Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Анализ хадисов, касающихся произнесения слова «Амин» имамом и молящимися позади него



Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (951-2) шейха аль-Албани.

1. «Когда он говорил «Амин», молящиеся позади него тоже говорили «Амин» (произнося это слово) так, что в мечети становилось очень шумно».

Насколько известно, хадис, приводимый в такой формулировке, безоснователен.

Ибн Хаджар указал в «Тальхис аль-Хабир» (стр. 90): «Я не нахожу этот хадис в такой формулировке, но его смысл передает Ибн Маджа в хадисе от Бишра ибн Рафи‘».

2. «Когда он читал: «Не тех, которые навлекли на себя Гнев Твой, и не тех, которые находятся в заблуждении», то (по окончании) говорил «Амин» так, что находившиеся рядом с ним в первом ряду могли слышать это [и мечеть сотрясалась от этого]».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят Ибн Маджа (1/281) и Абу Дауд без дополнения в квадратных скобках (1/148), оба через Бишра ибн Рафи‘ от Абу Абдуллаха, двоюродного брата Абу Хурайры, от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Ибн Хаджар указал в «Тальхис» (стр. 90): «Бишр ибн Рафи‘ является слабым (передатчиком); говорят, что двоюродный брат Абу Хурайры — неизвестный (передатчик), однако Ибн Хиббан назвал его надежным (передатчиком)».

Аль-Бусайри указал в «Аз-3ава’ид» (56/1): «Это слабый иснад; состояние Абу Абдуллаха неизвестно; (Имам) Ахмад назвал Бишра слабым (передатчиком), а Ибн Хиббан высказался о Бишре следующим образом: «Он передавал вымышленные сообщения».

В хадисе № 2 содержится лишь часть смысла хадиса под № 1, т.е. «Амин» в нем произносит только имам. Что касается произнесения «Амин» молящимися позади (имама), то это может подразумеваться под фразой «и мечеть сотрясалась от этого (звука)», однако (если рассматривать этот) хадис в буквальном смысле, (то он) подразумевает, что причиной тому стало слово «Амин», произнесенное Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).

3. «Когда он заканчивал читать Мать Корана (суру «аль-Фатиха». — Прим. перев.), то возвышал свой голос и говорил «Амин».

Да‘иф (слабый хадис). Приводят ад-Даракутни, аль-Хаким и аль-Байхаки.

Все перечисленные источники (в сборниках ад-Даракутни, аль-Хакима и аль-Байхаки) содержат имя Исхака ибн Ибрахима ибн аль-‘Аля’ аз-Зубайди, также известного как Ибн Зибрик, который является слабым (передатчиком): Абу Хатим сказал: «Старик, ничем дурным не отличался»; Ибн Ма‘ин о нем отзывался хорошо; ан-Наса’и о нем сказал: «Ненадежный (передатчик)»; Мухаммад ибн ‘Ауф сказал: «У меня нет сомнений, что Исхак ибн Зибрик лгал». Однако этот хадис в такой формулировке является правильным по смыслу, так как его подкрепляет хадис от Ва’иля ибн Худжра с достоверной цепочкой передатчиков.

[Поскольку текст этого хадиса совсем не указывает на то, что молящиеся позади имама произносили «Амин», его неправильно рассматривать как разновидность хадиса под № 2, как это делал аш-Шавкани].

Единственной поддержкой для хадиса № 1 может послужить следующий хадис, приводимый (имамом) аш-Шафи‘и в своем «Муснаде» (1/76) через Муслима ибн Халида от Ибн Джурайджа от ‘Ата’, который сообщил:

4. «Я слышал, как имамы Ибн аз-Зубайр и остальные после него говорили «Амин», и находящиеся позади говорили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо».

У этого хадиса имеются два недостатка:

а) Слабость (в качестве передатчика) Муслима ибн Халида аз-Занджи; Ибн Хаджар сказал о нем: «Он правдив, но часто ошибался».

б) «‘Ан‘ана»(677) Ибн Джубайра, который был «мудалляс»(678); возможно, он на самом деле взял этот хадис от Халида ибн Аби Ануфа, который передал его в следующем виде от ‘Ата’:

4.1. «Мне встретились двести сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в этой самой Мечети (Заповедная Мечеть Мекки — Масджид аль-Харам): когда имам прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», они возвышали свои голоса при произнесении «Амин» (в другой версии говорится: «Я слышал громоподобный звук, когда они произносили «Амин»)».

Приводят аль-Байхаки (2/59) и Ибн Хиббан в «Сикат» (2/74); альтернативную версию привел аль-Байхаки.

О человеке по имени Халид говорит Ибн Аби Хатим (1/2/355-6), однако он не сказал ни о его надежности, ни о его слабости в качестве передатчика. Ибн Хиббан включил его в число надежных передатчиков, однако Ибн Хиббан широко известен тем, что при подобных обстоятельствах он не проявлял должной строгости, поэтому я не довольствуюсь тем, что это сообщение является достоверным. Причина этого заключается в том, что Ибн Джурайдж на самом деле взял этот хадис от него (т.е. от Халида ибн Абу Ануфа. — Прим. перев.), что в свою очередь составляет лишь один спорный путь; если нет, то мы тем самым не знаем, от кого Ибн Джурайдж взял этот хадис. Похоже, что имам аш-Шафи‘и сам не был удовлетворен достоверностью этого сообщения, потому что в отношении его он занимал противоположную позицию. Так, в «аль-Умм» (1/95) он говорит: «Таким образом, когда имам заканчивает читать Мать Книги, он произносит «Амин», возвышая свой голос, чтобы молящиеся позади него могли последовать его примеру: когда он произносит это (т.е. «Амин». — Прим. перев.), они то же самое произносят про себя, и мне не нравится, что они это произносят вслух». Поэтому если бы вышеупомянутое сообщение от сподвижников было достоверным с точки зрения имама аш-Шафи‘и, то он не высказался бы против их практики.

Итак, (было) похоже, что самого правильного мнения по этому вопросу придерживается шафиитский мазхаб: имаму, а не молящимся позади него, следует вслух произносить «Амин». А Аллаху это ведомо лучше!

Однако затем я обнаружил, что аль-Бухари в «Сахихе» приводит (только) текст сообщения от Ибн аз-Зубайра (в форме «му‘алляк»(679)), указывая на него со всей определенностью. Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (2/208) пишет: «Соединяющий иснад (этого сообщения) приводит ‘Абд ар-Раззак от Ибн Джурайджа, от ‘Аты. Он (т.е. Ибн Джурайдж) сказал: «Я его спросил: «Ибн аз-Зубайр произносил «Амин», завершая (читать) Мать Книги? » Он ответил: «Да, и находящиеся позади него также произносили «Амин», пока в мечети не раздавалось эхо». Затем он сказал: «Поистине, «Амин» — это мольба». Это сообщение приводит ‘Абд ар-Раззак в «Мусаннафе» (2640/2) и через этот же путь — Ибн Хазм в «аль-Мухалле» (3/364).

В этом сообщении Ибн Джурайдж разъяснил, что он взял его непосредственно (букв. «лицом к лицу». - Прим. перев.) от ‘Ата’, поэтому мы уверены в отсутствии здесь «тадлис»(680). Таким образом, сообщение от Ибн аз-Зубайра надежно устанавливается.

Точно так же устанавливается сообщение и от Абу Хурайры, передаваемое от Абу Рафи‘:

5. «Абу Хурайра призывал на молитву Марвана ибн аль-Хакама(681), предварительно поставив условие, что последний не дойдет до слов: «И не тех, которые находятся в заблуждении», — пока он не будет знать, что Абу Хурайра уже присоединился к молитвенному ряду. Поэтому, когда Марван прочитывал: «И не тех, которые находятся в заблуждении», Абу Хурайра протяжно произносил «Амин». Он также сказал: «Когда «Амин» тех, кто (обитает) на земле, совпадает с «Амин» тех, кто (обитает) на небесах, они получают прощение».

Приводит аль-Байхаки (2/59); иснад этого сообщения достоверен.

Таким образом, поскольку ничто противоречащее произнесению вслух «Амин» Абу Хурайрой и Ибн аз-Зубайром не установлено от других сподвижников, их сообщения должны быть приняты. До настоящего времени мне не известно ни одного сообщения, которое противоречило бы этому. А Аллаху всё это ведомо лучше!

__________
(677) Глагол «‘ан‘ана» - «передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить «со слов, со слов». «В качестве термина (образованное от глагола «‘ан‘ана») слово «му‘ан‘ан» используется для обозначения такого хадиса, в котором приводятся слова передатчика «Такой-то передал со слов такого-то...» (Прим. перев.).

(678) Слово «мудалляс» образовано от глагола «далляса» — «утаивать недостаток товара от покупателя». «В качестве термина (образованное от этого глагола) слово «тадлис» служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашения, то есть фальсификации» (С. 62. - Прим. перев.).

(679) Про сообщения в форме «му‘алляк», приводимые в «Сахих» аль-Бухари и Муслима, см. примечание 671 (Прим. перев.).

(680) См. примечание 678.

(681) Правитель Медины, затем один из халифов династии Омейядов (Прим. перев.).
__________

 

Приложение № 5

Совершение двух рак‘атов после молитвы «аль-витр»

Из книги «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (№ 1993) шейха аль-Албани

1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Пусть) ваша последняя ночная молитва состоит из нечетного [витр] (числа рак‘атов)». Этот хадис приводят аль-Бухари и Мус­лим.

2. Абу Салама спросил ‘Аишу о (ночной) молитве Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Она сказала: «Его (ночная) молитва состояла из тринадцати рак‘атов: он совершал восемь рак‘атов, а затем обычно совершал витр, после чего молился два рак‘ата сидя, и когда желал сделать поясной поклон, он вставал и совершал его, а затем он молился два рак‘ата между первым (азан) и вторым (икама) призывами на утреннюю молитву». Этот хадис приводит Муслим.

3. Саубан передал: «Когда мы находились в поездке вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Поистине, путешествие является (частью того, что доставляет) мучения и тяготы, поэтому тому из вас, кто прочитал витр, следует совершить (ещё) два рак‘ата. Если он проснется (то тогда всё хорошо), а если нет, то эти два (рак‘ата) послужат (ночной молитвой) для него». [Этот хадис] приводят ад-Дарими (1/374), Ибн Хузайма в своем «Сахихе» (2/159/1103) и Ибн Хиббан (683) через различные пути передачи, восходящие к Ибн Вахбу, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил мне от Шурайха ибн ‘Убайда, от Абдурахмана ибн Джубайра ибн Нуфайра, от своего отца, от Саубана, который передал...»

Ибн Вахба поддерживает Абдуллах ибн Салих, который сказал: «Муавийа ибн Салих сообщил нам...и т.д.». Этот хадис приводят ад-Даракутни (стр. 177) и ат-Табарани в «Му‘джам аль-Кябир» (1410). Абдуллах ибн Салих является шейхом аль-Бухари, поэтому его слова могут служить свидетельством для поддержания хадисов, сообщаемых другими передатчиками.

Этот хадис имам Ибн Хузайма использует в качестве свидетельства, «что совершать молитву после витра разрешено любому, желающему это сделать, и что два рак‘ата, которые Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел обыкновение совершать после витра, касаются не только его, но и всей его уммы (общины), ибо он сам велел нам совершать два рак‘ата после витра — веление, носящее рекомендательный и предпочтительный характер, а не обязательный и принудительный».

Таким образом, из этого хадиса нам становится ясно, что совершение двух рак‘атов после витра не касалось исключительно его (исходя из общего характера его повеления своей умме); по всей видимости, его веление делать последнюю ночную молитву нечетной заключалось в том, чтобы исключить возможность пренебрежения одним нечетным рак‘атом, а эта цель не противоречит совершению двух рак‘атов после этого одного рак‘ата, как на то указывают его деяния и повеления. А Аллаху всё это ведомо лучше!

 

Приложение № 6

Слабость хадисов, в которых упоминается о проведении по лицу руками после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а)

Из книги «Ирва’ аль-Галиль» (2/178-182) шейха аль-Албани

1. «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), поднимая свои руки при обращении к Аллаху с мольбой (ду‘а), не опускал их, пока не обтирал ими своё лицо».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят ат-Тирмизи (2/244) и Ибн ‘Асакир (7/12/2) через: Хаммада ибн ‘Ису аль-Джухани, от Ханзалаха ибн Аби Суфйана аль-Джамхи, от Салима ибн Абдуллаха, от его отца, от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который сказал...

Ат-Тирмизи после приведения этого хадиса дал следующий комментарий: «Это достоверный (сахих) одинокий (гариб(682)) хадис. Мы лишь знаем об этом хадисе как о переданном со слов Хаммада ибн ‘Исы, поскольку он единственный, от кого сообщается данный хадис; он сообщал мало хадисов, но люди передавали их от него».

Однако этот передатчик хадиса является слабым, как на то указал Ибн Хаджар, который в своём труде «Тахзиб» сообщил о нём следующее:

«Ибн Ма‘ин сказал: «Хороший шейх»(683); Абу Хатим сказал: «Слаб в хадисах»; Абу Дауд сказал: «Слабый, передает хадисы «мункар»(684); аль-Хаким и Наккаш сказали: «Он передает вымышленные хадисы от Ибн Джурайджа и Джа‘фара ас-Садика». Его назвал слабым (передатчиком) ад-Даракутни. Ибн Хиббан сказал: «Он сообщает вещи, имеющие совершенно противоположное значение от Ибн Джурайджа и ‘Абдул ‘Азиза ибн ‘Умара ибн ‘Абдул ‘Азиза, так что те, кто является специалистом в данной области (т.е. в науке о хадисах), считают, что он это делал намеренно; нельзя на него ссылаться в качестве доказательства (чего-либо)». Ибн Макула сказал: «Они (т.е. учёные-мухаддисы) называют хадисы, передаваемые от него, слабыми».

Таким образом, этот передатчик хадиса является очень слабым, поэтому хадисы от него не могут быть возведены до уровня хороших (хадисов), не говоря уже об уровне достоверных (хадисов)!

Сходным (с предыдущим) является следующий хадис:

«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с мольбой (ду‘а) и поднимал свои руки, то он обычно проводил руками по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Он приводится Абу Даудом (1492) от Ибн Лахи‘а, от Хафса ибн Хишама ибн ‘Утбы ибн Аби Ваккаса, от Са’иба ибн Йазида, от его отца. Цепочка этого хадиса слаба из-за Хафса ибн Хишама, поскольку он неизвестен, а также из-за слабости Ибн Лахи‘а (ср. «Такриб ат-Тахзиб»).

Этот хадис не может быть подкреплен двумя путями его передачи из-за серьезной слабости в первом пути передачи.

2. «Когда вы взываете к Аллаху, то взывайте ладонями своих рук и не взывайте их тыльной стороной, а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу».

Да‘иф (слабый хадис). Его приводят Ибн Маджа (1181, 3866), Ибн Наср в «Кийам аль-Ляйль» (стр. 137), ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-Кя-бир» (3/98/1) и аль-Хаким (1/536) от Салиха ибн Хассана, от Мухаммада ибн Ка‘ба, от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) в форме «марфу‘»(685).

Цепочка этого хадиса слаба из-за Ибн Хассана, который при передаче хадисов является «мункар», как указал аль-Бухари; ан-Наса’и сказал: «Он несостоятелен в хадисах»; Ибн Хиббан сказал: «Он держал певиц, слушал музыку и передавал вымышленные хадисы от имени надёжных передатчиков»; Ибн Аби Хатим сказал в «Китаб аль-‘Иляль» (2/351): «Я спросил своего отца (т.е. Абу Хатима ар-Рази) об этом хадисе, на что он ответил: «Мункар».

Ибн Хассана подкрепляет ‘Иса ибн Маймун, который также передал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба, как сообщил Ибн Наср. Однако это ничего не меняет, поскольку Ибн Маймун также является слабым (передатчиком): Ибн Хиббан сказал о нём: «Он передает хадисы, каждый из которых является вымышленным», ан-Наса’и сказал: «Ненадежен».

Этот хадис от Ибн ‘Аббаса также приводят Абу Дауд (1485), а от него — аль-Байхаки (2/212) через: ‘Абдул Малика ибн Мухаммада ибн Аймана, от Абдуллаха ибн Йа‘куба ибн Исхака, от некоего человека, который сообщил ему от Мухаммада ибн Ка‘ба этот хадис в следующей версии:

«Не покрывайте стены! Тот, кто заглядывает в письмо своего брата без его разрешения, поистине, заглядывает в Огонь! Взывайте к Аллаху ладонями своих рук и не взывайте к Нему тыльной стороной (ладоней), а когда вы заканчиваете (мольбу), проводите ими по лицу! »

Цепочка этого хадиса слаба: Абу Дауд назвал ‘Абдул Малика слабым (передатчиком); цепочка этого хадиса также содержит (некоего) шейха Абдуллаха ибн Йа‘куба, имя которого не приводится, а следовательно он неизвестен — возможно, что этим шейхом был Ибн Хассан или Ибн Маймун, речь о которых шла выше.

Этот хадис также приводит аль-Хаким (4/270) через: Мухаммада ибн Му‘авийу, который сказал, что Масадиф ибн Зийад аль-Мадини передал ему, что он слышал этот хадис от Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази. Аз-Захаби проследил за всей цепочкой этого хадиса, указав, что ад-Даракутни назвал Ибн Му‘авийу лжецом, поэтому данный хадис является вымышленным.

Абу Дауд сказал об этом хадисе: «Этот хадис передаётся более чем через одну цепочку от Мухаммада ибн Ка‘ба, каждая из которых является слабой».

Установлено, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднимал руки во время ду‘а аль-кунут, обращаясь к Аллаху с мольбой покарать язычников, убивших 70 чтецов (Корана) — Имам Ахмад (3/137) и ат-Табарани в «аль-Му‘джам ас-Сагир» (стр. 111) приводят этот хадис от Анаса через достоверную цепочку передатчиков. О поднятии рук при произнесении ду‘а аль-кунут во время совершения молитвы «аль-витр» достоверно передаётся от ‘Умара и других (сподвижников). Однако, поскольку об обтирании лица после ду‘а аль-кунут ничего не передаётся ни от самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ни от кого-либо из его сподвижников (да будет доволен ими Аллах), это действие (проведение руками по лицу), несомненно, является религиозным нововведением (бид‘а).

Что касается проведения руками по лицу не во время совершения молитвы, то на этот счёт существуют лишь два вышеупомянутых хадиса: неправомерно говорить, что они подкрепляют друг друга, возводясь тем самым до ранга «хороших» хадисов, как это сделал Манави, ввиду серьезной слабости, которая была выявлена в путях передачи этих хадисов. Вот почему имам ан-Навави сказал в «Маджму‘»: «Так делать не рекомендуется», одобрив Ибн ‘Абд ас-Саляма, который сказал: «Так делает только невежественный человек».

Тот взгляд, что (Шариатом) не предписано обтирание лица после обращения к Аллаху с мольбой (ду‘а), подкрепляется тем фактом, что существуют многочисленные достоверные хадисы о поднятии рук во время взывания к Аллаху с мольбой (ду‘а), но ни в одном из них не упоминается об обтирании лица; это указывает, с дозволения Аллаха, на то, что так поступать неприемлемо и не предписано.

__________
(682) Слово «гариб» является прилагательным и переводится как «одинокий» или «далёкий от своих родных». Как термин слово «гариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика (С. 23. - Прим. перев.).

(683) Если Ибн Ма‘ин положительно высказывается о передатчике (хадиса), тогда как остальные ученые объявляют его слабым, то утверждение Ибн Ма‘ина не принимается вследствие того, что он был известен своей строгостью и суровостью в критике: слабые передатчики (хадисов) предпринимали все меры предосторожности, дабы не раскрыть свою слабость перед ним; поэтому он и выносил соответствующие суждения. Этим объясняется то, почему он является единственным, кто назвал этого передатчика надёжным.

(684) См. примечание 618 (Прим. перев.).

(685) См. примечание 673 (Прим. перев.).
__________

 

Список использованной литературы

I. Священный Коран

II. Тафсир

2. Ибн Кясир (701-774 гг. х.). «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азым».

III. Сунна

3. Малик бин Анас (93-179 гг. х.). «аль-Муватта’».

4. Ибн аль-Мубарак, Абдуллах (118—181 гг. х.). «Аз-Зухд», рукопись.

5. Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани (131-189 гг. х.). «аль-Муватта’».

6. Ат-Тайалиси (124-204 гг. х.). «аль-Муснад».

7. Абд ар-Раззак бин Хумам (126-211 гг. х.). «аль-Амали», рукопись.

8. Хумайди, Абдуллах бин аз-Зубайр (ум. в 219 г. х.). «Муснад», рукопись.

9. Ибн Са‘д, Мухаммад (168-230 гг. х.). «Ат-Табакат аль-Кубра».

10. Ибн Ма‘ин, Йахйа (ум. в 233 г. х.). «Тарих ар-Риджаль валь-‘Иляль», рукопись.

11. Ахмад бин Ханбал (164-241 гг. х.). «Муснад».

12. Ибн Аби Шайбах, Абдуллах бин Мухаммад Абу Бакр (ум. в 235 г. х.). «Мусаннаф», рукопись.

13. Ад-Дарими (181-255 гг. х.). «Сунан».

14. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «аль-Джами‘ ас-Сахих» с комментарием «Фатх аль-Бари».

15. Аль-Бухари (194—256 гг. х.). «аль-Адаб аль-Муфрад»

16. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Хальк Аф‘аль аль-‘Ибад».

17. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Ат-Тарих ас-Сагир».

18. Аль-Бухари (194-256 гг. х.). «Джуз’ аль-Кира’а».

19. Абу Дауд (202-275 гг. х.). «Сунан».

20. Муслим (204—261 гг. х.). «Сахих».

21. Ибн Маджа (209-273 гг. х.). «Сунан».

22. Ат- Тирмизи (209-279 гг. х.). «Сунан».

23. Ат-Тирмизи (209-279 гг. х.). «Шама’иль Мухаммадиййа» с комментариями шейхов Али аль-Кари и Абд ар-Ра’уфа аль-Манави.

24. Аль-Харис бин Аби Усама (176-282 гг. х.). «Муснад—Зава’идух», рукопись.

25. Абу Исхак аль-Харби, Ибрахим бин Исхак (198—285 гг. х.). «Гариб аль-Хадис» («Трудные слова в хадисах»), рукопись.

26. Баззар, Абу Бакр Ахмад бин ‘Амр аль-Басри (ум. в 292 г. х.). «Муснад— Зава’идух», фотокопия.

27. Мухаммад бин Наср (202-294 гг. х.). «Кийам аль-Ляйль».

28. Ибн Хузайма (223-311 гг. х.). «Сахих».

29. Ан-Наса’и (225-303 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Муджтаба».

30. Ан-Наса’и (225-303 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Кубра», рукопись.

31. Аль-Касим аль-Саркасти (255—302 гг. х.). «Гариб аль-Хадис» / «Ад-Дала’иль».

32. Ибн аль-Джаруд (ум. в 307 г. х.). «аль-Мунтака», рукопись.

33. Абу Йа‘ла аль-Мусили (ум. в 307 г. х.). «Муснад», рукопись.

34. Руйани, Мухаммад бин Харун (ум. в 307 г. х.). «Муснад», рукопись.

35. Ас-Сирадж, Абуль-Аббас Мухаммад бин Исхак (216—313 гг. х.). «Муснад», несколько томов в рукописях (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

36. Абу Авана (ум. в 316 г. х.). «Сахих».

37. Ибн Аби Дауд Абдуллах бин Сулайман (230— 316 гг. х.). «аль-Масахиф», рукопись.

38. Ат-Тахави (239-321 гг. х.). «Шарх Ма‘ани аль-Асар» («Разъяснение смысла хадисов»).

39. Ат-Тахави (239—321 гг. х.). «Мушкиль аль-Асар» («Трудные (для понимания) слова в хадисах»).

40. ‘Укайли, Мухаммад бин ‘Амр (ум. в 322 г. х.). «Ад-Ду‘афа’» («Слабые передатчики хадисов»), рукопись.

41. Ибн Аби Хатим (240-327 гг. х.). «аль-Джарх ва-т-Та‘диль» («Отвод и подтверждение передатчиков хадисов».

42. Ибн Аби Хатим (240-327 гг. х.). «И‘ляль аль-Хадис».

43. Абу Джа‘фар аль-Бухтури, Мухамад бин ‘Амр ар-Разак (ум. в 329 г. х.). «аль-Амали», рукопись.

44. Абу Са‘ид бин аль-А‘раби, Ахмад бин Зийад (246-340 гг. х.). «Му‘джам», рукопись.

45. Ибн ас-Саммак, ‘Усман бин Ахмад (ум. в 344 г.х.). «Хадис», рукопись.

46. Абуль-’Аббас аль-Асамм, Мухаммад бин Йа‘куб (247-346 гг. х). «Хадис», рукопись.

47. Ибн Хиббан (ум. в 354 г.х.). «Сахих».

48. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам аль-Кябир», несколько томов в рукописях (Библиотека «Захириййа», Дамаск, Сирия).

49. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам аль-Аусат мин аль-джам‘ байнаху ва байн-ас-Сагир», рукопись.

50. Ат-Табарани (260-360 гг. х). «аль-Му‘джам ас-Сагир».

51. Абу Бакр аль-Аджури (ум. в 360 г. х.). «аль-Арба‘ин», рукопись.

52. Абу Бакр аль-Аджури (ум. в 360 г. х.). «Адаб Хамляль-Кур’ан», рукопись.

53. Ибн ас-Сунни (ум. в 364 г. х.). «‘Амль аль-Йаум ва-ль-Ляйла».

54. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х.). «Табакат аль-Исбаханиййин», рукопись.

55. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х.). «Ма раваху Абу аз-Зубайр ‘ан Гайр Джаби» («От кого ещё передавал Абу аз-Зубайр, помимо Джабира»), рукопись.

56. Абу аш-Шайх Ибн Хаййан (274-369 гг. х). «Ахляк ан-Наби, салла Ллаху аляйхи ва саллям».

57. Ад-Даракутни (306-385 гг. х.). «Сунан».

58. Аль-Хаттаби (317-388 гг. х.). «Ма‘алим ас-Сунан».

59. Аль-Мухлис (305-393 гг. х.). «аль-Фафа’ид», рукопись (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

60. Ибн Мандах, Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исхак (316—395 гг. х.). «Ат-Таухид ва Ма‘рифа Асма’ Аллах Та‘аля», рукопись.

61. Аль-Хаким (320—405 гг. х.). «аль-Мустадрак».

62. Таммам ар-Рази (330 — 414 гг. х.). «аль-Фава’ид», две полные копии в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

63. Ас-Сахми, Хамза бин Йусуф аль-Джурджани (ум. в 427 г. х.). «Тарих Джурджан».

64. Абу Ну‘айм аль-Исбахани (336—430 гг. х.). «Ахбар Исбахан».

65. Ибн Бушран (339—430 гг. х.). «аль-Амали», большая часть этого труда в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

66. Аль-Байхаки (384—458 гг. х.). «Ас-Сунан аль-Кубра».

67. Аль-Байхаки (384—458 гг. х.). «Дала’иль ан-Нубувва», рукопись (Библиотека «Ахмадиййа», Халеб, Сирия).

68. Ибн ‘Абд аль-Барр (368—463 гг. х.). «Джами‘ Байан аль-‘Ильм ва Фадлих».

69. Ибн Мандах, Абуль-Касым (381-470 гг. х.). «Ар-Радд ‘аля ман Йунфи аль-Харф мин аль-Кур’ан», рукопись (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

70. Аль-Баджи (403—477 гг. х.). «Шарх аль-Муватта’».

71. ‘Абд аль-Хакк аль-Ишбили (510-581 гг. х.). «аль-Ахкам аль-кубра», рукопись.

72. ‘Абд аль-Хакк аль-Ишбили (510-581 гг. х.). «Тахаджжуд», рукопись.

73. Ибн аль-Джаузи (510—597 гг. х.). «Ат-Тахкик ‘аля Маса’иль ат-Та‘лик», рукопись.

74. Абу Хафс аль-Му’адиб, ‘Амр бин Мухаммад (516—607 гг. х.). «аль-Мунтака мин Амали Абиль-Касым ас-Самарканди», рукопись.

75. ‘Абд аль-Гани бин ‘Абд аль-Вахид аль-Макдиси (541—600 гг. х.). «Сунан», рукопись.

76. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «аль-Ахадис аль-Мухтара», несколько томов из этого труда в рукописной форме (Библиотека «аз-Захириййа», Дамаск, Сирия).

77. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «аль-Мунтака мин аль-Ахадис ас-Сихах ва-ль-Хисан», рукопись.

78. Дийа’ аль-Макдиси (569-643 гг. х.). «Джуз’ фи фадль аль-Хадис ва Ахлих», рукопись.

79. Аль-Мунзири (581—656 гг.х.). «Ат-Таргиб ва ат-Тархиб».

80. Зайла’и (ум. в 762 г. х.). «Насб ар-Райах».

81. Ибн Кясир (701-774 гг. х.). «Джами‘ аль-Масанид», рукопись.

82. Ибн аль-Муляккин, Абу Хафс ‘Амр бин Абиль-Хасан (723-804 гг. х.). «Хуласа аль-Бадр аль-Мунир», рукопись.

83. Аль-‘Ираки (725—806 гг. х.). «Тарх ат-Тасриб».

84. Аль-‘Ираки (725-806 гг. х.). «Тахридж» («Указание на источники передачи хадисов») к труду аль-Газали «Ихйа Улюм ад-Дин» («Воскрешение наук о вере»).

85. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Маджма‘ аз-Зава’ид».

86. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Маварид аз-Зам’ан фи Зава’ид Ибн Хиббан».

87. Аль-Хайсами (735-807 гг. х.). «Зава’ид аль-Му‘джам ас-Сагир ва-ль-Аусат ли Табарани», рукопись.

88. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. х.). «Тахридж Ахадис аль-Хидайа».

89. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773-852 гг. х.). «Тальхис аль-Хабир».

90. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773—852 гг. х.). «Фатх аль-Бари».

91. Ибн Хаджар аль-Аскалани (773—852 гг. х.). «аль-Ахадис аль-‘Алийат», рукопись.

92. Ас-Суйути (889-911 гг. х.). «аль-Джами‘ аль-Кябир», рукопись.

93. ‘Али аль-Кари (ум. в 1014 г. х.). «аль-Ахадис аль-Мавду‘а».

94. Аль-Манави (952-1031 гг. х.). «Файд аль-Кадир Шарх аль-Джами‘ ас-Сагир».

95. Аз-Зуркани (1055-1122 гг. х.). «Шарх аль-Мавахиб аль-Ладунниййа».

96. Аш-Шавкани (1171-1250 гг. х.). «аль-Фава’ид аль-Маджму‘а филь-Ахадис аль-Мавду‘а».

97. ‘Абд аль-Хайй Лукнави (1264-1304 гг. х.). «Ат-Та‘лик аль-Мумаджжид ‘аля Муватта’ Мухаммад».

98. ‘Абд аль-Хайй Лукнави (1264-1304 гг. х.). «аль-Асар аль-Марфу‘а филь-Ахбар аль-Мавду‘а».

99. Мухаммад бин Са‘ид аль-Хальби (даты рождения и смерти неизвестны). «Мусальсалят», рукопись.

100. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332-1420 гг. х.). «Тахридж Сифат Салят ан-Набий», рукопись, исходный источник («аль-Асль») для данной книги.

101. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332-1420 гг. х.). «Ирва’ аль-Галиль фи Тахридж Ахадис Манар ас-Сабиль» в 8 томах.

102. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Сахих Аби Дауд», неполный.

103. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Примечание к труду ‘Абд аль-Хакка аль Ишбили «Ахкам», неполный.

104. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Тахридж» («Указание на источники передачи хадисов») к труду «Шарх ‘Акида Тахавиййа».

105. Аль-Албани, Мухаммад Насируддин (1332—1420 гг. х.). «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да’ифа» в 4 томах.

IV. Фикх (Исламское право)

106. Малик бин Анас (93—179 гг. х.). «аль-Мудаввана» (право маликитского мазхаба).

107. Аш-Шафи‘и, Мухаммад бин Идрис (150-204 гг. х.). «аль-Умм» (право шафиитского мазхаба).

108. Аль-Марвази, Исхак бин Мансур (ум. в 251 г. х.). «Маса’иль аль-Имам Ахмад ва Исхак бин Рахавайх», рукопись.

109. Ибн Хани, Ибрахим Найса Абури (ум. в 265 г. х.). «Маса’иль аль-Имам Ахмад», рукопись.

110. Аль-Музани (175-264 гг. х.). «Мухтасар Фикх аш-Шафи‘и», напечатано на полях страниц книги «аль-Умм».

111. Абу Дауд (202-275 гг. х.). «Маса’иль аль-имам Ахмад» (Право ханбалитского мазхаба).

112. ‘Абдуллах, сын Имама Ахмада (203-290 гг. х.). «Маса’иль аль-имам Ахмад», рукопись.

113. Ибн Хазм (384-456 гг. х.). «аль-Мухалла» (Право захиритского мазхаба).

114. Аль-’Изз бин ‘Абд ас-Салям (578-660 гг. х.). «аль-Фатава», рукопись.

115. Ан-Навави (631-686 гг. х.). «аль-Маджму‘ Шарх аль-Мухаззаб» (Право шафиитского мазхаба).

116. Ан-Навави (631—686 гг. х.). «Равдат ат-Талибин» (право шафиитского мазхаба).

117. Ибн Таймиййа (661—728 гг. х.). «аль-Фатава» (независим от какого-либо мазхаба).

118. Ибн Таймиййа (661-728 гг. х.). «Мин Калям ляху фи-т-Такбир фи-ль-‘Идайн ва гайрух», рукопись.

119. Ибн аль-Каййим (691—751 гг. х.). «И‘лям аль-Мувакки‘ин» (независим от какого-либо мазхаба).

120. Ас-Субки (683-756 гг. х.). «аль-Фатава» (Право шафиитского мазхаба).

121. Ибн аль-Хумам (790-869 гг. х.). «Фатх аль-Кадир» (Право ханафитского мазхаба).

122. Ибн ‘Абд аль-Хади, Йусуф (840-909 гг. х.). «Иршад ас-Салик» (Право ханбалитского мазхаба), рукопись.

123. Ибн ‘Абд аль-Хади, Йусуф (840-909 гг. х.). «аль-Фуру‘» (Право ханбалитского мазхаба).

124. Ас-Суйути (809—911 гг. х.). «аль-Хави лиль-Фатави» (Право шафиитского мазхаба).

125. Ибн Нуджайм аль-Мысри (ум. в 970 г. х.). «аль-Бахр ар-Ра’ик» (Право ханафитского мазхаба).

126. Аш-Ша‘рани (898-973 гг. х.). «аль-Мизан» (согласно праву четырёх мазхабов).

127. Аль-Хайтами (909-973 гг. х.). «Ад-Дарр аль-Мандуд фи-с-Салят ва-с-Салям ‘аля Сахиб аль-Макам аль-Махмуд», рукопись.

128. Аль-Хайтами (909—973 гг. х.). «Асма аль-Маталиб», рукопись.

129. Валиулла Дехлави (1110-1176 гг. х.). «Худжжат-уллах аль-Балига» (независим от какого-либо мазхаба).

130. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Примечания к труду «Ад-Дарр аль-Мухтар» (право ханафитского мазхаба).

131. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Примечания к труду «аль-Бахр ар-Ра’ик» (право ханафитского мазхаба).

132. Ибн ‘Абидин (1151-1203 гг. х.). «Расм аль-Муфти» (право ханафитского мазхаба).

133. ‘Абд аль-Хакк (1264-1304 гг. х.). «Имам аль-Калям фима йата‘аллак би-ль-Кира’а Хальф аль-имам» (независим от какого-либо мазхаба).

134. ‘Абд аль-Хакк (1264-1304 гг. х.). «Ан-Нафи‘ аль-Кябир лиман йутали‘ аль-Джами‘ ас-Сагир» (независим от какого-либо мазхаба).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.16 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь