Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


См. 47. Научная этика и псевдонаука.



(Из «Философии науки» Стёпина)

Общенаучная картина мира формирует предварительное видение исследуемого объекта, активно участвуя в постановке проблем, определяя исходную стратегию исследования. Изучение комплексных, уникальных развивающихся объектов возможно только в системе междисциплинарных взаимодействий. В этом случае общенаучная картина мира как глобальная исследовательская программа в состоянии «подсказать», какие методы и принципы могут быть транслированы из одной науки в другую, как осуществить состыковку знаний, полученных в различных отраслях науки, как включить это знание в культуру на соответствующем этапе функционирования научного знания.

Задавая стратегию исследования саморазвивающихся объектов в рамках конкретных научных дисциплин и обеспечивая стратегию междисциплинарных исследований, удельный вес которых возрастает в современной науке, общенаучная картина мира берет на себя многие функции, которые ранее выполняли специальные научные картины мира. Последние же утрачивают свою прежнюю автономию, трансформируются под влиянием системно-эволюционных идей и включаются в качестве фрагмента в общенаучную картину мира, не претендуя уже на особый самостоятельный статус. На этой стороне развития современных научных знаний следует остановиться особо. Здесь мы сталкиваемся с принципиально новыми (по сравнению с предшествующими состояниями науки) тенденциями исторического развития научной картины мира. То, что было идеалом на этапе возникновения дисциплинарно организованной науки, становится реальностью в современных условиях. На месте слабо состыкующейся мозаики картин исследуемой реальности возникает единая научная картина мира, вбирающая в себя содержание различных дисциплинарных онтологии.

 

54.#Наука и образование в Средние века. Наука на арабском Востоке. Знание и вера.

Эпоху Средневековья относят к III в. н. э., а ее завершение к XIV—XV вв. Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания. Средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией, которая регулятором всех сторон жизни обитателей средневековой Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика, для которой, характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточному, частному, относительному.

Истина оказывалась в полном ведении Божества, так что «христиане должны остерегаться тех, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообразно Богу, которым сотворен сам мир», – подчеркивал Августин. Средневековье предложило множество аргументов, опровергавших возможность истинного познания природы вне божественного откровения. Считалось, что науку необходимо подчинять мудрости, доступной лишь божественному разуму. В рамках официальной доктрины средневековья главенствуют вера и истины откровения. Разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ликвидируется самостоятельность природы. Бог, благодаря своему всемогуществу, может действовать и вопреки естественному порядку.

Теологическая ориентация средневековья очень хорошо прослеживается в текстуальном анализе идей великих мыслителей того времени. Так, в высказывании Тертуллиана (ок. 160 – после 220) отмечается: «...напрасны потуги философов, причем именно тех, которые направляют неразумную любознательность на предметы природы прежде, чем на ее Творца и Повелителя...». Ведь «философы только стремятся к истине, особенно недоступной в этом веке, христиане же владеют ею. Ибо с самого начала философы уклонились от источника мудрости, т.е. страха Божьего». Пожалуй, в окончательном виде кредо средневековья было сформулировано пером Фомы Аквинского: «...необходимо, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение есть такая наука, которая зиждется на основоположениях, выясненных иной, высшей наукой; последняя есть то знание, которым обладает Бог, а также те, кто удостоен блаженства... Эта наука – теология, к другим наукам она прибегает как к подчиненным ей служанкам».

В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом – цитированием авторитетов, что лишало первостепенной значимости задачу по исследованию Природы. В средневековье оформился специфический и решающий критерий истинности, а именно ссылка на авторитет, которым в контексте средневековой культуры был Бог. С течением времени схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе.

Средневековая наука имеет характерные особенности. Так как познавательная деятельность носит теологически-текстовой характер, то анализу подвергаются не вещи и явления, а понятия. Прежде всего, оно выступает как правила, в форме комментария. Второй особенностью средневековой науки является тенденция к систематизации и классификации. Именно средневековье с его склонностью к классификации наложило свою печать и на те произведения античной науки и философии, которые были признаны каноническими в средние века. Компиляторство, как составление из чужих произведений «своего», – это весьма характерная черта средневековой науки.

Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Средневековье отказалось от многих идей античности, не вписывающихся в религиозные представления.

В особом, преимущественном положении находилась логика, ибо, как справедливо полагал Боэций, «всякий, кто возьмется за исследование природы вещей, не усвоив прежде науки рассуждения, не минует ошибок... Таким образом, размышления о логике заставляют прийти к выводу, что этой столь замечательной науке нужно посвятить все силы ума, чтобы укрепиться в умении правильно рассуждать: только после этого сможем мы перейти к достоверному познанию самих вещей»[9]. Он понимал логику как рациональную философию, которая служит средством и орудием и с помощью которой получают знание о природе вещей. Логику как науку о доказательстве в рассуждениях ценил очень высоко Пьер Абеляр, утверждавший, что наука логики имеет большое значение для всякого рода вопросов и что первым ключом мудрости является частое вопрошание. В основе логики лежит дедукция Аристотеля, которую истолковывают как процесс нисхождения, который начинается от чего-то наиболее общего, фундаментального и.первичного и растекается на все остальное. В такой интерпретации весьма узнаваемо сходство дедукции и эманации, предполагающей истечение из лона порождающего характеристик, особенностей и сущностей более простого порядка.

Процесс познания сосредоточивалась в двух почти не связанных друг с другом организациях.

Одной из них были университеты. Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Парижский [10] (Франция, 1253), Оксфордский (Англия, 1117), Кембриджский (Англия, 1209), Болонский (Италия, 1088), Саламанкский (Испания, 1218), Прага (Чехия, 1348). В средние века не было отделения высшего образования от среднего, поэтому в университетах и существовали младший и старшие факультеты. После изучения латыни в начальной школе поступали в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал " семь свободных искусств" (septem artes liberales), состоявших из двух циклов

1) тривиум (trivium--" перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика);

2) квадривиум (quadrivium--" перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия).

Только после изучения этих двух циклов предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский. Отметим, что в школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

Другой можно считать опытно-экспериментальное исследование природы, которое сосредоточилось в мастерских живописцев, скульпторов, архитекторов, в лабораториях магов и алхимиков. Практика создания предметов искусства толкала первых и поиск философского камня вторых на путь экспериментирования. Таким образом формировались области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки, хотя они представляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой. Оккультные науки, в XV веке переживавшие свой расцвет – алхимия, астрология, герметизм, каббала – стали мощной струей, размывающей самое основание средневекового миропонимания. Заявляющий претензии на обладание неким тайным, эзотерическим знанием, а также на искусство управления таинственными силами природы, оккультизм вполне отвечал пробудившейся жажде познания людей.

Говоря о восточной средневековой науке, можно отметить важнейшую роль арабского мира в том, что бесценное наследие античного мира было усвоено и передано далее Западной Европе. Именно арабы явились учителями и воспитателями латинского Запада. Основная книга Птолемея " Математическое построение" была переведена на арабский язык под названием " Альмагисте" (великое), и затем вернулась в Европу как " Альмагест", став господствующим трактатом средневековой астрономии на протяжении четырнадцати веков. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версий, а произошло это потому, что в западной Европе не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея. Поэтому без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса европейцы никогда к такому пониманию и не пришли бы. Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными. Ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением.

Интерес для нас представляет личность Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850), автора нескольких сочинений по математике, которые в ХП в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами – от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. Ал-Хорезми была написана «Книга об ал-джебр и ал-мукабала», целью которой было обучить искусству решения уравнений, необходимых в случаях наследования, раздела имущества, торговли, при измерении земель, проведении каналов и т.д. «Ал-джебр» (отсюда идет название такого раздела математики, как алгебра) и «ал-мукабала» – приемы вычислений, которые были известны Хорезми еще из «Арифметики» позднегреческого математика (Ш в.) Диофанта. Но в Европе об алгебраических приемах узнали только от ал-Хорезми. Никакой специальной алгебраической символики у него даже в зачаточном состоянии еще нет. Запись уравнений и приемы их решений осуществляются на естественном языке.

Алъ-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере доработал логическое наследие Аристотеля. Мыслитель собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», до тех пор неизвестную среди арабоязычных философов), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по ~ вопросам логики. За заслуги в развитии логического знания он получил почетный титул «Второго учителя» («Первым» считался сам Аристотель).

Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Наиболее замечательное в области физики имя – алъ-Хайсам аль-Газен(965—1039) из Басры. Его труд по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.

Среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. В своих трудах Бируни привел достаточно точные математические константы (например, определения удельных весов минералов), определил их распространенность (а также распространенность руд, металлов, сплавов), подробно описал календарные системы различных ближневосточных народов. Географические познания Бируни весьма показательны для успехов этой науки в арабоязычном мире, в котором широкая торговля в странах Южной Азии, Африки и Европы развивала географическую и этнографическую любознательность. Бируни, живший в Индии и изучавший санскритскую литературу, написал большой труд об этой стране. Следует также отметить, что он первым познакомил индийских ученых с достижениями древнегреческой математики и астрономии, переведя некоторые из трудов античных ученых на санскрит.

К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и значительного философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, написал «Комментарии» к «Началам» Евклида. Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

АбуАли ибн Сына (Авиценна) (980—1037) – философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.

Ибн-Рушд (1126—1198) – философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, был сторонником единого интеллекта и космического детерминизма. Он считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная деятельность индивидуума образует лишь частное проявление ее. Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму. Последняя есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуальной деятельности.

В течение всего Средневековья медленно развивавшаяся наука Исламского мира служила как бы " холодильником открытий". Здесь высшие достижения Эллады дожидались дерзких и умелых пользователей и продолжателей. Напротив, застывшая ученость имперского Китая стала в ту пору " холодильником интеллигенции". Только в XVIII веке, когда новые дерзкие европейцы прорвались в Китай, они вызвали там пробуждение великих природных сил. К XX веку китайские ученые вновь вошли в число передовых умов человечества: это выразилось и в нобелевских премиях, и в математических открытиях.

Можно со всей основательностью сделать вывод, что ни один географический регион, ни один конкретный народ не может в полной мере считать себя «чудотворцем», породившим удивительное детище – современную науку. По своему содержанию наука глубоко наднациональна и способна впитать открытия любых народов.

55.#Наука эпохи Возрождения опытное знание и формирование системы образования

 

Познание природы в эпоху Возрождения. Первая научная революция.

Начиная с XVI в., вера в божественное сотворение мира, идея геоцентризма, телеология подвергаются сомнению и критике. В эпоху Возрождения пали многие религиозные запреты, что способствовало также и возрождению наук: наряду с наблюдениями, в основу науки вошёл эксперимент, приведший к резкому увеличению эффективности и достоверности исследований — первой научной революции. В эпоху Возрождения начинается отождествление понятий «познание истины» и «исследование природы». Средством постижения истины становится технический эксперимент. Большой подъём испытали оптика, механика, математика и др. Естествознание оказывается перед необходимостью решать практические задачи.

Была проведена основная мыслительная работа, подготовившая возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию природы.

Главные ценности эпохи Возрождения – природа и сам человек. Человек – это прежде всего не божественное, а природное существо, он – «дитя природы», а природа – «колыбель человека».

Природа становится объектом эстетического наслаждения и предметом научно-рационального познания.

Долгое время знания о биологических явлениях из общей совокупности знаний о природе не выделялись в самостоятельную отрасль. Отражением этого главной ориентации эпохи – ориентации на человека – было быстрое развитие биологического познания. В истории биологии именно эпоха позднего Возрождения (XVI век) – это период зарождения научной биологии, период перелома в способах познания живого.

В XV-XVI вв. потребности медицины обусловили появление разного рода травников, «аптекарских садов». В XVI веке возникают первые зоологические музеи и кунсткамеры, при дворах монархов – зоопарки. В этот же период изобретен микроскоп (А. ван Левенгук).

В эпоху раннего Средневековья в Европе господствовала библейская картина мира. Затем она сменилась геоцентрической системой Птолемея.

Первой в истории человечества научной революцией явилось создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира. Эта теория:

• подорвала ядро (геоцентрическую систему) и основания старой (первой) научной картины мира;

• стала базой революционного становления нового научного мировоззрения и новой (второй) механистической картины мира;

• явилась одной из важнейших предпосылок революции в физике (ньютонианской революции) и создания первой естественнонаучной фундаментальной теории – классической механики;

• определила разработку новой, научной методологии познания природы.

В XIV—XV веках были совершены путешествие Марко Поло в Китай и открытие Америки. После совершения первых кругосветных путешествий стала очевидной правота Джордано Бруно и Николая Коперника о взаимоположении Земли и Солнца. Тем не менее система Коперника не была официально признана вплоть до середины XVIII в., и являлась научным инструментом избранного кружка научных новаторов: Галилея, Кеплера, Ньютона и некоторых других.

К середине XVII в. гелиоцентрическая теория окончательно победила геоцентризм. Возникла необходимость физически обосновать эту теорию, и в середине XVII в. астрономическая революция закономерно перерастает в физическую.

Особенности обучения в эпоху Возрождения

Новая страница в педагогической культуре открывается в эпоху позднего Средневековья (XIV — начало XVII вв.). С возрождением наук, искусств (расцвет живописи Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана), Великими географическими открытиями (1492 г. — открытие Америки; 1498 г. — открытие морского пути в Индию и т.д.) появляется тенденция к переосмыслению места человека на Земле. Эпоха Возрождения — это эпоха культа человека. Педагогическая практика этого периода видела своей задачей формирование активной личности, стремящейся к преобразованию окружающей действительности. Меняющиеся общественно-педагогические ориентиры повлекли за собой активный процесс переориентации системы образования на гуманистические принципы.

К XIV в. образование в странах Западной Европы развивается как самостоятельная отрасль, а в его содержании происходит смена ценностных ориентиров. Если в предыдущие исторические периоды использовался ограниченный круг семи наук, то в эпоху Возрождения грамматика становится основой нарождающихся самостоятельных наук — литературы, истории и логики. В обучении возрастает роль родного языка, поднимается престиж античных авторов, а вместе с тем забытого греческого языка. Циклу естественных наук придается большое значение, геометрия изучается вместе с географией, астрономия — с механикой.

Расширение содержания образования в эпоху Возрождения и влияние этого процесса на последующие периоды развития педагогики представлены в таблице 3.

Происходившие изменения в свою очередь требовали активизации, самостоятельности, творчества учеников и апеллирования не к их памяти в основном, а к логическому мышлению, воображению. Французский писатель-гуманист Мишель де Монтень (1533 —1592) писал: «Знать на память — не значит знать». В связи с

растущим разнообразием наук, усложнением методов преподавания появилась настоятельная потребность в учителях-предметниках, или «школьных мастерах», например, письма, счета и т.д. Характерной чертой педагогики данного периода является четкая иерархия системы образования: низшая ступень представлена элементарной (низшей) школой; учебные заведения повышенного общего образования — городскими (латинскими) школами, гимназиями и коллежами, колледжами; высшая ступень — университетами, кружками и академией.

Нововведением в систему образования стали кружки и академии, которые раньше, чем другие учреждения, использовали гуманистический принцип в образовании. Активное участие в их работе принимали крупные ученые — профессора университетов, государственные деятели, священнослужители, мыслители-гуманисты, студенты. Основное содержание живых бесед, общения, переписки — изучение и реализация в современных условиях классического наследия мыслителей прошлых столетий. Как и в университетах эпохи Средневековья, здесь особое внимание уделяли древнегреческой философии, филологии, этике и праву.

Новой по своей форме и сущности становится семейная школа-Самая известная из данного типа школ — «Дом радости» Витто-рино (Рамбольдини) да Фельтре (1373-1446), основанный в 1423 г, в Италии. Уважительное отношение к ребенку, учет его

индивидуальных интересов, потребностей, склонностей — основные ориентиры в построении образовательного процесса. Для реализации принципа гуманистической педагогики В. да Фельтре использовал наглядность в обучении, диалог, непосредственное наблюдение детей в природе, походы, игры, на занятиях царила атмосфера радости процесса познания. Помимо классических языков в школе изучали новые науки: математику, геометрию, астрономию, естественную историю. Большое значение придавалось физическому и духовному воспитанию как мальчиков, так и девочек. По утверждению историков педагогики, семейные школы эпохи Возрождения явились прообразом будущих классических гимназий.

Одним из важнейших событий того времени стало открытие коллежей нового типа. Здесь впервые происходит разделение учащихся по уровню подготовки на 7 последовательных классов («малые школы»), где применяется фронтальный метод обучения. Эту новую организацию учебного времени стали называть парижской моделью коллежа, которую впоследствии унаследуют иезуитские коллежи.

Общеизвестно, что деятельность иезуитов была подчинена сохранению господства католической церкви. С этой целью они проводили активную работу по воспитанию юношества. Иезуитским орденом были основаны собственные средние школы, оказывалось влияние на университеты.

В своей педагогической системе иезуиты основывались на элементах схоластической педагогики с ее установкой на заучивание, а также использовали новые формы организации учебного процесса, такие, как межклассное и внутриклассное состязания, театрализованные представления, конкурсы, школьное самоуправление, система поощрений и наказаний. Методика обучения была строго продумана и нацелена в большей степени на основательность знаний, нежели на объем. С этой целью каждый урок начинался с повторения предыдущего, что способствовало лучшему усвоению предмета. Учащиеся делились на группы, во главе которых стоял декурион — помощник учителя. В этих группах осуществлялись взаимное обучение, повторение и проверка знаний. Бесплатность, общедоступность и массовость обучения делали просветительскую деятельность всеохватывающей. Для достижения поставленной цели иезуитской системе образования требовались специально подготовленные учителя, коими становились выпускники иезуитских колледжей. Подготовке учителей орден уделял огромное внимание, следя за их профессиональным и духовным ростом.

Основу содержания образования в иезуитских школах составляло изучение гуманитарных наук: грамматики, философии, риторики, латинского языка, при сохранении основательного религиозного и физического воспитания. Организация и деятельность учебных заведений регламентировалась Уставом 1599 г. В нем в разделе «Система знаний» четко прописывалось расписание занятий на неделю, месяц, год для учеников младшего и старшего отделений. Подробные указания определяли распорядок каждого урока, каждого дня, поскольку все учебные заведения носили закрытый характер (интернат).

В целом образовательная деятельность иезуитского ордена являла собой полное подчинение личности учащихся требованиям католической церкви, уводя от идеалов гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

Московское государство сознательно отвергало предложения западных стран в оказании просветительской помощи, дабы хранить подлинную русскую культуру и Православную веру. Педагогика Православия царила в эти времена на русской земле. Средоточени-ем книжной культуры и образованности стали монастыри. При монастырях (Троицко-Сергиевском, Кирилло-Белозерском и др.) священнослужители, старцы обучали подрастающее поколение иконному письму, мелодике церковного песнопения, молитве, чтению и книжному рукоделию, давая нравственные наставления.

Объективная социально-экономическая необходимость подводила русских царей к пониманию необходимости освоения мировой и европейской культуры, к изучению греко-латинского наследия. В это время юго-запад Руси подвергался влиянию католической церкви. Чтобы ограничить ее влияние, братства создают свои училища с типографиями для издания православной литературы. С этой же целью митрополит Петр Могила основывает в 1631 г. Киево-Могилянскую коллегию, впоследствии — академию. В ней было 8 классов, делившихся на 3 отделения: младшее (4 года обучения), где изучали славянский, греческий, латинский, польский языки, катехизис, арифметику, пение; среднее (2 года обучения), где осваивали пиитику, риторику; старшее, где изучали философию и богословие. Академия явилась первым отечественным высшим учебным заведением и сохраняла свой статус до открытия Харьковского университета в 1804 г., а затем преобразовалась в чисто духовную академию.

Значителен был вклад Киево-Могилянской академии в развитие системы образования в Московском государстве. Ряд блистательных государственных деятелей получили в ней образование и явились основоположниками нового типа учебного заведения — греко-латинской школы при Андреевском, Чудовом монастырях (вторая половина XVII в.), школы для промышленного учения при Спасском монастыре, училища словесных наук и греческого языка Ф.М.Ртищева и Славяно-греко-латинской академии (1687). Как и организация братских школ на Украине, так и создание новых школ в Москве преследовали цель хранить Православие от западных реформаторских движений, не допуская ересей и иноверцев. Помимо «семи свободных искусств» изучались древние языки, славянский, немецкий и французский. Методы обучения были схоластическими, т. е. читался текст с комментарием преподавателя на греческом или латинском языке, а учащиеся должны были выучить, запомнить его, иногда проводились диспуты. С открытием университетов в Петербурге (1725) и Москве (1755) Московская Славяно-греко-латинская академия, утратив значение высшего учебного заведения, преобразуется в духовную академию.

Итак, новый тип учебных заведений средневековой Руси, первые высшие отечественные учебные заведения вобрали в себя многие черты братских украинских и белорусских школ. Великий чешский педагог Я.А. Коменский в свое произведение «Законы благоустроенных школ» (50-е гг. XVII в.) включил правила устава Львовской школы (1586). Это еще раз подтверждает ценность опыта школ и их влияние на распространение образования в нашем государстве и за его пределами.

Таким образом, можно утверждать, что средневековая педагогика — эксплицитное наследие, традиция, влияющая на развитие педагогической теории и практики последующих веков. В данном контексте самым убедительным доказательством является педагогическое наследие Я.А.Коменского (1592—1670), который в противовес схоластическому средневековому обучению предлагает систему традиционного образования.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь