Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Творчество советских кинорежиссеров в авторском кино.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Авторское кино стало бурно развиваться в России после распада советского союза. В этот период кинематограф перестройки ждал «свежей волны», новых идей в творчестве и безудержного рвения воплощать их в реальность. Казалось, что отмена цензуры и " свободное плавание" в кратчайший срок помогут стимулировать революционные изменения в кино. Перестроенное кино поэтапно и стремительно освобождалось от оков, но " новая волна" все еще заставляла себя ждать. Однако, любая глобальная революция в кинематографе основывается на трех концепциях: 1) создание новой системы производства (бюджет, техника, персонал, производственный статус актеров, режиссеров, сценаристов и т.д.); 2) создание нового киноязыка (трансформация кинематографического времени и пространства, статус дискурса, творческий статус актеров, режиссеров, сценаристов и т.д.); 3) образование новых типов связи объекта кинематографа с историческим временем. Такие революционные вспышки в кинематографе обусловлены, прежде всего, самой системой производства. Коллективный производственный процесс, изначально тянущийся к тоталитарности, прямая зависимость отрасли от функционирования возвратных механизмов, как ни в каком другом виде искусства, входят в острейший диссонанс со свободой творческого волеизъявления (прежде всего - режиссера). Аналогия манифестации нового образа кинематографического мышления с революцией в данном случае представляется наиболее уместной, ибо " новые" всякий раз восстают против диктатуры в кинематографе - производственной, идеологической и эстетической. Однако авторское кино существовало и до перестройки. В СССР (а потом и в России) всегда было множество талантливых режиссеров, снимающих авторское кино. Одним из этих режиссеров в до перестроечного времени был Андрей Тарковский. У Тарковского на протяжении всей его жизни рос список нереализованных им идей, но осуществить их попросту не давали, к каждому его фильму неустанно придирались члены партийного руководства, требуя переснять, вырезать, убрать. А те фильмы Андрея Тарковского, которые были одобрены, выпускали в такой скромный прокат, что среднестатистический зритель просто не мог о них знать. На Западе же Тарковского буквально боготворили, устраивая всевозможные показы его немногочисленных картин. Для западной публики было интересно смотреть на русский менталитет и выражение личности режиссера, отраженные в фильмах Тарковского, таких как «Сталкер», «Солярис», «Ностальгия», «Лютый», «Андрей Рублев» и других. Его творчество можно смело считать прообразом будущего авторского кино в России. Затейливое полотно, состоящее из воспоминаний главного героя, показано Андреем Тарковским в его «Зеркале». Это как бы слепок с эмоций и чувств, поток сознания, неуправляемого и загадочного. Тут нет отрицательных или положительных героев, нет завязки, развития событий, кульминации. Паря в этом потоке, сотканном режиссером, мы проникаем в его сокровенные мысли и подпитываемся его духовными силами. К русскому артхаусу вполне можно отнести и «Ассу». Эта лента стала культовой сразу после выхода на экраны – ведь Сергей Соловьев использовал в кино композиции выходящих в то время «из подполья» рок-музыкантов, а в эпизодической (но очень значимой) роли появился Виктор Цой. Царящий в кадре постмодернизм плюс «революционная» музыка Гребенщикова творили чудеса – фильм (при всей его странности) посмотрели около 18 млн. зрителей. Драма «Письма мертвого человека» чем-то созвучна «Сталкеру». Действие в фильме Лопушанского происходит после ядерной катастрофы. Земля представляет собой жалкое зрелище, а выжившие пытаются адаптироваться к новым жутким условиям. Особую актуальность ленте придал тот факт, что она вышла через несколько месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС. Александр Сокуров – еще одна крупная фигура в мире авторского кино России. В 1999-м году приз Канн за сценарий заслужила его картина «Молох». Ее часто включают в списки лучших представителей русского артхауса. Фильм охватывает очень короткий период времени – всего сутки из жизни Адольфа Гитлера, его будущей жены Евы Браун и их приближенных. «Молох» порой внушает отвращение, порой удивляет. Но взгляд Сокурова на эту историческую фигуру весьма любопытен: ведь маленькому неказистому усатому человечку удалось стать кумиром нации и завоевать практически всю Европу. Как?
Это факты из прошлого, а еще недавно, в период резкого сокращения производства кинофильмов в нашей стране, в профессиональных и особенно в непрофессиональных, зрительских, кругах многие говорили о российском кинематографе как об умирающем. Этот печальный процесс был обусловлен тем, что фильмы снимались при 100-процентном бюджетном финансировании, которое, тая прямо на глазах, привело к уменьшению смет картин, а затем и вовсе к почти полной остановке кинопроизводства. В середине 90-х годов, в самое беспросветное для отечественного кино время, количество экранных фильмов сократилось буквально до считанных единиц. Однако сейчас маятник качнулся в другую сторону: пугающую тенденцию, кажется, удалось преодолеть. Многочисленная армия российских кинематографистов, частично деморализованная событиями прошедшего десятилетия, постепенно возвращается на прежние позиции. Появилось довольно много негосударственных студий, и теперь можно с уверенностью сказать, что ситуация кардинально меняется в лучшую сторону. Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино долгое время находилось в упадке. Из-за дефолта 1998 года финансирование кинопроизводства резко сократилось. В связи с такой ситуацией появлялось много мелких частных киностудий. Но иногда выходили такие значительные кассовые фильмы, как: «Анкор, ещё анкор! » (1993), «Вор» (1997), комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995), «Особенности национальной охоты» (1995). Первым хитом этого времени была картина «Брат» (1997) Алексея Балабанова, затем его же фильм «Про уродов и людей» (1998) и другое кино, отражавшее пессимистические настроения. Среди сценаристов выделяются Алексей Саморядов и Пётр Луцик («Окраина», 1998). На сегодня российское кино носит преимущественно развлекательный характер (95 % фильмов). Это объясняется высокой прибыльностью, особенно в области телевизионного кино, и высокими рейтингами таких фильмов на телевидении. Однако в России снимаются и такие серьёзные кинокартины, как «Ворошиловский стрелок», «В августе 44-го…», «Стальная бабочка», «Остров» (2006) и другие. Кинематограф России характеризуется обилием фильмов, в основном для массового зрителя, на криминальную, комедийную и историческую тематики. Но в общем плане общая стилистика российского кино ещё только формируется, что режиссёр Карен Шахназаров связывает с «дефицитом организации» в кино. Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Одним из наиболее ярких артхаусных режиссёров девяностых стала Кира Муратова. Просмотр ретроспективы фильмов режиссера позволяет не только яснее увидеть и осознать масштаб творческой личности, но и отчетливей представить особенности авторского стиля, художественный почерк мастера. Так, начинаешь понимать, что Муратова – режиссер в значительной мере аудиальный, именно в этой плоскости, на мой взгляд, находятся ее основные художественные открытия. Этим можно объяснить и ее частое тяготение к черно-белой цветовой гамме: визуальная составляющая ее картин не должна привлекать к себе излишнее внимание зрителя, позволяя в большей степени сосредоточиться на звучании фильма. Звуковая палитра муратовских произведений чрезвычайно насыщенна, многообразна и выразительна. Даже грузовики в фильме «Познавая белый свет», по словам кинокритика Зары Абдуллаевой «дышат как живые, ревут, как хор плакальщиц». Важной составляющей звукового наполнения фильмов Муратовой является и замечательное музыкальное оформление: в первых двух фильмах («Короткие встречи», «Долгие проводы») – оригинальная музыка прекрасного композитора Олега Каравайчука, в дальнейшем – музыка из произведений Шуберта, Чайковского, Бетховена и др.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы