Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской губернии.



«У местных жителей (Старополья, Корино, Ложголово и близлежащих селений – В.Б.) ходит упорное предание о литовских набегах, от которых будто бы в давно минувшие времена много страдал здешний край. Местные жители иногда оказывали им сопротивление, пытались отразить их вооруженною рукою. Густые дремучие леса расстилались близ самых сел, затрудняли сообщение между ними и служили убежищем разным бродягам и беглецам, которые скоплялись шайками и беспокоили жителей. В здешних же местах проходили, по преданию, под начальством Шереметева войска к Нарве. Чрез мхи и болота прокладывались мосты из толстых дубовых бревен длиною в три сажени; еще ныне случается доставать такие бревна из болота, куда они опустились на аршин. В конце каждого бревна проделано ухо, как в игле; в него вероятно продевали канат, чтобы удобнее было тащить бревно из леса к назначенному месту».

 

Ложголово.

Георгиевский крест в Свято-Георгиевской часовне. 2004.

 

«На некоторых (каменных – В.Б.) крестах с восточной стороны в форме выемок сделаны изображения осьмиконечного или шестиконечного креста, в отличие от крестов в Ложголовской и Курешской часовнях, где кресты сделаны из известкового плитняка, представляют гораздо более отделанную и правильную форму и имеют с восточной стороны выпуклые изображения четырехконечных крестов».

 

Свято-Никольская часовня в деревне Ликовское. 2004.

Очевидно, она идентична часовне, которая некогда была в Ложголово.

Посреди разграбленных киотов на восточной стороне

Стоит каменный поклонный крест, почти полностью повторяющий

Формой и размерами Георгиевский крест в Ложголово.

«Выше было указано, что нынешние жители (деревни Корино – В.Б.) считают себя выселенцами из Новгородской губернии; это едва ли может подлежать сомнению. Предание в Ложголове, по которому икона Егория Храброго приплыла на каменном кресте на место нынешней часовни при высыхающем уже ручейке Егория, также указывает на духовное родство ложголовцев с новгородскими жителями. Нужно кажется думать, что новгородские выселенцы явились сюда уже христианами и наверное служили здесь на первых порах в качестве мирных миссионеров православия между Чудскою народностью, в роде напр. новгородца Кирилла, захваченного здесь датскими вассалами в 1233 году. Нужно думать кроме того, что новгородские миссионеры действовали здесь в этом направлении крайне осторожно и последовательно. Это соображение основывается на изучении местных часовен. Часовни в этом крае имеются почти у всех деревень, исключая большею частью ближайших к церкви. Часовни эти деревянные. Серьезного внимания достойно то обстоятельство, что почти все они построены при ручьях или ключах, если последние находятся вблизи деревни; так напр. в Руе часовня даже построена на ручье, в Ложголове вне деревни при ручье, в Лососькине рядом подле древнего кладбища. По древнему преданию, первоначальная церковь Старопольского прихода устроена была не на теперешнем ее месте, а в одной версте от него, именно около деревни Куреши, но будто во время литовских набегов она была разрушена и потом построена деревянная церковь на нынешнем месте во имя великомученика Георгия».

Ликовское.

Свято-Никольская часовня.

.

« Называются они (часовни - В.Б.) просто по деревне, напр. Замошская, Каринская, Ложголовская и т.д. Связь их с кладбищами та, что иногда они расположены подле них и в большой части их находится один или несколько древних каменных крестов, принесенных с кладбища. Нет никакой записи, никакого предания, даже малейшего повода предполагать, чтобы какая-нибудь из часовен была построена наместо церкви. Многие из них при перестройке сел, начавшейся в 1846 году, по указанному начальством правильному плану, перенесены с прежних мест на новые. Нет также решительного указания, по которому можно было бы определить время первоначального устройства их. На расспросы по этому поводу крестьяне обыкновенно отвечают, что часовня построена исстари веков, что от предков о времени их постройки они ничего не слыхали. По устройству и расположению все они очень похожи одна на другую. Каждая из них имеет вид небольшого сарая или амбара, сделанного на скорую руку без всякой заботы о прочности и чистоте отделки. Они занимают пространство от 2-6 квадратных саженей. Под крышею возвышается небольшой деревянный или железный крест, в боковых стенах проделано одно или два маленьких окна. Внутренняя задняя стена заставлена иконами и крестами. Пред ними поставлены подсвечники или лампады. Пред иконами бывает поставлен и стол. Часовни служат единственно для того, чтобы в них помещать покойников до времени выноса в церковь и чтобы служить молебны во время сельских праздников. Не построены ли часовни на местах языческого идольского служения, каковыми были у Эстов, а здесь вероятно у Води, рощи, кладбища, ручейки, ключи, озера и др.? ».

 

Ликовское.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь