Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Товарный знак и малые формы рекламы
6.3.1 Маркировка товара и декрет «О товарном знаке»
В ряду изобразительных элементов рекламы разнообразная эмблематика товарных знаК0в, изобретательное сочетание рисунка и шрифта или чисто шрифтовые конструкции в разные века и в разных странах составляли предмет заботы предпринимателей, коммерсантов и художников. Как упоминалось в первой главе, для новой власти революционная эмблематика также имела огромное значение, тиражировалась всеми возможными способами: на плакатах, почтовых марках, денежных купюрах, в архитектурных конструкциях. Однако под этим натиском оказалась оттесненной в разряд «наследия старого мира» промышленная и торговая эмблематика. В условиях нэпа новосозданным трестам и кооперативам было необходимо маркировать новопроизведенные изделия, фиксировать свой знак. В разгаре национализации крупных частных предприятий их прежние фирменные наименования ликвидировались. На первых порах их просто заменяли порядковыми именами. Так, фабрика «Дукат» стала Первой государственной папиросной фабрикой, акционерное общество «Новая Бавария» стала Ленинградским пивным заводом № 2. Общей регистрации всех этих изменений до 1923 г. не производилось. Логика нэпа потребовал изменения такой ситуации. С 1922 г. страна организует экспортную торговлю, и внятная маркировка товаров становится остро востребованной. Совет народных комиссаров 10 ноября 1922 г. издает декрет «О товарном знаке», в котором утверждает основные правила их регистрации. Отмечается, что знаки должны регистрироваться в Отделе товарных знаков Комитета по делам изобретений ВСНХ.
Использование дореволюционных и зарубежных торговых марок
В середине 1923 г. в прессе разгорается дискуссия относительно правомерности использовать в новых условиях дореволюционную маркировку 1 июня орган ВСНХ «Торгово-промышленная газета» выпускает специализированное приложение, посвященное этой проблеме. В нем впервые за годы Советской власти представлены изображения торговых знаков твердо вставших на ноги торговых и промышленных предприятий: фабрики «Скороход», Центросоюза, ГУМа, Товарищества писчебумажной и книжной торговли «Экватор» и др. Здесь сталкиваются точки зрения руководителя Комиссии по внутренней торговле А. Лежавы и эксперта А. Трояновского. Первый категорически против восстановления былой маркировки, второй столь же решительно – «за». Спор был решен, что называется, «явочным порядком». Пока инстанции дискутировали, ряд предприятий уже отмечал на своей продукции бывшие популярные логотипы. Постановление ЦИК и Совнаркома от 1926 г. разрешил этот, стихийно уже начавшийся, процесс. Снова вошли в употребление марки бывшей кондитерской фабрики «Эйнем», переименованной в «Красный Октябрь»: конфеты «Мишка косолапый» и «Раковые шейки», шоколад «Золотой ярлык» и «Серебряный ярлык» и т.п. В 1926 г. прошли регистрацию в СССР английские марки: «Pears» (душистое мыло и туалетные принадлежности), акционерного общества «Вильям Лоу» (соленые, маринованные и копченые сельди), »Judce» (металлические изделия), а также ряда немецких фирм. В 1928 г. прошла регистрацию всемирно известная американская «Кока-Кола». Структуру большинства зарубежных товарных знаков составляли реалистично исполненные контуры предметов, растений, животных. В марке «Pears» – это изображение груш, в марке общества «Вильям Лоу» – не изображение рыбы, как это можно было бы ожидать, а силуэт бурого медведя.
Новые советские торговые марки
Облик многих российских марок не уступал в содержательности и выразительности зарубежным, особенно в случаях, когда за их создание брались опытные мастера. Излюбленные компоненты новых советских марок, помимо революционной атрибутики, – детали станков и машин (зубчатые колеса, шестеренки, разводные ключи и т.п.). Характерный образец – фирменная марка треста «Мосполиграф», исполненная А. Коджаковым в конце 20-х годов. Перед нами профильное изображение печатного станка с надписями, исполненными четким рубленым шрифтом. Вверху – слово «МОСПОЛИГРАФ» – черный шрифт на белом фоне, внизу – слово «ТРЕСТ» – белый шрифт на черном фоне. Марка производит ощущение предельной деловитости, строгости, четкости. В более свободной манере исполнен фирменный знак «Моссельпрома». Знак перегружен изобразительными элементами, видимо, в целях охватить многообразие видов деятельности, присущих этой организации. В центре окружности силуэт рабочего на фоне шестеренки и серпа; сюда же вписан рог изобилия с буквами МСНХ, что означает Московский совет народного хозяйства. А по окружности расположено слово МОС-СЫЬПРОМ. Дробность элементов изображения снижает, на наш взгляд, цельность эстетического воздействия торговой эмблемы. В ином, динамичном и концентрированном, варианте исполнена А. Родченко фирменная марка для издательства «Федерация». Утолщенный обод окружности с надписью «Издательство Федерация» рассекает стилизованное изображение книги-ракеты, которая действительно передает впечатление огромной силы, скорости, движения к желанной цели. Вдохновенно исполненный фирменный знак. Разумеется, наряду с талантливо исполненными товарными знаками в 20-е годы было немало формальных, безликих образцов. Но важно отметить, что эта сфера находилась в поле зрения и властей, и художников. За качество товарного знака боролись преуспевающие предприятия. Например, Всесоюзный химический синдикат объявил в 1929 г. конкурс на лучший рисунок для товарного знака. На конкурс поступило 932 рисунка. Была устроена их однодневная выставка. В итоге выбранный знак не стал особо примечательным – сказались усредненные потребительские вкусы. Но любой (более или менее удачный) зарегистрированный торговый знак находит широкое поле применения в малых формах рекламы – этикетках, вкладышах, обертках, упаковках, расшифровывая имя и адрес производители товара, давая первое представление о его качестве.
6.3.2 Малые формы рекламы: этикетки, вкладыши, упаковки
Наряду с плакатами и товарными знаками в 20-е годы уделялось особое внимание малым рекламным формам: этикеткам, вкладышам, открыткам, упаковкам. Напомним, что среди продукции «реклам-конструктора» упоминались «до сотни вывесок, упаковок, оберток». Своеобразная ситуация сложилась в области этикеток. На них нередко присутствовала одновременно и дореволюционная, и советская эмблематика. Причины те же, что и в использовании дореволюционных товарных знаков: популярность привычного оформления повседневных потребительских товаров. Вот на круглой коробочке с мармеладом, ангельского, вполне дореволюционного облика девчушка прижимает ко рту апельсин на фоне трех апельсиновых деревьев. Вверху надпись: «Пат Д’Абрикосова», внизу же – слово МОССЕЛЬПРОМ и товарный знак, описанный нами ранее. Действовали пришедшие из былых времен этикетки одеколона «Кармен», пудры «Цветущий май», духов «Букет моей бабушки». Но, параллельно созданная по былым рецептам качественная продукция получала новое облачение. Так произошло с парфюмерной линией «Красная Москва». Для духов, одеколона, крема и пудры этой линии были разработаны одностильные ярко-красные этикетки и упаковки с орнаментом из наложенных друг на друга пятиконечных звезд. Во вновь разработанных этикетках ведущими изображениями стали, подобно тому, как они присутствовали в товарных знаках, силуэты заводских корпусов, дымящие трубы, технические конструкции, штабеля готовой продукции. Этой тенденции еще предстоит усилиться в период индустриализации 30-х годов.
Этикетки: творчество - «реклам-конструктора»
А пока шла общегосударственная массированная подготовка этих процессов. И в области малых рекламных форм не обходится без участия «агитатора, горлана-главаря» В. Маяковского. Он разрабатывает тексты к оберткам для конфет «Наша индустрия», «Красноармейская звезда», «Новые меры». Темы оберток для карамели «Наша индустрия» с рисунками А. Родченко таковы: «Дирижабль», «Элеватор», «Автоплуг», «Аэроплан», «Паровоз», «Пароход», «Трактор», машина «Динамо». Надписи к последним двум сюжетам сообщают: Крестьянскому характеру пора привыкнуть к трактору, не провернуть земли сухой доисторической сохой. Этою вот самою машиною динамою можно гору сдвинуть прочь, горю нашему помочь. В обертках карамели «Красноармейская звезда» не только надписи, но и рисунки исполнены В. Маяковским. Он же берется продвигать в массы освоение новых метрических наименований. С этой целью поэт в 1923–1924 гг. создает цикл Запомни, расчет очень важен: два метра – приблизительно сажень. Рисуем, чтоб каждый запомнить мог. Четыре сантиметра – один вершок. Запомните, эта работа не тяжка: один сантиметр – четверть вершка. Создаются надписи и для коробок с наборами конфет или печенья, и для вкладышей. Так, в пакеты с продукцией Чаеуправления вкладывались листовки с такими текстами: Милый, брось слова свои, – что мне эти пения? Мчи в подарок мне чаи ЧАЕУПРАВЛЕНИЯ (выделено Маяковским. – Авт.). Таким образом, в середине 20-х годов в СССР не было недостатка в талантливых образцах ни крупных изобразительных, ни малых форм рекламной продукции. Отсветы этих процессов в определенной степени затронули оформление вывесок и витрин в крупных городах, преимущественно в Москве. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы