Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научная этика и псевдонаука. Методологические характеристики псевдонауки. Специфика псевдонауки в XXI веке.



Понятие псевдонауки фиксируется посредством множества терминов: девиантная наука, паранаука, антинаука, лженаука. Что же обозначают этими терминами? Здесь уместно выделить два блока концепций, знаний и верований, которые не просто сосуществуют рядом с наукой, а претендуют на научный статус. Первый из этих блоков составляют различные эзотерические и мистические учения и практики – их сегодня пытаются истолковать в качестве своего рода научных знаний и описать в наукоподобных терминах. Такие знания и практики всегда были в культуре, их можно и нужно изучать научными методами, но сами они не являются наукой. Однако сегодня есть тенденция придать практикам магов, колдунов, экстрасенсов статус науки (например, парапсихология, альтернативная медицина). Но предлагаемые концепции биополя и стремление ввести в состав науки практику экстрасенсов и магов выходят за рамки науки. Этот блок антинаучных концепций рождается как результат переноса представлений из соседствующего с наукой обыденного знания, магии и религиозного опыта в сферу науки и маскируется под науку. С чем связана эта маскировка? Это связано с особым статусом науки в культуре техногенной цивилизации, которая пришла на смену традиционалистским обществам. Доминирующая ценность научной рациональности начинает оказывать влияние на другие сферы культуры. Религия и миф часто модернизируются под ее влиянием. И тогда на границе между ними и наукой возникают паранаучные концепции, которые пытаются найти себе место в науке.

Теперь о втором блоке антинаучных концепций. Истоки его — внутри самой науки. Часто многие ученые, увлеченные той или иной идеей, претендуют на радикальное изменение научной картины мира, не имея на то достаточных оснований. Тогда используют апелляцию к власти, обращение через СМИ к общественному мнению, которые начинают поддерживать это «открытие». Идет борьба за престиж и перераспределение денег. Но такие люди не обязательно прагматичны — они могут быть убеждены, что сделали переворот в науке, хотя этого никто и не признает. В истории науки можно обнаружить немало примеров такого рода неадекватных убеждений.

К псевдонауке можно отнести не только случаи, когда непроверенные, экспериментально недоказанные факты начинают внедряться в сознание людей и претендуют на изменение научной картины мира. История науки знает также и примеры псевдотеоретических концепций, которые претендовали на роль фундаментальных теорий и даже пытались с помощью власти монопольно доминировать в науке. Бывает, что специалисты в узкой области пытаются выдать свои результаты, принесшие успех при решении частных задач, за фундаментальное знание и даже предлагают изменить сложившуюся научную картину мира. При этом они широко используют различные спекуляции натурфилософского характера.

Можно выделить две группы причин, которые в настоящее время обостряют проблему соотношения науки и псевдонауки. Первая — это причины социального характера, связанные с поиском новых ценностей в процессе диалога культур и с определенными изменениями статуса науки в условиях современного постиндустриального развития; вторая группа — это причины внутреннего характера самой науки, связанные с запаздыванием процессов интеграции все более дифференцирующегося научного знания.

Особое место в комплексе причин, порождающих антинаучные и псевдонаучные знания, занимает специфика менталитета современного постиндустриального мира. Как отмечал Дж. Холтон, в эпоху «классического модерна», т.е. в XIX — первой половине XX в., сформировался особый идеал деятельности, который требовал особых людей, способных следовать твердому распорядку, соблюдать сложившиеся правила и нормы, принимать решения на базе объективных данных и рационального анализа, подчиняться авторитету, который узаконен не сакрально, а только за счет профессиональных достижений.

(Из «Философии науки» Стёпина)

48. □ Междисциплинарность как характеристика современных научно-технических проектов.

Лекции: Междисциплинарность

Поли/ мультидисциплинарность ( ) ( ) ( )

Кросс-дисциплинарность ( )( )( )

Междисциплинарность ( () () )= синтез:

  • Теоретического знания и технологий
  • Знания и умений

Трансдисциплинарность (____) = «исследования, которые идут сквозь границы дисциплины» — Жан Пиаже

· Перенос когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую

· Холистическое (whole) видение предмета

· Творческий подход; открытый, творческий ум

· Экологизация дисциплин — рассмотрение их в широком контексте (+ культурные и социальные условия)

· Инженерия трансдисциплинарности — парадигма открытого разума, размышления неотделимы от действий, познание опирается на способность ума связывать.

  • Постулаты трансдисциплинарности (по Николеску):

· Признание существования уровней реальности. Каждая дисциплина изучает только какой-то фрагмент реальности, один из её уровней.

· Правило включённого третьего. Не противопоставление, а объединение того, что рассматривалось как противоположное.

· Сложность. Попытка понять реальность в её сложности (как синергетика)

  • Трансдисциплинарность — характеристика:

· Теории сложных систем

· Исследований будущего (образы будущего)

· Когнитивной науки

Каждая традиция имеет свою сферу распространения, и есть традиции специально научные, не выходящие за пределы той или иной области знания, а естьобщенаучные или, если выражаться более осторожно, междисциплинарные. Вообще говоря, это достаточно очевидно и на уровне явных знаний: методы физики или химии широко применяются не только в естественных, но и в общественных науках, выступая тем самым как междисциплинарные методы. Аксиоматические построения в геометрии стали в свое время образцом для аналогичных построений в других областях знания. Современные физические теории стали идеалом для других дисциплин, стремящихся к теоретизации и математизации. Возникает мысль, что одна и та же концепция может выступать и в роли куновской парадигмы, и в функции образца для других научных дисциплин. Речь идет об образцах продукта. Так, например, экология, возникшая в прошлом веке в качестве раздела биологии, вызвала после этого к жизни уже немало своих двойников типа экологии преступности, этнической экологии и т.п. Нужно ли говорить, что все эти дисциплины не имеют никакого прямого отношения не только к биологии, но и к естествознанию вообще.

В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно, поэтому эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при узкодисциплинарном подходе, а выявляются только при синтезе фундаментальных и прикладных задач в проблемно-ориентированном поиске.

Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей основных фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.

Среди основных характеристик современной постнеклассической науки можно выделить следующие:

Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая система предстает как «эволюционное целое» и исходит из того, что объединение структур не сводится к простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое становится качественно иным. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению основоположника синергетики Г.Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.

Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознания необходимости глобального всестороннего взгляда на мир. Парадигма целостности проявляется:

· в целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одной из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всего лишь часть, познающая целое;

· в закономерности, состоящей в том, что естественные науки объединяются и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки – на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. В настоящее время наблюдается процесс конвергенции двух культур – научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Именно человек оказывается центром этого процесса.

· в выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Ученые все более обращаются к традициям восточного мышления и его методам. Все более распространяется убеждение не только о силе, но и о слабостях европейского рационализма и его методов.

Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем и частей внутри целого. Коэволюция ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии.

Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении. Объектом современных наук становятся исторически развивающиеся, человекоразмерные системы (объекты экологии, биотехники, медикобиологические объекты). Специфику современной науки определяют комплексные исследовательские программы.

Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической (включая диалектико-материалистическую). В современной науке нельзя ограничиться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией, еще более чем раньше нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные средства постижения действительности.

Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса – логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума. Становится все более очевидным, что рациональные методы никогда в полной мере не соблюдались. Большое значения всегда играли такие факторы как интуиция, вдохновение и т.п.

Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва субъекта и объекта. Требование объективности ограничено тем, что полное отделение наблюдаемого феномена от наблюдателя невозможно. Научное исследование – не монолог ученого, а диалог. Объективность приобретает все более тонкое значения, ибо результаты научного исследования не могут быть отделены от исследовательской деятельности субъекта, человек оказывается в самом центре мироздания. Это не отход от объективности, а приближение к ней, т.к. она открывается только в процессе активной деятельности людей. Соединение объективного мира и мира человека в современных науках неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам предполагает включение ценностных факторов в состав объясняющих положений. Все более широкое распространение получает «антропный принцип» - согласно которому, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена, т.к. наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки). Одна из основных идей – «наведения моста между бытием и становлением», «новый синтез» этих двух важнейших измерений действительности, при решающей роли времени. Понятие «история» применяется ко все более широкому кругу природных объектов и вводится даже в квантово-механическую интерпретацию, где его раньше не было. Историзм, согласно Пригожину, определяется тремя минимальными условиями, которыми отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Исторический аспект любой науки, в том числе о неживых объектах, все более выдвигается на передний план познания (например, эволюционная химия).

Усиливающаяся матемизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Все чаще появляются сложные и дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства. Резко возросло значение вычислительной математики и потребности её развития. Быстрый прогресс вычислительной техники привел к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория игр, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления и др.

Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Экстраполяция эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, астрономии и геологии, на все сферы действительности. Идея глобального эволюционизма демонстрирует процесс перехода естествоиспытателей современного периода науки к диалектическому способу мышления, где ключевым принципов является принцип историзма. Глобальный эволюционизм:

· характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур;

· рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю;

· создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он погружен;

· является основой синтеза знаний в современной науке;

· служит важнейшим принципом исследований новых типов объектов – саморазвивающихся, целостных систем, становящихся все более «человекоразмерными».

Формирование нового – «организмического» видения (понимания природы). Природа рассматривается не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы. Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармоничного отношения человека с природой, составляющими единое целое. Человек видится как органическая часть природы, а не как её властитель. Центральное место занимает принцип ограниченной целостности применительно ко всей природе и к её отдельным подсистемам.

Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенного. Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, а введение их и открытия неравновесных структур – важная особенности постнеклассической науки. Тем самым при исследовании развивающегося мира надо учитывать два его взаимосвязанных компонента как целого: стабильность и нестабильность, порядок и хаос, определенность и неопределенность, что требует соответствующих методов и приемов исследования, которые не могут не быть по своей сущности диалектическими.

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом. Когда биология начала использовать физические методы в своих исследованиях, она достигла впечатляющих результатов, которые завершились возникновением на стыке биологии и физики новой науки — биофизики. Аналогичным образом возникли биохимия, геофизика, геохимия и другие науки. Особое значение в наше время приобретает системный метод, который дает возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности. Именно поэтому системный метод является наиболее эффективным средством интегративных исследований.

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.[j]


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Специфика отношений “принципал – агент” применительно к государству.
  2. IV Международная научная конференция
  3. XXI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  4. Активно-пассивные операции: специфика комиссионных и доверительных (трастовых) операций банков
  5. Анализ механизмов и закономерностей взаимодействия культурных традиций в совр Фии. Специфика методологии совр кросс-культ иссл-ний.
  6. Астральная этика и «Память времен»
  7. Басни И.А.Крылова как выражение реалистических тенденций в литературном развитии первой четверти XIX в. Поэтика крыловской басни. Крылов и русские баснописцы Сумароков, Дмитриев.
  8. Буддхиальное тело. Мировоззрение и этика
  9. В Учении Живая Этика даётся семеричный состав человека, о котором говорится также во всех древних эзотерических Учениях.
  10. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов?
  11. В чем заключается специфика средств и методов социально-гуманитарных наук?
  12. В чем состоит специфика теоретического познания?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь