Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия XX в. и основные религиозные конфессии



По самой своей сущности религиозная мысль и связанная с нею фило­софияпри­надлежат к традиционалистскому, догмати­ческому типу сознания. Это ни вкоей мере не означает, что в русле религиозной мысли не рожда­ютсяфилософские учения, оказываю­щие большое и длительное влияние на человеческуюкультуру. Выражая устремления ре­лигиозного сознания той или иной эпохи, вооружая его идеями, аргументами, ценност­ными представ­лениями, философыправославия, католичества, проте­стантизма, ислама и других вероисповеданиймогут стать влия­тельными мыслителями — приме­ром могут служить Августин иФома Аквинский.Причиной влияния религиозной идеологии всегда было и остается се­годнясуществование соответствующих религиозных органи­за­ций и объеди­нений (вхристианской религии — церквей) с их широкой и разнообразной идейнойдеятельностью. И в наши дни существует достаточно явная связь междусоци­ально-экономиче­ским, политическим положением, интересами этихорганизаций и общефилософскими ориентациями, а также переориента­циями тех, кто представ­ляет официальную религиозную идеологию.Наше стреми­тельное столетие довольно быстро развенчивает застыв­шие, окостеневающие формы мышления, включая мышление философское. Попытки «пуститьв дело» устаревшее, су­губо традиционалистское идейное оружие довольно быстрообнаруживают свою несо­стоятельность. «Мелкий ремонт» его тоже не помогает.Решительный крах то и дело тер­пит именно привычка цепляться за догмы. И вчастности, в трудное положение попадает философско-религиозная догматика.Возьмем, например, одну из централь­ных догм хри­стианства — догму, согласнокоторой бог, «устраивая» чело­веку определен­ные испытания в отместку запервородный грех и греховность вообще, в конце концов все же берет на себя«попечение» о че­ловеческой ис­тории. Две мировые войны и угроза третьей —таково «попечение»? Вот по­чему в нашем веке широкие круги людей, интересующихся филосо­фией, в том числе и верующих, сочувственно встречалипопытки обновления, и по­рой достаточно кардинальные, религиозной идеологии. 53. Материализм, его формы и роль в современном мире. Материалист убежден, что окружающий нас мир обладает материальным бытием, т.е. существует объективно, вне и независимо от сознания. Люди способны воздействовать на окружающую их объективную реальность и изменять ее, но только с помощью материальных, практических усилий. Материалист является рационалистом. Он принимает все, что сказано о позиции рационализма. Он критически относится к сведениям, полученным какими-то непостижимыми, вне чувственными и внерациональными путями, с помощью мистического «откровения» и т.п., и не склонен доверять рассказам иррационалистов о подобных чудесах. Его опора – опыт и разум. Материалист стремится найти способы и средства разумного понимания мира, обнаружить объективные связи и закономерности, объясняющие устройство материальных объектов и происходящие в них изменения. Он исходит из того, что всякое явление имеет свои причины и считает необходимым искать причинное объяснение всего происходящего. Материалист рассматривает мир таким, каков он есть. В процессе познания мира он старается не привносить в свою картину действительности никаких субъективно-произвольных элементов. Он не склонен покидать без нужды почву здравого смысла и житейского опыта. Вместе с тем он высоко ценит науку и предпочитает всюду, где здравого смысла и житейского опыта недостаточно для решения возникающих проблем, использовать научные методы. Материалист считает, что человек есть продукт развития природы. Иметь возможность сохранения и поддержания своего существования – это естественное право человека как природного существа. Все люди в этом отношении равны. Никто не вправе ущемлять естественные права других. Уважение к человеку, стремление к сотрудничеству и взаимной поддержке – это для материалиста наиболее естественный способ отношения к людям. Материалист является атеистом! нет никаких сверхъестественных сил, которые дали бы ему указания, для чего и как следует жить. Свои цели и идеалы, ценностные ориентации, нравственные установки, правила поведения он должен выработать сам.54. Марксистская философия, ее судьбы и перспективы в конце XX в

Философия марксизма утверждает материальное единство мира. Идеальное сознание – высший продукт развития материи. Марксистская философия отрицает существование каких-либо низменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи.

Марксизм исходит из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд, материальное производство. «Способ производства обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание ».55. Бытие и материя. Смысл проблемы бытия. Виды бытия Бытие - одна из основных философских категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени. Выделяются следующие формы бытия:
1) бытие вещей, процессов, состояний природы; (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга, отражение в зеркале и т.п.).
2) бытие вещей, процессов, произведенных человеком;
3) бытие человека;
4) бытие духовного (идеального);
5) бытие социального.

Категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий в основе всех вещей и явлений и гарантирующий их существование..Диалектический подход к пониманию бытия впервые появился у Гераклита, который рассматривал весь мир в постоянном изменении и становлении. В средневековой философии выделяется «истинное бытие» бытие Бога и «неистинное» - сотворенное Богом бытие. Материалисты 17-18 веков связывают понимание бытия с физической реальностью.

Для ученых древности естественные начала нашего мира выступают в форме некоторых образных рациональных конструкций, или стихий. (вода, земля, огонь, воздух). В Китае еще и дерево. Причем одна из них (особенно у философов Греции) принимается за исходную, фундаментальную. Диалектический подход к пониманию бытия впервые появился у Гераклита, который рассматривал весь мир в постоянном изменении и становлении. В средневековой философии выделяется «истинное бытие» бытие Бога и «неистинное» - сотворенное Богом бытие. Материалисты 17-18 веков связывают понимание бытия с физической реальностью.

Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия, существования и несуществования, а так же выявлением сущности всего того, что обладает качеством быть занимается особая наука «онтология». Различия между старой и современной формами онтологии заключается в том, что 1-ая рассматривает весь мир в его отношении к человеку, она ограничивала сферу реального лишь материальным. Новая онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив его и духу.

Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие без которых она существовать на может. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся: движение, пространство и время.

Движение – обозначает любые взаимодействия, а так же любые изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Поэтому движение – любое изменение вообще. Есть такие состояния движения, которые не меняют качественных характеристик предметов. Мы воспринимаем их, как находящихся в покое. Покой – это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Изменения, сопровождающиеся появлением новых качественных состояний, которые представляют собой развертывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояний, называется развитие.. Каждому структурному уровню материи соответствует форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Пространство – это форма бытия материи, выражающая протяженность ее объектов, их строение из элементарных частей. Пространство нашего мира имеет 3 измерения.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. В 20 веке физика выявила глубинную связь между пространством и временем. Оказалось, что время – четвертое измерение мира. Т.ж. выделяют биологическое, космическое, социальное время, последнее выражает длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходя деятельности людей. В истории философии сложилось 2 концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная.

Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит и Платон трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга.

Родоначальник реляционной концепции Аристотель отрицал существования пустоты как таковой. Пространство неоднородно и конечно. Время и пространство есть неотъемлемые внутренние аспекты движущей материи


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь