Основной вопрос философии и основные типы философского знания.
об отношении мираи человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 своистороны.1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системеобщефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б)идеализм; в) дуализм.Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи ивторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающееобратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, чтоматерия и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно.(Дуализм не выдержал критики времени) Вариации Материализма и Идеализма(Формы материализма и идеализма)1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.Под этой материей подразумевались материальные состояния и физическиеявления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, безпопыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения заокружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массовосуществующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес-вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознанияигнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный.«Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь».Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.3. Диалектический материализм( Маркс и Энгельс)Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи поотношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса.Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередьможет существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей исознанием имеется диалектическая взаимосвязь.Разновидности Идеализма: 1. Объективный- не зависящий от человеческого сознания.Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.
11. Основные направления в истории философской мысли.
Особенности восточной философии:
1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);
2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука - и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение «архаичных» мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;
3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В определенных социокультурных ситуациях «отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют.
Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека - миру; они творения богов.
Античность (VI в. до н. э. - III в.) - Тип философствования - созерцательный. Главный философский интерес - космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса - умственный (абстрактно-духовный) труд.
Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа - объясняющая.
Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам посебе, независимо от мышления, воли и желания человека;
Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительносуществует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что толькозначится существующим; 3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Егоначало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытываявсевозможные превращения.
Средневековье (IV-XIV вв.). Главный тип философствования - умозрительный, философский интерес (Бог). Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но еще не относится к отдельной личности.Источник бытия, блага и красоты - Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.Переход от Средневековья к Новому времени -
Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы - поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек - творец, художник. Антропоцентризм. человек есть центр и высшая цель мироздания.
Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствования - деятельностный, философский интерес - человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом - идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек - автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.
Новейшее время (XX в.). Тип философствования - социально-экологический, философский интерес – язык.
12.Проблема развития (мира и человека). Диалектика и метафизика.
Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.
|
|
В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.
|
Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.
|
Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.
|
Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
|
Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии.
|
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития.
|
Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.
Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движениеидет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этихизменений - развитие.( изменение не только количественное, но и качественное.2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было быабсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимнообусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.Главный источник движения- внутренние противоречия.Принципы метафизики: 1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклическипроисходящие изменения не изменяют качество.2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними естьсвязь, то эта связь - внешняя.3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главныйисточник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)
Популярное: