Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово в субботу Светлой Седмицы, пред раздаванием артоса



 

Христос воскресе!

Питав нас со всем изобилием в продолжение настоящей седмицы невещественным хлебом слова Божия и сладких песнопений, Святая Церковь, из снисхождения к слабости нашей, собрала нас ныне для пре­ломления нам и хлеба вещественного. Но, как мир самые духовные вещи привык унижать до плоти и крови, так Церковь самое чувственное возво­дит до духа. Не напрасно на раздробляемом хлебе видны изображения священных предметов: это самым близоруким в духовном разумении указывает на его духовное значение и важность.

Для чего же он раздробляется ныне? - Раздробление святого хлеба, по ясному указанию самой Церкви в молитве, читаемой при его освяще­нии, совершается ныне в память Воскресения Христова. Почему с памя­тью воскресения соединилось понятие о хлебе, когда при самом воскре­сении не было и не могло быть никакого хлеба, - на это есть многие при­чины. И, во-первых, ветхозаветная Пасха иудейская, учрежденная при исходе израильтян из Египта, и служившая преобразованием нашей Пас­хи, соединена была с семидневным вкушением особенного, священного хлеба, называемого опресноками. Надлежало напомнить и христианам, среди Пасхи, о сем вкушении, которое у израильтян заключало много поучительного. Наиболее же благословляется ныне хлеб в память Вос­кресения Христова потому, что в сказаниях евангелистов не раз видим Воскресшего Господа или вкушающим, или благословляющим вкуше­ние. Так, под вечер того самого дня, в который Он воскрес, Он преломля­ет хлеб в Эммаусе, и познается в сем преломлении двумя учениками Свои­ми, не узнавшими Его во все продолжение пути с Ним. В вечеру сего же дня, в Иерусалиме, среди учеников Своих, Господь Сам благоволит вку­шать рыбу и мед в доказательство того, что они видят пред собой не при­зрак, а истинного своего Учителя, действительно воскресшего из мерт­вых. Потом в Галилеи, при море Тивериадском, Воскресший Господь уго­товляет чудесно целую трапезу для утружденных всенощным, напрасным ловлением рыбы учеников Своих, и за сей трапезой троекратно друже­ски истязует любовь Петра вопросом: любищи ли Мя?

Вот столько событий напоминается святым хлебом, ныне раздробля­емым. Много в нем тайн! Много совершено над ним молитв! Много за­ключено в нем благословений!

Итак, христианин, вкушая хлеб сей, приведи себе на память, во-пер­вых, исход израильтян из Египта, и смотри, где ты сам, не в Египте ли доселе, не фараону ли - богу века сего, работаешь? Токмо идеже Дух Господень, ту истинная свобода (2 Кор. 3; 17). Если в тебе нет сего Духа, то ты раб страстей. Если тебя не освободит от рабства греха Сын Божий, то ты вечно останешься рабом. Обратись же к Нему с желанием творить волю Его. Начни поражать, при помощи Божией, врагов своего спасения, как десятью казнями, исполнением десяти заповедей. Когда последней из них: не пожелай (Ис. 20; 16, 17), поразятся самые первенцы Египта - нечистые мысли и желания: то узы греха, тебя гнетущие, разрешатся сами собой, и ты изыдешь в свободу Духа. Но изшед в пустыню самоотверже­ния, не обращай лица к Египту, подавляй, если бы и открылась, алчбу к мясам египетским - плотским наслаждениям. Довольно с тебя хлеба ан­гельского, манны небесной - тех наслаждений духа, коими питает Гос­подь верных рабов Своих. - Иначе и на пределах небесного Ханаана мо­гут воздвигнуться гробы похотения - за крастели (Исх. 16; 13. Чис. 11; 33-34) - земных и греховных радостей.

От Пасхи иудейской, христианин, обратись мыслью, при вкушении ныне хлеба, к Пасхе христианской, - размысли, для чего и как был вку­шаем, или благословляем Воскресшим Господом хлеб, и поучайся сам вкушать его таким образом.

Двое из учеников Иисусовых не познают своего Господа во все про­должение пути с Ним. Не происходит ли того же, возлюбленный слуша­тель, и с нами, на пути нашей жизни? - Быть не может, чтобы на сем пути не было с каждым из нас Иисуса; ибо Он обещался пребывать с веру­ющими в Него во вся дни. Но познался ли Он каждому из нас, как долж­но? Узнали ли мы в Нем своего Спасителя и Господа? Убедились ли со­вершенно, что нет, ни на земле, ни на небе, другого имени, о коем можно было бы спастися, кроме имени Иисусова (Деян. 4; 12)? Что без Него всякий человек есть враг Божий, есть мертвая розга, годная только на сожжение? - И твой день жизни, возлюбленный брат, или уже прекло­нился, или преклонится: худо будет достигать запада жизни без небесно­го Спутника; ужасно проходить сень смертную одному - без Спасителя! Спеши же познать Его, хотя в преломлении хлеба, - по тем чувственным знамениям, в коих Он благоволил являть Свое присутствие в Церкви Сво­ей; старайся чаще причащаться трапезы Господней, которая предлагает­ся всем верующим: преизбыток любви Христовой, в ней открывающий­ся, согреет твое хладное сердце, и ты начнешь мало-помалу, вкушая, по­знавать, коль благ Господь (Пс. 33; 9), и сколь близок всем, призывающим Его во истине (Пс. 144; 18).

Пред учениками, в Иерусалиме, вкушает Господь пищу в удостове­рение, что они видят перед собой не призрак, а действительное тело свое­го Учителя. Смотри, возлюбленный, и ты, не призрак ли вся вера тебя, не состоит ли она из одних праздных понятий, не имеющих влияния на твою жизнь; не ограничиваешься ли ты одним образом благочестия, не радя о силе его, о том, чтобы не казаться токмо честным перед людьми, но и быть на самом деле таковым пред Богом, в своей совести? Признак и доказательство истинного христианства, - не созерцания и обилие по­знаний, не многоглаголание и совопросничество, не очищение внешних сткляниц и блюд, а совлечение ветхого человека с его страстями и похотями, возрождение в духе, хождение по образу Христа и внутренний крест. Если в тебе есть все сие, то Христос воскрес в тебе действительно, и ты можешь предаться всей радости о Воскресении Его: в противном случае, тебе и теперь еще нужны Петровы слезы и мытарево сокрушение.

Есть чему поучиться и на вечери, бывшей на берегу моря Тивериад­ского. Верховные из апостолов всю ночь трудятся без успеха в ловлении рыб, доколе Сам Спаситель, внезапно явившись, не повелел им снова бросить мрежи. Не думай и ты, кто бы ты ни был, без благословения Божия успеть в деле духовного совершенства. Ты можешь стяжать все блага мира, но без Него не можешь приобрести той драгоценной " жемчу­жины" (Мф. 13; 46), которая дороже всего мира. Можешь украсить себя несколькими добродетелями, каковыми и украшались многие из язычни­ков, но не можешь, никак не можешь переменить своего злого сердца, исторгнуть из него корень греха. Это выше твоих сил, выше сил всех Ангелов; это дело Его, Его единого. К Нему обращайся за сим, Ему мо­лись о сем. Когда Он затворит в тебе источницы бездны (Быт. 8; 2), хлябии природного зла, тогда ничто не разверзет их. Когда Он отверзет в тебе источник добра - любви к Богу и ближнему, то уже никакая сила ада не заключит его: он будет течь в живот вечный.

Но слышишь ли, возлюбленный брат, какой вопрос предлагается на богоучрежденной вечери Тивериадской? - Любиили ли Мя? Любиши ли Мя? - говорит Господь. Если Петр, раз изменивший, троекратно слышал сей вопрос, то сколько раз он должен оглашать наш с тобой слух? Не будем спешить, однако, отвечать на него языком Петровым; возымеем прежде сердце Петрово: требуются не слова, а дело. Аще кто любит Мя, -говорит Сам Вопрошающий, - слово Мое соблюдет (Ин. 14; 23). Вот при­знак любви! Имеешь ли его? - Благо тебе, если имеешь: ибо в таком слу­чае ты можещь, еще до смерти, видеть Господа и вечерять с Ним. Аще кто любит Мя, — говорит Он, — слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлю­бит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14; 23).

Воспоминая таким образом, при нынешнем вкушении святого хле­ба, все сии Евангельские вечери, можно ли, братие, наконец, забыть и ту блаженную вечерю, которая, хотя не была учреждена воскресшим Спа­сителем, поелику и не могла бы учреждена на земле, но тем не менее Им обещана всем последователям Его в Царствии Небесном? (Мф. 26; 29). А воспоминая о вечери, ожидающай нас в сем царствии, можем ли не при­вести себе на память и оную брачную одежду, которая там потребуется от всякого? - Ужасна участь раба, изверженного, по причине недостатка сей одежды, во тьму кромешнюю! - Поспешим же, братие, заранее при­обрести драгоценную одежду благих дел, и заранее покрыть и украсить ее заслугами Христовыми, дабы, при первом зове, быть готовыми на брак Агнчий. Поспешим: ибо как на земле, так и на небе, царские двери не всегда отверсты: будет время, когда они затворятся навсегда, и толкущим в них скажется: не вем вас! (Мф. 25; 12). Аминь.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. C. межотраслевой баланс производства, распределения и использования продукции в народном хозяйстве
  2. C. Предложение товаров представлено производственной функцией
  3. Cоотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Факторы, определяющие динамику номинального валютного курса в долгосрочном периоде
  4. E. Распределительный характер
  5. Ex.1. Дополните предложения, используя условные конструкции и информацию из текста.
  6. Ex.1. Раскройте скобки, употребляя условные предложения.
  7. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  8. G. Доходный метод оценки, определяющий сумму дисконтированного денежного потока
  9. H) доходный метод оценки, определяющий сумму дисконтированного денежного потока
  10. I MAKE A LONG JOURNEY (я предпринимаю длинное путешествие)
  11. I MAKE ANOTHER VOYAGE (я предпринимаю еще одно путешествие)
  12. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь