Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Три способа видения мира: рациональный, эмоционально-нравственный и основанный на вере.



Человек рационального сознания отказывается от идеи адекватности своего восприятия мира. Наши органы чувств несовершенны, их можно обмануть. Поэтому не стоит слишком верить себе - имеет смысл периодически " тестировать реальность" - проверять, насколько мои представления о том, что происходит, подтверждаются. Если речь идет о внешнем мире - то ищем факты, проверяем их и так далее. Физик ставит эксперимент. Историк ищет первоисточник (первоисточник, а не перепев! ) той или иной информации, проверяет ее, прибегая к помощи археологии, вспомогательных исторических дисциплин (их множество) и к другим наукам, которые могут приблизить его к пониманию того, что было.

Нравственность это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало " предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности".Нравственный человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности. Возьмем пример с преступником на суде. Он, по И. Канту, " может хитрить сколько ему угодно, чтобы свое нарушающее закон поведение, о котором он вспоминает, представить себе как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью, следовательно, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости, чтобы признать себя невиновным; и все же он видит, что адвокат, который говорит в его пользу, никак не может заставить замолчать в нем обвинителя, если он сознает, что при совершении несправедливости он был в здравом уме, т.е. мог пользоваться своей свободой выбора".Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания.. нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. Нравственные нормы, принципы и оценки в конечном счете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях. Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способности руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства, как и любые позитивные эмоции, граничат с откровением. Они различаются по степени обобщенности и по силе. Начиная от чувства умеренного удовольствия человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга. Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством — это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни. В вере коренится убеждение человека, а также содержание веры, которое этот человек постигает. Вера, которую человек осуществляет и веру которую он в этом осуществлении усваивает. Субъективная и объективная сторона веры составляют единое целое. Если рассматривается только субъективная сторона, верование, вера без предмета, которая как бы верит в самое себя. Если же берется только объективная сторона, то остается содержание веры как предмет, как положение, как догмат.

Свойства веры: целостность (вера не бывает половинчатой, частично) и устойчивость (сложившееся верование с трудом поддается коррекции и тем более коренному изменению, сталкиваясь с противоречивыми фактами). Функциями веры являются: компенсаторна я, в случае недостатка информации, в ситуации неопределенности, в случае потери жизненных ориентиров вера компенсирует все это, поскольку человек убежден, что будущее будет более светлым; санкционирующая, т.е. происходит обеспечение «принятия» идеи, ценности, цели, превращения их из просто «знаемого» в «значимого свое»; активизирующа я, вера стимулирует душевные силы, энергию, волю.Выделяют три виды веры:

- прагматическую веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае;

- доктринальную веру - веру в общие положения;

- религиозную веру - это вера в сверхъестественных существ; в возможность общения с ними; в действительное совершение событий, которые описаны в священных книгах; в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др.Вера представляет отображение наличного сквозь призму идеалов и смыслов, под углом зрения желаемого будущего. Вера обеспечивает поддержание целевой установки, постоянного внутреннего напряжения, питает энергию, волю.

Особенно существенна роль веры в экстремальных условиях в наиболее трудных моментах творческой деятельности, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил, чтобы преодолеть неопределенность, противоречия, препятствия на пути к цели. Вера как бы генерирует энергию, поддерживает внутренние усилия, необходимые для достижения цели.

Философия и мифология.

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения.

Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) культурные и природные объекты сопоставляются метафорически;

4) природные формы очеловечиваются;

5) фрагменты космоса одушевляются;

6) нет четкого разделения субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) слабо развит анализ причинности;

8) происхождение или творение объясняет происходящее;

9) время делится на ранний период, в котором находится перводействие и первопричины, а на основе событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

10) миф воспринимается как правда и первичная реальность;

11) миф синкретичен - в нем слиты абстрактные символы, образы, аллегории и все это нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля; Афина - персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.

12) в мире нет противопоставления верующего и объекта веры, миф исключает рефлексию - носитель мифологического сознания исключает возможность другой точки зрения;

13) Отношения людей представляются в виде совокупности полуфантастических существ, созидающих свои отношения.

Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания.

Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.

Философия и религия.

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, овзаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственногосовершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выходза границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть иразличия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истиныдоказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научныеоткрытия как условия расширения наших знаний о мире.

Философия и наука.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью по получению нового знания, но и результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному знанию. Все вышесказанное можно отнести и к философии. Философия использует категории в своем анализе включает в себя научное содержание.


Поделиться:



Популярное:

  1. Bilignostum seu Adipiodon. Бис-(2,4,6-трийод -3-карбокси)анилид адипиновой к-ты
  2. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  3. I. Экономика доиндустриальных цивилизаций
  4. II. «БЕЛКИ — УГЛЕВОДЫ». Никогда не ешьте концентрированный белок и концентрированный углевод в один прием пищи.
  5. II. ЛИКВИДАЦИЯ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ ВАЗОКОНСТРИКЦИИ.
  6. III. Социометрия отношений в классе
  7. IV. Патриарх Московский и всея Руси
  8. XXII съезд КПСС-принятие новой (третья) программа КПСС – предусматривалось
  9. Авторитарно-ориентированный менеджер, который прежде всего концентрирует свое внимание на решении производственных задач.
  10. Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
  11. Администрирование средств безопасности
  12. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь