Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика культуры эпохи Просвещения
Просвещение — общественное, эстетическое, идейное и культурное движение в странах Америки и Европы, связанное с переменами в условиях жизни, сложившихся под влиянием распада феодальных и становления капиталистических отношений в экономике. Исторические рамки — 1689-1789 года. Предпосылками и первопричинами эстетической эволюции в обществе были изменения в науке, политике, идеологии, культуре, искусстве. Культура в эпоху Просвещения вела борьбу за торжество «царства разума», прежде всего обусловленного развитием науки. Его основой должен был стать принцип «естественного равенства», с вытекающими из него принципами политической свободы и гражданским равенством. Просветителями стали убежденные материалисты и идеалисты, которые признавали разум, как основу познания и поведения людей. Философские течения общественной мысли в культуре эпохи Просвещения представляли собой некое единство, которое выражалось в целях и идеалах — свобода, веротерпимость, благосостояние и счастье, отказ от насилия, вольнодумство, а так же критический взгляд к любым авторитетам. Научное знание, ранее доступное лишь узкому кругу ученых, распространяется далеко за пределы лабораторий и университетов. Наука постепенно становится предметом обсуждения деятелей культуры, популярно излагающих самые последние достижения философии и науки. Известные люди эпохи Просвещения происходили из разных сословий и классов: начиная с аристократии и дворян, заканчивая служащими торгово-промышленных комплексов. В каждой из стран культура эпохи Просвещения носила отпечаток национальной самобытности. После революций и гражданских войн в 17—18 веках сгладились противоречия в обществе, развивался парламентаризм, что привело к укреплению политической борьбы в правовом поле. Церковь не противопоставляла саму себя Просвещению и в определенной мере даже соответствовала его идеалу веротерпимости. Все это способствовало бурному развитию культуры. Сохранился баланс между традиционными ценностями, хранителем которых была церковь и особыми новаторскими, которые несла культура эпохи Просвещения. Художественная культура 18 века — это период ломки воздвигавшейся веками художественной системы: скептическое и ироническое отношение ко всему, что считалось избранным и возвышенным ранее. Перед художниками впервые открылись возможности свободы наблюдения и творчества. Культура эпохи Просвещения использовала стилистические формы классики, отражая с их помощью уже совершенно новое содержание. Искусство Европы18 столетия соединило в себе два противоположных начала: классицизм, означающий подчинение человека системе и романтизм. В культуре разных народов, классика и романтизм то образовывали некий синтез, то существовали во всевозможных смешениях и комбинациях. Новым началом в культуре эпохи Просвещения было так же появление течений, которые не имели собственной стилистической формы и не испытывали потребности в ее генерации. Одним из крупнейших течений был прежде всего сентиментализм, который в полной мере отражал просветительские представления о доброте и чистоте натуры человека, которые были утрачены вместе с “естественным состоянием” общества, во время его постепенного отдаления от природы. Сентиментализм, прежде всего, обращался к внутреннему, интимному, личному миру человеческих мыслей и чувств, поэтому не требовал особых стилистических изысков. Сентиментализм был близок к романтизму.“Естественный” человек, воспеваемый им, постоянно испытывает трагичность столкновения с силами природы и общества, с самой жизнью, которая готовит ему великие потрясения. Их предчувствие пропитывает всю культуру эпохи Просвещения. Процесс вытеснения религии в искусстве светскими является характерной чертой культуры Просвещения. Светское зодчество в18 веке, впервые за долгую историю, берет верх над религиозным по всей территории Европы. Жанровая живопись, в которой отражались повседневные наблюдения художников за жизнью реальных людей в реальном мире, широко распространяется по территории европейских странах, а порой даже стремится занять главенствующее место. Место Парадного портрета, столь популярного в прошлом, занимает портрет интимный, а в пейзажной живописи возникает “пейзаж настроения”, представленный такими художниками как Гейнсборо, Гварди, Ватто. Характерной чертой культуры Просвещения является возрастающее внимание к эскизу, причем не только у самих художников, но даже у критиков и искусствоведов. Индивидуальное восприятие, настроения, отраженное в эскизах, иногда оказывают эмоциональное и эстетическое действие, чем полностью законченное произведение. Гравюра и рисунок ценятся выше живописных полотен, поскольку устанавливают более выраженную связь между зрителем и художником. Вкусы и предпочтения эпохи поменяли и сами требования к колориту полотен живописи. У художников 18 века в работах усиливается декоративное восприятие цвета, картины начинают украшать то место, в котором они находятся. Культура эпохи Просвещения, воплощенная в архитектуре и живописи рококо, прежде всего, были настроены на создание комфорта для человека, который будет наслаждаться этими произведениями. Маленькие по объему комнаты не выглядят тесно благодаря иллюзиям “играющего пространства”, что достигается архитекторами и художниками за счет использования различных художественных средств: орнамента, зеркал, панно, особой цветовой гаммы и т.д. Этот стиль стал популярным в небогатых домах, в которые он внес дух комфорта и уюта без излишней помпезности и роскоши. Еще одной отличительной чертой культуры Просвещения было отображение с помощью художественных средств человеческих ощущений и наслаждений — духовных и физических. Начиная с 18 в. как публика, так и критики требуют от новой живописи, музыки и театра больше “приятного” или “чувственного”. В бесконечных спорах между ними зарождались современные теории прав человека, как независимого гражданина и части гражданского общества, демократии в правовом государстве, этики индивидуализма и рыночной экономики. На смену старой идеологии, феодализма пришло время экономистов, философов, социологов и литераторов эпохи Просвещения. XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпоха Просвещения, как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Европы, а просветительские идеи охватили также Англию, Германию, Италию, Россию. Кризис абсолютизма, буржуазные революции, распространение философских знаний подготовили рождение новой культуры. Это выражалось в новом понимании самого человека, которого, как считали просветители, можно изменить к лучшему. Отличительная черта идеологии Просвещения — надежна на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. Франция дало миру таких просветителей, как Ж. -Ж. Руссо, Д.Дидро, Вольтер. В Англии это — Кавендиш, Филдинг, Дж. Уатт. В Германии — Лессинг, Гете, Шиллер, Кант. В России — Ломоносов, Радищев. В XVIII веке быстро сменяются технологии и достижения, доминирует городская культура, природа представляется человеку, как арена преобразующей, творческой деятельности. Новое понимание культуры как духовного творчества людей входит в массовое сознание западной цивилизации. Авторитет науки и знания поднимается эпохой Просвещения на небывалую раннее высоту. Великие французские просветители — Вольтер, Дидро, Руссо дали новое толковании философско-эстетических категорий, таких как красота, гармония, вкус. Эти философы дали образцы всеобъемлющего анализа художественного процесса, отдельных видов и жанров искусства. Эстетический фактор во всех аспектах художественной культуры становится определяющим. В частности, Вольтер в статье «Вкус» выдвигает положение об исторической изменчивости культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. Искусство рассматривается им как мощное средство преобразования мира. Вольтер видит в искусстве школу морали, могучее средство просвещения и пропаганды новых идей. Дени Дидро является самым разносторонним представителем французского Просвещения. Он основатель и создатель знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел». Дидро соединяет в себе талант философа, теоретика искусства, художественного критика и писателя. Его повесть «Племянник Рамо» получила широкую известность. Культура Немецкого просвещения представлена творчеством молодых немецких писателей творческого объединения «Буря и натиск». Это И.Г.Гердер, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Ф.М.Клинкер и другие. Они в своих работах обосновали принципы: • исторического подхода к искусству; • зависимости искусства от природной и социальной среды; • национальной художественной культуры, свойственной каждому народу; • убежденности в наступлении «золотого века» искусства. Творчество поэтов «Бури и натиска» признано оптимизмом, верой в возможности человека, обращенностью к индивидуальным переживаниям людей. В искусстве XVIII века классицизм приобретает новые черты. Он тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, идеалами политической свободы и национальной независимости. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, он тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, с народной культурой различных европейских стран. Имена Ф.Шиллера (драма «Братья-разбойники»), И.Гете («Фауст»), Ж.Л.Давида (полотно «Свобода на баррикадах») Моцарта, Баха, Бетховена гремят по всей Европе. Д.Дефо издает свой знаменитый роман «Робинзон Крузо», в котором создает образ энергичного человека будущей буржуазной эпохи. Во второй половине XVIII века в искусстве формируется сентиментализм — художественное течение, которое провозглашает естественное чувство определяющим моментом жизненных ценностей. Английский писатель Л.Стерн публикует «Сентиментальное путешествие», герои которого — простые люди, представлены эмоционально-насыщено, слезливо, участливо. Ж. -Ж.Руссо в духе сентиментализма создает роман «Новая Элоиза», Н.Карамзин повесть «Барышня-Крестьянка» (и «Крестьянки могут любить»). Мотивы сентиментализма звучат в творчестве Гете, Шиллера, Ричардсона, а в русской литературе в творчестве Н.Львова, В.Жуковского. Излюбленные жанры писателей-сентименталистов — дневники, путевые заметки, элегии, романы, насыщенные исповедями и нравоучительными установками. В культуре XVIII века закладываются основы утилитарной морали. («Что полезно, то и добродетельно» И.Бентам), Б.Франклин разрабатывает основные принципы буржуазной морали: «время — деньги», «бережливость и труд к богатству пилу» и т.п. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3633; Нарушение авторского права страницы