Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понимание общества и человека в философии Просвещения. Французский материализм XVIII в.



В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения — культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии (восхваления) Разума, его светоносной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения. Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются.Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.

Очень оригинальным французским мыслителем был Д. Дидро. В своих работах он утверждал, что материя является единственной субстанцией во Вселенной, в человеке и в животном. Разделяя материю на живую и неживую, он полагал, что органическая форма материи происходит из неорганической. Всей материи свойственна способность к отражению.
На уровне органической жизни эта способность выступает в форме активной чувствительности. Вся совокупность психических явлений зависит от деятельности органов чувств, нервов и мозга.
Другой философ, Поль Гольбах, объявлял человека совершеннейшей частью природы. Что же касается духовного начала в нем, то Гольбахом оно рассматривается как то же самое физическое, но только под известным углом зрения. Благодаря высокой телесной организации человек наделен способностями чувствовать, мыслить и действовать. Первой способностью человека являются ощущения. Все прочие вытекают из них. Гольбах подчеркивает определенную роль потребностей в жизни человека. Потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, телесных и умственных потребностей. Положение Гольбаха о потребностях как основном источнике активности человека имеет огромное значение.

Классическая немецкая философия. Критическая философия Канта. Учение о категорическом императиве

Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философ­скими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, опре­деляющий способ позна­ния и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпи­рическому относятся индивидуально-пси­хологические особенно­сти человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляю­щие принадлежность человека как такового. 2) Субъек­тивно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной дея­тельностью и к-й творит мир. Исходная " Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное " Я" - ограниченный челове­ческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или " интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а дей­ствие, основанное на познании неприложной необходи­мости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании, стремясь показать, что вся при­рода в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, про­ни­зающей собою все космические стихии и обеспечивающей един­ство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит про­тиворечие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре вни­мания Ф. - человек, как психофизиче­ское единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мыш­ление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реаль­ностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. И. Кант (1724-1804) является родоначальником классической немецкой философии. В теории познания выступает как представитель агностицизма. По утверждению Канта, имеются 2 стола человеческого познания – чувственность и рассудок, руководимый разумом. Кант рассматривает процесс познания как активный, творческий процесс своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Наши представления о вещи всегда отличаются от «вещи в себе», хотя бы в силу относительности нашего знания. «Вещь для нас» всегда есть лишь сторона объекта, «вещи самой по себе».

Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т.е. веру, нравственные убеждения. Отсюда 3 вопроса Канта: «Что я могу знать? », «На что могу надеется? », «Что я должен делать? ». На первый вопрос отвечает метафизика, т.е. философия, на 2 ой религия, на третий мораль.

Говоря о морали, Кант утверждает ее «автономность», независимость от религии. Человеческий разум устанавливает нравственный закон. Нравственная воля содержит максимы и императивы. Максима – это желание, намерение поступать определенным образом. Императивы говорят, что поступать определенным образом – хорошо. Главный императив («категорический императив») у Канта звучит так: «Я всегда должен поступать именно так, чтобы я также мог желать превращение моей максимы во всеобщий закон». Например, эгоизм аморален, ибо не один эгоист не желает, чтобы эгоизм стал всеобщим законом.Развивая свою концепцию, Кант говорит, что есть 3 способности души – рассудок, способность суждения и разум. Способность суждения применима к искусству, а также к оценке целесообразности в мире. Человек по Канту, есть высшая ценность. У каждого человека есть свое достоинство. Он оберегает свое достоинство. Но он должен понимать, что достоинство другого человека есть, следовательно, тоже высшая ценность. Человек обладает свободой выбора поступка. Поступки людей оцениваютс с позиций категорий добра и зла.

Есть ли во внешнем мире образец, эталон добра? Есть ли конкретная личность как носитель этого эталона? Нет такой личности. Но почему же мы имеем представление о добре и зле? Это понятие нам дано свыше. Наше нравственное сознание неизбежно приходит к выводу, что есть Бог как символ нравственного идеала.

Исходя из этих двух положений (человек есть высшая ценность, а Бог есть символ нравственного идеала), Кант формулирует свой нравственный закон, который должен регулировать нравственные отношения между людьми. Этот закон носит название категорический императив (предписание). Суть его в следующем:

1. поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;

2. относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;

3. к человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь