Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Хозяйство и общественный строй древних нахов (VII в. до н. э. – IV в. н. э.).



Хозяйство. Земледелие. В равнинных районах автохтоны обрабатывали обширные плодородные земли, а в горах использовалась и террасная форма земледелия. Сеяли пшеницу, лен, просо, ячмень. Землю пахали при помощи деревянных рал, усиленных железными наконечниками. В рала запрягали быков, буйволов, возможно, и лошадей. Для помола зерна использовались ладьевидные каменные зернотерки, а также ступы, песты (для дробления зерна) и терочники.Земледелие плодотворно сочеталось с садоводством и виноградарством. Не исключено, что равнинные вайнахи выращивали и бахчевые культуры. Скотоводство. Параллельно с земледелием развивалось и животноводство. Об этом свидетельствует огромное количество костей домашних животных, найденных при археологических раскопках поселений и могильников. Наиболее убедительные материалы найдены на Сержень-Юртовском поселении. Основными составляющими в животноводстве были свиноводство и разведение крупного рогатого скота, а мелкий рогатый скот - овцы и козы, - устойчиво занимал третье место.Хорошим подспорьем в хозяйстве служили охота и рыболовство. Металлообработка. Вдревней Чечне были развиты металлообработка, гончарное дело, обработка камня и косторезное дело. На Сержень-Юртовском поселении обнаружены специальные кварталы, где жили и работали мастера по металлу. Шел процесс специализации металлургов, литейщиков, кузнецов и других специалистов. Гончарное производство . Было развито гончарное производство. Керамика была в основном ручно-лепная и поэтому довольно грубая на вид. Вместе с тем, видимо, были и мастера, знавшие секреты работы с гончарным кругом. К керамическому производству относится и изготовление глиняных статуэток в виде изображений различных животных. Это была в основном культовая атрибутика. Обработка кости и камня . Значительное место в быту древних вайнахов занимали предметы из кости и камня. Камнерезы изготавливали надгробные стелы, каменные украшения (бусы, привески), а также боевые молоты, топоры и т.д.. Мастера виртуозно пользовались искусством шлифования, сверления и гравировки. Прядение, ткачество и шитье . В рассматриваемое время на Северном Кавказе и в частности на территории Чечни было развито прядение, ткачество и шитье. В качестве пряжи использовались шерсть и льняной луб. Кроме того, одежду шили и из кожи животных. Обмен и торговля . Разветвленная специализация ремесел потянула за собой рост и расширение торговли, обмена. Торговля тоже начала специализироваться, т.е. появляются торговцы зерном, ремесленными изделиями, кузнечным инструментом, скотом, мясом и т.д.

Общественный строй. Развитие хозяйства и торговли привело к развалу первобытно-общинного уклада в нахском обществе, при котором вся хозяйственная деятельность ложилась в равной степени на всех членов общины, рода, племени. Успехи же в развитии земледелия, скотоводства, ремесла и торговли привели к формированию новых социальных отношений. Люди начали делиться на богатых и бедных. Об этом свидетельствуют погребения с богатым, средним и очень бедным инвентарем. Духовная культура. В I тыс. до н.э. материальная жизнь общества зависела от животноводства, земледелия и ремесленного производства. Условия материальной жизни способствовали формированию общественного сознания. В первую очередь это касалось религии. Археологами найдено много изделий из камня, глины, металлов, кости и т.д., связанных с религиозными представлениями общества того времени. Отголоски тех далеких верований до нас дошли, прежде всего, благодаря богатейшей вайнахской мифологии. Религиозные верования в нахской мифологии . В ту пору люди начали поклоняться неодушевленным предметам - фетишам. Фетиши наделялись сверхъестественной силой и служили объектом поклонения. Нахи поклонялись горным вершинам, определенным деревьям, родникам, небесным светилам - Солнцу, Луне, звездам и т.д.Им приписывались мистические чудодейственные свойства, ими клялись. Нахи даже в наши порой клянутся Солнцем (Д1а Малхора ду и бакъ - клянусь тем Солнцем, что это правда), Луной, небом и т.д. Ношение мусульманами - вайнахами в наши дни амулета «жайн» или христианами крестика на шее, поклонение иконам - пережитки язычества - поклонение фетишам.При анализе всего пантеона нахских богов нетрудно заметить, что идея единого Бога в духовной культуре древних чеченцев отсутствует. Вместе с тем постоянно превалирует идея верховного Бога в лице Дэла, (подобно греческому Зевсу). Кстати, даже в наши дни, Аллаха чеченцы и ингуши называют Дэла, хотя среди 99 прекрасных имен оно отсутствует.В целом чеченское язычество имело систему верований, где особое место занимали культы плодородия, земледелия, скотоводства, огня и т.д. Среди них заметную роль отводили животным, птицам, насекомым и многочисленным предметам неживой природы. Лучшее доказательство тому - вайнахские имена, пришедшие к нам из глубины веков.

5) Взаимоотношения нахов с древними кочевниками (киммерийцами, скифами, сарматами) и Древней Грузией. Хорошо известно, что Северный Кавказ является зоной активных контактов оседло-земледельческого местного населения и подвижных степных скотоводческих племен Юго-Восточной Европы. Начиная с IV - середины III тыс. до н.э. к Кавказу потянулись скотоводы степей, нуждавшиеся в земледельческой и ремесленной продукции, которой был богат Северный Кавказ. Одним из кочевых племен оставивших след в культуре вайнахов были скифы.Итак, скифы начали проникать на Кавказ с начала VII в. до н.э. Жили они в степях Северного Причерноморья (считается что это термин собирательный для всех племен Северного Причерноморья. В VII веке скифы начали гигантский поход в Переднюю Азию через Кавказ. Спокойный быт древних нахов был нарушен.Кавказские народы оказали яростное сопротивление пришельцам. Так поступили и вайнахские племена. Присутствие скифов на Северном Кавказе затянулось почти на два века. Постепенно скифские племена переходили к оседлому образу жизни. Они смешивались с аборигенами Кавказа, постепенно забывая свой язык и обычаи. С годами они растворились среди нахов, осетин и других народов. Поэтому сегодня нет такого народа - скифы. Сарматы жили в Нижнем Поволжье и Приуралье. Под общим названием «сарматы» скрываются и другие народы - савроматы, сираки, аорсы и другие. Угроза их нашествия возникла еще V в. до н.э., когда они, сокрушив сопротивление скифов на обширных просторах Северного Причерноморья, замыслили поход на Кавказ.Первая, наиболее мощная волна нашествия сарматов на нахов была несколько погашена, ослаблена. Но тем не менее археологические памятники свидетельствуют о том, что в конце IV и начале III вв. до н.э. сарматы проникают в районы проживания. Активно расселившись в I – IV в. н. э. на обширных просторах Северного Кавказа, сарматы постепенно растворяются в местной среде среди предков нахов, прикаспийских народов Дагестана. Сарматские племена, как это случилось в свое время и со скифами, - ассимилировались в местной среде и полностью потеряли себя как народ.

6) Нахи и Аланское государственное образование. На территории Ц.Кавказа и Чечни в 5-13 вв. накануне нашествия монгольских захватчиков располагалось крупное раннефеодальное гос.образование –Алания. Экономической основой общества была земельная собственность. Общественный строй страны характеризовался наличием класса феодалов, прослойки свободных общинников, зависимых крестьян и домашних рабов. Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском хуннских (гуннских) кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство. На всей территории древней Чечни формируется общность народа, состоящая из 2х союзов племен: 1- «ламарой», 2- «арара нах». И в 7-12 вв. каждый из двух союзных племен трансформировались в 2 раннефеодальных гос-ых объединения – Алания и Дурдзукия. Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии. Горцы вошли в состав государственного объединения Дзурдзукия.При всем этом, нахи, составлявшие Дзурдзукетию, и нахи, входившие в Аланию, всегда осознавали себя как часть единого народа, имевшего единый язык, единые исторические корни, единую территорию, единую культуру и единые основы экономических связей, что и отразилось в этнониме «вайнахи». К сожалению, сложению единого нахского государства «Вайнахия» помешали очередные нашествия степняков - монголы, татары, полчища среднеазиатского деспота Тимура и т.д. Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.

7) Культура нахов в эпоху раннего средневековья (V-XII вв.). Материальная культура раннесредневековой Чечни изучена на материалах бытовых и погребальных памятников. К бытовым памятникам относятся городища и поселения. Только на равнинной части Чечни их насчитывается более 100. По слоям этих памятников можно изучать разные периоды истории: скифский, сарматский, аланский и татаро-монгольский. К этому времени относится Алхан-Калинское городище. В горной Чечне раскопаны древние кладбища, состоящие из каменных ящиков, подземных, полуподземных и надземных склепов, грунтовых могил и катакомбных погребений. В них археологи находили: оружие (наконечники копий, стрел, боевые ножи, навершия булав), орудия труда, украшения (браслеты, гривны, поясные наборы, бусы), керамику и прочее. Вместе с тем, археологи находили и такой материал, который в основном характерен только для территории Чечни. К примеру, птицевидные (бабочко-видные) бляхи и др. В V-ХII веках каких-либо существенных изменений в сфере культурных традиций не произошло. Всё направления культуры предыдущих периодов получили свое дальнейшее развитие. При этом главным занятием вайнахов оставались земледелие и животноводство. В земледелии совершенствуются орудия труда, улучшается технология обработки почвы и повышается урожайность.В горах развивалось террасное земледелие. Ручные мельницы сменили более примитивные зернотерки. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, рожь, овес. О кукурузе горцы еще ничего не знали.Значительное место занимало садоводство. Полеводство и садоводство было развито у всех народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось домашними промыслами. Так, значительное место отводилось ювелирному и оружейному делу. Свое дальнейшее развитие получило гончарное производство. Каменное зодчество вайнахов . На основе обширного изучения памятников Чечни разных эпох ученые пришли к выводу о высоком уровне строительного дела. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. в строительном деле вайнахов ведущее место занимал камень. В Чечне, особенно в ее горной зоне, сосредоточены башни, а также каменные склепы («Маьлхан кешнаш» - «Солнечные могилы», или «кладбища»). Без них трудно себе представить нахский горный пейзаж. Фольклор . В культуре нахов значимое место занимает устное народное творчество. Героический эпос нахов ученые справедливо воспринимают не только художественное произведение, но и своеобразный исторический источник. Например, эпос чеченцев и ингушей в своей древней и более поздней форме отражает в известной степени перемещения и столкновения народов, что четко подтверждается археологическими, антропологическими и другими источниками. Устные сказания, слагавшиеся на протяжении столетий, содержат обильный и благодатный этнографический материал, освещающий материальную и духовную культуру народов. Религия (язычество, христианство, ислам) . Духовное наследие нахов многогранно. Главное место в нем занимает религия. Долгим был путь к идее единого Бога в сознании древних нахов - от олицетворения непонятных стихийных сил природы, а также животных, на которых охотились (или которых остерегались), до культа племенных божеств. Каждое племя, каждый род, даже каждая семья (а порой и каждый член семьи) имели своего бога. Языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии. Пропагандировавшееся на Северном Кавказе христианство среди нахов не утвердилось. Этому помешало начало проникновения исламской религии со стороны Дагестана в VIII—X вв. и со стороны Золотой Орды в ХШ-Х1У вв.

8) Вторжение гуннов на Северный Кавказ и его последствия. Первая половина I тыс. н.э. на Северном Кавказе отмечена бурными событиями. Она совпала и с так называемым великим переселением народов и приходом сюда новых кочевников - алан и гуннов. Повсеместно проходят процессы формирования военно-политических союзов. Одним из первых мощных племенных объединений всех пришлых кочевников было гуннское (IV – Vвв.). Спустя 400-500 лет в недрах гуннского союза зарождается новое объединение во главе с хазарами. В первые десятилетия VII н.э. хазары создали свое собственное государство Хазарский Каганат. Оно просуществовало более 300 лет (с 30-х годов VII и до середины X века). К середине IX в. Хазария контролировала Северный Кавказ, Придонье и почти все Поволжье. Наладив взаимовыгодные связи с Хазарским каганатом, древние чеченцы остались на своих прежних местах жительства в Терско-Сунженском междуречье, выплачивая ему определенную дань.

9) Нахи и арабо-хазарское противостояние на Кавказе. Нахи-горцы также поддерживали выгодные для себя торгово-экономические связи с каганатом, так как для отгонного животноводства им нужны были равнины и степи. Параллельно горцы - вайнахи активно общались с дагестанскими народами.В VII веке, когда Дербент был захвачен арабами, нахи в союзе с хазарами, аланами и дагестанцами мужественно выступили против арабских завоевателей. Наконец, археологические материалы свидетельствуют о многосторонних связях нахов с древней Русью. Кроме того, продвижение праславянского и славяно-русского населения в среду народов Северного Кавказа по археолого-этнографическим данным наблюдается со второго тысячелетия до н.э. по настоящее время. Забегая вперед, можно отметить, что эти миграции особенно активизировались с конца XVII века.

10) Социально-экономическое развитие нахских племен в XIII – XV вв. Основными занятиями населения в описываемый период являлись земледелие и скотоводство. Было также развито виноградарство и садоводство. Здесь выращивали гранат, айву, яблоки, груши, абрикосы, персики, орехи, дыни, арбузы, тыкву, брюкву, репу, капусту; сеяли пшеницу, просо, ячмень, рожь, овес; собирали мед. Для ХШ-ХУ вв. характерен резкий скачок в развитии всех сторон военного дела у чеченцев, вызванный прежде всего нависшей внешней угрозой нападения со стороны монголо-татарских орд. Важное значение для чеченцев имеют домашние промыслы - обработка шерсти, кожи, изготовление сукна, хлопчатобумажных тканей, одежды, обуви, войлока, бурок, сельскохозяйственных орудий, изделий из дерева, гончарное производство, ковроткачество и др. В горной Чечне ведется монументальное каменное строительство. Одним из основных памятников каменного зодчества Чечни были оборонительные сооружения - башни, крепости, замки. Башни зачастую занимали стратегическое положение. Важное значение в жизни чеченцев имела внешняя и внутренняя торговля и обмен. Край пересекали известные пути транзитной торговли, соединяющие Восток с Европой. Большую известность приобрели в то время торгово-ремесленные центры Северного Кавказа - Дербент, Аркас, Тарки, Алмак, Дедяков, Магас, Татартуп, Нижний Джулат, Капчигай, Маджары, Матрика, Мапа, Копа и др. Захватив богатые страны, монгольские ханы увидели, что торговля в подвластных империи областях приносит большую прибыль. Поэтому ордынские ханы и феодалы для пополнения своей казны использовали пошлину на торговлю. Несмотря на большой урон, нанесенный народам Северного Кавказа монгольским нашествием, они все же оправились от удара, продолжали вести оседлую жизнь и заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей.

11) Монголо-татарское нашествие и борьба чеченцев за независимость. В начале XIII в. в Центральной Азии предводитель одного из монгольских племен «кият» Темучин объединил все соседние племена, а в 1206 г. на съезде монгольских феодалов был провозглашен «великим» ханом под именем Чингисхан.За короткий срок, примерно за 10 лет, Чингисхан покорил Сибирь, Северный Китай, Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Афганистан, Восточный Иран и др. страныВ 1221 г., после переправы своих войск через Аму-Дарью и бегства среднеазиатского хорезмшаха Мухаммеда, Чингисхан отправил для его преследования по югу Каспия 30-тысячный отряд под командованием опытных полководцев Субедея, Джебе и Токучара. Чингисхан поставил перед экспедиционным корпусом конкретную задачу - пройти через Северный Иран, захватить хорезм-шаха, покорить Закавказье, Северный Кавказ, Русь и через три года, обогнув Каспийское море с севера, вернуться к нему.Чтобы из Дагестана выйти на плоскость по территории Чечни, монголы должны были идти по маршруту: Харачой – Ведено - ущелье Хулхулау – Шали – Грозный (нынешний). По преданию, предки чеченцев на своей территории применяли традиционные приемы обороны при продвижении противника по ущелью: устраивались завалы, засеки, камнепады, лесной бой, заманивание противника в глубь своей территории и массированное преследование, изматывание и деморализация наступающих беспрерывными вылазками, и только после этого проводили сражение. В ходе подготовки к решающему сражению аланы заключили военный союз с кипчаками (половцами), которые кочевали в Предкавказье. Объединенное войско сумело нанести противнику ощутимый удар.Тогда перед вторым боем чингизиды пошли на хитрость: монгольские полководцы решили подкупить и уговорить половецких феодалов оставить алан и уйти с поля боя. После предательства половецких ханов соотношение сил изменилось в пользу монголов. После того как половцы покинули поле боя, силы оказались неравными и отряд монголо-татар сразился с аланским войском, потом через территорию Чечни выбрался на равнинные места нынешнего Ставропольского края. Безусловно, чеченцы, относившиеся в тот период к аланам и находившиеся в составе Аланского государства, не могли не принимать в этих событиях непосредственного участия. Есть все основания полагать, что монголы ударили по чеченцам непосредственно на территории Чечни. На многие годы затянулась упорная освободительная борьба. Здесь нашли гибель десятки тысяч ордынских захватчиков, хотя царевичи часто докладывали о своих победах. В то время Северный Кавказ имел достаточное количество людских ресурсов. Эпоха монгольских завоеваний была для народов Северного Кавказа, как и для многих других народов, которых постигла та же участь, одним из тяжелых периодов. Положение трудовых масс Чечни усугублялось еще и тем, что с 60-х гг. XIII в. на протяжении более ста лет регион стал местом летней кочевки хана Золотой Орды. Народы Северного Кавказа и Руси не составляли тогда единого государства, но их объединяли общие цели борьбы против иноземных поработителей.

12) Поход эмира Тимура на Северный Кавказ и в Чечню и его последствия. Во второй половине XIV в. в Средней Азии, в результате междоусобной борьбы монгольских улусов и освободительной борьбы покоренных народов, сложилось государство эмира Тимура (столица Самарканд) - Мавераннахар.В государстве Мавераннахар сложился своеобразный симбиоз кочевой военной аристократии и местной феодальной землевладельческой верхушки, интересы которых и выражал Тимур. На другом социальном полюсе находились трудящиеся массы земледельцев, скотоводов, ремесленников, мелких торговцев и рабов.Такая же ситуация в XIV в. отчасти сложилась и в Золотой Орде. Правда, здесь Тохтамыш, став ханом, натолкнулся на сильную оппозицию феодальной верхушки из покоренных народов, например, в Чечне, на Руси и в других местах. Тохтамыш был прямым потомком Чингисхана и, став ханом Золотой Орды, стремился в угоду ордынской знати восстановить былое могущество своего государства. Тимур, обосновавшись в Самарканде, в свою очередь, в интересах другой части монголо-тюркской знати желал возродить распавшуюся Монгольскую державу в границах завоеваний Чингисхана и его потомков. Это и послужило одной из главных причин борьбы между двумя завоевателями, в которую был затем втянут и Северный Кавказ. С этой целью 28 февраля 1395 г. Тимур двинул свое многочисленное войско на Северный Кавказ, где в то время располагалась ставка Тохтамыша. Сражение на левом берегу Терека в районе современной ст. Шелковской длилось три дня.Тохтамыш был разгромлен. Тактика Тимура было такова: Тимур, закончив один поход, не шел дальше в соседние районы, а возвращался на отдых к обозу - в свою ставку в Пятигорье, а впоследствии - на р. Куму. Так, во время первого похода он разорил область черкесов (Северо-Западный Кавказ), при втором походе - страну Буриберди и Буракана, третий поход он совершил на область Тауса и Кулы, а при четвертом походе ограбил Пулада. После очередного отдыха в Пятигорье Тимур свой пятый удар нанес стране Симсим, правителем которой был Гаюрхан. Источники отмечают, что во время боевых действий в Симсиме воины Тимура «взяли много владений». Стремление Тимура расправиться с непокорными горцами было столь велико, что по его приказу войско с боем забиралось в такие места, с которых ни конному, ни пешему нельзя было спуститься. Подчеркивая необычайную силу сопротивления населения территории Чечни, ожесточенность боевых действий в сложнейших горных условиях, придворные хронисты завоевателя с трепетом писали, что и сам властитель Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям».Спустившись с гор Симсима на плоскость, Тимур направил свое войско в набег на предгорный район Аухар, населенный акинцами.Вторгнувшись с Кумыкской низменности в восточные окраины Чечни с опустошительным набегом Тимур вернулся к своему обозу и остановился на зимовку на р. Кура.Чечня в своем социально-экономическом развитии шла тем же путем, что и соседние области, хотя здесь были и свои специфические особенности. Нашествие же Тимура, как и ранее нашествие чингизидов, нарушило нормальный ход общественного развития и нанесло тяжелый урон хозяйству края. По существу, чеченцы в своем развитии были отброшены на несколько веков назад. Предки чеченского народа, как и другие народы Северного Кавказа, героически отстаивали свою территорию, свободу и независимость от экспансии Тимура, но силы оказались неравными. Однако им удалось нанести противнику чувствительные удары, и Тимуру понадобилось несколько месяцев для приведения своего войска в порядок, чтобы выступить в новый поход - на Дагестан.Золотая Орда за сравнительно короткий промежуток времени потерпела три сильнейших поражения (1380, 1391, 1395 гг.), после которых это государство уже не смогло больше восстановить свою силу. В результате освободительной борьбы покоренных народов Орда в течение следующего XV в. распадается на отдельные улусы.

13) Материальная и духовная культура Чечни в XIII-XV вв. Материальная культура населения Чечни в золотоордынский период продолжала традиции предшествующего времени. Основная часть обитателей плоскости проживала в поселениях сельского типа. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, население Центрального Предкавказья было также знакомо с техникой возведения жилых и хозяйственных построек из самана и глинобита. Исследователи находят в Чечне и Ингушетии отдельные башни, башенные поселения и целые комплексы замкового характера, своей строительной традицией восходящие к XI—XIII вв. Это жилые, полубоевые и боевые башни. В XIII-XV вв. в силу ряда причин каменное строительство получило интенсивное развитие. Наиболее характерным и распространенным типом погребальных сооружений этого периода являются склеповые усыпальницы. Материальная культура горцев Северного Кавказа ХШ-XV вв. довольно едина на обширной территории, в частности, бывшей Алании, В памятниках Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в этот период встречаются одни и те же по форме башни, склепы, сабли, наконечники стрел, орудия труда, украшения.Керамическая посуда этого времени также едина по форме и орнаментике. Единство в архитектуре и в бытовых предметах может быть объяснено не только бывшим этнополитическим единством Алании, но и ростом ремесленного производства и сбытом излишков. Археологические материалы и письменные источники показывают, что в XIV-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов чеченского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы, чувяки, пояс и рубаха. Женские платья в основном были не приталенными, но встречались и с талией. Головным убором мужчин с давних пор служила мохнатая папаха из овчины, войлочная шляпа. А воины носили шлем, под буркой - кольчугу. Обувью основной массы населения служили «на1армачаш» из сыромятной кожи, ноговицы и чувяки. Украшениями женщин были серьги, пряжки, пуговицы, перстни, браслеты из серебра и бронзы. Господствующей религией чеченцев и ингушей были в горной полосе - христианство и язычество. Другой монотеистической религией, имевшей распространение на территории Чечни в XIII-XV вв., была мусульманская, к тому времени господствующая в равнинном Дагестане и Чечне. Ислам был принят в XIII веке и северным соседом Чечни - Золотой Ордой. О том, что процесс распространения ислама в XIII-XIV вв. охватил Северный Кавказ, в том числе плоскостную и восточную часть Чечни, имеются как письменные свидетельства, так и археологические данные. К подлинным достижениям духовной культуры относится замечательный фольклор чеченцев. Художественная оригинальность и самобытность, яркость образов и глубина мысли, богатство жанров чеченского фольклора сделали его тем важным вкладом, который чеченский народ внес в сокровищницу мирового духовного искусства.Чеченцы владели и музыкальным искусством. Им были известны музыкальные инструменты - свирель, 1адхоку-пондар (скрипка) и дечиг-пондар (балалайка). Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство: поделки из дерева и кости, обработка металла, украшения мебели и утвари, золотое шитье и др. Особенно славились чеченские кузнецы и гончары, мастера золотых дел, башенной архитектуры и резчики. Таким образом, в XIII-XIV вв., несмотря на разорительное нашествие монгольских феодалов и их жестокий гнет, шел медленный процесс экономического и культурного возрождения народа Чечни и развития феодальных отношений. Однако этот процесс был заторможен в конце XIV в. в связи нашествием другого завоевателя - Тимура. Только в XVI веке, как и другие народы Северного Кавказа, чеченцы начали выходить из глубокого экономического кризиса.

14) Территория и население Чечни в XVI-XVIII вв. В начале XVI в. территория, занимаемая нахскими обществами, включала в себя пространство между вершинами Главного Кавказского хребта на юге и течением Терека и Сунжи на севере, бассейнами верхнего течения Ассы на западе и рр. Аксай и Акташ на востоке. Небольшая группа нахов - туш-бацой -располагалась на южном склоне Бокового хребта (ответвление Кавказского хребта) в бассейне р. Тушетская Алазани. Западные горные общества нахов располагались районах в истоков Ассы, Сунжи и на в вернем течении р. Терека с притоком Армхи. Соседями собственно чеченцев являлись: на юге - грузины, на севере - ногайцы и русские (сер. XVI в.), на западе - ингуши, осетины и кабардинцы, на востоке - народы Дагестана (кумыки, андийцы и аварцы). Консолидирующими центрами чеченского народа в XVI в. выступают восточные районы края, в бассейнах рр. Гумс, Аксай, Ярык-су, ХулхуЛау, Басе), а в XVII в. - предгорья и плоскость северной части страны, где с середины века закладываются такие общины как Чечен-Аул, Атаги и Гехи. Чеченская народность сформировалась на базе свыше десятка крупных территориальных объединений («вольные общества»), издревле сложившихся в горной зоне в границах ущелий, бассейнов рек и плоскогорий. Это такие объединения, как Нохч-Мохк, Мичик, Аух (Арара-Аькхи, «окохи», «ококи»), Чаьнти, Аькки (горные), Мял-хий, Чеберлой, Шарой, Шотой (Шубут), Нашхой, Майсты и др. В XVI-XVII вв. на карте Чечни появляются крупные общества-землицы и феодальные владения, сыгравшие ведущую роль в процессе этнообразования - Окоц-кое, Чеченское и Гехинское владения, Мичкизы, Шубут и др.Более всего сведений в документах XVI-XVII вв. о двух из чеченских земель - Окоцком владении (Аух) и Чеченском владении на р. Аргун. Общая численность нахов-чеченцев в ХУ1-ХУП вв., учитывая количество обществ и поселений, по самым осторожным предположениям могла достигать 60-70 тыс. чел. К сожалению, источники XVI в. не дают подробных данных. Следует отметить, что в исторических границах Чечни в указанный период появляется и инонациональное население. Так, в западной части междуречья Терека и Сунжи в XVI в. – кабардинцы. С другой стороны, на стратегически важных перевозах нижней части Терека пытаются закрепиться северо-дагестанские (кумыкские) феодалы. В затеречной зоне, пока еще периодически, останавливаются ногайские кочевья. И, наконец, в 70-80 гг. XVI в. на Тереке пытаются осесть так называемые «вольные казаки», переселяемые сюда рурскими властями в целях охраны подступов к царским крепостям (Терский город, Сунженский острог, Койсинский городок и др.) Примерно с 20-х гг. XVII в. начинается оседлость русских казаков на Тереке, которая привела к формированию Терско-Гребенского казачьего войска.

15) Феодальные владения на территории Чечни в XVI-XVIII вв. Чеченская народность сформировалась на базе свыше десятка крупных территориальных объединений («вольные общества»), издревле сложившихся в горной зоне в границах ущелий, бассейнов рек и плоскогорий. Это такие объединения, как Нохч-Мохк, Мичик, Аух (Арара-Аькхи, «окохи», «ококи»), Чаьнти, Аькки (горные), Мял-хий, Чеберлой, Шарой, Шотой (Шубут), Нашхой, Майсты и др. В XVI-XVII вв. на карте Чечни появляются крупные общества-землицы и феодальные владения, сыгравшие ведущую роль в процессе этнообразования - Окоц-кое, Чеченское и Гехинское владения, Мичкизы, Шубут и др. Более всего сведений в документах XVI-XVII вв. о двух из чеченских земель - Окоцком владении (Аух) и Чеченском владении на р. Аргун. Общая численность нахов-чеченцев в ХУ1-ХУП вв., учитывая количество обществ и поселений, по самым осторожным предположениям могла достигать 60-70 тыс. чел. К сожалению, источники XVI в. не дают подробных данных. Следует отметить, что в исторических границах Чечни в указанный период появляется и инонациональное население. Так, в западной части междуречья Терека и Сунжи в XVI в. – кабардинцы. С другой стороны, на стратегически важных перевозах нижней части Терека пытаются закрепиться северо-дагестанские (кумыкские) феодалы. В затеречной зоне, пока еще периодически, останавливаются ногайские кочевья. И, наконец, в 70-80 гг. XVI в. на Тереке пытаются осесть так называемые «вольные казаки», переселяемые сюда рурскими властями в целях охраны подступов к царским крепостям (Терский город, Сунженский острог, Койсинский городок и др.) Примерно с 20-х гг. XVII в. начинается оседлость русских казаков на Тереке, которая привела к формированию Терско-Гребенского казачьего войска.

16) Активизация кавказской политики России во 2-й XVI в. Установление русско-чеченских связей. И, наконец, в 70-80 гг. XVI в. на Тереке пытаются осесть так называемые «вольные казаки», переселяемые сюда рурскими властями в целях охраны подступов к царским крепостям (Терский город, Сунженский острог, Койсинский городок и др.) Примерно с 20-х гг. XVII в. начинается оседлость русских казаков на Тереке, которая привела к формированию Терско-Гребенского казачьего войска. Большое значение для освещения истории чеченского народа имеет вопрос о появлении казаков на территории края и его становлении. Первые «вольные» казаки на Тереке поселились после 1578-1579 гг. В 1588-1589 гг. была построена новая русская крепость на Северном Кавказе, на этот раз в низовьях Терека. В следующем 1590 г. возобновляется Сунженский острог, на подступах к которому и поселяются в небольших городках «вольные» терские казаки. Следует подчеркнуть, что в источниках 80-х гг. XVI в. они в равной мере именуются то «волжскими», то «терскими», что говорит не только об их происхождении с Волги, но и о нестабильности пребывания здесь казачьих отрядов, их постоянном перемещении. Одной из ярких страниц в истории Северного Кавказа и Дона XVII в. явилось активное участие донского и терско-гребенского казачества в крестьянских войнах под руководством И.И. Болотникова в 1606-1607 гг. и С. Разина в 1667-1671 гг. Крестьянская война под руководством С. Разина (1667-1671 гг.) затронуло Украину, Дон, Северный Кавказ, Прикаспий и Поволжье, то есть те регионы, политический статус которых нельзя было считать окончательно сложившимся. После жестокого подавления Крестьянской войны тысячи повстанцев бежали на юг, в т.ч. и на Северный Кавказ, на реки Куму, Терек и Кубань. Скопление тысячных масс русского беглого люда в северокавказских районах было не случайным явлением. Дело в том, что царизм реально контролировал здесь только незначительный участок территории – левый берег Терека в нижнем течении. Крепость Терки была отрезана от ближайшего крупного форпоста (Астрахань) на сотни верст безводными степями и морем. От низовьев Волги до низовьев Дона тянулось Дикое поле, более чем на тысячу километров отделявшее Терек и Кубань от границы Русского государства. Беглые крестьяне и раскольники селилась: одни - среди терских казаков, другие - среди чеченцев и кумыков, третьи уходили на Кубань.

17) Хозяйственные занятия чеченцев в XVI-XVIII вв. В XVI веке основными занятиями населения Чечни было земледелие, скотоводство и ремесла. Известно о выращивании в Чечне ячменя, проса и пшеницы. Урожай вполне удовлетворял внутренние потребности. Важное значение для чеченцев в XVI в. имело и скотоводство, представленное двумя основными отраслями: разведением крупнорогатого скота и овцеводством. К числу древнейших хозяйственных занятий чеченцев, относится пчеловодство. (в более отдаленные времена - бортничество). Домашние промыслы горцев Чечни были представлены обработкой шерсти, глины, дерева, добычей соли, селитры, серы, нефти и некоторых металлов (меди, свинца, серебра). Наиболее распространенными видами промыслов и ремесел чеченцев являлись отрасли, связанные с обработкой шерсти и кожи. Их развитию способствовала хорошая сырьевая база. Мастера-кузнецы сел Чечни в основном специализировались на изготовлении сельскохозяйственных орудий труда - плугов, борон, серпов, кос, топоров, ножниц для стрижки овец. Было развито ювелирное дело. Оружейники, кузнецы и ювелиры Чечни имели дело с разнообразными металлами, знали приемы сварки и закаливания, травления металла кислотами, чеканку, гравировку, чернь. Развита была деревообработка. Часть изделий из дерева в ХVII - ХVII вв. делалась на токарном станке. Развитие каменного строительства в горной части Чечни в средневековый период, представленное крупными массовыми сооружениями - башнями, склепами, замками, храмовыми строениями, - привело к выделению определенного ремесла. В XVI в. строительное искусство каменных сооружений достигло расцвета. В ряде чеченских селений существовало специализированное гончарное производство. Изготовление керамической посуды производилось на гончарном круге. На территории Чечни велась кустарная добыча отдельных полезных ископаемых. Выходы нефти в XVI-XVII вв. были известны близ сел. Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть, добываемая из природных источников и искусственных колодцев, применялась для освещения, смазки колес и лечения кожных заболеваний.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь