Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гуманизм и универсализм как ведущие черты итальянского Возрождения.



Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, различными памятниками античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Но и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали тщательно изучаться представителями итальянской городской интеллигенции.

 

В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам, древней философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры. Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами.

 

Гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств требующих специальной тренировки по их формированию: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию.

 

Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен Культура письменной и устной речи выходит на передний план и составляет неотъемлемую и характерную черту возрожденческого гуманизма. Таким образом, важнейшей чертой гуманизма является его практическая направленность. в гуманизме теория должна прямо и непосредственно служить практически-жизненным интересам. Она должна отвечать на вопрос «как жить Индивид, личность ставится в центр теоретических построений.

 

Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении — от личного к божественному. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека.

 

Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. Поэзия Петрарки и Данте, художественные шедевры Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи и многих других. Произведения эпохи Возрождения вошли в сокровищницу мировой культуры.

 

Основные художественные достижения итальянского и Северного Возрождения.

Трактовка 1. Северное Возрождение – это культура, которая развивалась своим путем, не копируя итальянский Ренессанс. Северное Возрождение начинается приблизительно в середине 15 века и, в отличие от Итальянского Возрождения не имеет в своей основе возврат к античности. В основе всей эпохи лежит идея гуманизма, но она имеет свои особенности, свои проявления.

Во-первых, итальянское Возрождение проходило под знаком борьбы со средневековой схоластикой, оно было направлено на утверждение новых идеалов в науке и искусстве, требовало большей свободы и большего раскрепощения человеческого духа. Северное Возрождение предполагало, что культура будет развиваться по пути изменения экономических взаимоотношений. Эти изменения предполагали, что в Европе начинают формироваться первые признаки капиталистических отношений.

Второй важный момент, который оказал на Северное Возрождение сильное влияние − процесс Реформации. Поэтому гуманизм Северного Возрождения в определенной степени был обусловлен более активной борьбой с католицизмом, более активным стремлением к реформированию этой церкви.

Северное Возрождение захватило такие страны как Германия, Голландия, Фландрия, Франция и другие страны. Здесь мы видим много ярких, выдающихся имен в самых разных сферах.

Знаковая фигура немецкого Возрождения − Альбрехт Дюрер, который одним из первых начинает применять масляную живопись и работает с акварелью, использует разные техники, одним из первых начинает работать с гравюрой.

В центре английского Возрождения стоит фигура Шекспира, который предложил европейской литературе яркие, великолепные произведения. В них мы видим человека умного, деятельного, человека пытающегося постигнуть философию жизни.

Во французской литературе этого времени мы видим такую фигуру как Франсуа Рабле. В его романе «Гогрантюа и Понтагрюэль» мы видим невероятный оптимизм, ощущение полноты жизни, радость от самого момента человеческих поступков.

Голландский Ренессанс, как и фламандский – время невероятного расцвета живописи. Здесь огромное количество ярчайших имен, таких как Питер Брейгель, Иероним Босх.

Эпоха Возрождения к середине 16 века заканчивается. Еще по инерции будут создаваться произведения в духе этой эпохи, но многие идеалы этого времени начинают испытывать кризис. Происходит это потому, что изменяется сама жизнь и бороться со средневековой схоластикой теперь незачем, стремится к секуляризации ни к чему потому, что культура все увереннее стала выруливать на «новые рельсы», и мы видим, что светская культура к середине 16 века начинает занимать очень прочное место в пространстве Европейской культуры.

 

Трактовка вопроса 2:

Северное возрождение имело своеобразный характер за счёт того, что началось на целое столетие позже в таких странах как Германия, Франция и Нидерланды.

 

В искусстве северного возрождения присутствует намного больше средневекового - больше религии, меньше схожести с античностью.

 

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование Бога, смешивает его с природой. Природа наделена божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра.

 

Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения — это портрет. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Северные художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте ( А. Дюрер, Ж. Фуке).

 

Живопись Итальянского возрождения производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И, думаю, это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план (Ф. Брунеллески, Донателло).

 

Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

 

Культура эпохи Реформации.

Важнейшим этапом в культурно-историческом развитии Европы явилась Реформация.

1)Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.

2)Реформация (от лат. “reformatio" - преобразование, исправление) - религиозное и общественное движение в Северной и Центральной Европе, содержанием которого являлась критика и атака на монопольное положение католической церкви и ее учения в политической и идеологической системах европейского общества.

 

В ряде европейских стран был осуществлен переход к новой, протестантской церкви Реформация во многом связана с Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание.

 

Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям.

 

Успехи Реформации, подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию, создав в 1542 г, ''священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизма в Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие к этому. " Церковь держала и держит нашу страну разобщенной" (Н. Макиавелли).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь