповедная Мечеть, расположенная в Мекке, в которой находится Кааба. Согласно некоторым достоверным хадисам, вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за сто тысяч молитв, совершенных в других мечетях.

Аль-Масджид ан-Набави — мечеть Пророка Мухаммада в Медине, строительство которой началось сразу после его переселения из Мекки в Медину. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за тысячу молитв, совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной Мечети в Мекке и мечети аль-Акса в Иерусалиме.

Аль-Масджид аль-Акса — священная мечеть, расположенная в Иерусалиме и построенная пророками Исхаком (Исааком) и его сыном Йа‘кубом (Иаковом) спустя сорок лет после строительства Заповедной мечети в Мекке. Эта мечеть является третьей святыней ислама, к которой разрешается специально приезжать для совершения в ней молитв. Вознаграждение за совершенную в ней молитву равно вознаграждению за двести пятьдесят молитв(1), совершенных во всех других мечетях, кроме Заповедной мечети в Мекке и мечети Пророка Мухаммада в Медине.

Ар-Рабб - Господь и Властелин, который сотворил все сущее, всесторонне заботится о своих творениях и правит Вселенной. Это — одно из прекрасных имен Всевышнего Аллаха. В русском языке нет слова, которое бы отражало все оттенки этого эпитета, и самым близким к нему по значению является слово “Господь”.

Арш — материальная компенсация за нанесение травм или увечий другому лицу.

Ас-Сафа — один из двух холмов, расположенных в восточной части Заповедной мечети, между которыми паломники совершают ритуальный бег.

Ахкам — религиозные предписания. Шариатскиё предписания делятся на пять видов: а) ваджиб или фард, т.е. обязательные; б) мустахабб, т.е. дополнительные, желательные или необязательные; в) мубах или халяль, т.е. дозволенные и разрешенные; г) макрух, т.е. нежелательные; д) харам, т.е. запрещенные.

Аят — знамение, чудо; наименьший выделяемый отрывок текста Корана.

Баки‘ - кладбище в Медине, на котором похоронены многие сподвижники Пророка Му­хаммада.

Бадр — название группы колодцев в 150 километрах к юго-западу от Медины. 15 марта 624 г. н.э. в этом месте отряд мусульман под командованием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) одержал первую значительную победу над превосходящими силами мекканцев. Участники этого сражения пользовались особым уважением, Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) пообещал, что им будут прощены все грехи.

Байт аль-Макдис — священная мечеть в Иерусалиме, третья мусульманская святыня, ради совершения молитв в которой разрешается специально отправляться в путь. Первыми двумя являются Заповедная мечеть в Мекке и мечеть Пророка Мухаммада в Медине.

Бид‘а — ересь, религиозное нововведение. Любое нововведение, касающееся религиозных предписаний, является ересью и отвергается Всевышним Аллахом. Хорошего нововведения («бид‘а хасана») не существует, потому что ниспосланный Аллахом Шариат является совершенным и не нуждается в дополнениях или изменениях.

Вали — в Коране этот термин по отношению к Аллаху означает " Покровитель", а в хадисах часто используется в значении " близкий к Аллаху" (подразумевается человек, отличающийся крайним благочестием, неуклонно выполняющий все свои религиозные обязанности и делающий много другого помимо этого). Кроме того, слово " аулийа" (мн. ч. от вали) имеет и другое значение — члены одного рода, которые в случае необходимости должны обеспечивать друг другу защиту, помощь и покровительство.

Василя (тавассуль) — способ приблизиться ко Всевышнему Аллаху и снискать Его благоволение. Разрешается стремиться снискать благоволение Аллаха посредством Его Прекраснейших Имён и совершенных качеств, своих искренних благодеяний и молитв живого праведного человека. Существуют и запрещенные и еретические способы приближения к Аллаху.

Витр — добровольная ночная молитва из нечётного количества рак‘атов. Самая краткая такая молитва может состоять из одного рак‘ата, а наиболее предпочтительной является молитва из одиннадцати рак‘атов.

Вуджуб аль-Иттиба‘ — необходимость придерживаться предписаний Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ни одно из благодеяний не будет принято Всевышним Аллахом до тех пор, пока мусульманин не выполняет его искренне ради Аллаха и в соответствии с предписаниями Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Вуду’ — частичное омовение, которое необходимо совершать перед молитвой в случае малого осквернения; речь идёт об особом ритуале омовения определённых частей тела, которое совершается мусульманином перед молитвой или в случае малого осквернения, наступающего в результате выделения мочи или кала или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечения, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях. Насчитывается десять необходимых условий действительности частичного омовения: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, наличие намерения совершить молитву, что подразумевает намерение не прерывать омовение вплоть до его завершения, устранение причины, в силу которой омовение стало обязательным, подмывание или очищение с помощью камней до совершения омовения, чистота и дозволенность воды(2), устранение препятствия, мешающего доступу воды к коже, и наступление времени обязательной молитвы для тех, кто постоянно находится в состоянии осквернения(3). Шестью обязательными элементами омовения являются: омовение лица от верхней границы лба до подбородка по длине и от уха до уха по ширине, включая полоскание рта и промывание носа; омовение рук до локтей; полное протирание влажными руками головы, включая уши; омовение ног до щиколоток; соблюдение установленного порядка и непрерывность омовения. Недействительным омовение делают восемь вещей: выделение мочи или кала, а также испускание ветров; любые нечистые выделения(4); умопомрачение; прикосновение к женщине под воздействием страсти; прикосновение рукой к половым органам или заднему проходу; употребление в пищу верблюжатины; омывание покойного и отступничество от ислама.

Гайб — всё то, что сокрыто от людей и известно одному лишь Аллаху.

Гусль - полное омовение, которое верующий должен совершать в случае большого осквернения, а также в некоторых иных случаях.

Джальсат аль-Истираха — короткая пауза, которую молящийся проводит в сидячем положении после второго земного поклона перед тем, как подняться на следующий рак‘ат.

Джанаба — большое осквернение. Действительной молитва считается только в том случае, если она совершается в состоянии ритуальной чистоты, утрата которой в результате определённых действий именуется осквернением. Различается большое /джанаба/ и малое /хадас/ осквернение, что требует соответственно полного /гусль/ или частичного /вуду’/ омовения. Полное омовение следует совершать после полового сношения, завершения месячных и в целом ряде иных случаев, которые подробно разбираются в соответствующем разделе мусульманского права /фикх/.

Джаннат - Рай.

Джаханнам — Геенна, Ад.

Джахилийа — доисламская эпоха, период язычества.

Джинны - одна из трёх категорий разумных существ, сотворённых Аллахом из огня (две другие — люди и ангелы).

Джихад — священная война за веру. Это слово образовано от глагола " джахада" — отдавать все силы чему-либо; бороться; воевать. Во многих случаях речь может идти не только о вооружённой борьбе с врагами ислама, но и о борьбе за веру в более широком смысле слова, например о борьбе с собственными дурными наклонностями, о побуждении других к совершению всего одобряемого шариатом, о приложении всех сил ради противостояния всему порицаемому Шариатом и так далее.

Джуму‘а — пятница. В этот день мусульмане собираются в соборных мечетях на обязательную пятничную молитву, перед которой хатыб (проповедник) читает пятничную проповедь.

Ду‘а — обращение с мольбой к Аллаху.

Духа — период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня, когда совершается необязательная утренняя молитва.

Зикр (мн. ч. азкар) — «поминание», слова, которые используются для поминания Аллаха и обращения к Нему с мольбами во время совершения различных установленных Сунной действий, включая молитву.

Зухр — полдень. С того момента, как солнце переходит зенит, наступает время обязательной полуденной молитвы, которое продолжается до тех пор, пока тень предмета (без учета остаточной тени) не станет равна длине самого предмета.

‘Ибада — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны Всевышнему Аллаху. К поклонению относятся молитва, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т.п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.

‘Ид аль-Адха — праздник жертвоприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня.

‘Ид аль-Фитр — трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля — месяца, следующего за рамаданом.

Иджма‘ — единодушное решение общины или же религиозных авторитетов.

Иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

Икама — объявление о начале молитвы. Икама читается муадзином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, но в два раза короче, так как всё то, что во время азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а повторяемое во время азана дважды здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов " Спешите к спасению! " во время икамы дважды повторяются слова " Молитва началась" /Кад камат ас-салят/.

Имам - а) лицо, руководящее групповой молитвой;
б) предводитель, достойный подражания;
в) крупный мусульманский богослов.

Иман — вера. Мусульманская вера зиждется на вере в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день и предопределение с его добром и злом. Составными частями веры являются твердая убежденность, праведные слова и праведные деяния.

Ислам — покорность воле Аллаха.

Иснад — перечисление или же цепь передатчиков хадиса.

Исти’аза — слова обращения к Аллаху за защитой от шайтана.

Истиска — групповая молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящиеся просят Аллаха ниспослать дождь в период засухи.

Истихара — молитва, состоящая из двух рак‘атов, в которой молящийся просит Всевышнего Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.

Истихсан — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали ее.

Ифтираш — положение во время молитвы, когда молящийся садится на распростертую по земле левую ногу, предварительно подогнув её под себя, тогда как ступня его правой ноги находится в вертикальном положении, а пальцы этой ноги направлены в сторону Киблы.

Ихрам — ритуальное состояние, в котором молящемуся и паломнику запрещается совершать некоторые поступки, дозволенные в другое время. Молящийся оказывается в таком состоянии после произнесения слов «Аллаху акбар! » в начале молитвы, которые называются «Такбират аль-Ихрам». Паломник оказывается в состоянии ихрама после надевания ритуальной одежды и произнесения вслух слов о намерении совершить паломничество, ибо эти слова намерения вслух произносил сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), как о том передаётся в достоверных хадисах. Ритуальная одежда паломника состоит из двух кусков нескроенной материи: изара, которой опоясываются вокруг пояса, и риды, которую накидывают на туловище.

Ихсан — совершенное поклонение, когда правоверный поклоняется Всевышнему Аллаху так, словно видит Его, и даже если он не в состоянии представить себе подобное, он все равно знает, что всевышний Аллах видит его.

‘Иша — вечерние часы, когда совершается вечерняя молитва. Его время начинается примерно через 1 ч. 30 мин. после заката солнца и продолжается до полуночи. Для определения полуночи следует вначале вычислить продолжительность ночи, которая длится с момента заката солнца до наступления рассвета. По прошествии половины этого времени заканчивается время, отведенное для обязательной вечерней молитвы.

Ка‘ба (Кааба) — главная святыня ислама, является первым храмом, построенным на земле для поклонения Всевышнему Аллаху. Все мусульмане обращаются лицом к ней во время совершения молитвы, и ежегодно миллионы мусульман съезжаются в Мекку для совершения паломничества и обхода вокруг этой святыни.

Каффара — искупление за совершённый грех. Так, например, человек, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков.

Кибла — направление в сторону Каабы, расположенной в Заповедной мечети в городе Мекка, куда все мусульмане обращают свои лица во время молитв и некоторых других обрядов поклонения.

Кийам — стояние во время молитвы.

Кийам ал-Лейл — необязательная ночная молитва, которая может совершаться после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета. При соответствующих обстоятельствах эта молитва может называться Тахаджжуд или Таравих.

Кийас — религиозное суждение, которое выносится мусульманским богословом по аналогии с похожими решениями, принятыми Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Проводить аналогию между похожими обстоятельствами можно только в том случае, когда конкретные обстоятельства не рассмотрены в Священном Коране или Пречистой Сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и когда авторитетные мусульманские богословы не имеют единого мнения по рассматриваемому вопросу.

Кунут — обращения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно во время последнего рак‘ата до или после поясного поклона.

Ля иляха илля-Ллах — свидетельство единобожия, которое означает: «Нет бога, кроме Аллаха». Бог — это объект поклонения и обожествления. Мусульмане не поклоняются никому, кроме Всевышнего Аллаха, потому что только Он творит божественные деяния и обладает совершенными качествами, присущими истинному божеству. Мусульмане отвергают поклонение идолам, звездам, святым, пророкам или ангелам, потому что все они являются творениями и нуждаются в своем Создателе, который Всемогущ и ни в ком и ни в чем не нуждается.

Однако для того чтобы уверовать в это свидетельство и стать мусульманином, человек обязан выполнять восемь условий, без которых свидетельство единобожия не принесет ему пользы. Это: а) знание о смысле этого свидетельства, которое несовместимо с неосведомленностью; б) убежденность в истинности этого свидетельства, которая несовместима с сомнением; в) принятие этого свидетельства душой и устами, которое несовместимо с отказом от произнесения этих слов; г) покорность всем требованиям этого свидетельства, которая несовместима с ослушанием Аллаха и Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует); д) искренность при произнесении этого свидетельства, которая несовместима с ложью; е) любовь к этому свидетельству, которая несовместима с неприязнью и отвращением к единобожию; ж) отказ от поклонения всему, кроме Всевышнего Аллаха.

Мазхаб — «доктрина», «школа»; религиозное учение в области мусульманского права (фикха), основанное на всей совокупности разработок основателя какого-либо мазхаба, его учеников и учёных, придерживающихся данного мазхаба. Также: позиция, мнение учёного-богослова по какому-либо вопросу.

Макрух — нечто нежелательное, порицаемое с точки зрения религии, за совершение которого мусульманин не удостаивается наказания.

Маса’иль (в ед. ч. мас’аля) — «то, о чём спрашивается»; какой-либо отдельный вопрос в мусульманском праве.

Матн — информативная часть хадиса.

Муаззин (муэдзин) —человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве, когда наступает соответствующее время.

Муджтагхид — мусульманский богослов, который имеет право выносить самостоятельные суждения и обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а не на суждения других богословов.

Мусалля — место моления.

Муфассаль — общее название всех сур Корана начиная с 50-й суры " Каф" и до конца.

Муфтий — учёный-богослов, имеющий право на вынесение фетв.

Мухаддис — знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией.

Наби — пророк.

Навафиль — общее название любых добровольных молитв, постов и прочих благочестивых дел.

Намаз (салят) — молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями действительности молитвы являются: исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикрывание определённых частей тела, наступление установленного времени, обращение лицом к Кибле и наличие намерения. Насчитывается четырнадцать столпов молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возможности; произнесение слов " Аллах велик" в начале молитвы; чтение «аль-Фатихи”; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; совершение земного поклона на семи частях тела; выпрямление после земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохранение спокойствия при совершении всех столпов молитвы; совершение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и произнесение двух таслимов. Насчитывается восемь обязательных элементов /ваджибат/ молитвы, которыми являются каждое произнесение слов " Аллах велик! /Аллаху акбар/", за исключением произнесения их в начале молитвы(5), произнесение слов " Слава моему великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым" во время поясного поклона, произнесение слов " Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу! /Сами‘а-Ллах ли-ман хамидаху/" имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, произнесение слов " Господь наш, хвала Тебе! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамд! /" каждым молящимся, произнесение слов " Слава моему высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля/" во время земного поклона, произнесение слов " Господь мой, прости меня /Рабби-гфир ли! /" между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выполнен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обязательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный элемент не будет выполнен по невнимательности, положение можно исправить с помощью совершения земных поклонов суджус аль-сахв.

Рак‘ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных аятов Корана по желанию молящегося. Исключением является 1-я сура Корана «аль-Фатиха», которая читается в обязательном порядке.

Расуль — посланник Аллаха.

Руку‘ — поясной поклон.

ас-Саб‘у-ль-масани — «семь повторяемых». Так именуются семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура «аль-Фатиха».

Сахаб (мн. ч. асхаб или сахб)- человек, который встречался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), являясь мусульманином, и умер в исламе.

Суджуд — земной поклон

Суджуд ас-Сахв — два земных поклона, которые молящийся совершает до или после произнесения заключительных слов приветствия для того, чтобы искупить ошибки, допущенные в молитве.

Сунна — пример; обычай. Имеется в виду пример жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как руководство для всей мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Сунну составляют хадисы.

Сура — название каждой из 114 частей, на которые делится текст Корана.

Сутра — преграда; любой предмет, который устанавливается перед человеком, совершающим молитву на открытом месте. Такой предмет, например палка, которую втыкают в землю, указывает направление Киблы и служит указанием на то, что между ней и молящимся во время молитвы никому нельзя проходить.

Таби‘и (мн. Таби‘ун) — поколение мусульман, которые были учениками и последователями сподвижников Пророка Мухаммада.

Таваррук — положение молящегося, который во время произнесения слов последнего ташаххуда в третьем или четвёртом рак‘ате молитвы сидит на верхней части бедра, просунув при этом левую ногу под голень правой и подняв стопу правой ноги вертикально.

Тагут — а) любое творение, которое обожествляют и которому поклоняются наряду со Всевышним Аллахом; б) грешник, преступающий запреты Аллаха; в) сатана и дьяволы; г) колдуны и предсказатели; д) нечестивцы, которые вводят людей в заблуждение и утверждают законы, противоречащие Шариату Аллаха; е) строение, в котором находится идол.

Тайаммум — очищение чистым песком, пылью и так далее; допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой; осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.

Такбир — произнесение молитвенной формулы " Аллаху акбар /Аллах велик/".

Такбират аль-ихрам - произнесение слов " Аллаху акбар" в начале молитвы молящимся, который поднимает руки до уровня плеч или кончиков ушей.

Таклид — безоговорочное руководство высказываниями и решениями одного из богословов без обращения к Корану и Сунне, которые могут подтвердить или опровергнуть справедливость его точки зрения.

Таравих — необязательная, но желательная ночная молитва, которая может совершаться в месяце рамадан после обязательной вечерней молитвы вплоть до наступления рассвета.

Тасбих - произнесение слов " Слава Аллаху / Субхана-Ллах /".

Тартиль — чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы.

Таслим — произнесение слов приветствия «Ас-саляяму ‘алейкум ва рахматуллаахи ва баракаатух», завершающих молитву.

Таухид — единобожие, т.е. признание того, что Аллах является единственным Господом Богом, обладающим прекрасными именами и совершенными качествами. Таким образом, единобожие имеет три составляющие:
а) таухид ар-рубубийа, т.е. признание того, что Аллах является единственным Господом, который сотворил все сущее, заботится о своих творениях и правит Вселенной. Однако одно только признание этого не делает человека мусульманином, потому что даже арабские язычники признавали Аллаха единственным Господом;
б) таухид аль-улухийа, т.е. признание того, что Аллах является единственным божеством, достойным поклонения и обожествления;
в) таухид аль-Асма ва ас-Сыфат, то есть признание того, что только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными качествами. Каждый мусульманин обязан верить во все имена и качества Всевышнего Аллаха, о которых упоминается в коранических аятах и достоверных хадисах, причем эти имена и качества нельзя приписывать ни одному из творений. Кроме того, имена и качества Всевышнего Аллаха необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах, не отказываясь от их истинного значения, не истолковывая их вопреки их истинному значению, не уподобляя их именам и качествам творений и не придавая им материальную форму.

Например, Всевышний Аллах сказал: «Милостивый вознесся на трон» (20: 5). А Пророк Мухаммад поведал о том, что Аллах спускается на первое небо во время последней трети ночи, а также в день, когда паломники собираются в долине Арафат. Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах вознесся на Трон и спускается на первое небо, и не имеют права истолковывать коранические аяты и достоверные хадисы вопреки их истинному значению, сравнивать вознесение и нисхождение Аллаха с движениями Его творений, спрашивать о том, как Аллах это делает, или представлять себе это.

Всевышний Аллах также сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил своими обеими руками? » (38: 75). Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает двумя руками, но не имеют права сравнивать божественные руки с руками Его творений или представлять их себе. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, Он - слышащий, видящий» (42: 11).

Эти убеждения исповедовали святые пророки Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), ‘Иса (Иисус), Мухаммад и все остальные пророки и посланники. Это — убеждения всех истинных мусульман, которые веруют в Аллаха, который вознесся на трон и находится над семью небесами, а не вокруг людей и не в человеческих сердцах, как это утверждают некоторые еретики.

Тахаджжуд — необязательная ночная молитва, которая совершается после окончания времени вечерней (‘иша) и до наступления времени утренней молитвы (фаджр). Согласно многочисленным достоверным хадисам, самым предпочтительным временем для совершения добровольной ночной молитвы является последняя треть ночи.

Тахлиль — произнесение слов " Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/".

Тахмид — произнесение слов " Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/".

Ташаххуд — молитва засвидетельствования, которую молящийся читает в сидячем положении. После ташаххуда произносится молитва за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), именуемая также «ас-салявват аль-ибрахимийа».

Умма — а) община, народ; б) мусульмане, последователи Пророка Мухаммада.

Умм аль-Му’минин (мн. Уммахат аль-Му’минин) — «матери правоверных», то есть жены Пророка Мухаммада: Хадиджа бинт Хувейлид, Сауда бинт Зам‘а, ‘Аиша бинт Абу Бакр, Хафса бинт ‘Умар, Зейнаб бинт Хузейма, Умм Салама Хинд бинт Абу Умейа, Зейнаб бинт Джахш, Джувейрийа бинт аль-Харис, Умм Хабиба Рамля бинт Абу Суфйан, Сафийа бинт Хуйей, Меймуна бинт аль-Харис.

Фаджр — рассвет или время перед восходом солнца, когда совершается обязательная рассветная молитва. Отведенное для этой молитвы время начинается с того момента, как на небе появятся первые проблески зари, и продолжается до восхода солнца.

Факих — мусульманский богослов, разбирающийся в тонкостях фикха и имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

Фард (фарз) - обязательное.

Фетва — богословско-правовое заключение, сделанное авторитетным мусульманским богословом для разъяснения и практического применения какого-либо предписания Шариата.

Фидйа — искупление за несовершение или неправильное выполнение религиозного предписания. Оно может носить характер милостыни, жертвоприношения и т.п.

Фикх — исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова.

Хаджж - паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зуль-хиджжа.

Хаджж аль-ифрад - совершение одного только хаджжа без совершения умры.

Хаджж аль-киран - совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников.

Хаджж мабрур (безупречный хаджж) - хаджж, принятый Аллахом в силу того, что он был совершён не только по всем правилам, но и на деньги, приобретённые дозволенным образом.

Хаджж ат-таматту‘ — совершение и малого (умра), и большого (хаджж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение " хаджж ат-таматту‘" не допускается.

Хадис — сообщение о любом слове или деле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), невысказанном им одобрении или его качестве.

Хадис кудси - хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, передаваемые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда — через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. " Хадис кудси" отличается от обычного хадиса лишь тем, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку это он передаёт его от Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что " хадис кудси" во многом отличается от Священного Корана:

а) В отличие от " хадиса кудси" Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение " хадиса кудси" делает ее недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признаёт какого-либо из " хадисов кудси", является нечестивцем /фасик


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. A. Смещение суставной головки через вершину суставного бугорка на передний его скат
  3. A.27. Процедура ручной регулировки зеркала заднего вида
  4. B. С нарушением непрерывности только переднего полукольца
  5. Cсрочный трудовой договор и сфера его действия.
  6. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  9. I. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
  10. I. ПОЛОЖЕНИЯ И НОРМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ И ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  11. I. Рабочее тело и параметры его состояния. Основные законы идеального газа.
  12. III ПУТЬ ПРЯМОГО ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1284; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.086 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь