Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чечня в эпоху бронзы и раннего железа (кон. IV – нач. I. тыс. до н. э.)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Чечня в эпоху бронзы и раннего железа (кон. IV – нач. I. тыс. до н. э.) Характеристика каякентско-харачоевской и кобанской культуры. На территории Дагестана и горной Чечни в середине II тыс. до н.э. оформляется каякентско-харачоевская культура эпохи поздней бронзы. Это название возникло от двух могильников, расположенных у села Каякент в Дагестане и села Харачой в Чечне. Памятников названой культуры на территории Чечни найдено несколько десятков, в том числе у селений Харачой, Сержень-Юрт, Курчалой, Дуба-Юрт, Ишхой-Юрт, Зандак, Байтарки (бассейн р. Ярык-су), Майртуп и т.д. металлообрабатывающее производство на Северо-Восточном Кавказе в период каякентско-харачоевской культуры находилось на высоком уровне. Наряду с медью, бронзой и серебром было известно и золото. Об уровне технического развития в области металлургии и металлообработки свидетельствуют остатки литейного производства. Итак, завершение II тыс. до н.э. для Чечни ознаменовалось оформлением каякентско-харачоевской культуры. Она непосредственно связана с предшествующим развитием племен. В ее недрах происходит этническое оформление того массива племен, который в дальнейшем получит наименование вайнахов. Кроме того, на завершающем этапе этой культуры происходят следующие события: во-первых, в регионе начинают осваивать новый металл - железо; во-вторых, из Юго-Восточной Европы сюда доходят первые импульсы кочевого скотоводства; в-третьих, в местной среде стали появляться воины-всадники.Наконец, в это время завершается формирование кобанской археологической культуры.Кобанская культура Корни этой культуры обнаруживаются в памятниках начала XIV - первой половины XII вв. до н.э. в горах Центрального Кавказа. В ХII-Х вв. до н.э. в XI в. до н.э. кобанская культура охватила территорию всей Чечни и Ингушетии -вплоть до Дагестана. Уже в конце XIX - начале XX века на территории Чечни были обнаружены памятники этой культуры - грунтовые могильники у селений: Пседах, Мужичи (Луговое); у ст. Наурской, Калиновской, Николаевской, Червленной, у с. Исти-Су, Сержень-Юрт, Шали, Майртуп, Именно памятники кобанской культуры позволяют нам определить время появления железа на Северном Кавказе и начало его широкого использования. Это конец II тыс. до н.э. Открытие людьми металлов - меди, бронзы и железа -положило начало резкому увеличению ремесленного производства, более активному развитию земледелия, животноводства и домостроения. На равнине, в предгорьях и в горах люди стали объединяться в большие общины, ядром которых служили ремесленные центры. Более рационально распределялось общинное богатство - пахотные и покосные земли. Крестьяне, которые не могли обрабатывать свои земельные участки, продавали их или отдавали за долги более предприимчивым или удачливым соседям, постепенно превращаясь в безземельных и бедных общинников, в батраков. Этой же дешевой рабочей силой пользовались хозяева ремесленных мастерских и владельцы скота. Постепенно наемные работники попадали в полную зависимость от работодателей.Таким образом, шел медленный, но поступательный процесс обнищания одних и обогащения других. Именно в ту пору стали появляться такие понятия в чеченском языке, как «хьолан да» - хозяин богатства (состояния) или отец богатства (состояния); «лай» - раб, «ялхо» - зависимый человек.Постепенно на равнине и предгорьях число сел увеличивалось. Это были богатые поселения, в которых дома строились большими и многокомнатными. Материальная и духовная культура древних нахов (VII в. до н. э. – IV в. н. ) Скифы оказали сильное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь вайнахов.Своим походом в Переднюю Азию скифы втянули в орбиту международных связей древних нахов, которые приняли самое активное участие в скифском походе. Благодаря этим контактам, нахи многое переняли у скифов. переняли формы оружия - и не хуже скифов стали изготовлять их акинаки (кинжалы), секиры, наконечники копий и стрел. Материальная культура нахов постепенно преобразовывается. В ней сливаются как элементы скифской кочевнической культуры, так и привнесенные из Закавказья и Малой Азии. Вайнахи переняли у скифов их знаменитый «звериный стиль». Вещи, изготовленные в подражание этому стилю, были выполнены с изображением зверей и птиц изображения хищной птицы или хищного зверя. Таким образом, скифский «звериный» стиль был заимствован местными мастерами-гончарами, ювелирами, косторезами и другими умельцами. Тем не менее, несмотря на сильное скифское влияние, древние нахи, да и другие аборигены, сумели сохранить самобытный местный колорит и облик во всех аспектах своей культуры. В I тыс. до н.э. материальная жизнь общества зависела от животноводства, земледелия и ремесленного производства. Условия материальной жизни способствовали формированию общественного сознания. В первую очередь это касалось религии. Археологами найдено много изделий из камня, глины, металлов, кости и т.д., связанных с религиозными представлениями общества того времени. В ту пору люди начали поклоняться неодушевленным предметам - фетишам. Фетиши наделялись сверхъестественной силой и служили объектом поклонения. Нахи поклонялись горным вершинам, определенным деревьям, родникам, небесным светилам - Солнцу, Луне, звездам и т.д. Верования в быту нахов как пережитки язычества сохранялись вплоть до ХVШ-ХIХ вв., например, культ матерей природы и стихии:. Хинана - Мать воды, обитает в воде.Дорцнана - Мать вьюги и бури. Ей приписывалась власть над всякой непогодой. Нана-Латта - Мать-Земля. В ней отражается образное восприятие кормилицы-земли по аналогии с кормящей матерьюи т.д.При анализе всего пантеона нахских богов нетрудно заметить, что идея единого Бога в духовной культуре древних чеченцев отсутствует. Вместе с тем постоянно превалирует идея верховного Бога в лице Дэла. В целом чеченское язычество имело систему верований, где особое место занимали культы плодородия, земледелия, скотоводства, огня и т.д. Среди них заметную роль отводили животным, птицам, насекомым и многочисленным предметам неживой природы., надо отметить, что из всех находок культового назначения на первом месте находятся глиняные изделия.В мифологии нахов, как и у многих других народов, сохранились свидетельства о сотворении богом первого человека из глины.Из глины вайнахи делали украшения и предметы культа. На Сержень-Юртовском поселении найдено 70 экземпляров антропоморфных (человекообразных) культовых фигур из глины. Большинство статуэток изображают человека в позе молящегося.На Сержень-Юртовском поселении найдено более одной тысячи зооморфных глиняных культовых статуэток. Чечня накануне и в годы Первой Мировой войны. 1 августа 1914 года началась первая мировая война, которая явилась итогом столкновения двух противоположных блоков государства – Антанта и Тройственный союз. В феврале 1917 года в России произошла вторая буржуазно-демократическая революция, которая привела к смене государственного строя в России: из монархической в буржуазную республику. Своеобразием февральской революции явилось установление двоевластия – временного правительства и советов. В Грозном был создан совет рабочих депутатов во главе с большевиком Анисемовым. Созданы гражданские исполнительные комитеты – прообраз временного правительства на местах. Грозненский исполком возглавил кадет Гудзенко. На Кавказе, являвшемся национальной охраной царской России, было создано и национальное правительство – «Союз объединенных горцев Кавказа» во главе с Чермоевым.
Чечня в революциях 1917 г. В годы революций и Гражданской войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали анархия и безвластие. Национальное движение раскололось и не смогло консолидировать общество. В нем обозначились три направления: государственный национализм, ориентированный на Советы (коммунистов); демократический национализм этнического толка, ориентированный на Запад; радикальный национализм, ориентированный на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом попытка создания теократического государства (эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном счете большая часть населения сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей свободу, равенство, землю, государственность. После Октябрьской революции 1917 года, в марте 1918 года, Терская область была преобразована в Терскую советскую республику в составе РСФСР. Просуществовала она недолго, в феврале 1919 года ее захватили войска генерала А.И. Деникина. К концу марта 1920 года здесь снова восстановилась советская власть. Декретом ВЦИК от 20 января 1921 года на территории бывшей Терской и части Кубанской областей была образована Горская АССР в составе РСФСР. В нее вошла территория, на которой проживали чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, русские (казаки и так называемые иногородние). Во время Гражданской войны в России население Чечено-Ингушетии в большинстве своем поддерживало революцию. Чеченская Красная Армия активно сражалась против белых: наступая на Москву, генерал Деникин вынужден был оставить в Чечено-Ингушетии треть своих войск. По окончании Гражданской войны из состава Горской АССР выделили Кабардинский (1 сентября 1921 года), Карачаевский (12 января 1922 года), Балкарский (16 января 1922 года), Чеченский (30 ноября 1922 года) округа, преобразованные в автономные области РСФСР. Декретом ВЦИК от 7 июля 1924 года Горская АССР упраздняется и на части ее территории создаются Ингушская и Северо-Осетинская автономные области, а также населенный казаками Сунженский округ. 45) Национально-государственное строительство в Чечне в 1920-1930-х гг. ) Развитие промышленности и сельского хозяйства в Чечне в 1920-1930-х гг. 47 ) Развитие науки и культуры в Чечне в 1920-1930-х гг.
Чечня в эпоху бронзы и раннего железа (кон. IV – нач. I. тыс. до н. э.) Характеристика каякентско-харачоевской и кобанской культуры. На территории Дагестана и горной Чечни в середине II тыс. до н.э. оформляется каякентско-харачоевская культура эпохи поздней бронзы. Это название возникло от двух могильников, расположенных у села Каякент в Дагестане и села Харачой в Чечне. Памятников названой культуры на территории Чечни найдено несколько десятков, в том числе у селений Харачой, Сержень-Юрт, Курчалой, Дуба-Юрт, Ишхой-Юрт, Зандак, Байтарки (бассейн р. Ярык-су), Майртуп и т.д. металлообрабатывающее производство на Северо-Восточном Кавказе в период каякентско-харачоевской культуры находилось на высоком уровне. Наряду с медью, бронзой и серебром было известно и золото. Об уровне технического развития в области металлургии и металлообработки свидетельствуют остатки литейного производства. Итак, завершение II тыс. до н.э. для Чечни ознаменовалось оформлением каякентско-харачоевской культуры. Она непосредственно связана с предшествующим развитием племен. В ее недрах происходит этническое оформление того массива племен, который в дальнейшем получит наименование вайнахов. Кроме того, на завершающем этапе этой культуры происходят следующие события: во-первых, в регионе начинают осваивать новый металл - железо; во-вторых, из Юго-Восточной Европы сюда доходят первые импульсы кочевого скотоводства; в-третьих, в местной среде стали появляться воины-всадники.Наконец, в это время завершается формирование кобанской археологической культуры.Кобанская культура Корни этой культуры обнаруживаются в памятниках начала XIV - первой половины XII вв. до н.э. в горах Центрального Кавказа. В ХII-Х вв. до н.э. в XI в. до н.э. кобанская культура охватила территорию всей Чечни и Ингушетии -вплоть до Дагестана. Уже в конце XIX - начале XX века на территории Чечни были обнаружены памятники этой культуры - грунтовые могильники у селений: Пседах, Мужичи (Луговое); у ст. Наурской, Калиновской, Николаевской, Червленной, у с. Исти-Су, Сержень-Юрт, Шали, Майртуп, Именно памятники кобанской культуры позволяют нам определить время появления железа на Северном Кавказе и начало его широкого использования. Это конец II тыс. до н.э. Открытие людьми металлов - меди, бронзы и железа -положило начало резкому увеличению ремесленного производства, более активному развитию земледелия, животноводства и домостроения. На равнине, в предгорьях и в горах люди стали объединяться в большие общины, ядром которых служили ремесленные центры. Более рационально распределялось общинное богатство - пахотные и покосные земли. Крестьяне, которые не могли обрабатывать свои земельные участки, продавали их или отдавали за долги более предприимчивым или удачливым соседям, постепенно превращаясь в безземельных и бедных общинников, в батраков. Этой же дешевой рабочей силой пользовались хозяева ремесленных мастерских и владельцы скота. Постепенно наемные работники попадали в полную зависимость от работодателей.Таким образом, шел медленный, но поступательный процесс обнищания одних и обогащения других. Именно в ту пору стали появляться такие понятия в чеченском языке, как «хьолан да» - хозяин богатства (состояния) или отец богатства (состояния); «лай» - раб, «ялхо» - зависимый человек.Постепенно на равнине и предгорьях число сел увеличивалось. Это были богатые поселения, в которых дома строились большими и многокомнатными. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы