Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Специфика аналитической концепции культуры К.Г. Юнга
Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог, психотерапевт, автор работ " Аналитическая психология", " Архетип и символ". Он был учеником З. Фрейда и некоторое время сотрудничал с ним и многое воспринял из психоанализа, но он разошёлся во взглядах с Фрейдом, и его исследования привели к иным выводам. Юнг в человеке видел, прежде всего, существо духовное, способное инстинктам противопоставлять дух. Это, по существу, и составляло основу критики Юнгом 3. Фрейда, болезненный разрыв с которым он обосновал в опубликованной в 1929 году работе " Противоречия Фрейда и Юнга". Суть позиции Юнга состояла в том, что он отказался воспринимать человека как существо, движимое инстинктами, подчиняющееся стихии бессознательного. Если З. Фрейд исследовал бессознательное в качестве природной сущности человека, то К. Юнг открыл изначальные культурные истоки бессознательного. Во-первых, Юнг проявлял интерес к мистическим аспектам культуры, в своих исследованиях он сравнивал состояния медиумического транса, галлюцинаций и помрачения рассудка, Юнг отмечал наличие сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у поэтов, пророков и других выдающихся людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий из глубин сознания. Сознание творцов (в отличие от сознания больных) может овладеть содержанием, идущим из тайников подсознания, и придавать ему религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция " далеко превосходящая сознательный ум". Они улавливают некие " праформы": эти " праформы всплывают в нашем сознании спонтанно и обладают способностью воздействовать на наш внутренний мир", считал Юнг. Во-вторых, Юнг обнаружил типичные образы - образы-символы, проходящие через всю историю мировой культуры и выражающие приобщённость человека к таинственной стороне жизни. Эти символические образы " никогда не были в сознании и никогда не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию" (К. Юнг). Т.е. они рождены общим для всех людей бессознательным. Юнг обратил внимание на параллелизм мифологических сюжетов и мотивов, в которых возникают эти образы (о Потопе, о Героях, о преданности, например в греческой культуре это миф о Пенелопе, о неуязвимости, например в греческой культуре миф об Ахиллесе). Это он считал доказательством существования бессознательного. Исходя их этого, Юнг разделил бессознательное на два слоя: 1)личное бессознательное - это утерянные воспоминания, а также содержания, которые ещё сознательно не созрели; и 2) коллективное бессознательное (не - или сверхличностное бессознательное) - это древнейшие и всеобщие формы представлений человечества, родовая память человечества, это запечатленное в структурах мозга отражение опыта прежних поколений. Это бессознательное родилось на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, оно является основой нашей психики. Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которая является общей для всего человечества. Коллективное бессознательное старше сознания человека, поэтому сознание человека формируется и вырастает из коллективного бессознательного. Первичными структурами коллективного бессознательного являются архетипы (от лат. arche - начало, typos - отпечаток) - своего рода осадок от первичного душевного опыта человечества. Архетипы - это образы или мотивы без содержания (но они способны заполняться сознанием) - глубинный слой бессознательного, где дремлют всеобще человеческие изначальные образы. Это психический смысл, который сам по себе лишён предметности, например, один из смыслов - жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком. Архетип - это первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. К. Юнг выделил ряд универсальных культурных архетипов, например, мать, ребёнок, старец и другие. Архетипы никогда не были в сознании, никогда не были приобретены индивидуально, передаются по наследству, рождены общим для всех людей бессознательным. Коллективное бессознательное (имеющее культурные истоки)" запускает" процесс инкультурации (это процесс вхождения в культуру, т.е. усвоение культуры предшествующих поколений). Архетипы - это некие врождённые программы под их влиянием находятся не только элементарные поведенческие реакции (безусловные рефлексы), но и восприятие, мышление, воображение. Архетипов столько много, сколько типичных жизненных ситуаций, если в жизни что-то случается, что соответствует архетипу, то он активизируется. Архетипы неизменны, но их содержание постоянно подвергается влияниям социальной среды и исторических событий. В самом общем смысле архетип - это извечный сюжет или образ, повторяющийся от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, но каждый раз, по-новому переосмысленный в соответствии с духом своего времени и своей культуры.У Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга, оба являются источником культуры. Для Юнга бессознательная основа человеческой личности, хотя и имеет архаическое происхождение, всё же может жить в мире с культурой. Юнг также много внимания уделял анализу мышления и его связи с культурой, считая, что культура - это общий и принятый способ мышления. По его мнению, есть два типа мышления логическое и интуитивное. Логическое мышление - это европейская (западная) культурная традиция, оно развилось в рамках средневековой культуры на базе схоластики. Схоластика подготовила категориальный аппарат науки, когда мышление осуществляется в словесных выражениях, опирается на законы, тождество и непротиворечивость в рассуждении. Интуитивное мышление - форма мышления основана на озарении, интуиции - это традиция стран Востока, мышление осуществляется в виде потока образов, оно направлено внутрь сознания, оно не продуктивно для индустриального развития, но оно незаменимо для творчества, мифологии, религии и предназначается на приспособление к коллективному бессознательному, устанавливая баланс между сознанием и коллективным бессознательным. К. Юнг создатель оригинальной теории психологических типов. Он обозначил два психологических типа: экстраверта и интроверта.
3)По Э.ФРОММУ, культурное, собственно человеческое начинается там, где кончается природное, и оно коренится в специфике человеческого существования, в отношениях человека к миру и обществу, культуре в целом. Двойственность человека как природного и надприродного существа определяет основную историческую дихотомию*: вместе со стремлением человека как мыслящего существа к свободе и независимости в нем живет потребность к безопасности (бегство от свободы), удовлетворение которой принимает в истории различные формы. Связующим звеном между индивидом и культурой служит социальный характер. Господствующим типом такого характера обусловливается своеобразие культуры. В формировании социального характера Э.Фромм значительную роль отводит страху, который вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с культурными нормами данного общества. * Дихотомия - логический термин, означающий деление понятия или класса понятий на две части. Э. Фромм полагает, что человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное - одиночества. Исторические формы социального характера Э. Фромм связывает с типами отчуждения. Понятие отчуждение имеет важное значение при анализе конкретных типов социального характера в европейской культуре раннего капитализма и более поздних эпох. Э. Фромм выделяет накопительский тип, сочетающий в себе скупость, упорство и педантизм; эксплуататорский тип, реализующий себя лишь через разрушение объекта своих отношений, и пассивный тип, характеризующий индивидов на противоположном общественном полюсе развития. Самым же главным в изменении культуры новой эпохи (капитализм) Э.Фромм считает изменения психологического отношения людей к миру, основной смысл которых - отчуждение.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы