Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблематика авторского кино. Урбореализ
Говоря о состояние российского кинематографа, Карен Шахназаров отметил, что, по его мнению, " кино стало менее интересным, уровень российского кино вызывает серьезные вопросы у зрителя, поэтому нельзя все сваливать на систему проката, надо предъявлять претензии и к себе". По мнению кинорежиссера, российское кино надо делать на основе национальных традиций. " Это не значит, что не надо заимствовать лучшее у американского, европейского и даже индийского кинематографа, но при этом российский кинематограф должен быть своеобразным, - пояснил он. – Это было у советского кино, и поэтому его до сих пор смотрят во всем мире, а сегодня российское кино не может нащупать это – оно похоже то на американское, то на европейское, но никак не на само себя". Проблема российского кино еще в том, добавил Карен Шахназаров, что по отечественным фильмам никак нельзя понять, как живет страна. " Кино должно выражать жизнь своего народа и страны, - заявил кинорежиссер. – И тогда оно становится интересным". Это в полной мере относится и к авторскому кино, так как режиссёры раскрывая замысел своих картин основываются на определенных канонах и принципах. Что бы более точно разобраться в проблеме «проступания» этих самых характерных российских основ, и заимствование их из вне, нужно для начала разобраться в их определении. В существующей на сегодняшний день научной литературе по авторскому кино его специфические черты и характеристики раскрываются исходя из понимания автором его происхождения, истории. Можно выделить три концепции. Наталья Самутина в своей статье «Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея» определяет модель авторского кино, обобщая творческий опыт «Новой волны» 1950-60-х годов, поскольку считает, что именно это явление в истории кинематографа стало родоначальником авторского кино в современном его понимании. В работах Стива Нила («Арт-синема как институция»), Женетт Венсендо («Проблемы в европейском кино»), Дэвида Бордвелла («Артхаус как проявление кино») и Армана Маттелара («Политика европейского кино и ответ Голливуду») представлена концепция авторского кино как модели европейского кинематографа, противостоящей массовой кинопродукции Голливуда. Авторы считают, что данная модель сформировалась в Старом свете ещё в первой трети ХХ века. Поэтому, с их точки зрения, сегодняшнее авторское кино определяется чертами европейского кинематографа, зародившегося в рамках этой модели в указанный период. Из этой концепции вытекает ещё одна, представленная в научной литературе. Е.А. Бондаренко («Путешествие в мир кино»), М.П. Власова («Виды и жанры киноискусства»), Е. Добина («Поэтика кино») определяют авторское кино как авангардное, экспериментальное, находя его истоки в соответствующем кинематографе первой четверти прошлого столетия на основе сходства киноязыка. С точки зрения современности, проблематикой авторского кино в России является творчество режиссёров. Которые часто критикуются зрителями и профессиональными критиками, большое количество критики написано о творчестве Никиты Михалкова. Критика фильмов знаменитого режиссёра часто носит отрицательный характер, однако бывают и восторженные отзывы. Самыми известными, а значит, самыми критикуемыми фильмами Михалкова являются «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» и «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Много критики пишется и на Фёдора Бондарчука и Тимура Бекмамбетова. По мнению режиссёра Алексея Федорченко в России снизилось качество кинообразования. Павел Лунгин отмечает низкую изобретательность сценаристов. К современным режиссёрам художественного кино относятся Александр Сокуров, Алексей Герман младший. Известны своими работами Валерия Гай Германика, Алексей Попогребский, Кирилл Серебренников, Алексей Мизгирёв, Андрей Звягинцев, Алексей Учитель, Сергей Лобан, Рената Литвинова.
С 2010 года критики отмечают появление новой волны авторского кино — «урбореализма», имеющего корни в лирическом советском кинематографе и вызывающего резонанс у зрителей. Картины выделялись броским, ярким стилем и стали знамением времени. Почти одновременно на экраны страны вышло несколько фильмов, которые с равным успехом можно назвать и авторскими, и зрительскими. Фильмы эти вызвали большой интерес среди зрителей своей новизной и самобытностью. Речь идет о таких кинолентах как " Шапито-шоу", " Какраки", " Простые вещи" (эта лента появилась чуть ранее - в 2007 году) " О чем говорят мужчины", " Громозека", «Упражнения в прекрасном», и представляют собой драмы, мелодрамы и комедии о жизни простых горожан. Эксцентрика и карнавализация повседневности — основная эстетика этого кино. Авторское кино тоже все дальше и дальше уходит от того места, где когда-то располагался материк " просто хороших фильмов". И " виноваты" были как авторы, так и аудитория, которая создала запрос за яркую авторскую самобытность. Впрочем, было бы корректней сказать, что виноваты не они, а внутренняя динамика развития всякого искусства, которая выдвигает на авансцену " автора", " творца с ярко выраженной творческой индивидуальностью". Изысканные визуальные образцы, сложные этические вопросы без ответов, парадоксальные сюжеты предназначались все более и более сужающемуся кругу почитателей - киноманам, кинокритикам и членам фестивальных жюри. И вдруг неожиданно, на рубеже второго десятилетия XXI века в России появляется целая вереница фильмов " урбореалистических". Именно они больше всего могут претендовать на роль " просто хороших фильмов", то есть драм, мелодрам, комедий о жизни современников, в первую очередь современных горожан. Другой важнейшей особенностью урбореализма является его манящая, сладкая эстетика. В отличие от большинства авторских фильмов, урбореализм переносит акцент со слова " ЧТО" на слово " КАК". В урбореализме главное не то, ЧТО хочет сказать режиссер, а то, КАК, он это делает. Очевидно, что арт-хаус в России, стараясь быть предельно оригинальным, выработал довольно стандартный набор художественных приемов, которые стали его фирменным знаком, родовым пятном. Эстетика авторского кино в России стала столь узнаваемой и типичной, что впору было говорить о возникновении целого жанра - " русский арт-хаус". Конечно, невозможно втиснуть в единые рамки все авторские фильмы. Однако масса авторов отчего-то тяготела к довольно стандартной, заезженной стилистике. Вроде непохожие режиссеры воспроизводили ее с методичностью маньяка из фильма в фильм. Если зритель видел в течение двух минут немеющую лошадь на луговине, потом обеззвученный туман еще три минуты, потом совхоз осенью, то он ликовал: " о, русский арт-хаус! ". Даже цветовая палитра в кадре оставалась однообразной. Серые, сизые, пелесые оттенки преобладали. Прославленный киновед Сергей Кудрявцев, человек, который видел около 30 тысяч кинокартин, даже придумал для этого направления термин: " серуха". Уробреализм сделал ставку на яркий, необузданный артистизм. Отличия видны во всем: в драматургии, операторской работе, музыке. Здесь царствуют средние, не очень продолжительные планы. Картина насыщена сюжетными поворотами. Герои не молчат по две минуты, вглядываясь вдаль осенней лужи. Им есть что сказать. Говорят, они чуть ли не скороговоркой, в стиле Ивана Урганта. Урбореализм - праздничен: герои едут в отпуск, на гастроли, на автобусе, поезде, авто, если нет транспорта, то идут в Крым пешком, сидят на больничном, плавают в море, в бассейне, кутят в тавернах, развратничают, пьют водку, пиво, томатный сок, поют и пляшут. В отличие от сизого " глубокомысленного" арт-хауса картинка переливается всеми цветами радуги. Эксцентрика, буффонада есть неотъемлемое свойство урбореализма. Этот стиль предполагает карнавализацию действительности, артистический кураж. Это кино привстает на цыпочки, наполняется желанием и жеманством. Карнавализацию не следует путать с клюквенным оптимизмом в жанре " любить по-туркменски" в духе Астрахана, Матвеева или Рогожкина. Урбореализм решает не этические, а эстетические задачи. Он не имеет ничего общего с идеей " все будет хорошо". В этом кино героям может быть хорошо, плохо или средне. За это и не любят, например, " Громозеку", ошибочно считая ее мрачной. В силу карнавализации и артистизма " урбо-фильм" можно перенести на подмостки театра или, наоборот, сделать урбо-фильм на основе спектакля. " Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова - это экранизация его одноименной пьесы, которая с огромным успехом уже 4 года идет в театре Моссовета. Шедевр Эльдара Рязанова - " Ирония судьбы, или С легким паром" тоже сначала в виде пьесы триумфально шел в театрах. Говорить об урбореализме как о принципиально новом течении в российском кино, разуметься, нельзя. " Урбореалистические" картины были, есть и всегда будут. Например, аналогом " Упражнений в прекрасном" можно назвать картину " Женская собственность" (реж. Дмитрий Месхиев, 1999). Городская повседневность ласково показана в таких лентах как " С любовью, Лиля" (реж. Лариса Садилова, 2003), " Щит Минервы" (реж. Сергей Ткачев, 2003), " Связь" (реж. Дуня Смирнова, 2006). Наконец, нельзя забывать о позднем Эльдаре Рязанове, который без Эмиля Брагинского и пресса цензуры стал тяготеть к буффонаде, эксцентрике, как и в ранние свои годы. Тем не менее, " Предсказание" или " Привет, Дуралеи" тоже примыкают к урбореализму. Если же мы вспомним кино Советского Союза, то подобных реалистических драм, мелодрам и комедий с танцами, песнями, ресторанами, отпусками, Новыми Годами и неизбывной печалью-радостью, которые вдруг обнажается в жизни простого горожанина, было превеликое множество. " Ирония судьбы, или С легким паром" и " Влюбленные", " Сто дней после детства" и " Из жизни отдыхающих", " Нежность" и " Почти смешная история", " Берегись автомобиля" и " Служебный роман". Икона стиля здесь Эльдар Рязанов. Коварное лукавство урбореализма заключено том, что он обращается сразу к двум реальностям: экзистенциальной ситуации XXI века и кинореальности СССР. В какой-то мере урбореализм описывает современность языком сорокалетней давности. Таким образом, " сверхновая волна" российского кино - урбореализм - есть ничто иное, как хорошо забытое старое, а именно: лирический реализм кино советского.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы