Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия и наука. Предмет философии науки.



Раздел 1

Философия и наука. Предмет философии науки.

Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п. Многолетний спор Ф и Н о том, в чем больше нуждается о-во – в Ф или Н, какова их взаимосвязь породил мн-во точек зрения и интерпретаций этой проблемы.

1.Спец. науки служат отдельным потребностям об-ва: технике, экономике, обучению. Они изучают свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Ф же интересует мир в целом, она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на?: «что есть сущее, поскольку оно есть», т.е Ф это наука о первоначалах и первопричинах.

2. Свои выводы Н формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки отношение ученого к изучаемым явлениям. Мир глазами ф-фа это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие. Ф-ий разум должен определить свое отношение к миру. основной? Ф формулируется как? об отношении мышления к бытию (чел-ка к миру).

3. Ни один из узких специалистов в процессе научно-исслед-ой д-ти не задается? как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Ф же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно ф-го.

4. Н - это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нов. знания. Цель Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.Ф основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилиза­ции, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.

Специфика понятийного аппарата Ф и Н

1.в Фважен не только достигнутый рез-т, но и путь к этому р-ту. Т. к. путь (т.е. процесс постижения последнего) и является специфическим способом обоснования результата. Н реализует строгую форму организованности, Ф же всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений

2. В Н по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед, т. е. развитие на основе накопления уже полученных результатов. Ф применяет свой особый метод рефлексий-методоборачивания на себя. Это движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием.

3.В соотношении Н и Ф очевидны различия в понятийном аппарате. Язык Ф отличается от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета Ф язык- это язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

4. Усли конкретно-науч. дисц-ны могут развиваться, не учитывая опыт других форм обществ. сознания, то Ф опирается на совокупный опыт дух-го разв-ия чел-ва, всех форм общ-го сознания: Н, ис-ва, религии, права.

5 В Н ценностно-человеческий аспект отнесен навторой план, в Ф наоборот.Протагор «человек-есть мера всех вещей»

6.В Ф ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая ф. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики

О статусе научности Ф

1.Н-ое знание претендует на адекватное отражение действительности и выступает от имени истины. Н-ое знание обладает объективностью и универсальностью и претендует на общезначимость.

2. Все н-ые знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем реальном массиве законов, теорий и концепций существует закон достаточного основания. Согласно ему ни одно положение не может считаться истинным. если оно не имеет достаточного основания. Этот закон достаточного основания является логическим критерием отличия знания от незнания.

3. Н видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий, охватываемых закономерностью. Н ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами естественных наук. Ф-ие теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента они исключительно зависимы от личности мыслителя.

Если проводить соотношение Н и Ф, имея в виду структурные параметры, в частности то, что Н включает в свою структуру субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты то такая структурность не чужда и философии. Но Ф обогащает, данную структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии обладают статусом всеобщности и необходимости. Результат включает в себя рефлексию не только по поводу достижения отдельной, частной проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для общества

В ответ на потребность осмыслить статус и социокультурные функции науки в условиях НТР возникла новая молодая дисциплина философия науки, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. позитивистов. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарной тематики. Философа науки интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы рациональности.

 

 

Аналитическая философия науки

Причины возникновения АФ

АФ – это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Основанием этого являются

1.трудности, с которыми имели дело математики в начале XX века. В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также Ф. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу, что прежняя Ф устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

2. аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для анг. ф-ов всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Было признано, что идеализм несостоятелен. Ясность Ф связывалась с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. Джон Мур и Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр ф-го анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык.

Феноменологический метод

Соотносительность субъекта и объекта. Гуссерль недоволен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъекта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объекта (что приводит к натурализму). Правильная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъект и объект даны в их соотносительности.

Эпохе, феноменологическая редукция, интенция . Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начинается. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить скобки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздержание со времен древних греков называется эпохе).

На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явлениям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегическом смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенсионально, т.е. направлено на предмет.

Идентирование. Эйдос. Интуиция. Рассмотрим феноменологический метод на конкретном примере. Как воспринять и осмыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэтому синтезирование выступает как идентирование. т.е. «схватывание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне вообще? Эйдос- это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свойства, которые присуши всякой яблоне. В результате достигается эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без какого-либо вмешательства предмета.

Акту переживания соответствует высказывание. Динамике переживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на нечто, это бедные знаки. И есть высказывания подлинные, полновесные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делая себя ответственным за происходящее.

Феноменолог стремится сохранить и приумножить полноту бытия, которая реализуется в динамике созерцаний, переживаний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Переход от созерцания отдельных предметов к их смыслу совершается благодаря интуиции.

По Хайдеггеру наука- есть теория действительного. Этот тезис проясняется им в двух аспектах. Во-первых, что называется «действительное» и, во-вторых, что называется «теорией». Действительное составляет сферу действенного, того, что действует. Слово «действовать» называет определенный способ выхода существующего на уровень своего пребывания. В широком смысле, «действительность» означает произведенную в присутствие наличность или завершенное пребывание спонтанно про-изводящего себя. Действительное –это получившееся как следствие, вещь, получившаяся в ходе некоторого действия. Таким образом, действительность можно рассматривать как факт. Действительное являет себя в статусе предмета. Теория – это зрелище, облик, лик, в котором вещь является, вид, под которым она выступает. В самом раннем смысле теория- есть оберегающее созерцание истины. В немецком переводе, теория- это рассмотрение действительного. Таким образом, теория позволяет увидеть лик присутствующего открыть закон, увидеть то, что скрыто в самой природе. Особую роль в научном познании играет предмет. Предмет- это то, что перед нами. В предмете главное указание на противостояние субъекта и объекта познания. Ученый вычленяет вещь от других вещей, а до этого отделяет себя. Нельзя увидеть вещь, не противопоставив себя. Поскольку современная наука- есть теория, в любом ее рассмотрении решающее первенство принадлежит способу «смотрения», т. е. методу. Действительное то, что поддается измерению. Теория действительного- обязательно частная наука. Исследование предметной области должно входить в частности подразделения рассматриваемых предметов. Специализация - одно из необходимых следствий существа современной науки. Предметное противостояние в физике: для классической физики любое состояние движения тел поддается определению одновременно и по месту в пространстве, и по количеству движения. Наоборот, в атомной физике состояние движения может быть определено или только по месту в пространстве, или только по количеству движения. Таким образом, в представлении классической физики природа допускает однозначный и полный априорный расчет, тогда как атомная физика позволяет лишь установить предметные взаимосвязи, имеющие статический характер. Оставаясь в своих рамках науки не могут судить о себе. Таким образом, осмыслить, в понимании Хайдеггера- это ответить на вопрос «для чего». Миссия науки в умножении возможностей бытия, раскрытии возможностей, таящихся в мире.

Классификации методов

Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Что касается методов науки: в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т. п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания и т. д. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания, включающая (по степени общности и широте применения).

I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К числу филос. также относятся: аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных типов, а система «мягких» принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер. Философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.

Всевозрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология. Важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности.

Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Ученые призывают к созданию прикладной философии — своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.

Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта и Гегеля, но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса.

II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке. Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализации, уточнения средствами математической теории символической логики. Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

III. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу. Методология не есть также простая сумма отдельных методов, их «механическое единство». Методология — сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.

 

Классическая

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.

Сходства античного и научного типа рациональности: 1. Воспроизведение принципа тождества мышления и бытия 2. идеальный план работы мысли.

Характеристика: 1.субъект познания исключен, противопоставлен объекту, идет борьба за чистоту эксперимента. 2. пространство определяется как изотропное (все изменения обратимы), геометризация природы. 3.время циклично, принимается в своей пространственной проекции. 4. приоритет статики над динамикой 5.детерменизм-вера в причинность.6.объект рассматривается как изолированный и статический. 7.принципом объяснения является редукция-применение языка к описанию.8. развитие знаний представляет собой процесс накопления- коммулятивность.

Неклассическая

Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели. В самой физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал

уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.

Характеристики: 1. Актуализировалось представление об активности субъекта познания. 2. пространство определялось производно от динамических характеристик объекта, являлось анизотропным и относительным.3.время относительно.4. отношение к движению: приоритет динамики над статикой. 5. индетерменизм- вероятностный подход. 6.рассмотрение динамических систем( циклически изменяются во времени). 7. принципом объяснения является фундаментальная симметрия. 8. развитие знаний представляет собой процесс научных революций

Постнеклассическая

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы.

Характеристики: 1. субъект признается как определяющий всю познавательную систему, антропный принцип 2.пространство структурировано и точка зрения субъекта голографическая, взгляд ученого на мир определяется приборами. 3. время необратимо, физика становится исторической наукой. 4. нелинейность развития. 4. конструктивная роль случайности. 5. динамическая система в ее окружающей среде. 5. принципом объяснения является ассиметрия. 6. отношение к развитию познания: альтернативные модели и сценарии. 7. возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика.

 

Этика науки.

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки.

В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, напри­мер, как “не укради”, “не лги”, приспособленныек особенностям научной деятельности (плагиат, преднамеренное искажение данных эксперименты). Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты характерных именно для науки цен­ностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаи­вание истины.

В повседневной научной деятельности обычно бывает не­просто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нор­мах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе — логически, экспериментально и пр. — обоснованным. Ответствен­ность за соблюдение такого рода требований лежит на самом уче­ном, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому.

С точки зрения Р. Мертона, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них универсализм — убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Вторая ценность — общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Третья ценность — бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы, получения денежного вознаграждения). Четвертая ценность — организованный скептицизм: .каждый уче­ный несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоя­нием гласности

Безусловно, нередки случаи нарушения этих норм. Однако тот, кто их нару­шает, рискует рано или поздно потерять уважение и доверие своих коллег. Следствием этого может стать полное игнорирование его научных результатов другими исследователями, так что он по сути дела окажется вне науки.

Отдельные нарушения этических норм науки, хотя и могут вы­зывать серьезные трудности в развитии той или иной области знания, в общем, все же чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако когда такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказы­вается уже сама наука. Сообщество ученых прямо заинтересовано в сохранении климата доверия, поскольку без этого было бы невозможно дальнейшее развитие научных знаний, то есть прогресс науки.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятель­ности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

27. Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.

Наука вплетена во все сферы человеческой деятельности, она внедряется и в базисные основания отношений самих людей. Особенно значима роль науки в образовании. В основании современного образовательного процесса лежат научная картина мира и научно обоснованные подходы. Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

Наука оказывает направленное воздействие на образовательный процесс и может в случае необходимости санкционировать изменение всей структуры обучения. Научно-мировоззренческие принципы присутствуют в самих воспитательных и образовательных доктринах, в составе мыслительной деятельности педагога, пронизывают все содержание учебно-образовательного процесса. Они опираются на достижения многообразных наук о человеке: антропологии, педагогики, психологии, физиологии, дидактики и пр. Образовательный процесс имеет не только собственные технологии, среди которых информационные в настоящее время заявляют о своем приоритетном положении, но и закономерности.

Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности. Формирование современного типа личности предстает не просто как передача тех или иных знаний, но и как целостный процесс окультуривания, «возделывания» личности учащегося.

Образование — это интегративный процесс. В нем присутствует компонента обучения, компонента передачи и сохранения традиций, творческая компонента, предполагающая развитие эвристической и

поисковой деятельности.

Образование — процесс непрерывный, который проходит через свои институциональные формы, т.е. совершается как в рамках официальные учебных заведений, имея систематический характер, так и вне их в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание.

Образование обеспечивает необходимую подготовку личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Современная наука обеспокоена созданием таких моделей образовательного процесса, в которых была бы значима его гуманитарная составляющая, ориентация на толерантность, сбалансировано научное и духовное содержание. В настоящее время говорят о поликультурном образовательном пространстве, весьма актуальном для многонациональной России. Утверждается личностно-ориентированная модель научного образования, возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней: операционального (предполагает освоение логики учебного предмета), межоперационального (совокупности дисциплин данного учебного курса), тактического (отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин), стратегического (ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания во внутреннюю смысловую структуру личности), глобального (свидетельствует о сущностном ядре личности, предстающей как результат интегрального и направленного образовательного процесса).

Среди современных методов образования актуальными становятся активные формы: деловые игры, тренинги, изучение типичных и нетипичных ситуаций, дистантное обучение и информационные тех нологии.

Современные исследователи предлагают выделять две общие как для образования, так и для науки функции: 1. предполагающая неогуманистическую ориентацию, в которой присутствуют ценностные ориентации на выживание человечества. Суть ее сводится к транслированию последующим поколениям не только совокупности накопленных знаний, но императивов на будущее, содержащих заботу о будущих поколениях. 2. экологическая функция направлена на сохранение природы вообще (ресурсов, Земли, биосферы) и обеспечение максимально благоприятных и гармоничных экологических условий для существования человека.

Современная система образования стремится к изменению парадигмы образовательного процесса в направлении от техногенно- экономической к эколого-гуманистической. На вопрос о том, выживет ли человечество в техногенном мире, ученые отвечают, что это во многом зависит от того, насколько наука и образование совместными усилиями будут заботиться о нашем будущем.

 

Раздел 2.

 

Про случайность

Проблема онтологического статуса случайных явлений остро зазвучала именно потому, что, как показала квантовая механика, причинно-следственные отношения в некоторых важ­ных случаях принципиально нельзя выразить однозначно.

Каков же механизм возникновения и действия объективной случайности?

Решение этой проблемы дал математик и философ А. Курно. Он рассматривает с одной стороны непогрешимость человеческого разума, возможность для него абсолютно точного предсказания событий, а с другой — он причисляет случай к области объективного существования и характеризует его как такое явление, которое в значительной степени управляет миром.

При характеристике познавательных способностей человека Курно отмечает, что вероятностные знания, которыми мы обладаем, не только зависят от нашей способности познавать, но и являются также отражением реальности. Даже если бы человеческий ум был абсолютно непогрешим, ему приходилось бы часто довольствоваться вероятностями. Курно считал, что появление события вероятностного характера — результат действия объективного случая.

В настоящее время не утихают философские и научные споры о детерминизме, природе случай ных явлений, онтологическом статусе вероятности. Особенно сильны споры по этой проблеме в физике, вероятно, потому, что большинство представителей квантовой механики по-прежнему считают невозможным однозначно истолковать поведение эле­ментарных частиц.

Существует ряд точек зрения, объясняющих статистический характер поведения микрообъектов:

1. Статистический характер — следствие квантовой природы микрочастиц, объективного соотношения неопределенностей (Бор, Гейзенберг)

2. Вероятностный характер квантовой механики обусловлен неполным знанием микрообъектов, наличием неизвестных науке «скрытых параметров» (Эйнштейн, Луи де Бройль, Бом, Вижье)

3. Статистический характер квантовой механики определяется тем, что она исследует поведение не отдельных микрочастиц, а статистических ансамблей микрочастиц (Блохинцев, Никольский).

Такие умонастроения получили название “сциентистских” и “техницистских”. Имеются разновидности “кибернетического”, “генетического”, “компьютерного” и т.д. техницизма и сциентизма. существует преемственность, - утверждается культ разума и науки.

Возрастающая роль информации и информационных систем, революционное воздействие потока информации на производство, управление, человека, - факт лежащий в основании концепции информационно – технического общества. Сегодня сформирована новая среда в жизни человека: - компьютер, интернет, многоканальное телевидение, всевозможные информационные системы и сети. Человек получил в своё распоряжение ресурсы доступные, многократному, многостороннему использованию, их быстрому усовершенствованию.

У человека появился новый инструмент, партнер по взаимодействию – компьютер. Сложнейшая машина стала предметом повседневного общения человека. С развитием компьютерных технологий непосредственно связано появление понятия “виртуальная реальность”. В то время, как пользователь персонального компьютера отправляется в виртуальную реальность, его тело остается в реальном мире. Его сознание переживает опыт ничего не имеющий с его фактическим телесным опытом. Расщепляется целостность человека.

Место целевого подхода в биологических исследованиях. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механический детерминизм, органический детерминизм, акциденционализм, финализм.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь